Элективный курс в 9-м классе"Исследовательская деятельность"
элективный курс (9 класс) на тему
Программа элективного курса направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. На изучение элективного курса в 9-х классах выделяется 18 часов. Прграмма состоит из 4 разделов:
1. Реферат как научная работа (4 ч.)
2. Работа с информацией (4 ч.)
3. Успешная презентация работ (4 ч.)
4. Исследовательская работа (3 ч.)
5. Проектная работа (3ч.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балезинская средняя общеобразовательная школа №3»
МБОУ «Балезинская средняя школа №3»
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ М.Х.Касимова Введено в действие Приказ №_____ От «___» ____________ 2016 года |
Рабочая программа
элективного курса
«Исследовательская деятельность»
для 9 –х классов
Составитель: учитель немецкого языка
Тютина Гульнара Магыфуровна
Балезино, 2016
Пояснительная записка
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, легко ориентирующийся в большом потоке информации, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений реферативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи данного курса:
- выявить, поддержать и развить у учащихся интерес к реферативной, исследовательской деятельности;
- познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
- изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи и т.п.);
- развивать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;
- формировать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- использовать приобретённые знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
- Особенности программы:
Программа элективного курса направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Основная форма организации- традиционная классно-урочная. Предусматривается применение следующих технологий обучения, как элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология критического мышления, проектная деятельность.
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.
– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
– возможность участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно- исследовательской деятельности, а также практические работы и итоговые обсуждения.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий.
Виды и формы контроля: контрольные работы (промежуточные), тестирование, защита работы. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-практических конференциях, защиты работы на зачетном занятии.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Реферат | 4 | 3 | 1 |
2. | Работа с информацией | 4 | 3 | 1 |
3. | Успешная презентация работ | 4 | 3 | 1 |
4. | Исследовательская работа | 3 | 2 | 1 |
5. | Проектная работа | 3 | 2 | 1 |
Итого: | 18 |
3.Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану в МБОУ «Балезинская средняя общеобразовательная школа №3» на изучение элективного курса в 9-х классах выделяется 18 часов из расчёта 1 час в неделю в каждом классе во 2-м полугодии .
- Ценностные ориентиры содержания предмета:
Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
5.Содержание учебного предмета:
1. Реферат как научная работа (4 ч.)
Значение курса. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Работа над введением: формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы, формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
2. Работа с информацией (4 ч.)
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация. Составление плана информационного текста. Тезисы. Конспект. Рецензия, отзыв. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления реферативных работ. Практическое задание на дом -работа над основной частью реферата
Практическая работа № 2. Занятие в библиотеке: Использование каталогов и поисковых машин, оформление библиографии.
- Успешная презентация работ (4 ч.)
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Формы представления работы: доклад, стендовый доклад, компьютерная презентация.
Практическая работа № 3. Подготовка авторского доклада и представления.
Практическая работа № 4. Защита реферата на школьном Дне науки
- Исследовательская работа (3 ч.)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ.
Практическая работа № 5. Работа в группах: мини-исследования по сказкам
- Проектная работа (3ч.)
Виды проектов. Знакомство с образцами проектов.
Практическая работа № 5: краткосрочный групповой проект в посёлке Балезино.
Защита группового проекта, оценивание.
- Требования к уровню подготовки учащихся:
Предметные:
По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
- знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
- научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
- знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
- методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
- правилами оформления списка использованной литературы;
- общими правилами успешной презентации, защиты работы;
- правилами оформления работы;
Обучающиеся должны уметь:
- работать с разными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
- анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
- Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Личностные :
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей при работе в группах, над проектами;
- развитие коммуникативных способностей , умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешной публичной защищать своей точки зрения.
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными источниками информации .
- Учебно-тематический план ирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п\п | Раздел | № урока | Тема |
1 | Реферат | 1 | Значение курса. Реферирование. Реферат, его виды. Знакомство с образцами рефератов. |
2 | Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Титульный лист. | ||
3 | Введение: тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. | ||
4 | Практическая работа № 1. Работа над введением собственного реферата | ||
2 | Работа с информацией | 5 | Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Практическая работа № 2. |
6 | Библиография и аннотация .Оформление библиографии | ||
7 | Составление плана информационного текста. Тезисы. Конспект. Рецензия, отзыв. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу. | ||
8 | Правила оформления реферативных работ. Практическое задание на дом -работа над основной частью реферата | ||
3 | Успешная презентация работ | 9 | Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления |
10 | Формы представления работы: доклад, стендовый доклад, компьютерная презентация. | ||
11 | Практическая работа № 3. Подготовка авторского доклада и представления. | ||
12 | Практическая работа № 4. Защита реферата на школьном Дне науки. | ||
4 | Исследовательская работа | 13 | Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением |
14 | Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ. | ||
15 | Практическая работа № 5. Работа в группах: мини-исследования по сказкам | ||
5 | Проектная работа | 16 | Виды проектов. Знакомство с образцами проектов. Этапы работы. |
17 | Практическая работа № 5: краткосрочный групповой проект в посёлке Балезино. | ||
18 | Защита группового проекта, оценивание. |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
Справочники, энциклопедии, каталоги (из школьной библиотеки) | ||
Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы.- М.:ВАКО, 2008.-352с. | ||
| ||
Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29 | 1 | |
Исследовательская и проектная работа школьников.5-11 классы/Под ред. А.В. Леонтовича. –М.: ВАКО, 2014.-160с. | 1 | |
| ||
CD-магнитофон | 1 | |
Ноутбук | 1 | |
Мультимедиапроектор | ||
| ||
Интерактивная доска | 1 | |
Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru | 1 | |
Ресурсы Интернета: http://psylab.info http://portfolio.1september.ru/ | ||
| ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | 12+24 | |
18 | Стол учительский с тумбой | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Мастер – класс«Исследовательская деятельность – как метод воспитания креативной личности».
В данном материале ведётся исследовательская работа учащихся над решением задач на построение. Разбирается решение одной из таких задач и защищается проект учащимися " Построение правильного пятиуголь...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Элективный курс «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» расчитан на 17 часов.Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейшийпрофиль обучения в старшей ш...
Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли...
Элективный курс в 10-11 классе "Введение в научно- исследовательскую деятельность"
Программа элективного курса для 10-11 классов....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Программа элективного курса для 10 класса "Проектная деятельность на уроках английского языка"
Программа элективного курса для 10 класса "Проектная деятельность на уроках английского языка"...