Конспект мастер-класса «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ»
рабочая программа на тему

Конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast.klass_.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

«АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ»

                                                                   Автор: Педагог дополнительного образования

                                                                   высшей квалификационной категории

Протопопова  Марина Михайловна

1. Тема мастер класса: «Актерский тренинг в системе работы по здоровьесбережению учащихся»

2. Контингент: педагоги дополнительного образования города

3. Оборудование:  стулья, магнитофон, СD,

4. Методы проведения: объяснения, диалог, метод тренировки, метод показа, игра, упражнения.

5. Тип  занятия:  комбинированный.

Цель: Апробировать методы работы по созданию психологической комфортности. Проиллюстрировать систему работы по здорвьесбережению учащихся.  

Задачи:

1.Поделиться опытом решения педагогических проблем

2.Обучить навыкам и приемам актерского тренинга

3.Сформировать  навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные  упражнения.

4. Создать условия для раскрепощения

1.Содержание

Музыка. Предлагаю обжиться в кабинете.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами практическим опытом использования актерского тренинга на занятиях  в здоровьесберегающих целях. Апробировать методы работы по созданию психологической комфортности на занятиях. Основной целью, представленного мною  тренинга является улучшение психологического самочувствия, формирование сплоченного и дружного коллектива, создание комфорта и доброжелательной атмосферы.

        Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать комфорт и ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень  подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе занятий. Сегодня я с вами поделюсь своими выручалочками,  приемчиками, фишечками, которые способствует раскрытию детской индивидуальности.  В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.

2. Основная часть

Рабочий полукруг.

        Вы,  наверное, обратили  внимание, что стулья поставлены определенным образом.  Это рабочий полукруг, который знаком всем театралам. Расположение: дети сидят в полукруге и хорошо видят глаза педагога, других детей. Здесь не спрячешься, не займешься своим делом. Здесь идет активное общение и взаимодействие. Каждый  убеждается: "я вижу всех, меня видят все".

1 часть тренинга – разминочная.

Проблема: Современные школьники, дошкольники порой загружены не меньше взрослых.        

        Необходимо снять накопившуюся усталость. В этом мне помогает разминка, включающая в себя, речевые, дыхательные и  двигательные  упражнения и игры.

Одни упражнения  позволяют  активизировать обучающихся, поднять их настроение, другие – снять эмоциональное напряжение, почувствовать групповую принадлежность.

Артикуляционный тренинг.

Игры и упражнения на четкость речи, правильное речевое дыхание

Упражнение  «Змея»

Ваша рука становится гибкой, коварной, скользящей змеей. Кисть руки – голова змеи. Имитируя рукой плавные, сколььзящие движения змеи, произносите текст, обращая к членам группы:

Полззззет и шшшшепчет

Дажжжже камышшшшу:

Дружжжжи ссссо мной,

Иначе укушшшшу!

В этом случае сочетаем движение руки с растянутым произнесением шипящих и свистящих. Это игровое приспособление помогает ощутить качество звучания согласных, ощутить их выразительность, экспрессию, донести через согласные свое отношение к злобе и коварству змеи.

Упражнение  «Игра со свечой».

        Предлагается   сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую воображаемую  свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

        Далее мы переходим ко второй части разминки - телесной, двигательной.

Тренинг  полезно проводить в различных пространственных комбинациях, т.к. работа только в позиции полукруга может стать монотонной, детям станет скучно.

Поэтому вторая часть разминки обычно проходит в просторном месте. Желательно ее проводить на ковре. Я с детьми провожу физическую разминку на сцене.

        В театральном лексиконе есть такое слово, как зажим. Вы наверняка его слышали.

Проблема: Зажим – состояние напряжения какой-либо части тела (либо тела целиком), которое в своей крайней степени может привести к двигательному или эмоциональному ступору. Телесные зажимы являются следствием неразрешенных конфликтов, сохраняются длительное время, чаще всего остаются неосознанными, могут описываться человеком как усталость, тяжесть, недомогание или отрицаться совсем.

Освободиться от зажимов учащимся помогут упражнения:

Упражнение «Макароны».

        Прошу группу расположиться в форме круга.  «Встаньте прямо, ноги вместе. Поднимите руки вверх и представьте, что вы — макароны. Но пока несваренные. Медленно вдохните, напрягите все мышцы и представьте, что вы твердые-твердые макароны. Самые твердые макароны в мире! Задержите дыхание. Раз. Два. Медленно выдыхайте и представляйте, что вас наконец-то сварили. Вы становитесь все мягче. Расслабляйте тело. Вы очень мягкие макароны, просто переваренные...».

 Дети постепенно расслабляются, сгибаясь в поясе и доставая пальцами пола. Некоторые так «перевариваются», что полностью опускаются на пол.

        Я хочу предложить вам универсальное парное упражнение. Оно направлено не только на расслабление-напряжение, но и на правильное дыхание, а также на парное взаимодействие.

Упражнение называется «Мячик и футболист»

        Вам нужно разбиться  на пары. Один - мячик, из которого выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой, футболист  - "накачивает" мячик воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук "с" на выдохе. Мячик постепенно наполняется воздухом, его части распрямляются, выравниваются. Наконец мячик надут. Дальнейшее накачивание его воздухом опасно - мячик напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания футболист  определяет по состоянию напряжения мячика. После этого мячик  "сдувают", вынимая из него насос. Воздух постепенно выходит из мячика, он "опадает".

        После настроечных упражнений можно переходить к основной части занятия.

        Но прежде я должна убедиться, что учащиеся настроены на работу, творчество.

 Я думаю, что со мной многие согласятся, что очень трудно удерживать внимание современных детей. Есть очень хорошее упражнение на "собирание внимания" и  включение всех участников в дальнейшую работу.        

Упражнение «Поймать хлопок»

        Группа рассаживается в полукруг. Я хлопаю  в ладоши и даю  задание поймать хлопок. Не хлопнуть вслед, а поймать на лету, как бабочку, мячик и. т.д.  Поначалу ответный хлопок группы будет разрозненным. Педагог  должен  терпеливо добиваться того, чтобы хлопок ловился мгновенно….

        После того как группа «разогрета»,  у детей собрано внимание можно переходить ко второй части занятия.

2 часть  тренинга. Основная.

        На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Основную часть занятий составляет система театральных игр - упражнений,  этюдов,   направленных на приобретение основных навыков актерского мастерства, на развитие и совершенствование психофизического аппарата обучающихся.  Это могут быть повторяющиеся упражнения, репетиции, постановочные работы от чего группа испытывает снижение энергии, дети устают. Поэтому необходимы такие короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив. Как только я это почувствую дискомфорт в состоянии детей, делаю небольшой перерыв для  эмоциональной разрядки.

Упражнение «Хлопок, движение в пары коленки…»

        По  моей команде или сигналу  (свисток, хлопок в ладоши) обучающиеся начинают ходить по комнате. Можно двигаться в любом темпе, но нельзя сталкиваться и касаться друг друга. Ходьба по комнате продолжается около минуты.

        Далее возможны варианты, благодаря которым это упражнение можно повторять на многих занятиях подряд. Например, я  говорю:

         «Когда я хлопну в ладоши, соединитесь по двое той частью тела, которую я назову, например: ладони!..» обучающиеся соединяются ладошками попарно. По следующему сигналу учащиеся опять начинают движение по комнате (5—6 секунд).

         Я  вновь хлопаю в ладоши: «Коленки!». Так повторяется несколько раз, каждый раз называя разные части тела: «Локти!.. Спины!.. Плечи!.. Попы!..» и т.п.

        Это упражнение-разминка, которое можно проводить в начале, середине или конце занятия.

        Как обычно, занятие заканчивается подведением  итогов. Рефлексией.

На этом моменте я подробно останавливаться не буду. Сегодня имеется множество разнообразных форм.

        Я остановлюсь на «досвидалках»! Мне как то не нравится словосочетания: момент прощания, ритуал прощания.

        «Досвидалка»,  имеет несколько положительных моментов. Во-первых, она ставит своеобразную «точку» в конце занятия и позволяет выйти из мира игры. Во-вторых,  сближает участников группы и становится традицией. В-третьих, она несет заряд положительной энергии.

«Доброе животное».

Давайте встанем в круг, взявшись за руки. Представьте, что мы — большое доброе животное. Давайте послушаем, как бьется наше большое" и доброе сердце. Сделайте шаг вперед — тук, шаг назад — тук».  А теперь  пожелаем друг другу добрых дел и хорошего настроения!»

Завершающая

Цель: Получить обратную связь.

Заключительное слово.

-       Уважаемые коллеги!  Я благодарю Вас за активное участие и  прошу высказать свои эмоциональные ощущения от встречи. Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения.

Выступление педагогов

Как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.

        Спасибо! Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.

Игра «Аплодисменты»

  • Аплодируют те, кто любит вкусно поесть.
  • Только те, кто ни разу никуда не опаздывал.
  • Только те, кто обожает зиму.
  • Только те, кто любит танцевать.
  • Кто любит компьютерные игры.
  • Тот, кто обожает праздники.
  • Тот, кто любит детей.
  • Тот, кто любит «Здоровый образ жизни».

        На прощание хотелось бы, пожелать Вам крепкого здоровья, добрых Вам дел, и  хорошего настроения!

  Список используемой литературы:

Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств». Санкт – Петербург, «Прайм - Еврознак», 2009г.

Кипнис М. «Актерский тренинг».  Санкт – Петербург, «Прайм - Еврознак», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

Мастер - класс на тему : Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

  Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что  ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из...

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...

Мастер-класс с элементами тренинга "СекреТЫ ПРОФессии в СамГТУ" (для обучающихся 8-10 классов)

Мастер-класс "СекреТЫ ПРОФессии в СамГТУ" проводится для обучающихся 8-10 классов в рамках сетевого взаимодействия ДНК ИДО СамГТУ и ОУ г.Самара и Самарской области с целью реализации школьно...