Элективный курс в 9-м классе"Исследовательская деятельность"
элективный курс (9 класс) на тему

Тютина Гульнара Магыфуровна

Программа элективного курса направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений,  способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. На изучение элективного курса в 9-х классах выделяется 18 часов.  Прграмма состоит из 4 разделов:

      1. Реферат как научная работа (4 ч.)

2. Работа с информацией (4 ч.)

3. Успешная презентация работ (4 ч.)

4. Исследовательская работа (3 ч.)

5. Проектная работа (3ч.)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Балезинская средняя общеобразовательная школа №3»

МБОУ «Балезинская средняя школа №3»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ М.Х.Касимова

Введено в действие

Приказ №_____

От «___» ____________ 2016  года

Рабочая программа

элективного  курса

«Исследовательская деятельность»

для 9 –х классов

                        

Составитель: учитель немецкого языка

Тютина Гульнара Магыфуровна

Балезино, 2016

Пояснительная записка

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, легко ориентирующийся в большом потоке информации,  умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений реферативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи данного курса:

  • выявить, поддержать и развить у учащихся интерес к реферативной, исследовательской деятельности;
  • познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
  • изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи и т.п.);
  • развивать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;
  • формировать  навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  • использовать приобретённые знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
  1. Особенности программы:

Программа элективного курса направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Основная форма организации- традиционная классно-урочная. Предусматривается применение следующих технологий обучения, как   элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии,  ИКТ,  технология критического мышления,  проектная деятельность.

 В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ  имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:

– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.

– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

– возможность  участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.

Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно- исследовательской деятельности, а также практические работы   и итоговые обсуждения.

Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий.

Виды и формы контроля: контрольные работы (промежуточные), тестирование, защита работы.  Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-практических конференциях, защиты работы на зачетном занятии.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы курса

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Реферат

4

3

1

2.

Работа с информацией

4

3

1

3.

Успешная презентация работ

4

3

1

4.

Исследовательская работа

3

2

1

5.

Проектная работа

3

2

1

Итого:

18

3.Место учебного предмета в учебном плане

                Согласно учебному  плану в  МБОУ «Балезинская средняя общеобразовательная школа №3» на изучение элективного курса в 9-х классах выделяется 18 часов из расчёта 1 час в неделю в каждом классе во 2-м полугодии .

  1. Ценностные ориентиры   содержания предмета:

Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

5.Содержание учебного предмета:

1. Реферат как научная работа (4 ч.) 

Значение курса. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа № 1. Работа над введением: формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы, формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

2. Работа с информацией (4 ч.)

 Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация. Составление плана информационного текста. Тезисы. Конспект. Рецензия, отзыв. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления реферативных работ. Практическое задание на дом -работа над основной частью реферата

 Практическая работа № 2. Занятие в библиотеке: Использование каталогов и поисковых машин, оформление библиографии.

  1. Успешная презентация работ (4 ч.)

 Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Формы представления работы: доклад, стендовый доклад, компьютерная презентация.

Практическая работа № 3. Подготовка авторского доклада и представления.

Практическая работа № 4. Защита реферата на школьном Дне науки

  1. Исследовательская работа (3 ч.)

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ.

Практическая работа № 5. Работа в группах: мини-исследования по сказкам

  1. Проектная работа (3ч.)

Виды проектов. Знакомство с образцами  проектов.

      Практическая работа № 5: краткосрочный групповой проект в посёлке Балезино.

      Защита группового проекта, оценивание.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся:

Предметные:

По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

  • знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
  • научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
  • знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
  • методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
  • правилами оформления списка использованной литературы;
  • общими правилами успешной презентации, защиты работы;
  • правилами оформления работы;

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с разными источниками;
  • определять объект и предмет, методы исследования;
  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
  •  анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
  • Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
  • работать с программой Microsoft Office Power Point.

Личностные :

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • развитие  умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей при  работе в группах,  над проектами;
  •  развитие коммуникативных способностей , умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешной публичной защищать своей точки зрения.
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  •  овладение умением координированной работы с разными источниками информации .

  1. Учебно-тематический план ирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п\п

Раздел

№ урока

Тема

1

Реферат

1

Значение курса. Реферирование. Реферат, его виды. Знакомство с образцами рефератов.

2

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Титульный лист.

3

Введение: тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

4

Практическая работа № 1. Работа над введением собственного реферата

2

Работа с информацией

5

 Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Практическая работа № 2.

6

Библиография и аннотация .Оформление библиографии

7

Составление плана информационного текста. Тезисы. Конспект. Рецензия, отзыв. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу.

8

Правила оформления реферативных работ. Практическое задание на дом -работа над основной частью реферата

3

Успешная презентация работ

9

 Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления

10

 Формы представления работы: доклад, стендовый доклад, компьютерная презентация.

11

Практическая работа № 3. Подготовка авторского доклада и представления.

12

Практическая работа № 4. Защита реферата на школьном Дне науки.

4

Исследовательская работа

13

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением

14

Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ.

15

Практическая работа № 5. Работа в группах: мини-исследования по сказкам

5

Проектная работа

16

Виды проектов. Знакомство с образцами  проектов.  Этапы работы.

17

Практическая работа № 5: краткосрочный групповой проект в посёлке Балезино.

18

Защита группового проекта, оценивание.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Справочники, энциклопедии, каталоги (из школьной библиотеки)

Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы.- М.:ВАКО, 2008.-352с.

  1. Печатные пособия

Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29

1

Исследовательская и проектная работа школьников.5-11 классы/Под ред. А.В. Леонтовича. –М.: ВАКО, 2014.-160с.

1

  1. Технические средства обучения

CD-магнитофон

1

Ноутбук

1

Мультимедиапроектор

  1. Экранно-звуковые пособия

Интерактивная доска

1

Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru

1

Ресурсы Интернета: http://psylab.info

   http://www.researcher.ru/

  http://irsh.redu.ru/ 

  http://portfolio.1september.ru/

  1. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

12+24

18

Стол учительский с тумбой

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Мастер – класс«Исследовательская деятельность – как метод воспитания креативной личности».

В данном материале ведётся исследовательская работа учащихся над решением задач на построение. Разбирается решение одной из таких задач и защищается проект учащимися " Построение правильного пятиуголь...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»

Элективный курс «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» расчитан на 17 часов.Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейшийпрофиль обучения в старшей ш...

Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)

Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Программа элективного курса для 10 класса "Проектная деятельность на уроках английского языка"

Программа элективного курса для 10 класса  "Проектная деятельность на уроках английского языка"...