Программа по инклюзии «Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практикуму обучения игры на хомусе».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Борисова Раиса Николаевна


«Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практимуму  обучения игры на хомусе».      

 В многоязычной школе проблема усугубляется еще тем, что детям приходится преодолевать языковой барьер, который определяется недостаточным владением  русским  и якутским языком, отсутствием мотивации говорения.

        Как практика показывает, одним из более эффективным методом  для работы с такими детьми  является, развития речи через обучение игры на хомусе.

        В данной работе представлены этапы работы, примерные сроки коррекционно- развивающего обучения, а также, приложены методические рекомендации.

 

      —Увлечение, привитие любви к  маленькому инструменту – хомус. Прослушивание мастеров –исполнителей. Приемы игры на хомусе.

—Первоначальные навыки игры на хомусе. Способы фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания.

          2 этап. «Коррекция и развитие
 речи  методом игры  на хомусе»

— Ознакомление. Учащиеся на этом этапе знакомятся новыми методами игры на хомусе.
—Продолжение тренировки, развитие навыков. Дальнейшее развитие и совершенствования речи путем овладения умением игры на хомусе. Используя приемы и мелодии народной песни импровизация на хомусе. Вырабатывается умение правильно произносить звуки. Правильное дыхание. Обогащается словарный запас. Улучшается техника чтения. 
—Участие в концертах, конкурсах.
——Продолжение тренировки, развитие навыков. Дальнейшее развитие и совершенствования речи путем овладения умением игры на хомусе. Используя приемы и мелодии народной песни импровизация на хомусе. Вырабатывается умение правильно произносить звуки. Правильное дыхание. Обогащается словарный запас. Улучшается техника чтения. 
—Участие в концертах, конкурсах.
—     Обучение предусматривает 2 этапа:

   1 этап. Развитие речи с помощью методом игры на хомусе.

тема

содержание

Виды деятельности

ЗУН

Из истории  варганной  музыки.

Что такое хомус?

- Хомус как музыкальный инструмент многих народов мира.

- Музей варганной музыки мирового масштаба в городе Якутске.

 

 

 

 

 

Лекции. Беседа. Посещение музеев. Прослушивание игры на хомусе разных народов мира.

Смотр видеоматериала. Международных конгрессов и конкурсов.

 

 

 Знакомство с музыкальным инструментом хомус.

Формирование интереса к варганной музыке.

Упражнение на  дыхания, упражнения для языка, глотка.

 

     Содержание образовательного процесса предусматривает2 этапа.

 1 этап. «Развитие речи с помощью простыми  методами  игры на хомусе».
 Ознакомление. Учащиеся первого года обучения знакомятся с музыкальным инструментом – хомус.

—Увлечение, привитие любви к  маленькому инструменту – хомус. Прослушивание мастеров –исполнителей. Приемы игры на хомусе.

 

—Первоначальные навыки игры на хомусе. Способы фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания.
—Примерные сроки коррекционно-развивающего обучения двуязычных детей -2 года.
 Используются как индивидуальные, так и групповые  формы работы.Очень большое значение при игре на хомусе имеет дыхание.  Исполнителю приходится широко пользоваться дыханием через ротовую полость.
—   Дыхание принято разделить на три типа:
1.Грудное – когда активно работают мышцы грудной клетки.
2.Диафрагмальное – активная работа диафрагмы.
3.Смешанное (грудобрюшное) – соединяющее все вышесказанные типы.

          Переменное дыхание.

Условные обозначения дыхания.

            

              -  вдох, выдох (ротовая полость).

 

              -  вдох, выдох через нос.

 

                   -переменное  дыхание на один удар по язычку.

 

                      - количество дыхательных движений.

      Прирывистое дыхание.

       Прерывистое дыхание представляет собой разделенную на короткие равные части струю воздуха при дыхании.

       Подготовительные упражнения:

1.Произнесите негромко короткие цепочки из гласных О, А, У
2.Повторите медленно и громко упражнение №1 с согласными Г,К,Х 

                     го-го-го го, ко-ко-ко-ко, хо - хо – хо – хо,

                     гу –гу-гу-гу, ку-ку-ку-ку, ху-ху-ху-ху,

                     га-га-га-га, ка-ка-ка-ка, ха-ха-ха-ха.

•В результате работы у детей проявляется желание
•говорить
•Улучшается звукопроизношение
•Развивается речь

 

 

    

 

    

—

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Мархинская средняя общеобразовательная школа №2

«УТВЕРЖДАЮ »                                                                                    « Согласовано»                                

ДИРЕКТОР  Васильев А.И.                                                                зам. директора УВР Новоприезжий А.И.

_________                                                                                             ____________

«_____»___________ 2016г.                                                                          «_____»_________ 2016г.

«Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практимуму  обучения игры на хомусе».

Работа учителя якутского языка как государственного,

Руководителя студии «Ай-туой»

Борисовой Раисы Николаевны.

   

Г.Якутск

 

Введение.

     В условиях качественного обновления системы специального образования особое место занимает коррекционная работа с двуязычными детьми.

        Дети с нарушением речи характеризуются:

  •    недоразвитием слуха,
  •     нарушением звукопроизношения,
  •    выраженным отставанием словарного запаса.

        Все это является серьезным препятствием для овладения речевой деятельности на русском языке, что является серьезной проблемой успешного освоения программа общеобразовательной школы.

        В многоязычной школе проблема усугубляется еще тем, что детям приходится преодолевать языковой барьер, который определяется недостаточным владением  русским  и якутским языком, отсутствием мотивации говорения.

        Как практика показывает, одним из более эффективным методом  для работы с такими детьми  является, развития речи через обучение игры на хомусе.

        В данной работе представлены этапы работы, примерные сроки коррекционно- развивающего обучения, а также, приложены методические рекомендации.

       В нашей работе особое внимание уделяется формированию и развитию речевых навыков, через обучения игры на хомусе.        

       При разработке системы работы с такими детьми, особое внимание уделяется систематизации  дидактического  материала, тщательное подготовка наглядных пособий, учету возраста, интересы детей.

Содержание образовательного процесса предусматривает 2 этапа.

  •       1 этап. «Развитие речи Увлечение, привитие любви к  маленькому инструменту – хомус. Прослушивание мастеров –исполнителей. Приемы игры на хомусе.
  • Первоначальные навыки игры на хомусе. Способы фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания.

          2 этап. «Коррекция и развитие
речи  методом игры  на хомусе»

  •  Ознакомление. Учащиеся на этом этапе знакомятся новыми методами игры на хомусе.
  • Продолжение тренировки, развитие навыков. Дальнейшее развитие и совершенствования речи путем овладения умением игры на хомусе. Используя приемы и мелодии народной песни импровизация на хомусе. Вырабатывается умение правильно произносить звуки. Правильное дыхание. Обогащается словарный запас. Улучшается техника чтения.  
  • Участие в концертах, конкурсах.

     

  •  с помощью простыми  методами  игры на хомусе».
     Ознакомление. Учащиеся первого года обучения знакомятся с музыкальным инструментом – Продолжение тренировки, развитие навыков. Дальнейшее развитие и совершенствования речи путем овладения умением игры на хомусе. Используя приемы и мелодии народной песни импровизация на хомусе. Вырабатывается умение правильно произносить звуки. Правильное дыхание. Обогащается словарный запас. Улучшается техника чтения.  
  • Участие в концертах, конкурсах.

     

  Развивающая цель:

  •  развитие творческих способностей и музыкальный вкус.

    Образовательная цель:

  •   ознакомление детей с историей развития якутского хомуса, видами приемами игры на хомусе.

     Воспитательная цель:

  •    трудолюбию, усидчивости, терпению.
  •    привитие  уважения и любви к своему народу.  

Содержание образовательного процесса предусматривает  2 этапа:

1 этап. «Развитие речи с помощью простыми  методами  игры на хомусе».
 Ознакомление. Учащиеся первого года обучения знакомятся с музыкальным инструментом – хомус.

  • Увлечение, привитие любви к  маленькому инструменту – хомус. Прослушивание мастеров –исполнителей. Приемы игры на хомусе.
  • Первоначальные навыки игры на хомусе. Способы фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания. 

2 этап. « Коррекция и развитие
речи  методом игры  на хомусе».

  • Ознакомление. Учащиеся на этом этапе знакомятся новыми методами игры на хомусе.
  • Продолжение тренировки, развитие навыков. Прослушивание музыки. Используя приемы и мелодии народной песни импровизация на хомусе. Вырабатывается умение правильно произносить звуки. Правильное дыхание. Обогащается словарный запас. Улучшается техника чтения.  
  • Участие в концертах, конкурсах.

  •     Примерные сроки коррекционно-развивающего обучения двуязычных детей -2 года.
  •      Используются как индивидуальные, так и групповые  формы работы.  

Общие правила игры на хомусе.

 

  • 1 ступень. Умение правильно держать  хомус.
  • 2 ступень. Умение ударять по язычку хомуса.
  • 3 ступень. Умение правильно дышать.
  • 4 ступень. Умение слушать.
  • 5 ступень. Умение правильно произносить звуки.  

Дыхание.

  •     Очень большое значение при игре на хомусе имеет дыхание.  Исполнителю приходится широко пользоваться дыханием через ротовую полость.

Варианты дыхание.

  •    Дыхание принято разделить на три типа:
  1. Грудное – когда активно работают мышцы грудной клетки.
  2. Диафрагмальное – активная работа диафрагмы.
  3. Смешанное (грудобрюшное) – соединяющее все вышесказанные типы.
  4. Комбинированное дыхание.
  5. Прерывистое дыхание.
  6. Переменное дыхание.

Переменное дыхание.

Условные обозначения дыхания.

             

              -  вдох, выдох (ротовая полость).

              -  вдох, выдох через нос.

                   -переменное  дыхание на один удар по язычку.

                      - количество дыхательных движений.

       Дыхательная гимнастика.
(подготовительные упражнения)

  • 1. Упражнения следует выполнять стоя: - глубокий вдох, постепенный выдох, пауза.
  • 2. Упражнения с использованием в  условных обозначений дыхания

 

 

 Артикуляционные приемы игры на хомусе.

        Артикуляционными называются группы приемов игры на хомусе, образующих при обязательном участии артикулирующих органов речи исполнителя (Языка, объема и частей полости рта, зева, гортани, носовой полости).

       Прием сурун дор5оон (основной тон), образуется при «нулевой» артикуляции органов речи, т.е. без движения воздуха  в полости рта, без движение всех артикулирующих органов речи.

       Прием уос дор5ооно (губной звук), используется при исполнении мелодий, импровизаций с губными  звуками о,  у, б, в, м.  При этом с мелодией произносятся слова о том, что воспевается. Голосовые связки в таком случае не вибрируют, а акустический эффект текста воспевания достигается путем особой артикуляции речевых органов (языка, мягкого неба, полости носа, губ).

        В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии – куплеты «Биэ-биэ-биэ»  и «ьыт-тыа».  Мелодия «биэ-биэ-биэ» состоит из повторяющегося одного слога биэ, применяется для извлечения первых звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов. Только при координации всех указанных движений достигается настоящая мелодия «Биэ-биэ-биэ».

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по развитию речи для детей 4-5 лет

Речь ребенка будет более эффективной, если с ним больше разговаривать, больше читать, и играть в развивающие игры. Игры, которые здесь перечислены, прививают ему желание говорить....

Развитие речи у детей с умственной отсталостью по средствам использования игры-драматизации

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

Игры по развитию речи для детей 4-7 лет

Материал будет интересен логопедам для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи....

"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...

Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»

Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....

Игры с мячом, как форма деятельности по развитию речи у детей.

Жизнь в нашем столетии ставит перед воспитателем много новых проблем, среди которых одной из очень актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы ...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...