"Лети, модель!"
учебно-методический материал на тему

Захарова Ирина Анатольевна

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лети, модель!" для детей 9-18 лет, сроком реализации  6 лет, является организационной структурой образовательного процесса в авиамодельном объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи  г. Волжского Волгоградской области»

(МБУДО «ДТДМ»)

«ЛЕТИ, МОДЕЛЬ!»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

для детей 9 – 18 лет

сроком реализации 6 лет

Разработчик: Литвинов Сергей Викторович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Методисты Мокроусова Г.В., Захарова И.А.

Волжский

2016

Пояснительная записка

           Направленность программы по содержанию является технической;

по функциональному назначению – общеобразовательной,   предпрофессиональной; по форме организации – групповой; по времени реализации – долгосрочной

          Актуальность программы. Волжский – город, имеющий высокую плотность насыщения промышленными объектами с высокотехнологическим оборудованием в различных областях (металлообрабатывающей, химической и др.), что обязывает развивать в подрастающем поколении любовь к технике, к производительному труду, формировать чувство гордости за качественно изготовленную вещь. Подготавливать детей к работе в этих отраслях в будущем призваны объединения технической направленности.

Конструирование и постройка действующих моделей летательных аппаратов является одним из основных направлений спортивно-технического моделизма Дворца творчества детей и молодежи (МБУДО «ДТДМ»), единственного образовательного учреждения города, в котором могут удовлетворить потребность в этом виде деятельности.

Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Авиамодельный спорт является уникальным, так как соединяет в себе науку, технику и спорт. Авиационный моделизм – это современные технологии, новейшие конструкционные материалы, где сочетаются прочность и легкость конструкции с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами. Это спорт людей с умелыми руками, влюбленных в небо, настойчивых и упорных в достижении победы. Путь многих летчиков к штурвалу самолета, выдающихся конструкторов А. Н. Туполева, А.С. Яковлева, О.К.Антонова  в конструкторские бюро начался с постройки моделей, первой ступенью на этом пути стал авиамоделизм.

Для мальчишек важно овладеть навыками работы с различными материалами и инструментами, поскольку сейчас общеобразовательная школа таких навыков практически не дает. Чтобы сделать модель, способную показать высокий результат под управлением спортсмена, необходимы систематические занятия, где развивается потребность в познании, производительном труде, конструировании и творчестве. Занятия авиамоделизмом помогают воспитанию будущих исследователей, конструкторов. Через техническое творчество обучающиеся целенаправленно применяют знания и практические навыки в разработке и изготовлении технических устройств. На занятиях рассматриваются устройство и принципы действия летательных аппаратов, применяются на практике законы физики и механики, проводятся исследования в области аэродинамики, по устойчивости и прочности летательных аппаратов. 

    Отличительные особенности программы

Программа «Лети, модель!» разработана с учетом программ спортивно-технических кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Министерства и просвещения СССР 1982г., комплексной программы «Обучение детей разного возраста в лаборатории авиационно-спортивного моделизма»(автор В.В.Зеленов, Самара, 1998г.) Данная модификация является результатом многолетнего опыта работы педагога и итогом трансформации образовательного процесса, исходя из интересов и предпочтений обучающихся, состоянием материально-технической базы объединения. По сравнению с типовой программой (Рожков В.С. Авиамодельный кружок. Изд. 2-е,  М: Просвещение, 1986), увеличен срок реализации; в программу внесены существенные изменения в содержательную часть, где предполагаются на поздних ступенях обучения практические работы с новейшими материалами по прогрессивным мировым технологиям изготовления спортивной авиамодельной техники. Также теоретическая часть занятий более насыщена информацией об экспериментальных путях поиска, проложенных современными спортсменами-авиамоделистами. В отличие от комплексной программы Самарского ДДЮТ, где образовательные задачи по авиамодельному профилю решает группа сотрудников, каждый по отдельному классу авиамоделей, педагог реализует данную программу самостоятельно, привлекая к помощи в младших группах авиамоделистов-инструкторов (обучающихся 4-5-х годов обучения). В области известны программы спортивно-технических объединений, где работа строится по специализации: одни обучающиеся изготавливают модели, другие участвуют с этими моделями в соревнованиях. В данной программе такой подход отвергается, считая, что для более разностороннего развития личности обучающегося правомерно использовать все возможности спортивно-технического моделизма.

Данная программа отличается от типовых программ:

  • заменой группы 1-ого года обучения смешанной группой детей 1и2-ого года обучения. Это предполагает возможность обмена опытом детей, занимающихся первый год, с уже освоившими азы авиамоделизма, которые, в свою очередь, получают инструктивный опыт. Одновременно объединение детей первого и второго года обучения способствует становлению коллектива в объединении;
  • выделением самостоятельных занятий для летной подготовки к участию в соревнованиях;
  • перераспределением летающих моделей по годам обучения (на 1и2-ом годах обучения изготовление воздушных шаров заменено подготовкой и проведением соревнований внутри объединения с моделями, изготовленными детьми в течение года, 3-ий год обучения посвящен схематическим моделям, а кордовые перенесены на четвертый год обучения и т.д.).

Курс делится на следующие возрастные ступени:

младшая возрастная группа– 1, 2 годы обучения.

средняя возрастная группа – 3 год обучения.

старшая возрастная группа -4-5 и последующие годы обучения.

Каждая из ступеней имеет свои особенности.

Младшая возрастная группа.

Программа 1-го года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей.

Задачи занятий состоят в том, чтобы ознакомить занимающихся с основами технологии моделирования, сведениями по авиамодельным соревнованиям, истории отечественной авиации и ее значению в народном хозяйстве, обороне страны,  жизни людей; дать элементарные понятия по аэродинамике, теории полета, об устройстве и принципе действия летательных аппаратов, развить у обучающихся интерес к авиации и авиамоделизму.

На 1-ом году при овладении начальными элементами технического моделирования используются самые простые материалы: бумага, картон, фанера, клей. Основной метод практической работы – фронтальный: все учащиеся выполняют одинаковые работы. Отстающим оказывается помощь, помогают учащиеся-инструкторы.

Теоретический материал излагается для всех обучающихся одновременно. Некоторые теоретические сведения из курса физики могут потребоваться раньше на занятиях, чем они изучаются в школе. Они сообщаются в объеме, необходимом для осмысленного выполнения практической работы и понимания физических основ полета. Физические законы и правила не  формулируются исчерпывающе, но краткое изложение их не противоречит научному пониманию. Цель теоретических занятий – объяснить в общих чертах конструкцию и принцип действия летательного аппарата; определенное упрощение при этом неизбежно.

Начиная с темы «Простейшие авиамодели», обучающиеся впервые выполняют эскизы и рабочие чертежи деталей моделей. Им сообщаются основные правила выполнения чертежей, и в дальнейшем требуется их соблюдение.

Практическую часть занятия делят на работу по изготовлению модели и оставляют время на соревнования и игры. Для разметки и поверки изготовляются шаблоны. Сборка идет пооперационным диктантом. Обучающиеся осваивают основные приемы регулировки и запуска моделей. Занимательность, соревновательный элемент, успехи на 1-ом этапе обучения предопределяют увлеченность авиамоделизмом в дальнейшем.

2-ой год обучения повторяет содержание 1-го года при постройке более сложных моделей, с применением более усложненных узлов, деталей, конструкций.

В структуре организации образовательного процесса преобладает комбинированный тип построения занятий. Около 80% всего учебного времени отводится на практическую деятельность.

Средняя возрастная группа.

На этой ступени деятельность авиамоделистов приобретает определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний. В зависимости от содержания работы занятия проводятся фронтально или по звеньям. Теоретические занятия, беседы, соревнования проводят со всеми занимающимися. При сборке, отделке моделей педагог уделяет внимание каждому индивидуально. В этот период всю группу целесообразно разбить на три звена по 3-4 человека для специализации в постройке определенного класса спортивной модели. Класс спортивной модели обучающийся выбирает самостоятельно или по рекомендации педагога. Плодотворная работа в группах 3-го и последующих годов обучения немыслима без умения самостоятельно и правильно пользоваться технической и справочной литературой, чертежами, выполнять технические требования к изготовляемым моделям.

На данном этапе расширяются и углубляются знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования (в процессе постройки спортивных классов моделей, а также приспособлений для своей лаборатории), обучающиеся знакомятся с методами самостоятельной работы, правилами проведения соревнований, участвуют в соревнованиях и выполняют разрядные нормы.

Старшая возрастная группа.

 Группы ступени комплектуются из обучающихся 4, 5 и 6 года обучения, обладающих опытом авиамоделирования. Здесь решается задача максимального развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к изобретательской работе. Тематика занятий охватывает обширный круг вопросов и учитывает подготовку кружковцев в течение предыдущих ступеней. Основное время занятий отводится на практическую работу по индивидуальным планам.

Решаются следующие задачи – практически перейти на самостоятельную работу, расширить и углубить знания по теории полета, познакомить с методами проектирования и конструирования летающих моделей, экспериментальным исследованием  моделей. Для проведения экспериментов и исследований могут быть выбраны следующие направления: влияние профиля крыла и формы фюзеляжа на качество планирования модели; действие турболизатора крыла на качество полета; форсирование авиамодельных двигателей; расчета и изготовления винтов различных конфигураций, подбор винтомоторной группы для резиномоторных моделей и некоторые другие. В основу работы положен звеньевой или индивидуальный метод работы над моделями, при котором звено из 2 – 4 обучающихся выполняет модель определенного класса. При постройке модели распределяются с таким расчетом, чтобы создать команду для выступлений на соревнованиях по различным классам спортивного авиамоделизма. Таким образом, одновременно на занятиях изготавливаются модели нескольких спортивных классов. По окончании одной модели обучающиеся могут строить модель другого класса или другую модель этого же класса, то есть выбрать специализацию. Такой подход позволяет обучающимся идти своим образовательным маршрутом. В работе объединения на данной ступени обучения следует поддерживать постоянную связь с авиационными учебными заведениями, авиационными специалистами для профессиональной ориентации на профессии, связанные с авиацией. Кружковцы совершенствуют свое спортивное мастерство и выполняют разрядные нормы.

        Занятия в объединении строятся на педагогических принципах:

  • добровольности выбора профиля объединения и классов моделей;
  • дифференцированного подхода к обучающимся;
  • политехнизма, инициативы и творческого роста;
  • гуманизации межличностных отношений;
  • самореализации, профессионального предопределения.

           Адресат программы . Программа рассчитана на учащихся от 9 до  18 лет.

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Работая в разновозрастной группе более подготовленные ребята помогают младшим в постройке модели, используя приобретенный опыт работы с различным инструментом, наглядным материалом, техническими средствами обучения. Своим примером старшие ребята мотивируют более производительную работу младших, а сами получают навыки авиамоделистов-инструкторов.

          Объем и срок освоения программы.

          Программа рассчитана на 6 лет обучения.

          Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы:

Младшая возрастная группа(1-2 годы обучения) – 216 часов,

Средняя возрастная группа (3 год обучения) – 216 часов,

Старшая возрастная группа (4, 5 и 6 годы обучения) – 216 часов.

         Формы обучения и виды занятий.

В объединениях технической направленности особое место в образовательном процессе занимают инструктажи по технике безопасности. Вопросам техники безопасности посвящено время вводного занятия каждого года обучения. Новая тема, освоение новой операции, показ приемов работы с каким-либо инструментом или приспособлением начинается с вводного инструктажа по технике безопасности. В период прохождения темы или в течение занятия педагог проводит  текущие инструктажи, по мере необходимости, неоднократно, иногда индивидуально. Для сознательного выполнения обучающимися требований техники безопасности, освоения безопасных приемов работы необходимо систематически и тщательно инструктировать кружковцев. В авиамодельной мастерской на видном месте обязательно должны быть инструкции и плакаты по технике безопасности, в местах повышенной опасности нанесены предупредительные надписи. Педагог в процессе занятий должен постоянно контролировать выполнение положений техники безопасности.

Основной метод проведения занятий в объединении – практические работы. Их цель – обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических сведений. На занятиях работа начинается с изготовления обучающимся модели по шаблону, образцу. Содержание усложняется по годам обучения. Постепенно обучающиеся приучаются к самостоятельности, вводят элементы творчества. В младшей возрастной группе используется метод инструктирования, работа с инструкционными и технологическими картами; в средней и старшей группах применяются методы консультаций и работы с чертежами, технической и справочной литературой. Излагая теоретический материал, используются словесные методы: рассказ, беседа. Их сочетают с иллюстрацией наглядными пособиями (схемами, чертежами, макетами, моделями, конструкциями и т.п.), демонстрацией принципа действия узла, модели, конструкции, трудовой операции, технологии обработки, показом способа действий спортсмена и т.п.

Характерной особенностью занятий авиационным моделизмом является возможность органического сочетания занятий с играми и соревнованиями. Изготовив те или иные простейшие модели, например бумажные модели самолетов, кружковцы могут тут же провести с ними соревнования на дальность полета, на точность приземления (а с первыми моделями до десятка различных игр). Рациональное использование педагогом различных методов обучения обеспечивает получение детьми прочных необходимых знаний, активизируют мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.

Успех каждого моделиста в соревнованиях предполагается качеством построенной модели, тщательностью проведенных испытаний, достаточной продолжительностью тренировок, т.е. требует сформированности волевой сферы обучающегося. Участие спортсмена в команде, выступающей на соревнованиях, способствует воспитанию коллективизма, товарищеской взаимопомощи, поддержки, ответственного отношения к делу. Результаты выступлений команды кружка на соревнованиях необходимо всесторонне обсуждать, тщательно выявляя недостатки моделей, обнаружившиеся в ходе соревнований, ошибочные действия моделистов на стартах, с тем, чтобы избежать их на будущих соревнованиях. Важно также разобрать, насколько слаженно и организованно действовала команда. Обсуждение должно носить обоснованный, осознанный, дружеский характер; дети должны быть самокритичны и взаимокритичны, что будет способствовать повышению спортивного мастерства команды.

В объединении постоянно возникают ситуации, в которых обучающимся бывает необходимо применять свои знания и умения, проявлять определенные личностные качества. Работа создает определенную эмоциональную атмосферу, в которой и происходит формирование качеств личности подростка, его воспитание и развитие.

        Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель и задачи программы.

        На протяжении всего образовательного курса работы по программе реализуется цель: 

способствовать становлению спортивных и личностных качеств юного моделиста в процессе разработки, построения спортивных классов авиамоделей и летной практики.

Задачи:

  • образовательные – расширение технического кругозора обучающихся, ознакомление с передовыми технологиями отраслей обрабатывающей промышленности, самолетостроения, приборостроения, развитие творческого технического мышления;
  • воспитательные – воспитание уважения к труду, любви к технике, знакомство с самоотверженным трудом ученых и изобретателей, прославивших свою Родину, с подвигами русских летчиков в годы войны, развитие сознательного ответственного отношения к учению, труду, самообразованию, волевой сферы, формирование социальных ориентаций, связанных с выбором профессионально-образовательного пути;
  • практические – овладение навыками работы с различным материалами, инструментами, на станках; совершенствование технологических, конструкторских и исследовательских умений, умений пользоваться технической и специальной литературой, чертежами, справочниками, обосновывать принятые технические решения, освоение летной модельной практики и навыков спортивной борьбы.

Содержание программы

Тематический план младшей возрастной группы ( 1-2  года  обучения)

Наименование темы

Количество часов

теор.

практ

всего

1. Вводное занятие. Техника безопасности (далее ТБ). Материалы и инструменты. 

3

-

3

2. Изготовление простейших моделей из бумаги. 

12

42

54

3. История авиамоделизма, классификация летательных аппаратов.

6

-

6

4. Изготовление моделей на катапульте,  воздушного плоского "змея".

12

84

96

5. Игры с моделями, соревнования, экскурсии. 

-

54

54

6. Заключительное занятие. 

3

-

3

ИТОГО

36

180

216

 Тематический план средней возрастной группы (  3  года  обучения)

Наименование темы

Количество часов

теор.

практ

всего

1 . Вводное занятие. 

3

-

3

2. Материалы, инструменты. 

1

2

3

3. Изготовление коробчатого воздушного "змея". 

12

24

36

4. Схематический планер "Школьник". 

14

34

48

5. Схематическая резиномоторная модель. 

24

54

78

6. Летная подготовка. 

6

27

33

7. Соревнования, экскурсии. 

-

12

12

8. Заключительное занятие. 

3

-

3

 ИТОГО

63

153

216

 Тематический план старшей возрастной группы (4,5 и 6 годов  обучения)

Наименование темы

Количество часов

теор.

практ

всего

1 . Вводное занятие.

3

-

3

2. Устройство, принцип работы ДВС.

Воздушные винты.

3

9

12

3. Технологическая оснастка.

3

9

12

4. Постройка кордовых авиамоделей по категориям:

 F-2-A (скоростная модель самолета),

 F-2-B (пилотажная модель самолета),

 F-2-C (гоночная модель самолета),

 F-4-B (копия самолета),

 

F-2-D (модели для «воздушного боя».

 

Материалы, инструменты.

   15

    132

     147

5. Приемы работы спортсменов на старте. Способы определения восходящих потоков.

6

3

9

6. Летная подготовка.

6

24

30

7. Заключительное занятие.

3

-

3

ИТОГО

39

177

216

Содержание программы.

Младшая возрастная группа (1-2  года обучения) 

1  Вводное занятие

Теоретическая часть. Знакомство с каждым ребенком, его интересами и увлечением. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущим инструментом. Материал, используемый для изготовления бумажных моделей. Ознакомление с целями и задачами объединения, правилами поведения в лаборатории, ее традициями. История развития авиамодельного спорта в районе, городе, области.

2 Изготовление простейших моделей из бумаги

Теоретическая часть. Знакомство с основами полета модели, с главными элементами конструкции модели. Центр тяжести модели, устойчивость.

Практическая часть. Изготовление простейших моделей из бумаги и картона - серия моделей из 29 наименований. Игры - запуск моделей.

3 История авиамоделизма, классификация летательных  аппаратов

Теоретическая часть. История развития авиамоделизма, достижения наших спортсменов - авиамоделистов, отечественная авиация и авиационная промышленностью нашей области. Что такое авиационно-спортивный моделизм. Рассказ и показ моделей всех классов.

  1. Изготовление моделей на катапульте, воздушного русского

     плоского "змея"

Теоретическая часть. Знакомство с назначением катапульты, принцип действия, устройство. Регулировка модели, приемы правильного запуска модели. История создания воздушных "змеев". Подъемная сила.

Практическая часть. Изготовление моделей на катапульте, воздушного русского плоского "змея".

5  Игры с моделями, соревнования, экскурсии 

Практическая часть. Обучение правильным приемам запуска моделей, игры на продолжительность, дальность, точность приземления. Участие в соревнованиях, сдача нормативов на значок "Юный авиамоделист", расширение кругозора через экскурсии.

6 Заключительное занятие

Теоретическая часть. Подведение итогов учебного года. Награждение призеров соревнований, вручение значков "Юный авиамоделист" и удостоверений к ним.

Средняя возрастная группа (3  года обучения) 

1  Вводное занятие

Теоретическая часть. Знакомство с группой. Цели и задачи на учебный год. Программа занятий. Правила поведения на занятиях и в перерыве. Организация рабочего места. Перечень необходимого материала и инструментов.

2 Материалы, инструменты.

Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами, на станках. Общие сведения о материалах, используемых при изготовлении моделей.

3  Изготовление коробчатого "змея"

Теоретическая часть. Воздушные коробчатые змеи, история возникновения воздушных "змеев" в мире. Сведения о воздухе: ветер, сила, скорость, направление.

Практическая часть. Постройка коробчатого "змея", почтальона.

4 Схематический планер "Школьник", А-1, С-1

Теоретическая часть. Схематическая модель планера. Технические характеристики согласно положению о соревнованиях. История создания планера, планера русских конструкторов.

Практическая часть. Изготовление чертежа схемы планера, заготовка материалов: кромок, нервюр, применение специальных оснасток при изготовлении нервюр. Сборка, оклейка.

5 Схематическая резиномоторная модель самолета        В-1

Теоретическая часть. Схематическая модель резиномоторного самолета. Технические характеристики, согласно положению о соревнованиях.

Практическая часть. Изготовление чертежа схемы резиномоторной модели. Заготовка материалов: кромок, нервюр, применение специальных оснасток при изготовлении нервюр. Изготовление винтомоторной группы. Резиномотор. Сборка, оклейка.

6 Лётная подготовка

Теоретическая часть. Подготовка обучающихся по запуску схемы планера, резиномоторной модели, воздушного «змея». Изучение правил соревнований, действия "пилота", помощника по всем классам моделей. Затем только приступаем к тренировкам в поле. 

Практическая часть. Тренировочные запуски моделей.

7  Соревнования, экскурсии

Практическая часть. Участие в соревнованиях как завершающий этап обучения. Экскурсии.

8 Заключительное занятие

Теоретическая часть. Подведение итогов года, поощрение активных школьников. Формирование команды для участия в Областных соревнованиях.

Старшая возрастная группа (4,5 и 6  годов обучения) 

1  Вводное занятие.

Теоретическая часть. Цели и задачи на учебный год. Программа обучения. Правила поведения в лаборатории. Организация рабочего места. Перечень инструмента. Обзор прошедших соревнований. Авиамоделизм как спортивно-технический вид спорта.

  1. Устройство и принцип работы ДВС - двигателя внутреннего  сгорания

Теоретическая часть. Понятие о ДВС, его детали, показ на стенде-планшете процессов, проходящих за один такт, правила ТБ при работе с двигателем, при составлении топливной смеси. Нравственное отношение к технике.

Практическая часть. Установка на модель и запуск мотора.

3  Технологическая оснастка

Теоретическая часть. Обзор используемой на занятиях технологической оснастки и приспособлений.

Практическая часть. Изготовление и применение специальных приспособлений, облегчающих изготовление, повторение отдельных узлов, деталей модели. Безопасное использование технологической оснастки.

        4 Постройка кордовых авиамоделей по категориям: F-2-A (скоростная модель самолета), F-2-B (пилотажная модель самолета), F-2-C (гоночная модель самолета),F-4-B (копия самолета),F-2-D (модели для «воздушного боя».

 Материалы, инструменты.

Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ при работе с режущим инструментом и на станках. Приемы безопасной работы на станках. Общее понятие о материалах, используемых при работе.

Обзор существующих типов летающих моделей и их конструктивных различий, проектов летательных аппаратов перспективных схем.

Понятие о методах проектирования, о технических требованиях к летающим моделям (прочность, вес, эксплуатационные качества, надежность). Малая длина пробега при взлёте и посадке. Законы полёта и силы, действующие на модель в полёте. Закон Бернулли. Основные требования к крылу (понятие об аэродинамическом качестве крыла). Зависимость подъёмной силы и лобового сопротивления крыла от плотности воздуха и угла атаки, от скорости полёта, площади и удлинения крыла, а также от формы профиля и качества отделки. Условия устойчивого полёта модели, понятие о профилях крыла и применении их на различных моделях. Прочностные требования, предъявляемые к моделям.

Рекомендации по выбору материалов, определению последовательности изготовления деталей и сборки узлов модели, обтяжке и отделке, компоновке и установке двигателя, по выбору системы питания, аппаратуры радиоуправления, таймера. Правила регулировки, испытаний и запуска модели.

Практическая часть. Построение профиля по координатам, изготовление контрольных шаблонов. Изготовление рабочих шаблонов из металла. Заготовка шпона, распиловка, шлифовка в размер для нервюр. Распиловка сосны на рейки для лонжеронов, шлифовка в размер. Изготовление нервюр крыла, "ушка", стабилизатора, киля, лопаток. Контрольная сборка центроплана, "ушка", стабилизатора, киля на стапеле. Изготовление "носка" для планера, фюзеляжа для резиномоторной, таймерной моделей. Изготовление часового механизма, крючка для планера, втулки для резиномоторной модели, автомата глушения двигателя для таймерной модели, штырей. Установка механизмов на модель, окончательная сборка, балансировка модели, проверка геометрии, центра тяжести модели. Изготовление воздушных винтов по шаблонам, балансировка. Изготовление резиномоторов, заправочной колбы.

Изготовление шаблонов для постройки кордовых моделей, заготовка материалов.

Проектирование, создание и экспериментальные исследования авиамоделей по категориям:  F-2-A, F-2-B; F-2-С, F-2-D, F-4-B.

Обсуждение и утверждение проектов. Выполнение рабочих чертежей модели, её узлов и деталей. 

Распиловка материалов, изготовление деталей модели по шаблонам. Контрольная сборка, изготовление систем питания и управления. Окончательная сборка модели, отделка, покраска.

Установка двигателя, испытания работы двигателя. Определение центра тяжести модели, балансировка.

Испытание моделей. Выявление недостатков, усовершенствование конструкции экспериментальной модели. Тренировки в запуске моделей, пилотаже.

5 Приемы работы спортсмена на старте.

Теоретическая часть. Определение потоков: нисходящих, восходящих. Формирование восходящих потоков, периодичность с нисходящими, середина потока, край.

Практическая часть. Показ в качестве примера полета модели в потоке и без потока - анализ.  Запуск и регулировка работы мотора кордовой модели. Правильный запуск моделей и поиск их в поле, умение ориентироваться.

6 Лётная подготовка.

Теоретическая часть. Порядок проведения тренировки, намеченные цели, реализация поставленных задач. Техника безопасности на тренировках. Анализ полетов.

Практическая часть. Тренировочные полеты.

7  Заключительное занятие

Теоретическая часть. Подведение итогов года, поощрение активных воспитанников. Формирование команды из чемпионов районных и городских соревнований на Областные соревнования.

Планируемые результаты 

По окончании реализации программы обучающиеся должны знать:

  1. основные технологии отраслей обрабатывающей промышленности, самолетостроения, приборостроения,
  2. технологическую последовательность расчета, построения чертежей, изготовления авиамоделей;
  3. устройство, принцип работы авиамодельных двигателей, их марки;
  4. необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования;
  5. Единую спортивную классификацию авиамодельного спорта, правила проведения соревнований по различным классам моделей;
  6. исторические факты развития самолетостроения, приборосторения, космонавтики и т.д.

должны уметь:

  1. соблюдать правила по технике безопасности; в соответствии с ними организовать рабочее место;
  2. планировать предстоящие трудовые действия;
  3. работать с различными материалами, инструментами, на станках;
  4. мобилизовать физические и умственные силы на осуществление поставленных задач для достижения цели;
  5. пользоваться технической и специальной литературой, чертежами, справочниками;
  6. владеть приемами проведения аэродинамических и технологических расчетов летающих моделей, разработки и корректировки чертежей;
  7. изготовлять авиамодели и выступать с ними на соревнованиях;
  8. освоить летную модельную практику и навыки спортивной борьбы (регулировать и запускать модели; использовать метеорологические условия при запусках авиамоделей; управлять моделью в воздухе и выполнять различные фигуры пилотажа совершенствовать технологические характеристики модели);
  9. получить спортивные разряды в соответствии с положениями ЕСК и требованиями разрядных норм;
  10. конструировать модели, используя исследовательские данные, обосновывать принятые технические решения,
  11. владеть приемами учебно-исследовательской работы и приемами анализа результатов экспериментов;
  1. сознательно и ответственно относиться к учению, труду, самообразованию;
  2. сформировать готовность к профессиональному самоопределению (сформированы социальные ориентации, связанные с выбором профессионально-образовательного пути).

Формы контроля.

Контроль результатов освоения программы осуществляется через организацию практической деятельности детей, проведение и/или участие в соревнованиях по авиамоделизму, олимпиадах, конкурсах, выставках, защитах проектов по техническому профилю.

В ходе соревнований обучающиеся выполняют нормативы спортивных разрядов по авиамодельному спорту. При выполнении нормативов спортивного разряда запись о присвоении разряда заносится в личную зачетную книжку спортсмена.

Помимо этого в объединении используются и такие формы, как опрос, собеседование, а также личная удовлетворенность занятиями в объединении обучающихся и их родителей.

Комплекс организационно-педагогических условий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие авиамодельной лаборатории для размещения 15 рабочих мест с вытяжной вентиляцией, инструментальной комнатой, подсобным посещением.

Независимо от наличия вентиляционных устройств в помещении должны быть открывающиеся окна для проветривания.

Столы размещаются в ряд, где естественное освещение падает слева.

Согласно санитарным нормам помещение должно иметь естественное освещение (минимальный коэффициент естественной освещенности – 1,5) и искусственное (минимальная освещенность на рабочих местах при искусственном освещении – 300 лк). При необходимости можно на крышках столов закреплять лампы подсветки.

Помещение должно отвечать следующим основным требованиям противопожарной безопасности:

  1. степень огнестойкости – не ниже третьей;
  2. в помещении обязателен запасной (эвакуационный) выход;
  3. в лаборатории обязательно наличие огнетушителя и др. противопожарного инструмента;
  4. воспрещается загромождать доступы и подходы к противопожарному инвентарю, кранам, сигналам, запасному выходу;
  5. запрещается класть и прислонять легковоспламеняющиеся, огнеопасные, горючие материалы к отопительным и электрическим устройствам.

Мусор, складываемый в специальный ящик, к концу занятий необходимо удалять в отведенное место.

Станочный парк оборудуется в отдельной комнате.

Готовые изделия размещаются на стендах вдоль стен лаборатории. В помещении должны быть витрины с готовыми моделями и узлами моделей в сборке.

На занятиях требуется большой набор инструментов.

Комплект мебели:

- рабочие столы                                - 8 шт.;

- стулья                                        - 1 шт.;

- табуреты                                        - 15 шт.;

- стол руководителя                        - 1 шт.;

- шкаф для инструмента                 - 2 шт.;

- шкаф для руководителя                  - 1 шт.;

- шкаф для моделей                        - 1шт.;

- стеллажи для строящихся моделей        - 3 шт.

Рабочие столы желательно покрыть фанерой или другим материалом (текстолитом, полистиролом и т.п.), который можно менять при загрязнении. В столах должны быть ящики для индивидуального инструмента.

К комплекту мебели, добавляются столы, на которых устанавливают различное оборудование и выполняют различные работы (паяльные, покрасочные и т.п.).

Для занятий по программе необходимо:

по планированию, учету и контролю.

Журнал кружковой работы и учета посещения детского объединения.

Положения городских и областных соревнованиях.

Правила проведения соревнований по различным классам моделей.

Нормы присвоения спортивных разрядов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Технические средства обучения:

Сборник документальных видеофильмов об авиамодельном спорте.

Видеозаписи областных соревнований (2000-2009 г.).

Плакаты со схемами основных классов моделей.

Постоянно действующая выставка авиамоделей в объединении.

Телевизор, видеомагнитофон, DVD.

Компьютер, сканер, принтер.

Учебно-раздаточный материал:

Чертежи моделей:

- простейшие модели из бумаги;

-модели на катапульте;

- модели с резиномотором;

- плоский воздушный «змей»;

- коробчатый воздушный «змей»;

- Схематический планер «Школьник»;

- Схематическая резиномоторная модель.

Полетные листы и книжки для участников соревнований.

Плакаты по изделиям различных классов; технике безопасности при работе с инструментами, на станках, с электрооборудованием; схемы процессов по аэродинамике, устройства ДВС, технологические и инструкционные карты, альбомы чертежей различных моделей; узлы в сборке и детали, макеты, готовые модели

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Станки: шлифовально-заточной – 2 шт.,

фрезерный НГФ – 2 шт.,

токарно-винторезный ТВ-6,

сверлильный НС-12А – 2 шт.,

универсальный деревообрабатывающий.

Электроинструменты: паяльник, утюг, плитка, электродрель, электролобзик, электоршкаф.

Примерный перечень необходимого инструмента.

Наименование

Количество

Ножницы

10

Ножовка по дереву

2

Лобзик ручной с пилками

10

Рубанок малый

6

Ножи или скальпели

10

Стаместки разные

5

Рашпиль

3

Шлицовка

2

Клещи

3

Тиски настольные малые

10

Молоток слесарный

5

Дрель ручная с набором сверл

2

Ножовка по металлу

2

Надфили

10

Напильники различных сечений

15

Струбцины малые и большие

12

Круглогубцы

2

Плоскогубцы

3

Пассатижи

3

Кусачки

2

Отвертки

4

Набор для нарезания резб

6

Штангециркуль с глубиномером

5

Микрометры

5

Угольники разные

5

Лекала

6

Транспортир

2

Готовальня

4

Карандаши чертежные

20

Линейка металлическая

5

Угольник металлический.

2

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ

Древесина и продукты переработки древесины: сосна, кедр, лиственница, липа, бамбук, бальза, фанера, бумага, картон

Клеи синтетические:   ПВА,   ЭД-20,   БФ-2,   БФ-6,   «Момент», нитроцеллюлозный клей (НЦ).

Материалы и их сплавы: проволока ОВС диаметром 0,15-6 мм., органическое стекло, пенопласт, композиционные материалы.

Лаки и краски на основе нитроцеллюлозы;

 нитки швейные, капроновые.

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ НА ЗВЕНО (5ЧЕЛ) В ГОД

Материалы

Количество

Сосна, липа (древесина)

по 0,2 куб м

Пенопласт ПС-4-40

0,2 куб м

Фанера 6-1мм, -3мм

1кв м

Бальза (древесина)

0,03 куб м

Пленка лавсановая

10 кв м

Клей ЭД

3 кг

Клей «Момент»

2 шт.

Клей БФ-2, БФ-6

10шт.

Клей НЦ-555

2кг.

Краска НЦ (разных цветов)

по 0,5 кг

Растворитель 646

Стеклоткань

10 кв м

Наждачная бумага разная

100 листов

Шлифовальная бумага

5 кв м

Чертежная бумага, миллиметровая

10м

Микродвигатели

10 шт.

Топливо дизельное, для калильных ДВС

по 10л

Резина авиамодельная

0,5 кг

Проволока ОВС 0,1 – 6 мм

по 1 м

Булавки одностержневые

2 уп.

Изолента ПХВ

1 шт.

Литература

      Основная литература.

  1. Гаевский О.К. Авиамодельные двигатели. – М: ДОСААФ, 1973. г.
  2. Гаевский О.К. Авиамоделирование. – М: Патриот, 1990г.
  3. Готтесман В.Л. Профили для летающих моделей. – М: ДОСААФ, 1990г.
  4. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Кн. для учащихся 5 – 8 классов. Изд.2-е. – М: Просвещение, 1989 .
  5. Киселев Б.А. Модели воздушного боя. – М.: ДОСААФ, 1981.
  6. Куманин В.В. Модели самолетов с резиновыми двигателями. – М: ДОСААФ, 1985.
  7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. – М.: Машиностроение,1989.
  8. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.: ДОСААФ, 1982.
  9. Сироткин Ю.В. В воздухе пилотажные модели. – М.: ДОСААФ, 1972.
  10. Тарадеев Б.Т. Летающие модели-копии. – М: ДОСААФ, 1983.
  11. Шахат А.М. Резиномоторная модель. – М: ДОСААФ, 1977.

Дополнительная литература.

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. – М.: ДОСААФ, 1987.
  3. Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. – М.: ДОСААФ, 1990.
  4. Голубев Ю.А. Юному авиамоделисту. – М.: ДОСААФ,1989.
  5. Жуковский Н.Е. Теория винта. – М.,1937.
  6. Заворотов В.А. От идеи до модели./ Кн. для учащихся 4 – 8 классов средн. шк., 2-е изд., переработанное и дополненное. – М: Просвещение, 1988 .
  7. КапковскийЯ. Летающее крыло. – М.: ДОСААФ СССР,1998.
  8. Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Павлов А.П. Твоя первая модель. – М.: ДОСААФ, 1979.
  1. Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: ДОСААФ,1993.
  2. Рожков В. Авиамодельный кружок. – М: "Просвещение" , 1978.
  3. Шахат А.М. Резиномоторная модель. – М.: ДОСААФ, 1977.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авиамодельный спорт. – М: У СТКАМ ДОСААФ, 1986.
  2. Алфутов Н.А. Расчет многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. – М.: Машиностроение, 1984.
  3. БабаевН., Гаевский О. Авиационный моделизм. – М.: ДОСААФ, 1956.
  4. Васильев А.Я., Куманин В.М. Летающая модель и авиация. – М: ДОСААФ, 1968.
  5. Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. – М.: ДОСААФ, 1986.
  6. Воронин В., Колесников П. Советские истребители Великой Отечественной войны./ Альбом иллюстраций, художник Петровский М. – М: ДОСААФ, 1986 г
  7. Двигатели для моделизма. – М: ДОСААФ, 1990.
  8. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Кн. для учащихся 5 – 8 классов. Изд.2-е. – М: Просвещение, 1989.
  9. Капковский Я. Летающие крылья./ Пер. с польского Терехова Ю.П. – М: ДОСААФ, 1988.
  10. Калина И. Двигатели для спортивного моделизма. – М.: ДОСААФ, 1983.
  11. Качурин М.Б. Модельные двигатели. – М.: Просвещение, 1973.
  12. Каюнов Н.Т., Назаров А.Ш. Авиамодели чемпионов. – М.: ДОСААФ, 1978.
  13. Келдыш М.В. Авиация в России: справочник. – М.: Машиностроение, 1988.
  14. Костенко В.И. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989
  15. Костенко И.К., Демин С.И. Советские самолеты. – М.: ДОСААФ, 1973.
  16. Кротов И.В. Модели ракет. – М: ДОСААФ, 1979.
  17. Куманин В.В Регулировка и запуск летающих моделей. – М.: ДОСААФ, 1973.
  18. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. Сделай сам. – М: Машиностроение, 1989.
  19. Миль Г. Модели с дистанционным управлением. – Л.: Судостроение, 1984.
  20. Миль Г. Электронное дистанционное управление моделями. – М.: ДОСААФ, 1980.
  21. Миль Г. Электрические приводы для моделей. – М.: ДОСААФ, 1986.
  22. Мовсисян Г.В. Справочник по клеям. – Л.: Химия, 1980.
  23. Павлов А.П. Твоя первая модель. – М: ДОСААФ, 1979 г
  24. Программы для кружков детского технического творчества. – М. Профиздат, 1969.
  25. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивно-технические кружки. – М: Просвещение, 1982.
  26. Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: ДОСААФ, 1973.
  27. Столяров Ю.С. Модель и машина. – М.: ДОСААФ, 1981.
  28. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы./ Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. – М: Просвещение, 1983.
  29. Турьян А Простейшие авиационные модели. – М.: ДОСААФ, 1982.
  30. Шульце Х. Аэродинамика и летающая модель. – М: ДОСААФ, 1959.

Список литературы, рекомендуемой обучающимся.

  1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Кн. для учащихся 5 – 8 классов. Изд.2-е. – М: Просвещение, 1989.
  2. Заворотов В.А. От идеи до модели./ Кн. для учащихся 4 – 8 классов средн.шк., 2-е изд., переработанное и дополненное. – М: Просвещение, 1988.
  3. Капковский Я. Летающие крылья./ Пер. с польского Терехова Ю.П. – М: ДОСААФ, 1988.
  4. Киселев Б.А. Модели воздушного боя. – М.: ДОСААФ, 1981.
  5. Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. – М.: Просвещение,1983.
  6. Костенко В.И. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989
  7. Костенко И.К., Демин С.И. Советские самолеты. – М.: ДОСААФ, 1973.
  8. Кротов И.В. Модели ракет. – М: ДОСААФ, 1979.
  9. Куманин В.В. Модели самолетов с резиновыми двигателями. – М: ДОСААФ, 1985.
  10.  Куманин В.В Регулировка и запуск летающих моделей. – М.: ДОСААФ, 1973.
  11.  Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. Сделай сам. – М: Машиностроение, 1989.
  12.  МерзликинВ.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.: ДОСААФ, 1982.
  13.  Рожков В.С. Спортивные модели ракет. – М: ДОСААФ, 1984.
  14.  Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: ДОСААФ, 1973.
  15.  Турьян А Простейшие авиационные модели. – М.: ДОСААФ, 1982.
  16.  Шахат А.М. Резиномоторная модель. – М: ДОСААФ, 1977.

Журналы: «Моделист-коструктор», «Техника молодежи», «Крылья Родины», «Юный техник» с приложениями, «Modelarz» подшивки за 10 – 15 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация опыта проведения меропиятия "Лети, модель!"

Презентация представляет  собой несколько взаимосвязанных между собой слайдов, являющихся опорными для раскрытия основной идеи организации, проведения и методического сопровождения конкурса муниц...

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Лети, модель!"

                                                    Аннотация...

Работа с родителями в товрческом обьединении "Лети, модель!" (Авиамоделирование)

Работа с родителями в товрческом обьединении "Лети, модель!" (Авиамоделирование)...

Работа с родителями в творческом объединении "Лети, модель!" (Авиамоделирование)

Работа с родителями в творческом объединении "Лети, модель!" (Авиамоделирование)...

Консультация "Модель «Трех вопросов» в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на примере темы занятия «Снег кружится, летает, летает …»

На примере одной темы занятия показывается технология модели "Трех вопросов" в коррекционной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями....