Описание опыта работы
учебно-методический материал на тему
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей – инженерный центр» Советского района города Казани
Описание педагогического опыта
Тема: «Самореализация личности ребенка через занятия в спортивной секции «Тхэквондо»
Хабилаева Адама Султановича
педагога дополнительного образования секции ТХЭКВОНДО
Корейское «тхэ» означает
«выполнение удара ногой в прыжке или полете»,
«квон» — «кулак» и
«до» - «путь» —
путь истины, проторенный в прошлом,
покрытый святостью и мудростью
Сегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в современной истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов.
Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает. В связи с этим, особенно важно, чтобы он служил общечеловеческим ценностям. Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому мне далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека и как члена общества.
В современном мире восточные единоборства напрямую сопряжены со спортом, а целью такой практики является многоуровневое самосовершенствование. Восточные единоборства популярны по всему миру. Называются так, потому что их происхождению обязаны страны Востока – Корея, Япония, Китай. Существует множество видов восточных единоборств, различающихся по правилам проведения боя, приемам. Главный принцип восточного единоборства - побеждает сильный духом.
Тхэквондо – всемирно признанный вид восточных единоборств, овладевая которым человек в любом возрасте имеет возможность раскрыть потенциал своего тела и воспитать в себе необходимые для лидера волевые качества.
Чтобы посещать секцию тхэквондо не надо обладать какими-либо исключительными талантами или быть сильнее остальных. Этот спорт для всех: как для активных и подвижных, так и для пассивных, малоподвижных детей. Тренировки с опытным тренером помогают ребятам с различными особенностями характера с ранних лет добиваться успехов в спорте, учёбе, повседневной жизни.
Внутренняя сила и благородство – важные составляющие тхэквондо. Ребята, посещающие спортивную секцию, учатся уважать старших, почитать мастерство и опыт, уметь отстаивать свою точку зрения, адекватно оценивать и разрешать в свою пользу возникающие жизненные ситуации.
Существует мнение, что в спортивный клуб тхэквондо отдают только гиперактивных детей. Это не так. Действительно, многие сегодняшние дети бывают чрезмерно активны и даже порой агрессивны. Для них спортивная секция тхэквондо – это лучший и абсолютно безвредный способ научиться справляться со своими бьющими через край эмоциями, дисциплинировать не только тело, но и дух. При умелом руководстве из такого ребенка можно воспитать настоящего лидера.
Есть и другой тип детей, которых ждут в секции тхэквондо: застенчивые, молчаливые, трудно идущие на контакт дети, порой со слабым здоровьем и не слишком хорошей физической подготовкой. Они по-новому раскрываются на занятиях, в процессе обучения преодолевают свои внутренние страхи, становятся коммуникабельными и отзывчивыми, самостоятельными и открытыми для сверстников.
И главное, занимаясь в спортивной секции «Тхэквондо», каждый ребёнок обязательно поверит в себя и свои силы. А значит, он начнёт свой путь к Победе.
В спорт я пришел в семилетнем возрасте - в спортивную секцию по борьбе дзюдо в родном селе. После переезда моей семьи в Казань я продолжил активно заниматься спортом в секции тхэквондо и армейским рукопашным боем. В 1997 году на Чемпионате России по Тхэквондо я стал бронзовым призером. Еще, будучи старшеклассником, помогал своему тренеру заниматься с ребятами младшей группы. Позже начал тренировать детей уже самостоятельно. В 1998 году выполнил норматив Мастера спорта России. Став студентом Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, я продолжал заниматься тхэквондо, выступал на турнирах и тренировал ребят. В 2004 году окончил Университет по специальности инженер - программист. Работу совмещал с регулярным участием на Чемпионатах России по тхэквондо, выступал как спортсмен, занимал призовые места.
Решающей в выборе спортивной и тренерской профессии стала моя встреча в 2006 году с Юрием Борисовичем Калашниковым, на тот момент Президентом Федерации Тхэквондо РФ, который посоветовал мне создать и возглавить в Республике Татарстан Федерацию Тхэквондо ИТФ. В 2008 году Федерация Тхэквондо РТ насчитывала более десяти спортивных групп в разных районах республики. Мы проводили соревнования и чемпионаты. Работа кипела, призовые места на турнирах занимали уже и мои ученики.
Немного о результатах:
· 2009 год – мужская сборная Республики Татарстан становится бронзовым призером Кубка России. Все спортсмены сборной команды (Нуркаев Алмаз, Шиверских Павел, Мингалеев Артур, Аксенов Кирилл) выполнили норматив КМС России;
· 2013 год – Дудин Кирилл выполняет норматив КМС России;
· 2015 год – Уруебаев Ярослав выполняет норматив Мастера спорта России;
· 2015 год – Куликов Богдан становится серебряным призером Кубка Мира по тхэквондо в весовой категории до 26кг;
· 2015 год – Джахангиров Роял и Яхин Алмаз становятся бронзовыми призерами Кубка Мира по тхэквондо.
На сегодняшний день я тренирую порядка 90 ребят, работаю тренером, являюсь студентом Казанского Федерального Университета факультета физической культуры и восстановительной медицины. Кроме того, в моей жизни большое место занимает общественная работа, направленная на популяризацию избранного мною вида спорта – тхэквондо, где являюсь Президентом Федерации Республики Татарстан.
В моей работе с учащимися основным является задача воспитания личности, реализации которой уже на начальном этапе обучения уделяю пристальное внимание.
Для успешного решения этой задачи я применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться от индивидуальных особенностей отдельного ребенка.
Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, часто приходится раскрывать им свое мироощущение, систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг.
Во время занятий стараюсь передать им свой опыт и багаж знаний, накопленный в моей жизни, стараюсь искренне заинтересовать ребят. Во время тренировок я часто разговариваю с ними, желая вызвать у них интерес к получению умений и навыков, рассказываю о своих достижениях в спорте, о своем тренере, о том, как эти навыки и умения пригодились в жизни, пытаюсь каждому на простых примерах объяснить, в какой жизненной ситуации могут пригодиться знания, полученные на наших занятиях.
Считаю, что тренер не должен навязывать своим ученикам единственно верное решение в той или иной ситуации, а должен давать возможность самому пробовать, находясь не «над ним», а рядом с ним. Таким был и мой тренер, который мог не только обучать, но и собрать вокруг себя детей, сплотив их. Несомненно каждому ребенку важно быть частью единого целого, важно дать почувствовать, что он является неотъемлемой частью группы, что его ждут и любят в этом коллективе.
Начало моего пути в спорте был отнюдь не радужным: первые мои соревнования состояли сплошь из поражений, а слова тренера, что лучше временная неудача, чем сиюминутный успех, дошли до меня гораздо позже, осознал я их будучи взрослым человеком. И понимая это, я пытаюсь сформировать в ребенке не интерес к спорту, а интерес к жизни, чтобы он развивался не только как спортсмен, но и как личность. Мне важно увидеть в нем не спортсмена, а то, как он научился преодолевать себя, справляться с трудностями, проблемами, потому что тхэквондо - это средство достижения поставленной цели.
Каждый раз, когда мои ученики становятся победителями и призерами соревнований, я испытываю чувство гордости и удовлетворения, но уже при детальном рассмотрении ситуации приходит понимание того, какие ошибки были допущены и над чем нужно работать дальше.
Дети, занимаясь в спортивных секциях, получают возможность удовлетворить индивидуальные потребности, развить творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и развить навык полноценной организации свободного времени. Если ребенок живет насыщенной жизнью, принимает непосредственное участие в социальном процессе, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
На мой взгляд, физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека:
ü правильная ценностная ориентация в образе жизни;
ü наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности;
ü потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.
В нравственном отношении занятия спортом, по моему мнению, содействуют развитию таких ценных качеств личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Так, к главным навыкам, которые формируются у детей в процессе занятий спортом, можно отнести проявление радости после победы и принятие поражений, способность участия и сопереживания, развития обостренного чувства долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознания своей чести, достоинства и совестливости в ведении спортивной борьбы. Все это помогает развить умение извлекать уроки из различных ситуаций и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования.
В интеллектуальном отношении спорт и спортивная деятельность в целом представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием. Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность.
В эстетическом отношении главное в занятиях спортом — это познание гармонии телосложения и движения, демонстрация этой гармонии, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека: целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
На сегодняшний день я являюсь педагогом дополнительного образования секции тхэквондо Муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей - инженерный центр» Советского района города Казани, тренером-преподавателем по тхэквондо ДЮСШ «Спектр» и ОГО ФСО «Динамо», Мастером спорта России, обладателем черного пояса (1 дан), Президентом Национальной Федерации Тхэквондо ИТФ Республики Татарстан, многократным победителем и призером Чемпионатов России, серебряным призером Кубка Мира по тхэквондо (2010 год), обладателем Кубка Мира по тхэквондо (2012 год), бронзовым призером Кубка Мира по тхэквондо (2013-2015 год), лучшим спортсменом ОГО ФСО «Динамо» РТ (2010-2012 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2017_1.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей – инженерный центр» Советского района города Казани
Описание педагогического опыта
Тема: «Самореализация личности ребенка через занятия в спортивной секции «Тхэквондо»
Хабилаева Адама Султановича
педагога дополнительного образования секции ТХЭКВОНДО
Корейское «тхэ» означает
«выполнение удара ногой в прыжке или полете»,
«квон» — «кулак» и
«до» - «путь» —
путь истины, проторенный в прошлом,
покрытый святостью и мудростью
Сегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в современной истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов.
Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает. В связи с этим, особенно важно, чтобы он служил общечеловеческим ценностям. Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому мне далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека и как члена общества.
В современном мире восточные единоборства напрямую сопряжены со спортом, а целью такой практики является многоуровневое самосовершенствование. Восточные единоборства популярны по всему миру. Называются так, потому что их происхождению обязаны страны Востока – Корея, Япония, Китай. Существует множество видов восточных единоборств, различающихся по правилам проведения боя, приемам. Главный принцип восточного единоборства - побеждает сильный духом.
Тхэквондо – всемирно признанный вид восточных единоборств, овладевая которым человек в любом возрасте имеет возможность раскрыть потенциал своего тела и воспитать в себе необходимые для лидера волевые качества.
Чтобы посещать секцию тхэквондо не надо обладать какими-либо исключительными талантами или быть сильнее остальных. Этот спорт для всех: как для активных и подвижных, так и для пассивных, малоподвижных детей. Тренировки с опытным тренером помогают ребятам с различными особенностями характера с ранних лет добиваться успехов в спорте, учёбе, повседневной жизни.
Внутренняя сила и благородство – важные составляющие тхэквондо. Ребята, посещающие спортивную секцию, учатся уважать старших, почитать мастерство и опыт, уметь отстаивать свою точку зрения, адекватно оценивать и разрешать в свою пользу возникающие жизненные ситуации.
Существует мнение, что в спортивный клуб тхэквондо отдают только гиперактивных детей. Это не так. Действительно, многие сегодняшние дети бывают чрезмерно активны и даже порой агрессивны. Для них спортивная секция тхэквондо – это лучший и абсолютно безвредный способ научиться справляться со своими бьющими через край эмоциями, дисциплинировать не только тело, но и дух. При умелом руководстве из такого ребенка можно воспитать настоящего лидера.
Есть и другой тип детей, которых ждут в секции тхэквондо: застенчивые, молчаливые, трудно идущие на контакт дети, порой со слабым здоровьем и не слишком хорошей физической подготовкой. Они по-новому раскрываются на занятиях, в процессе обучения преодолевают свои внутренние страхи, становятся коммуникабельными и отзывчивыми, самостоятельными и открытыми для сверстников.
И главное, занимаясь в спортивной секции «Тхэквондо», каждый ребёнок обязательно поверит в себя и свои силы. А значит, он начнёт свой путь к Победе.
В спорт я пришел в семилетнем возрасте - в спортивную секцию по борьбе дзюдо в родном селе. После переезда моей семьи в Казань я продолжил активно заниматься спортом в секции тхэквондо и армейским рукопашным боем. В 1997 году на Чемпионате России по Тхэквондо я стал бронзовым призером. Еще, будучи старшеклассником, помогал своему тренеру заниматься с ребятами младшей группы. Позже начал тренировать детей уже самостоятельно. В 1998 году выполнил норматив Мастера спорта России. Став студентом Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, я продолжал заниматься тхэквондо, выступал на турнирах и тренировал ребят. В 2004 году окончил Университет по специальности инженер - программист. Работу совмещал с регулярным участием на Чемпионатах России по тхэквондо, выступал как спортсмен, занимал призовые места.
Решающей в выборе спортивной и тренерской профессии стала моя встреча в 2006 году с Юрием Борисовичем Калашниковым, на тот момент Президентом Федерации Тхэквондо РФ, который посоветовал мне создать и возглавить в Республике Татарстан Федерацию Тхэквондо ИТФ. В 2008 году Федерация Тхэквондо РТ насчитывала более десяти спортивных групп в разных районах республики. Мы проводили соревнования и чемпионаты. Работа кипела, призовые места на турнирах занимали уже и мои ученики.
Немного о результатах:
- 2009 год – мужская сборная Республики Татарстан становится бронзовым призером Кубка России. Все спортсмены сборной команды (Нуркаев Алмаз, Шиверских Павел, Мингалеев Артур, Аксенов Кирилл) выполнили норматив КМС России;
- 2013 год – Дудин Кирилл выполняет норматив КМС России;
- 2015 год – Уруебаев Ярослав выполняет норматив Мастера спорта России;
- 2015 год – Куликов Богдан становится серебряным призером Кубка Мира по тхэквондо в весовой категории до 26кг;
- 2015 год – Джахангиров Роял и Яхин Алмаз становятся бронзовыми призерами Кубка Мира по тхэквондо.
На сегодняшний день я тренирую порядка 90 ребят, работаю тренером, являюсь студентом Казанского Федерального Университета факультета физической культуры и восстановительной медицины. Кроме того, в моей жизни большое место занимает общественная работа, направленная на популяризацию избранного мною вида спорта – тхэквондо, где являюсь Президентом Федерации Республики Татарстан.
В моей работе с учащимися основным является задача воспитания личности, реализации которой уже на начальном этапе обучения уделяю пристальное внимание.
Для успешного решения этой задачи я применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться от индивидуальных особенностей отдельного ребенка.
Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, часто приходится раскрывать им свое мироощущение, систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг.
Во время занятий стараюсь передать им свой опыт и багаж знаний, накопленный в моей жизни, стараюсь искренне заинтересовать ребят. Во время тренировок я часто разговариваю с ними, желая вызвать у них интерес к получению умений и навыков, рассказываю о своих достижениях в спорте, о своем тренере, о том, как эти навыки и умения пригодились в жизни, пытаюсь каждому на простых примерах объяснить, в какой жизненной ситуации могут пригодиться знания, полученные на наших занятиях.
Считаю, что тренер не должен навязывать своим ученикам единственно верное решение в той или иной ситуации, а должен давать возможность самому пробовать, находясь не «над ним», а рядом с ним. Таким был и мой тренер, который мог не только обучать, но и собрать вокруг себя детей, сплотив их. Несомненно каждому ребенку важно быть частью единого целого, важно дать почувствовать, что он является неотъемлемой частью группы, что его ждут и любят в этом коллективе.
Начало моего пути в спорте был отнюдь не радужным: первые мои соревнования состояли сплошь из поражений, а слова тренера, что лучше временная неудача, чем сиюминутный успех, дошли до меня гораздо позже, осознал я их будучи взрослым человеком. И понимая это, я пытаюсь сформировать в ребенке не интерес к спорту, а интерес к жизни, чтобы он развивался не только как спортсмен, но и как личность. Мне важно увидеть в нем не спортсмена, а то, как он научился преодолевать себя, справляться с трудностями, проблемами, потому что тхэквондо - это средство достижения поставленной цели.
Каждый раз, когда мои ученики становятся победителями и призерами соревнований, я испытываю чувство гордости и удовлетворения, но уже при детальном рассмотрении ситуации приходит понимание того, какие ошибки были допущены и над чем нужно работать дальше.
Дети, занимаясь в спортивных секциях, получают возможность удовлетворить индивидуальные потребности, развить творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и развить навык полноценной организации свободного времени. Если ребенок живет насыщенной жизнью, принимает непосредственное участие в социальном процессе, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
На мой взгляд, физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека:
- правильная ценностная ориентация в образе жизни;
- наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности;
- потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.
В нравственном отношении занятия спортом, по моему мнению, содействуют развитию таких ценных качеств личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Так, к главным навыкам, которые формируются у детей в процессе занятий спортом, можно отнести проявление радости после победы и принятие поражений, способность участия и сопереживания, развития обостренного чувства долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознания своей чести, достоинства и совестливости в ведении спортивной борьбы. Все это помогает развить умение извлекать уроки из различных ситуаций и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования.
В интеллектуальном отношении спорт и спортивная деятельность в целом представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием. Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность.
В эстетическом отношении главное в занятиях спортом — это познание гармонии телосложения и движения, демонстрация этой гармонии, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека: целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
На сегодняшний день я являюсь педагогом дополнительного образования секции тхэквондо Муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей - инженерный центр» Советского района города Казани, тренером-преподавателем по тхэквондо ДЮСШ «Спектр» и ОГО ФСО «Динамо», Мастером спорта России, обладателем черного пояса (1 дан), Президентом Национальной Федерации Тхэквондо ИТФ Республики Татарстан, многократным победителем и призером Чемпионатов России, серебряным призером Кубка Мира по тхэквондо (2010 год), обладателем Кубка Мира по тхэквондо (2012 год), бронзовым призером Кубка Мира по тхэквондо (2013-2015 год), лучшим спортсменом ОГО ФСО «Динамо» РТ (2010-2012 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы учителя физкультуры
учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....
описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Возможность иностранного язы...
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...