Программа "Введение в научное познание"
рабочая программа на тему
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часов
Составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора_______И.Т.Клешина «__30__» августа_______2013 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «СОШ № 6» _______________ Т.Н.Барматина от _30_августа 2013 г.__ № _276 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
по английскому языку
для 8 класса
на 2013-2014 учебный год.
Учитель:
Панфилова Елена Ильинична
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часов
Составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.
Рассмотрена на заседании МО учителей английского языка
Руководитель МО Панфилова Е.И.
Протокол № 1 от «30 августа» 2013г.
г. Нефтеюганск
2013 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089), составлена в соответствии с методическим пособием для участников Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (авторы Жигальцова Л.В., Хитрое Д.А.) – М.: НТА «АПФН», 2006. – (Сер. Профессионал). – 46с.
Назначение рабочей программы - создать условия для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу. Программа предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся научно-исследовательской деятельностью, а также для одаренных учащихся.
Цель курса: формирование способностей осознания целей научно-исследовательской деятельности, умений поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств (гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения).
Задачи курса:
1.Формировать теоретические знания (структура научного познания; научная гипотеза; общая характеристика научной работы; теоретические и эмпирические методы исследования).
2. Формировать практические умения (поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования).
Описание места в учебном плане
В соответствии с базовым учебным планом на реализацию данной программы 8 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество учебных часов составляет 35.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации учащихся
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- воспитание и развитие качеств личности, необходимых для научно-исследовательской деятельности;
- формирование среды развития учащихся на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемых результатов;
- признание решающей роли способов организации учебного процесса;
- разнообразие образовательных траекторий и развития каждого учащегося;
- учет особенностей учащихся.
Особенности обучения в 8 классе обусловлены динамикой развития школьников, поэтому на этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения, возрастает степень самостоятельности овладения знаниями.
Это придаёт обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в формировании надпредметных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач и развития научно-исследовательского потенциала.
Формы организации учебного процесса
Основной формой обучения является индивидуально-групповая консультация, лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
Методы и формы обучения, при проведении различных типов уроков (различных этапов урока)
Методы: 1) Проектный метод; 2) Объяснительно-иллюстративный; 3) Метод сравнения; 4) Аналитический метод; 5) Метод обобщения; 6) Частично-поисковый.
Приёмы: использование наглядности, работа с терминами, использование абстрактной наглядности (таблиц, кратких конспектов, опорных конспектов), составление плана, заполнение таблиц).
Формы контроля, возможные варианты его проведения
Выделяются две формы контроля: индивидуальный, групповой.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. | Печатные материалы |
Ан | |
2. | Демонстрационные материалы |
Презентации научно-исследовательских работ, представленных в рамках конференции «Шаг в будущее». | |
3. | Технические средства |
Компьютер «BENQ» | |
Видеомагнитофон (видеоплейер) “TOSHIBA” | |
Web-камера «Aver» | |
Интерактивная доска «TraceBoard» | |
Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц) |
Содержание программы курса
Содержание рабочей программы обусловлено, во-первых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых (см. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. – 5 -9 классы: проект. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – С. 3.).
Название раздела | Описание раздела | Кол-во часов |
Логика научно-исследовательской работы | Выявление (видение) проблемы. Постановка (формулирование) проблемы. Определение противоречий. Выбор темы. Формулирование цели задач исследования. Предмет, объект исследования. Формулирование гипотезы. Выбор методов исследования. | 13 |
Принципы работы с информацией | Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой | 10 |
Оформление результатов научной работы. | Общая характеристика научной работы (аннотация, введение, основная часть, заключение) | 10 |
Защита научно-исследовательской работы. | Презентация (правила оформления). Защита работ. | 2 |
Итого | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт. К концу 8 классе учащиеся будут знать:
-Структуру научно-исследовательской работы
-Принципы работы с информацией
-Оформление результатов научной работы
-Правила защиты научно-исследовательской работы.
К концу 8 классе учащиеся будут уметь:
Выявлять проблему, сформулировать проблему, определить противоречия, выбрать тему, сформулировать цели и задачи исследования, определить Предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу, выбрать методы исследования, искать, накапливать и обрабатывать научную информацию, работать с научными документами и изданиями, оформить результаты научной работы, защитить свою работу.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела темы | Кол-во часов | В том числе |
Логика научно-исследовательской работы | 13 | индивидуально-групповые консультации | |
Принципы работы с информацией | 10 | лекции, практические занятия, работа в архивах, библиотеках | |
Оформление результатов научной работы. | 10 | работа в компьютерном классе | |
Защита научно-исследовательской работы. | 2 | Защита работ | |
Итого | 35 |
Контроль за реализацией программы
Контроль и оценка деятельности учащихся
Результатом проверки уровня усвоения материала является. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность в изложении материала, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Способы контроля знаний обучающихся
Способы контроля знаний разнообразны: устный опрос; проверка самостоятельной работы; тестовый опрос; проверка домашнего задания проведение наблюдений, проблемный анализ текста, подготовка вопросов к дискуссии, анкеты).
Привычные формы контроля дополняются такими новыми формами контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты учебных проектов.
Критерии оценивания научно-исследовательской работы
Критерии оценивания работы на подготовительном этапе:
- подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
- выбор источников, требующих детального изучения;
- обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
Оформление картотеки
заголовок (главная мысль текста) | текст из литературного источника | ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста) | |
1 | |||
2 |
К концу подготовительного этапа уч-ся должен:
1 – составить обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы;
2 – сделать обзор литературы в виде краткого изложения результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
3 – сформулировать цель и задачи исследования, рабочую гипотезу.
Критерии оценивания работы на этапе Разработки и выполнения работы
К концу этапа разработки и выполнения работы уч-ся должен:
1 – составить план;
2 – уточнить цели, задач и гипотезу исследования;
3 – уточнить ожидаемые результаты.
Критерии оценивания на этапе Составления и оформления работы
1. Промежуточный отчёт (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).
2. Итоговая работа. Структура работы.
Титульный лист
Аннотация.
План исследования (обоснование темы, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в работе; цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы, обзор методов исследования).
Основная часть (систематизированное изложение состояния изучаемого вопроса формулирование результатов анализа развития рассматриваемого вопроса).
Заключение.
Библиография.
Календарно-тематическое планирование
1 | Тема | Содержание | Дата | Форма контроля |
2 | Что такое Научное познание | Научное познание как особая форма деятельности | Текущий контроль: Устный Опрос | |
3 | Что такое научно-исследовательская работа | Суть научно-исследовательской работы, ее отличие от проектной работы | Текущий контроль: Устный Опрос | |
4 | Выявление (видение) проблемы. | Актуальность исследования | Текущий контроль: Устный Опрос | |
5 | Выявление проблемы (практикум). | Практическая работа | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
6 | Постановка (формулирование) проблемы. | Правила постановки проблемы | Текущий контроль: Устный Опрос | |
7 | Постановка проблемы (практикум). | Практическая работа | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
8 | Определение противоречий (практикум). | Противоречие как подтверждение актуальности | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
9 | Выбор темы. | Практическая работа | Текущий контроль: заполнение карточки | |
10 | Формулирование цели задач исследования. | Правила формулирования цели и задач исследования. Практическая работа | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
11 | Предмет, объект исследования. | Основания для выбора предмета и объекта исследования. | Текущий контроль: Устный Опрос | |
12 | Формулирование гипотезы. | Рабочая гипотеза как условие доказательства значимости работы | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
13 | Выбор методов исследования. | Классификация методов познания. Практическая работа. | Текущий контроль: Заполнение карточки | |
14 | Поиск, накопление и обработка научной информации. | Принципы накопления научной информации. Составление Картотеки. | Текущий контроль: Устный Опрос | |
15 | Научные документы и издания. | Знакомство со структурой авторефератов, монографий. | Текущий контроль: Устный Опрос | |
16 | Государственная система научной информации. | Электронные Каталоги, библиотеки. | Текущий контроль: Устный Опрос | |
17 | Практикум: Поиск, накопление информации | Практическая работа с библиофондом | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
18 | Практикум: Поиск, накопление информации | Практическая работа с библиофондом | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
19 | Правила цитирования | Ссылки на библиографические источники | Текущий контроль: Устный Опрос | |
20 | Практикум: правила цитирования | Практическая работа | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
21 | Практикум: правила цитирования | Практическая работа | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
22 | Работа с научной литературой | Практическая работа в библиотеке | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
23 | Работа с научной литературой | Практическая работа в библиотеке | Текущий контроль: Заполнение картотеки | |
24 | Общая характеристика научной работы | Содержание научной работы | Текущий контроль: Устный Опрос | |
25 | Правила оформления аннотации | Анализ аннотации (самостоятельное выявление правил оформления) | Текущий контроль: Устный Опрос | |
26 | Практикум: оформление аннотации | Практическая работа | Текущий контроль: Написание аннотации | |
27 | Правила оформления введения | Анализ введения (самостоятельное выявление правил введения) | Текущий контроль: Устный Опрос | |
28 | Практикум: оформление введения | Практическая работа | Текущий контроль: Написание | |
29 | Правила оформления основной части | Анализ введения (самостоятельное выявление правил основной части). Деление на главы. | Текущий контроль: Устный Опрос | |
30 | Практикум: оформление основной части | Практическая работа(оформление главы 1) | Текущий контроль: Написание основной части | |
31 | Практикум: оформление основной части | Практическая работа (оформление главы 2). | Текущий контроль: Написание основной части | |
32 | Практикум: оформление основной части | Практическая работа. | Текущий контроль: Написание основной части | |
33 | Правила оформления заключения. Практикум: написание заключения | Анализ введения (самостоятельное выявление правил оформления заключения) | Текущий контроль: Написание заключительной части | |
34 | Презентация (правила оформления). | Требования к презентации (содержательные, эргономические) | Текущий контроль: Устный Опрос | |
35 | Защита работ | Представление работ | Итоговый контроль |
Список литературы
- Альтов (Альтшуллер), Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтов. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 239 с.
- Белова, О. В. Интеллектуальная собственность. Основные понятия / О. В. Беловa. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 2004. – 119 с.
- Берков, В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. – Мн., 2001. – 228 с.
- Бониц, М. Научное исследование и научная информация / М. Бониц. – М: Наука, 1987.– 155 с.
- Гарская, Н. П. Основы научных исследований: конспект лекций / Н. П. Гарская. – Витебск: УО «ВГТУ», 2004. – 42 с.
- Герасимов, И. Г. Структура научного исследования / И. Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985.– 217 с.
- Демченко, И. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. И. Демченко. – Красноярск: КГТУ, 2003. – 171 с.
- Закин, Я. Х. Основы научных исследований / Я. Х. Закин, Я. С. Рашидов.– Ташкент: УКИТУВЧИ, 1979.– 180 с.
- Коробко, В. И. Лекции по курсу «Основы научных исследований» / В. И. Коробко. – М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2001. – 217 с.
- Котарбиньский, Т. Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук / Т. Котарбиньский. – Биробиджан, 2000. – 160 с.
- Купцов, В. И. Природа научных открытий / В. И. Купцов, К. Х. Делокаров, Б. Я. Пахомов. – М.: Наука, 1986. – 303 с.
- Леденев, В. В. Основы научных исследований. Тексты лекций / В. В. Леденев. – Тамбов: ТГТУ, 1995. – 290 с.
- Михеев, О. В. Основы научных исследований: учеб. пособие / О. В. Михеев, Ю. Н. Малышев, Р. А. Фрумкин. – М.: МГТУ, 1994. – 185 с.
- Основы научных исследований / под ред. В. И. Крутова. – М.: Высшая школа, 1989.– 400 с.
- Основы научных исследований: учеб. пособие / Д. М. Голицынский [и др.]. – СПб.: ПГУПС, 1995. – 63 с.
- Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 176 с.
- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 316 с.
- Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. – М.: Высшая школа, 1989. – 141 с.
- Яшина, Л. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Л. А. Яшина. – Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 2004. – 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/10/picture-18311.jpg)
Методы научного познания.
1 урок в 10 классе. Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....
Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся
В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: • Способствует более глубокому и про...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-148268-1353578181.jpg)
Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"
Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-216348-1364648833.png)
Формирование методов научного познания на уроках физики
laquo;Формирование методов научного познания на уроках физики». В свете президентской инициативы «Наша новая школа» развитие познавательных и твор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-343288-1537835479.jpg)
Методы научного познания
авторская программа дополнительного образования "Методы научного познания" Данная программа направлена на освоение учащимися методов научного познания и способствует развитию личност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-352374-1472649057.jpg)
Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание»
Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-362816-1386652375.jpg)
Тест 1 по теме "Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы".
Тест по биологии для подготовки к ЕГЭ....