программа "Русская душа"
рабочая программа на тему
срок реализации - 5 лет. Программа нароной песни и народного танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_novaya.docx | 71.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»
Программа утверждена на педагогическом совете Протокол № _____от ________20___ г. | Утверждаю: И.О. Директор ЖДТ _________Петрова А.И. Приказ №_____ от _________ 20_____ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Русская душа»
Возраст: от 7-16 лет
Срок реализации:5 лет
Составители:
педагоги дополнительного
образования
Словягина Анна Анатольевна
Карандаева Ирина Владимировна
Улан-Удэ
2016 год
Пояснительная записка
Настоящая программа и составлена в соответствии с:
- с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- СанПин 2.4.4 3172-14 от 04.07.2014 г. № 41;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729;
- Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.;
- Декларацией прав ребенка 1959 г.
Национальная культура - это национальная память, то, что выделяет народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующим поколениям, обеспечивая процесс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно-необходимой информации. Окристаллизованный временем музыкальный фольклор лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности; проверкой его человечности; зеркало его духа.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Начинать изучение культурных традиций надо с раннего возраста детей. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Настоящая программа имеет художественную направленность. Образовательный процесс нацелен на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формированию активной, творческой личности.
Актуальность программы в том, чтобы через устный, музыкальный фольклор, народные праздники, русские народные песни и танцы помочь ребёнку пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры.
Программа составлена таким образом, чтобы познакомить детей с разными видами деятельности в области народной культуры:
- исполнение народных песен и танцев;
- изучение и обучение игры на шумовых инструментах;
- изучение и инсценировка народных праздников.
Отличительной особенностью программы является сценическое воплощение фольклорного материала.
Необходимость создания интегрированной программы естественно вытекает из целостности подлинной народной культуры, где все виды деятельности: песня, танец, игра, народная музыка, традиционный костюм, - переплетены и взаимосвязаны.
Программа разработана на основе анализа существующих программ, направленных на приобщение детей к истокам культуры:
- образовательная программа ансамбля народной песни «Купавушка», г. Москва,
- программа «Ложкари» Т.А. Петухова,
- образовательная программа «Народные праздники», автор – составитель Н.А. Макаренко),
- комплексная программа «Возрождение», Румянцева Л.В., Сухляева О.Л., Аверина А.А., г. Санкт-Петербург,
- «Программа для хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», А.А. Борлов,
- «Программа вокально-хореографического кружка «В мире искусства»», Л.С. Шабакаева,
- «Программа вокально-хореографического ансамбля», В.В. Кондратова.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Набор детей производится без предварительного прослушивания, в объединение принимаются все желающие.
Данная образовательная программа объединяет две педагогические программы: «Детский музыкальный фольклор», «Народный танец».
Объем программы:
«Детский музыкальный фольклор»
1 и 2 год обучения – 144 часа
3 и 4 год обучения – 180 часов
5 год обучения – 216 часов
«Народный танец»
2 год обучения – 144 часа
3 и 4 год обучения – 180 часов
5 год обучения – 216 часов
Формы организации занятий:
- групповые занятия;
- малые группы;
- сводные репетиции, учебные концерты, открытые занятия, посещение концертов и выставок, просмотр и прослушивание видео и аудиоматериала, праздники в группах и в коллективе, тематические программы.
Специфика программы определяет разнообразие содержания и форм занятий: это и традиционное занятие, и урок-путешествие, урок-концерт, урок-праздник, урок-сказка, урок-посиделки и др. Наиболее эффективной формой урока является урок-игра, который позволяет максимально активизировать внимание детей.
Срок реализации программы: 5 лет
Программа «Детский музыкальный фольклор» предлагает следующий режим занятий:
- для детей 1 и 2 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
- для 3 и 4 годов обучения - 3 раза в неделю (1 раз по 1 часу, 2 раза в неделю по 2 часа).
- 5 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.
Программа «Народный танец» предлагает следующий режим занятий:
- для детей 2 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
- для 3 и 4 годов обучения – 3 раза в неделю (1 раз по 1 часу, 2 раза в неделю по 2 часа).
- 5 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.
Основной целью программы является обучение музыкальному народному творчеству и развитие творческой личности ребенка, способной к самореализации через музыкальный фольклор.
Решение этой цели обусловлено выполнением следующих задач:
Обучающие:
- овладеть народной манерой пения;
- ознакомить учащихся с особенностями народного танца;
- овладеть приемами игры на ложках и других шумовых инструментах;
- познакомить с народным календарем и составляющих его сезонных и православных праздников.
Развивающие:
- развить кругозор и интерес к народной культуре;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- развить певческие и артистические способности, музыкальные слух и память, чувство ритма.
Воспитательные:
- сформировать нравственные принципы, патриотические чувства;
- воспитать на традициях празднования народных праздников творческую личность, обладающую художественным вкусом;
- воспитать трудолюбие, чувство коллективизма, ответственность за порученное дело.
Программа разработана на таких известных дидактических принципах, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация воспитания, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход.
Национально - региональный компонент представлен в следующих темах: Раздел «Народные праздники» 2-й год обучения, тема «Зимние праздники» - праздник Белого месяца «Сагаалган». Раздел «Народный костюм» 3-й год обучения тема «Местный народный костюм» - мужской и женский бурятский костюм.
Учебно-тематический план
№ | Предмет | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | ||||||||||
теор | прак | итого | теор | прак | итого | теор | прак | итого | теор | прак | итого | теор | прак | итого | ||
1 | Детский музыкальный фольклор | 144 | 144 | 180 | 180 | 216 | ||||||||||
2 | Народный танец | - | 144 | 180 | 180 | 216 | ||||||||||
ИТОГО | 144 | 288 | 360 | 360 | 432 | |||||||||||
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | ||
№ | ||||
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 7 | 2 | 5 |
1.1 | Вводное занятие. Общее собрание. | 1 | 1 | - |
1.2 | Гигиена голосового аппарата | 1 | 1 | - |
1.3 | Повторение раннего изученного материала | 5 | - | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 85 | 8 | 77 |
2.1 | Дикция и артикуляция | 10 | 1 | 9 |
2.2 | Единая манера звукообразования | 10 | 1 | 9 |
2.3 | Комплекс упражнений на развитии певческого голоса в народной манере исполнения | 15 | 1 | 14 |
2.4 | Работа над репертуаром | 5 | 5 | 45 |
3 | Праздники народного календаря | 49 | 8 | 41 |
3.1 | Праздники осеннего народного календаря | 14 | 2 | 12 |
3.2 | Зимние праздники | 12 | 2 | 10 |
3.3 | Масленица | 15 | 2 | 13 |
3.4 | Праздники весеннее - летнего календаря | 8 | 2 | 6 |
4 | Народный костюм – зеркало души | 20 | 20 | - |
4.1 | Народный костюм – традиционный | 8 | 8 | - |
4.2 | Местный народный костюм: Семейский, казачий, бурятский. | 12 | 12 | - |
5 | Шумовые инструменты - ложки | 35 | 3 | 32 |
5.1 | История создания ложек. Беседа о хохломской росписи - презентация | 2 | 2 | - |
5.2 | Постановка исполнительского аппарата. Освоение техники игры на 2-х ложках | 13 | 1 | 12 |
5.3 | Работа над музыкальными произведениями. | 20 | - | 20 |
6 | Концертная деятельность | 18 | - | 18 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 216 | 42 | 174 |
Для реализации программы необходимо:
- просторный кабинет с хорошим освещением и акустикой;
- стулья или лавки, столы для учащихся;
- письменный стол и стул для педагога;
- шкаф для хранения учебных и наглядных пособий;
- наглядные пособия, плакаты, аудио и видеозаписи.
- баян;
- диктофон;
- аудио и видео аппаратура; ноутбук, проектор и экран.
- музыкальные инструменты;
- костюмерная для костюмов и реквизита
Формы аттестации/контроля:
По окончании каждого учебного года проводятся отчетные концерты и открытые уроки ансамбля, в которых принимают участие все обучающиеся. Теоретические знания оцениваются с помощью тестов, контрольных заданий, викторин. Согласно Положению об аттестации Дома творчества Железнодорожного района, обучающиеся переходят на другой год обучения, а выпускникам вручаются свидетельства.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Методические материалы
При реализации программы используются различные приёмы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающегося в области народной культуры и освоение учебного материала каждого этапа обучения:
- учебное занятие в группах и индивидуально;
- совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом увиденного;
- экскурсии в музеи и на выставки;
- посещение конкурсов и фестивалей;
- посещение концертов и спектаклей.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний в области музыкального и устного народного творчества, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию юных исполнителей. Учебные темы включают теоретическую и практическую части. Темы занятий переплетаются из разных разделов на протяжении всего учебного года.
Экскурсионные выходы и посещение концертных программ. После таких занятий обязательно обсуждение увиденного и услышанного. Важнейшим конечным результатом таких занятий эстетическим воспитанием является формирование общей культуры личности.
В первый год обучения обучающимся предлагается в игровой форме познакомиться с детским фольклорным песенно-игровым творчеством, используя доступный для понимания детей этого возраста материал
Главным методом на занятиях является игра. При помощи игры поддерживается высокий эмоциональный настрой. Используется комплекс игровых упражнений, который укрепляет мышцы лица; приобретаются умения и навыки по выработке певческой установки.
По ходу занятий педагог обращает внимание на устранение певческих и дикционных недостатков. Дети овладевают знаниями малых форм фольклора: потешки, дразнилки, считалки, заклички и др.. Разучиваются простейшие игровые народные песенки, небылички; игры с напевами и элементы парно – бытовых плясок (песенный материал). В программу занятий включено посещение концертов и фестивалей фольклорного искусства.
Второй год обучения предполагает изучение и исполнение календарных песен, разработку и постановку небольших обрядовых сцен.
К этому времени ребенок уже готов к знакомству и освоению народной манеры исполнения. У детей складывается богатый репертуар малых форм фольклора, укрепляется слуховой и речевой аппарат. Они знакомятся с законами сцены и учатся работать с микрофоном. С ними можно готовить уже определенный репертуар, ориентировать на небольшие выступления и активное участие в инсценировках народных праздников.
Обучающиеся знакомятся с элементами хоровой звучности («легато», «стокато», «пиано», «форте» и др.). Выделяются запевалы и сольные исполнители песен. Начинается работа с солистами.
Ведется активный просмотр видеокассет и прослушивания аудиозаписей ведущих фольклорных коллективов, ансамблей народной песни, народных хоров; посещение выступлений коллективов, работающих в данном жанре искусства.
Даются навыки «снятия» песен с голоса во время прослушивания аудиозаписей.
Третий год обучения обучения предполагает, помимо ансамблевого, сольное исполнение обучающимися народных песен. У подростков складывается дикционный аппарат, вырабатывается навыки посыла звука в народной манере и навыки правильного певческого дыхания. Складывается народно-календарная система мышления. Накапливается богатый репертуар календарных песен и репертуар песен детского фольклора.
Только получив определенные вокально-технические навыки путем упражнений на выработку певческого дыхания, речевых упражнений и различных распевок, после освоения детского фольклора, простых календарных песен, закличек, игровых распевок можно переходить к освоении. Усложненного материала с характерной народно-песенной речью и манерой исполнения, к обучению интонационно-ладовым и метроритмическим особенностям фольклора разных регионов России и населяющих ее народов.
При реализации программы используется значительный дидактический материал:
- репертуарные сборники народных песен;
- сборники народных и авторских песен и текстов устного народного творчества;
- подборки аудио – и видеоматериала (обряды, праздники)
- предметы народного быта, народные костюмы и т.п.;
- набор шумовых и музыкальных народных инструментов;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Так как деятельность ансамбля направлена на сценическое воплощение фольклора, одним из главных ожидаемых результатов является сформированность готовности ребенка к выступлению на сцене в составе ансамбля и сольно. На таких выступлениях проверяется качество усвоенных умений и навыков, полученных на занятиях, а также результативность взаимосвязи различных видов творческой деятельности в сценическом воплощении фольклорного материала (сценическая речь, актерская игра, вокал, хореография, музицирование на шумовых инструментах и т.д.).
Полученные знания должны помочь ребенку развить актерские способности, раскрыть в каждом обучающемся исполнительские возможности, присущие только ему в том или ином виде деятельности.
Программой предусматривается изучение основ народной празднично-игровой и обрядовой культуры, что в итоге предполагает расширение кругозора и развитие чувства гордости за героическое и историческое прошлое своего народа.
В результате обучения формируется увлеченная творческая личность, обладающая внутренней свободой и чувством собственного достоинства, имеющая сформированные нравственные принципы, чувства патриотизма и ответственности за общее дело, интересующаяся и разбирающаяся в области традиционной народной культуры.
Учебно- тематический план
1 год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 3 | 3 | |
1.1 | Общее собрание для обучающихся и родителей | 1 | 1 | |
1.2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
1.3 | Авторское и народное произведение | 1 | 1 | |
2 | Малые жанры детского фольклора | 26 | 13 | 13 |
2.1 | «Мудрость народная в байках и сказках» (эмоциональное восприятие, нравственные беседы, музыкальная импровизация) | 6 | 3 | 3 |
2.2 | Потешный фольклор: прибаутки, скороговорки, потешки, пестушки, перевертыши, загадки. | 8 | 4 | 4 |
2.3 | Игровой фольклор: считалки, дразнилки, молчалки, игры, жеребьевки | 8 | 4 | 4 |
2.4 | Колыбельные песни | 4 | 2 | 2 |
3 | Вокально - хоровая работа | 44 | 6 | 38 |
3.1 | Дыхание. Основные типы дыхания. Певческое дыхание. Комплекс упражнений на выработку певческого дыхания. | 13 | 3 | 10 |
3.2 | Артикуляция | 10 | 1 | 9 |
3.3 | Музыкальный ритм, слух | 7 | - | 7 |
3.4 | Русская песня – русская душа | 6 | 2 | 4 |
3.5 | Музыкально-дидактические игры | 8 | - | 8 |
4 | Праздники народного календаря | 66 | 9 | 57 |
4.1 | Знакомство с понятием народный праздник | 6 | 6 | - |
4.2 | Праздник «Осенины» | 20 | 1 | 19 |
4.3 | Зимний праздник - Рождество | 20 | 1 | 19 |
4.4 | Масленица | 20 | 1 | 19 |
5 | Концертное выступление | 6 | — | 6 |
6 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 144 | 36 | 108 |
Содержание программы
I год обучения
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Общее собрание для обучающихся и родителей.
Рассказ о коллективе и его традициях. Просмотр видеоматериалов. Формирование группы. Организационные вопросы.
Тема 1.2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Схема безопасного перехода детей проезжей части к ЖДДТ и домой. Ознакомление с правилами поведения в ДДТ, отработка простейших коллективных действий: перед каждым занятием стульчики нужно поставить на полукруг. Приемы певческой установки - прямой корпус, опора в ногах. Правила поведения на занятиях, структура занятия (приветствие, тема урока, распевание, работа над произведениями).
Тема 1.3. Авторское и народное произведение.
Прослушивание аудиозаписей. Академическое и народное пение как вид музыкально – исполнительской деятельности, их отличия.
Раздел 2. Малые жанры детского фольклора.
Тема 2.1. Мудрость народная в байках и сказках
Что такое сказка и чему она учит? - Знакомство с народной сказкой, какие бывают сказки (бытовые, волшебные и т.д.). Основные сюжеты сказок
Сказка, быль, небылица: разбор реальных и выдуманных сюжетов
Практическая часть «В гостях у сказки» посещение кукольных спектаклей.
Музыкальная сказка (импровизации) - подбор сказок с музыкальными сопровождениями. Разучивание музыкального материала по ролям (Медведь, лиса, заяц) - характеристика голосов животных.
Тема 2.2. Потешный фольклор.
«Загадка, загадка, открой свою тайну» - виды загадок (о природе, о животных и т.д.). разыгрывание сюжетов загадок детьми.
«Небылицы - переходят все границы» - разбор небылиц, что такое небылица, основные герои небылицы
Пестушки - разучивание пестушек, что они за собой несут.
Прибаутки: «Где ты совушка была» - разбор прибауток, когда и где произносились.
Практическая часть. разыгрывание детьми сюжетов загадок , небылиц, пестушек, прибауток.
Тема 2.3. Игровой фольклор.
«Да и нет, не говори...» считалки - для чего считалки.
Молчанка «Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!» - молчанка помогает нам научиться быть сдержанными, слушать друг друга.
Практическая часть - разучивание считалок, игр с напевами: «Море волнуется раз...», «В слова», «У медведя во бору».
Тема 2.4. Колыбельные песни.
1 . Кот и колыбелька. «Приди котик ночевать, мово дитятку качать», «Баю, баю, баюшки, не ложись на краюшке...» - когда исполняется колыбельная песня, кому.
Прослушивание записей народных исполнителей, бабушек.
Практическая часть. Поем песни своим куклам, друг другу.
Раздел 3. Вокально-хоровая работа.
Тема 3.1. Дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Певческое дыхание. Правила дыхания – вдох, выдох, удержание дыхания. Понятие «опора звука». Звукообразование на брюшном дыхании.
Практическая часть. Упражнения «Ежик», «Свечка», «Шарик», «Собачка» и др.
Тема 3.2. Артикуляция.
Роль артикуляционного аппарата в пении. Речевая техника, ее голосовые характеристики. - из чего состоит наш речевой аппарат, благодаря чему мы умеем говорить
Практическая часть. Разучивание комплекса упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Лицевая гимнастика: упражнения – «Поцелуй маму», «Бабка Ёжка» и др. Упражнения на развитие дикции. Разучивание скороговорок и разговорок, считалок, небылиц – перевёртышей.
Тема 3.3. Музыкальный ритм, слух.
Упражнения на выработку музыкального ритма. – прохлопать ритмический рисунок за учителем, придумать самостоятельного.
Упражнения для развития музыкального слуха. - попевки с развитой мелодической линей. Попевки для развития музыкальной памяти, голоса. - от простых к сложным.
Тема 3.4. Русская песня – русская душа
Слушание русской народной песни «в живую» в исполнении великих мастеров русской песни М.Морозовой, Л.Руслановой, Л.Зыкиной, Н.Кадышевой. Знакомство с их творчеством.
Практическая часть. Пение русских народных песен, обыгрывание, инсценирование, просмотр видеофильмов.
.Тема 3.5. Музыкально – дидактические игры.
«У медведя во бору», «Катя, Катя, Катерина» «Чик-чирик» текст стараемся пропевать. Разыгрывание и изображение музыкального образа.
Импровизация - попытаться самим вжиться в образ героя игры, песни, сюжета.
Тема 3.6. Разучивание репертуара
Учимся правильно оформлять песню в текстовом варианте (куплет, припев, строчная песня, повтор строфы и т.д.)
Практическая часть. «В хороводе были мы» - водим хоровод в такт песни, «У Маланьи у старушки» - разыгрывание сюжета, «Ходит царь» - разучивание простейших хореографических элементов, «Как под горкой под горою» - разыгрывание сюжета песни, танцевальные движения и т.д.
Раздел 4. Праздники народного календаря.
Тема 4.1.Знакомство с понятием народный праздник – день знаменательный, памятный, посвящённый определённому событию. Календарные и православные народные праздники.
Обряды, ритуалы. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Их роль и значение в народном творчестве, какие обряды были,
что за собой несли. Какие обряды существуют на сегодняшний день.
Тема 4.2. Праздник «Осенины».
Повседневные хлопоты русского человека в осенний период. Сбор урожая. Знакомство спраздником «Осенины». Песни «Осенин». Заклички солнцуи дождю.
Практическая часть. Отгадывание загадок об овощах и насекомых. Разучивание игр: «Каравай», «Капустка», и др. Песни «В хороводе были мы» - водим хоровод в такт песни, «У Маланьи у старушки» - разыгрывание сюжета. Подготовка сценария «Осенин», распределение ролей.
Тема 4.3. Зимние праздники – Рождество.
Знакомство с праздниками зимнего народного календаря (Рождество, Васильев вечер, Крещение). Понятие «страшных вечеров» и «святых вечеров», Библейские рассказы. Характеристика текстов зимних песен.
Практическая часть. Разучивание зимних песен. Колядки и их бытование в естественной среде. Обряд христославления и колядования как часть театрализованного действа. Разучивание обряда колядования. Народные игры святочного периода.
Тема 4.4. Масленица.
Рассказ об особенностях дней масленичной недели.
Практическая часть. Разучивание масленичных закличек, песен и игр. Подготовка сценария праздника.
Раздел 5. Концертная деятельность.
Выступление на мероприятиях дома творчества. Участие в народных праздниках «Осенины», «Рождество», «Масленица».
Раздел 6. Итоговое занятие.
Подведение итогов за учебный год. Открытое занятие. Концерт для родителей.
К концу I года обучения учащиеся должны
Знать:
- правила поведения на занятии;
- жанры детского фольклора;
- праздники народного календаря;
- приемы певческой установки;
Уметь:
- пропеть свое имя в соответствии с требованиями напева;
- «слышать» и «слушать» музыку;
- исполнять изученный репертуар.
Учебно-тематический план
II год обучения
№ | Наименование разделов и тем. | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 12 | 5 | 7 |
1.1 | Вводное занятие. Комплектование группы. | 1 | 1 | - |
1.2 | Гигиена голосового аппарата | 1 | 1 | - |
1.3 | Повторение ранее изученного материала | 10 | 3 | 7 |
2 | Вокально-хоровая работа | 94 | 15 | 79 |
2.1 | Хоровое искусство и народная песня | 4 | 4 | - |
2.2 | Дикция и артикуляция | 15 | 2 | 13 |
2.3 | Единая манера звукообразования | 10 | 2 | 8 |
2.4 | Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения | 15 | 2 | 13 |
2.5 | Работа над репертуаром | 50 | 5 | 45 |
3 | Праздники народного календаря | 60 | 4 | 56 |
3.1 | Осень – перемен восемь | 15 | 1 | 14 |
3.2 | Зимние праздники | 15 | 1 | 14 |
3.3 | Встреча весны - Масленица | 15 | 1 | 14 |
3.4 | Праздники весеннего календаря | 15 | 1 | 14 |
4 | Русский народный инструмент | 34 | 6 | 28 |
4.1 | Струнные | 2 | 2 | - |
4.2 | Духовые | 2 | 2 | - |
4.3 | Шумовые – «Бабушкин сундучок» | 30 | 2 | 28 |
5 | Концертная деятельность | 14 | - | 14 |
6 | Итоговое занятие | 2 | — | 2 |
Итого: | 216 | 30 | 186 |
Содержание программы
II год обучения
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Вводное занятие. Комплектование группы.
Прослушивание и собеседование с новыми обучающимися. Общее собрание. Организационные вопросы. Просмотр видеоматериалов. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил дорожного движения и поведения на занятиях.
Тема 1.2. Гигиена голосового аппарата.
Голос и методы его сохранения. Строение голосового аппарата. Правила гигиены голоса.
Тема 1.3. Повторение ранние изученного материала.
Практическая часть. Повторение материала, изученный в первый год обучения.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Тема 2.1. Хоровое искусство и народная песня.
Хор имени Пятницкого: возникновение, история существования,
прослушивание репертуара данного хора. Прослушивание записей из репертуаров ансамблей города Улан-Удэ.
Тема 2.2. Дикция и артикуляция.
Строение артикуляционного аппарата.
Практическая часть. Мягкое нёбо и его тренировка, дикционные упражнения на развитие нижней челюсти, упражнения на расслабление и освобождение языка и исправления недостатков в работе губ. Проговаривание знакомых скороговорок и разучивание новых.
Тема 2.3. Единая манера звукообразования.
Унисонное пение. Правила звукообразования и распевания гласных и согласных. Певческое дыхание. Кантиленное пение. Понятие цепного дыхания. Певческая установка в положении «сидя» и «стоя». Изучения понятия динамические оттенки и др. Изучение терминов: «атака звука», «высокое нёбо», «задержка дыхания», «ауфтакт», «легато», «стокато», и др. Резонаторы звука при полной мышечной свободе.
Практическая часть. Распевки, упражнения на дыхание (перышко, ежик)
исполнение попевок на цепном дыхании (уж мы вьем мы вьем капустицу да завиваем), вокальные упражнения. Работа со звуком на примерах песенного материала.
Тема 2.4. Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения.
Практическая часть. Речевые упражнения «голосёнки», «рыкалки». Работа над чистотой интонирования. Проговаривание текстов на одном звуке в удобной тесситуре. Пение «акапелла», и под аккомпонимент. Плавное звуковедение.
Опора звука. Развитие музыкального слуха и ритма
Тема 2.5. Работа над репертуаром.
Анализ текста и мелодики. Особенности огласовок и диалектных слов.
Практическая часть. Проговаривание «нараспев» с соблюдением ритмического рисунка на одной ноте в удобной тесситуре. Интонирование основной мелодии и подголосков на гласной. Соединение текста с мелодикой.
Раздел 3. Праздники народного календаря.
Тема 3.1. Осень перемен восемь.
Понятие «народный календарь». Определение календарных и православных праздников. Введение христианства на Руси. Сохранение языческих традиций в народном сознании. Знакомство с такими праздниками, как «День Семёна – летопроводца. Молодое бабье лето провожает, а старое наводит», Праздники «Обжинки», «Осенины» «Рождество Богородицы», «Кузьминки». Осенью наступала пора молодёжных посиделок, свадеб, народных игрищ, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
Практическая часть. Повторение ранее выученных и разучивание более сложных календарных песен и игр этого периода. Разработка и проведение театрализованного представления «Осенние посиделки - сбор урожая».
Тема 3.2. Зимние праздники.
Праздник «Спиридона - солнцеворота». Русский Никола и Санта-Клаус. Историко-культурная сложность и многоплановость образа Святого Николая в различных странах (Дед Мороз и Санта Клаус). «Сказочная родословная» Деда Мороза. Рассказ о г.Великий Устюг – «родине Деда Мороза». Период святок (Рождество, Васильев вечер, Крещение). Ряжение. Обряды вождения Козы, Медведя, Меланий.
«Сагаалган» - новый год по восточному календарю. Легенды кругового цикла. Национальная пища бурят – на праздник, белая пища. Толкование – почему «белый месяц», «белая пища» - чистые помослы.
Практическая часть. Повторение знакомых колядок и песен и зимнего календаря. Разучивание новых, более сложных колядок и зимних авторских песен, написанных для народного голоса. Подбор материала и разработка сценария «Святки».
Тема 3.3. Масленица.
Масленица народный праздник. Особенности празднования дней масленичной недели. Ярмарочные и карнавальные театрализованные представления, народные гуляния. Скоморохи как главные герои ярмарочного действия. Образ петрушки, балаганного деда.
Практическая часть. Повторение ранее изученных масленичных песен, разучивание более сложных песен и игр. Разработка сценария «Широкая Масленица». Постановочная работа. Проведение праздника в Доме творчества .
Тема 3.4. Праздники весеннего календаря.
Библейские истории. Период Великого поста. Вербное воскресенье. Страстная неделя. Пасхальные праздничные дни. Народные легенды о встрече Зимы и Весны. Образы весенней народной обрядности: Евдокия Плющиха, Герасим Грачевник. Девичий праздник «Красная горка», «Благовещенье», «Егорьев день».
Определение календарных и провославных праздников. Просмотр видиозаписей.
Раздел 4. Русские народные инструменты.
Тема 4.1. Струнные инструменты.
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5см. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).
Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота»,
Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).
Тема 4.2. Духовые инструменты.
Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи (музыкальный пример игры на свирели
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).
Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.
Тема 4.3. Шумовые инструменты «Бабушкин сундук».
Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок
Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.
Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, бич, рубель, ложка. Ложки - посуда - украшение - шумовой инструмент.
Практическая часть: Дать возможность детям поиграть на шумовых инструментах.Учить правильно держать «двойные» ложки, приёмы игры на двух ложках.
Раздел 5. Концертная деятельность.
Практическая часть. Участие в концертных программах Дома детского творчества. Участие в районных и городских конкурсах.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Ответы на вопросы викторины. Отчётный концерт для родителей.
К концу II года обучения учащиеся должны:
Знать:
- ключевое понятие – народный праздник
- историю возникновения народных календарных и
православных праздников
- обряды и их роль в народном творчестве
Уметь:
- правильно брать дыхание и умело его распределять
- свободно пропеть заданный мотив
- артистично исполнить простейшее танцевальное движение.
Учебно-тематический план
III год обучения
Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | ||
№ | ||||
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 7 | 2 | 5 |
1.1 | Вводное занятие. Общее собрание. | 1 | 1 | - |
1.2 | Гигиена голосового аппарата | 1 | 1 | - |
1.3 | Повторение раннего изученного материала | 5 | - | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 85 | 8 | 77 |
2.1 | Дикция и артикуляция | 10 | 1 | 9 |
2.2 | Единая манера звукообразования | 10 | 1 | 9 |
2.3 | Комплекс упражнений на развитии певческого голоса в народной манере исполнения | 15 | 1 | 14 |
2.4 | Работа над репертуаром | 5 | 5 | 45 |
3 | Праздники народного календаря | 49 | 8 | 41 |
3.1 | Праздники осеннего народного календаря | 14 | 2 | 12 |
3.2 | Зимние праздники | 12 | 2 | 10 |
3.3 | Масленица | 15 | 2 | 13 |
3.4 | Праздники весеннее - летнего календаря | 8 | 2 | 6 |
4 | Народный костюм – зеркало души | 20 | 20 | - |
4.1 | Народный костюм – традиционный | 8 | 8 | - |
4.2 | Местный народный костюм: Семейский, казачий, бурятский. | 12 | 12 | - |
5 | Шумовые инструменты - ложки | 35 | 3 | 32 |
5.1 | История создания ложек. Беседа о хохломской росписи - презентация | 2 | 2 | - |
5.2 | Постановка исполнительского аппарата. Освоение техники игры на 2-х ложках | 13 | 1 | 12 |
5.3 | Работа над музыкальными произведениями. | 20 | - | 20 |
6 | Концертная деятельность | 18 | - | 18 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 216 | 42 | 174 |
Содержательная характеристика разделов программы.
III год обучения.
Раздел 1.Введение.
Тема 1.1. Вводное занятие. Общее собрание.
Общее собрание для обучающихся и родителей. Организационные вопросы. Просмотр видеоматериалов. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил дорожного движения и поведения на занятиях.
Тема 1.2. Гигиена голосового аппарата.
Голос и методы его сохранения. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Правила гигиены голоса.
Тема 1.3. Повторение ранее изученного материала.
Практическая часть. Повторение материала, изученного в предыдущий учебный год. Соединение вокала с движением и игрой на шумовых инструментах.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
Тема 2.1. Дикция и артикуляция.
Повторение строения артикуляционного аппарата.
Практическая часть. Лицевая гимнастика, упражнения. Проговаривание знакомых скороговок и разучивание новых. Конкурс скороговорок.
Тема 2.2. Единая манера звукообразования.
Правила звукообразования и распевания гласных и согласных. Резонаторы звука. Унисон. Канон. Закрепление понятия «динамические оттенки» и др. Закрепление вокальных терминов: «атака звук», «высокое нёбо», «задержка дыхания», «ауфтакт», «легато», «стокато» и др.
Практическая часть Упражнения на укрепление навыка певческого дыхания. Певческая установка в положении «стоя» и «сидя». Работа над чистотой интонирования унисона, кантиленное пение, пение каноном. Индивидуальная работа с солистами ансамбля.
Тема 2.3. Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения.
Практическая часть. Проговаривание «нараспев», «скольжения», «скаты», «гуканья» и др. Работа над звучанием головного и грудного резонатора, смешанный резонатор. Речевые упражнения: «голосёнки», «рыкалки»,проговаривание текстов на одном звуке в удобной тесситуре. Пение «акапелла», Разделение на партии (высокая и низкая). Двухголосные распевки, распевы с эпизодическими подголосками. Разведение на голоса выученных песен.
Тема 2.4. Работа над репертуаром.
Анализ текста и мелодики. Особенности огласовок и диалектных слов.
Практическая часть. Проговаривание «нараспев» с соблюдением ритмического рисунка на одной ноте в удобном регистре. Чистое интонирование основного голоса мелодики песни. Соединение текста с мелодикой. Сопровождение выученных песен хореографией и игрой на ложках.
Раздел 3. Праздники народного календаря.
Тема 3.1. Праздники осеннего народного калкндаря.
Знакомство с летней и осенней обрядовостью: Спасы – «яблочный, ореховый, медовый»; обряды «Обжинки», «Спожинки», «Харитины – первые холстины». «Параскева - пятница», «Филиппов день». Посиделки – культурно-досуговое явление жизни молодёжи.
Практическая часть. Песни жнивные и трудовые. Подражание звукам природы. Приговорки. Посиделочные песни, забавы и игры. Проведение игрового занятия «Посиделки».
Тема 3.2. Зимние праздники.
Продолжение изучения праздников зимнего календаря: святки, Рождество, Васильев вечер, Крещение. «Вертеп» - вид народного кукольного театра. Разновидности святочных гаданий.
Практическая часть. Повторение знакомых колядок и песен зимнего календаря. Разучивание новых, более сложных колядок и авторских песен для народного голоса. Христославные и подблюдные песни. Подбор материала и разработка сценария «Святки» («Вертепное действо» - «живой» театр, Крещенские гадания). Постановочная работа. Выступление.
Тема 3.3. Масленица.
«Ярмарка» - историко-культурное театрализованное представление. Сцена народного театра «Петрушка», «Барин», «Раешник», «Балаганчик», и др. Частушка – жанр русского фольклора («Страдания»).
Практическая часть. Разучивание масленичных песен. Шуточные попевки, частушки, страдания. Игры с напевами. Разработка сценария «Широкая Масленица». Проведение праздника в Доме детского творчества.
Тема 3.4. Праздники весенне-летнего календаря.
День сороки или Кулики; Благовещение; день Зосимы – пчельника; Егорий вешний. Пасхальная обрядность. Период великого поста. Духовные стихи. Библейские истории. Семик, Троица – завивание и развивание берёзки. Обряд «Вождение Колоска». Праздник Ивана Купалы.
Практическая часть. Духовные стихи. Повторение и разучивание более сложных закличек Весны. Весенние игры и хороводы. Вьюнишные песни. Песни Троицко-Семицкой недели, гряные и купальские песни.
Раздел 4.Народный костюм – зеркало души.
Тема4.1. Народный костюм - традиционный
Женский костюм южного типа: рубахи нижняя и верхняя, трудовые и праздничные рубахи. Головной убор – сорока. Обувь сапоги, лапти.
В северный женский костюм входили: нижняя рубаха, повойник - сарафан, душегрея — короткая распашная одежда на лямках, иногда ее заменял шугай — одежда типа кофты.
Мужской костюм
Тема 4.2. Местный народный костюм.
Семейский костюм: мужская одежда, женская одежда, детская одежда, верхняя одежда, пояс, обувь, головной убор, украшения. Символика.
Казачий костюм. Это военная форма, состоящая из синих шаровар с лампасами, тужурки, пояса, Чекмень - это верхняя мужская одежда, полукафтан на крючках со стоячим воротником и со сборками сзади. Каждая деталь костюма имеет свое значение. Например, лампасы. Они возникли в глубокой древности и у казаков они означают принадлежность к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Женский костюм – кофта, юбка, платок. Повседневный и праздничный.
Бурятский костюм. Женский: рубаха, платье, головной убор, украшения, орнамент, цветовая символика. Мужской: рубаха, халат, головной убор
Раздел 5 Шумовые инструменты.
Тема 5.1. История создания ложек. Беседа о хохломской росписи – презентация.
История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками. Словарь Даля содержит толкование названий ложек: боская, межеумок, тупоносая, разливная, носатая, бутырка, белая, полубоская, тонкая и другие названия. Впервые «русские деревянные ложки» упоминаются в «Повести временных лет» в 996г. Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Тема 5.2. Постановка исполнительского аппарата.
Освоение техники игры на 2-х, 3-х ложках Обучение игры на ложках - правильное положение корпуса (сидеть прямо, правая нога под лавкой), расположение ложек в руке. Знакомство с наиболее сложными рисунками игры (большая дробь, малая дробь, глисанда и т.д.) Игра ансамблем. Совершенствование умений и навыков в игре на ложках.
Тема 5.3. Работа над музыкальными произведениями.
Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально. Одновременное, синхронное проигрывание. четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу
Раздел 6. Концертная деятельность.
Выступления в концертах в ДДТ, участие в отчетном концерте, участие во всевозможных фестивалях района, города.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Ответы на вопросы викторины. Отчётный концерт для родителей.
К концу III года обучения учащиеся должны
Знать:
- технику цепного дыхания
- технику ансамблевого пения
- различие костюмов народов Сибири
- историю возникновения различных праздников
- игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников.
Уметь:
- держать унисон;
- воспроизводить услышанный мотив;
- импровизировать;
- держаться на сцене уверенно, артистично;
- определять календарные православные праздники;
- играть на шумовых инструментах
Методическое обеспечение
При реализации программы используются различные приёмы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающегося в области народной культуры и освоение учебного материала каждого этапа обучения:
- учебное занятие в группах и индивидуально;
- совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом увиденного;
- экскурсии в музеи и на выставки;
- посещение конкурсов и фестивалей;
- посещение концертов и спектаклей.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний в области музыкального и устного народного творчества, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию юных исполнителей. Учебные темы включают теоретическую и практическую части. Темы занятий переплетаются из разных разделов на протяжении всего учебного года.
Экскурсионные выходы и посещение концертных программ. После таких занятий обязательно обсуждение увиденного и услышанного. Важнейшим конечным результатом таких занятий эстетическим воспитанием является формирование общей культуры личности.
В первый год обучения обучающимся предлагается в игровой форме познакомиться с детским фольклорным песенно-игровым творчеством, используя доступный для понимания детей этого возраста материал
Главным методом на занятиях является игра. При помощи игры поддерживается высокий эмоциональный настрой. Используется комплекс игровых упражнений, который укрепляет мышцы лица; приобретаются умения и навыки по выработке певческой установки.
По ходу занятий педагог обращает внимание на устранение певческих и дикционных недостатков. Дети овладевают знаниями малых форм фольклора: потешки, дразнилки, считалки, заклички и др.. Разучиваются простейшие игровые народные песенки, небылички; игры с напевами и элементы парно – бытовых плясок (песенный материал). В программу занятий включено посещение концертов и фестивалей фольклорного искусства.
Второй год обучения предполагает изучение и исполнение календарных песен, разработку и постановку небольших обрядовых сцен.
К этому времени ребенок уже готов к знакомству и освоению народной манеры исполнения. У детей складывается богатый репертуар малых форм фольклора, укрепляется слуховой и речевой аппарат. Они знакомятся с законами сцены и учатся работать с микрофоном. С ними можно готовить уже определенный репертуар, ориентировать на небольшие выступления и активное участие в инсценировках народных праздников.
Обучающиеся знакомятся с элементами хоровой звучности («легато», «стокато», «пиано», «форте» и др.). Выделяются запевалы и сольные исполнители песен. Начинается работа с солистами.
Ведется активный просмотр видеокассет и прослушивания аудиозаписей ведущих фольклорных коллективов, ансамблей народной песни, народных хоров; посещение выступлений коллективов, работающих в данном жанре искусства.
Даются навыки «снятия» песен с голоса во время прослушивания аудиозаписей.
Третий год обучения обучения предполагает, помимо ансамблевого, сольное исполнение обучающимися народных песен. У подростков складывается дикционный аппарат, вырабатывается навыки посыла звука в народной манере и навыки правильного певческого дыхания. Складывается народно-календарная система мышления. Накапливается богатый репертуар календарных песен и репертуар песен детского фольклора.
Только получив определенные вокально-технические навыки путем упражнений на выработку певческого дыхания, речевых упражнений и различных распевок, после освоения детского фольклора, простых календарных песен, закличек, игровых распевок можно переходить к освоении. Усложненного материала с характерной народно-песенной речью и манерой исполнения, к обучению интонационно-ладовым и метроритмическим особенностям фольклора разных регионов России и населяющих ее народов.
При реализации программы используется значительный дидактический материал:
- репертуарные сборники народных песен;
- сборники народных и авторских песен и текстов устного народного творчества;
- подборки аудио – и видеоматериала (обряды, праздники)
- предметы народного быта, народные костюмы и т.п.;
- набор шумовых и музыкальных народных инструментов;
Список литературы
Литература для педагога
- Аникин В.П., Круглов Ю.Г. - Русское народное поэтическое творчество.
Л.: 1983.
- Буренина. А.И.- Коммуникативные танцы – игры для детей. С-П 2004.
- Составитель В.П. Аникин. Русский фольклор – М.: 1986.
- Детский фольклорный театр. Автор – составитель С.И. Пушкина М.: 2008.
- Мерцалова М.Н.- Поэзия народного костюма. М.: 1975.
- Мельникова Л.И., А.Н.Зимина. Детский музыкальный фольклор. М.: 2000.
- Михайлова М.А. А у наших у ворот- развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Назарова В.Х.. Певческое искусство старообрядцев Забайкалья.
Улан-Удэ 2008.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 класс – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2004.
- Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Лето, осень. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.20. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Зима, весна. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние (зимние, весенние, летние) праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пушкина С.И. «Мы играем и поем» М.: «Школьная пресса», 2001г.
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Смолицкий В.Г.. Русь избяная. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1993.
- «Сужено, ряжено…» Посиделки. Театрализованные представления по народным обрядам. – М.: ВЦХТ, 2001.
- Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2006 г.
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.
- Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2007 г.
- Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2009 г.
- Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
- Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2005 г.
- Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2008 г.
- Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». С-Петербург 2006 г.
Литература для обучающихся:
- Бардина С.Ю. «Россия, уроки танца», Москва 2005 г.
- Детская энциклопедия «Народныый танец», Москва 2010 г.
- Детский хореографический журнал «Студия Пяти па» 2010 г.
- Проспект «Национальное шоу России», 2012 г.
- Проспект «35 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 2007 г.
- Гусельки – песни, загадки. Выпуск №89. М.: 1990.
- Жаворонушки. Составитель Г. Науменков выпуск №3 М.: 1984.
- Загадки – Скороговорки. Составитель В. Лукин. М.: 1999.
- Московский народный костюм. Я вхожу в мир искусства №12 – 2000. Л.П. Щербакова.
- Народный костюм старообрядцев Бурятии Комплект открыток. Улан-Удэ.
- Припевки, шутки, прибаутки – песенник. Составитель А.П. Аверкин М.: Выпуск №6, 1985
- Припевки, шутки, прибаутки – песенник. Составитель А.П. Аверкин. М.: Выпуск №8 издательство «Советский композитор», 1989.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль. 2001.
- Пушкина С.И. «Мы играем и поём» Школьная пресса. М.: 2001.
- . Русские народные песни. Составитель В.А. Иванов, Л.И. Иванова, В.Н. Куров – Ярославль 2000.
- Русские народные песни – составитель Ю.А. Зацарный М.: Издательство «Советский композитор». Выпуск №8, 1989.
- Русские народные песни – составитель Ю.А. Зацарный М.: 1981. Издательство Советский композитор. Выпуск №3.
- Русские народные песни. Составитель Ю. Зацарный. Выпуск №1 М.: 1979.
- Родные просторы – русские песни для детского хора. М.: 1979.
- Русские частушки. М.: 1990.
- Отчий край – Терентьева Г.М. Учебное пособие. Улан – Удэ. 1999.
- Семейские Забайкалья. Фото – 2007. Улан-Удэ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...