Программа лагеря
проект на тему
Данная программа включает этнокультурное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа лагеря | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования» администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кюкяйская средняя общеобразовательная школа им.А.К.Акимова»
Утверждаю директор школы:
___________/Алексеев Е.И./
Программа
республиканского креативного лагеря
«Олонхо дойдутун о5отобун»
2016
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..1-2 стр
Концепция программы……………………………………………………3-5стр
Основное содержание и механизмы ее реализации……………………..6-стр
Кадровое обеспечение…………………………………………………..14 стр
Сведения об организаторах программы……………………………….15-16 стр
Материально-техническое обеспечение……………………………… 16 стр
Календарный план……………………………………………………….17-18 стр
Ожидаемые результаты………………………………………………….18
Пояснительная записка
Летний отдых – время, когда на смену различных «должен» и «надо» приходит желание проявить себя с девизом «хочу», подогреваемое уверенностью в своих силах – «могу». В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, которое он должен провести с максимальной пользой для своего физического и психического состояния.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции и выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- заинтересованностью педагогов, детей, родителей в сохранении культурных традиций якутского народа и приобщения к ним детей;
- повышением интереса педагогов, родителей и детей к изучению эпоса олонхо;
- повышением интереса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях села;
- заинтересованностью родителей и педагогов в развитии в детях, творческих способностей, заложенных на генетическом уровне;
- заинтересованность родителей в развитии экологической культуры детей, ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя этнокультурное направление, историко-краеведческое направление, а также разноплановую деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха, художественно - эстетического образования и воспитания детей в условиях креативного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в течение 21 дней.
С 2005 года в нашей школе введен изучение эпоса олонхо как предмет. Летом этого же года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун».
Основной состав лагеря – основной состав воспитанников лагеря учащиеся общеобразовательных школ села, школ улуса, республики.
При комплектовании предпочтение отдается детям, желающим изучать якутский эпос олонхо, историю края, культуру своего народа, его обряды и обычаи. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах (5 отрядов) общей численностью 25 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Концепция программы
Одним из приоритетных направлений в реализации культурной политики РС(Я) является сохранение традиционной культуры. Олонхо, как важнейшая составляющая нематериального культурного наследия Саха, в век современных агрессивных информационных технологий, стремительно теряет и утрачивает не только свои прежние социально-культурные функции, но и свои (особенно детскую и молодежную) аудиторию. Летом 2005 года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун». Организация этого лагеря для детей – молодых исполнителей олонхо позволил не только обеспечить полноценный летний отдых, но и создал первые условия для эстетического, патриотического воспитания детей на лучших образцах родной культуры, также у воспитанников лагеря повысился уровень исполнения олонхо, доказательством которого стали результаты конкурса XI фестиваля юных исполнителей олонхо «Олонхо дойдутун о5отобун».
В рамках летнего лагеря в с. Кюкяй Сунтарского улуса планируется проведение различных, оздоровительных, творческих, познавательных и культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей. В лагере планируется организация мастер-классов, фольклорных кружков, ведущих педагогов и исследователей республики, познавательных экскурсий по памятным местам села и улуса, проведение этнографических концертов и различных творческих конкурсов. Создание летнего лагеря юных исполнителей эпоса призвано способствовать творческому росту детей, совершенствованию сказительского мастерства, выявлению новых талантливых исполнителей и исследователей Олонхо, а также воспитание у детей и подростков чувства гордости и ответственности за сохранность и развитие родного языка и культуры.
Ежегодно учащиеся нашей школы, воспитанники лагеря становятся победителями и призерами республиканского конкурса «Мин олонхо дойдутун о5отобун».
№ | Ф.И. учащихся | год | выступление | результат |
1 | Григорьева Айлаана | 2005 | «Дьырыбына Дьырылыатта» | 1 место |
2 | Групповой | 2005 | «Хатан Эрбийэ» | 1место |
3 | Групповой | 2006 | «Ке5ен кус уола Кун Ньургун» | 2 место |
4 | Львова Таня | 2006 | «Уол Дуолан» | Гран-При |
5 | Ангаскеева Гуля | 2007 | «Элэс Боотур» | 1 место |
6 | Львова Таня | 2007 | «Уол Дуолан» | 3 место |
7 | Групповой | 2008 | «Будуруйэри билбэтэх борон тура5ас аттаах Батыйа Бэрт Бухатыыр | 3 место |
8 | Групповой | 2009 | «Хатан Эрбийэ» | 3 место |
9 | Сидорова Дайаана | 2010 | «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» | Номинация «Кэрэ куолас» |
10 | Федорова Дайаана | 2011 | «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» | Номинация «Кэскиллээх олонхоЬут» |
Всё это говорит о том, что в детях пробуждается интерес не только к языку своих предков, но и происходит возвращение к культурному наследию якутского народа.
Педагогический состав лагеря будет планировать свою работу так, чтобы использовать недолгий период пребывания ребёнка в креативном лагере и для расширения его знаний о физическом здоровье. Это и расширение знаний детей по охране здоровья, выработка и укрепление гигиенических навыков воспитанников, формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни.
Летние лагеря помимо функции оздоровления детей несут и функцию дополнительного образования. Это работа в лагере различных творческих мастерских. Творчество, сопровождает человека всю жизнь, является мощным средством совершенствования духовного здоровья личности, даёт ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. В художественно – творческой деятельности происходит слияние четырёх основных направлений воспитательного воздействия: познавательное, созидательное, ценностно-ориентационное и коммуникативное. Все эти направления представлены в программе в виде определённых форм работы с разновозрастным коллективом детей.
Основная задача креативного лагеря – помочь детям погрузиться в якутский эпос олонхо. При этом немаловажно любить свой край, природу, знать традиции своего народа. Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив языкового этнокультурного лагеря ставит перед собой следующую цель и задачи:
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и возрождения эпоса-олонхо.
Задачи:
- Поддержка развития родного языка и письменности, для выявления талантливых исполнителей и исследователей героического эпоса-олонхо;
- Сохранение и обеспечение преемственности эпических традиций народов Якутии, пропаганды и развития сказительского искусства;
- Выявление юных дарований в области народного и научного творчества, приобщение детей и юношества к духовному наследию традиционной культуры;
- Сформировать базовый уровень знаний об истории своего края;
- Способствование укреплению навыков здорового образа жизни;
- Развить различные формы языкового общения в разновозрастных группах;
- Учить детей анализировать собственное поведение в природе, и формировать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Основное содержание программы и механизмы её реализации
№ п/п | Название блока | Цель | Основные задачи | Основные мероприятия |
1 | Край родной навек любимый. | Нравственное воспитание школьников на традициях якутской культуры. | 1. Создание у воспитанников более полного представления о культуре якутского народа, через познание истории своего края, культурных традиций, уклада жизни, природы. 2. Формирование умений и навыков поиска информации, выполнения творческих работ. 4. Развитие творческих способностей у учащихся | Занятия в творческих мастерских. Экскурсия в историко-краеведческие музеи Сунтарского улуса целью: - знакомство с экспозицией музея; -просмотр фильмов; -мастер-классы; В школьной библиотеке викторина, посвященная творчеству якутских олонхосутов, писателей, встреча с интересными людьми. Дни погружений: - якутский фольклор; - якутская кухня; - якутская сказка; - осуохай. Встречи со старожилами, беседы. Проведение викторин, игр, конкурсов, связанных с историей, традициями, обычаями народа саха: «Поле чудес», «Бабушкин сундучок». Мастер- классы по приготовлению изделий якутской кухни, изготовлению оберегов и т.д. |
2 | Беречь природу – беречь Родину | Развитие в личности ценностей нового экогуманитарного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в целостной системе жизни. | 1. Формирование у воспитанников бережного отношения к природе своего края. 2. Воспитание любви к своей малой родине и формирование чувства ответственности за её будущее. 3. Развитие творческих способностей у учащихся. | Этические беседы по экологии: «Природа края просит защиты», «Красота озерной глади», «Кто живет в якутской тайге?», «Зелёная аптека», «О чём поют птицы?», «Растения нашего края». Создание творческих работ. Поход на остров «Арыы». Операция «Чистые просторы». |
3 | Здоровым быть модно | Сохранение и укрепление здоровья воспитанников | 1. Формирование здорового образа жизни. 2. Воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | Проведение утренней зарядки. Подвижные игры на свежем воздухе. Соревнования. Турпоход. Экскурсии на природу. Проведение фитотерапии. |
4 | Способствование творческому росту детей | Формирование у детей и подростков чувства гордости и ответственности за сохранность и развитие родного языка и культуры. | 1.Совершенствование сказительского мастерства, 2.Выявление новых талантливых исполнителей и исследователей Олонхо, | Проведение индивидуальных занятий; Проведение мастер-классов; Исследование творческих биографий ведущих олонхосутов; Проведение творческого концерта. Осуохай. |
В реализации программы использовались:
– практическая деятельность (спорт, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
– эстетическая деятельность (пение, хореография, музыка, рисование, аппликация);
– досуговая деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.
– умственная деятельность (интеллектуальные мероприятия, викторины, конкурсы, фестивали и т. д.);
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
- подбор педагогических кадров,
- комплектование отрядов;
– разработку документации;
– оснащение игровых комнат, комнаты отдыха;
– оформление лагеря.
II. Организационный этап включает:
- знакомство с детьми;
- знакомство детей и родителей с распорядком жизни лагеря;
– выбор органов самоуправления;
– игры-тренинги на сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, вожатые, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– изучают олонхо;
– знакомятся с историей якутского народа, его культурным наследием;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют творческие отчеты по итогам полученных знаний, работы в творческих мастерских, по итогам экскурсий и т.д..
IV. Заключительный этап.
- Подведение итогов работы.
- Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
- Выводы, рекомендации на будущее.
Кадровое обеспечение
Успех реализации программы в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения со знанием якутского фольклора, эпоса: преподаватель национальной культуры, олонхо, заместитель директора по ВР и преподаватель начальных классов, другие специалисты.
Срок пребывания
Программа реализуется в течение круглосуточной смены.
Сведения об организаторах программы
В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены родительской общественности, специалисты:
1.Образовательное учреждение – МБОУ «Кюкяйская СОШ имени А.К.Акимова», улица Самсонова,50, тел.8-411-35-24-7-17, электронная почта kykey.school71mail.ru
2.Детский эстетический центр им. В.В.Илларионова
3.Школьная библиотека
Территория, помещения
При работе летнего лагеря используется территория Кюкяйской средней школы, спортивная
площадка, а также:
КЭЦ-1
Спальные помещения-5
Кабинет воспитателя-1
Столовая -1
Раздевалка-1
Туалетные помещения раздельные-1
Материально – техническое обеспечение
- Телевизор;
- Видеокамера;
- DVD;
- Микрофон;
- Музыкальный центр;
- Персональный компьютер;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Лазерный принтер;
- Цветной принтер;
- Мячи резиновые и волейбольные;
- Шахматы и шашки;
- Бадминтоны;
- Игры настольные;
- Брошюровщик.
Место проведения мероприятий
- Детский эстетический центр;
- Актовый зал школы;
- Спортивный зал;
- Спортивная площадка на территории школы;
- Школьная библиотека.
- Историко-краеведческий музей.
Креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун»
В течение лагерной смены по штатному расписанию лагеря работает 7 человек:
Начальник лагеря – Прокопьва С.Л.
Воспитатель- Кычкина Н.Н.
Педагог- Николаева М.В.
Помощники воспитателя- Федорова О.А.
Сидорова Т.С.
Медработник – Прокопьева Л.С.
Повар – Федорова З.Н.
Календарное планирование
1 день
Открытие лагеря.
Знакомство с распорядком дня.
Деление на отряды.
Выбор творческих мастерских по интересам.
Игры на знакомство. Якутские народные игры с элементами спорта – ключевое дело
2 день
День якутской кухни
Зарядка с музыкальным сопровождением
Работа в творческих мастерских
Завтрак, обед, ужин в традициях якутской кухни
Мастер-класс по выпечке якутской оладьи, приготовления кумыса
3 день
День Олонхо
Зарядка
Работа творческих мастерских
Поле чудес «Мир олонхо»
Сюжетно-ролевые игры на тему олонхо
4 день
«Город мастеров»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия в музей (Знакомство с выставками, наблюдение за работой по ткачеству, лоскутной технике, плетению из бересты)
Мастер-класс по изготовлению оберегов
5 день
День Природы
10.00 Отъезд в остров «Арыы»
Операция «Чистые просторы»
13.00 Обед
- Фотосъемка
- Спортивные игры
17.00 Ужин
17.30 приезд
6 день
«В гостях!»
10.00 Зарядка
10.30 Обзорная экскурсия в Эльгяйский музей
14.00 Обед
15.00 Отъезд в с. Кюкяй
7 день
День творчества земляков-олонхосутов
Зарядка
Работа творческих мастерских
Посещение библиотеки
- Викторина по творчеству земляков-олонхосутов
- Встреча с интересными людьми (В.В.Илларионов)
- Знакомство с выставкой поделок местных мастеров-прикладников
8 день
В гостях у якутской сказки
Зарядка
Работа творческих мастерских
Фестиваль сказок (инсценировка каждым отрядом сказки)
9 день
«День письменности»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Просмотр фильма А.Е.Кулаковском
Спортивные соревнования
10 день
«День осуохай»
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Мастер-класс по обучению осуохай
11 день
« День ысыаха»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Выезд в улусный ысыах
12 день
День родного села
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия по селу, встреча со старожилами, беседы
Историко-краеведческая игра
Дискотека
13 день
« День скорби»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия в сельский музей «Часы памяти о ВОВ»
Преподнесение венка памяти к памятнику героев ВОВ
Просмотр фильма «Ильмень куел анныгар»
14 день
«В краю озер» - день природы Кюкяй
Зарядка
Поездка на озеро «Эбэ»
- Организация стационарного палаточного лагеря
- Работа творческих мастерских на природе
- Спортивно-развивающая игра «Хозяева леса»
15 день
День путешествий по родному краю
Зарядка
Работа творческих мастерских
- Обзорная экскурсия по деревне, подъём на холмы;
- Обед на берегу озера;
- Мастер класс по резьбе из дерева;
- Концерт для жителей села
16 день
День Олонхо
Зарядка
Работа творческих мастерских
Конкурс по инсценированию олонхо по отрядам;
Веселые старты «Кеечеен кере» для маленьких
17 день
День Туйаарымы Куо
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Конкурс для девочек «Туйаарыма Куо»;
Выставка мастериц лагеря;
Мастер класс по приготовлению якутских блюд
18 день
День Ньургун Боотур
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Конкурс для мальчиков «Боотурдар курэстэрэ»;
Выставка мастеров лагеря;
Ебугэ оонньуулара
19 день
День Здоровья
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Мастер-класс по приготовлению лекарственных растений;
Фитобар, массаж
Встреча с медработником
20 день
День наслежного ысыаха
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Участие в наслежном ысыахе
21 день
Закрытие лагеря
Зарядка
- Творческий отчет занятий;
1.Отчетные выступления отрядов (презентации, рефераты и др. формы творческих отчетов)
2. Награждение участников лагеря в различных номинациях (дипломы, подарки)
3. Отчетный концерт для жителей села Кюкяй и гостей.
Праздничный ужин в лучших традициях якутской кухни.
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы должна дать следующие результаты:
- формирование устойчивого интереса и чувства уважения у подрастающего поколения к истории, языку, и культуре родного края,
- включение эстетических, нравственных ценностей эпоса в духовный мир современного ребенка,
- обеспечение преемственности в передаче эпических традиций в современных условиях,
- апробация современных педагогических технологий в области обучения детей эпосу,
- выявление талантливых детей среди исполнителей и исследователей эпоса,
- подготовка кадров для дальнейшего научного изучения различных аспектов олонхо.
- укрепление физического и психического здоровья ребенка.
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
- развитие творческой активности каждого ребенка.
- укрепление связей между разновозрастными группами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа лагеря труда и отдыха
направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...
Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"
Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...
Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет
Авторы программы - Кузина Оксана Юрьевна, Писная Елена Геннадьевна( <a href = "http://nsportal.ru/pisnaya-elena-gennadevna" > сайт учителя английского языка </a> на nsportal.ru)Дорабо...
Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"
Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....
программа лагеря с дневным пребыванием РАДУГА.ru
программа шеольного лагеря с дневным пребыванием. создана в 2007 году. переработана с учетом современных требований стандарта...
КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»
Ситуация о состоянием здоровья детей и подростком приеобретает настолько острый характер, что оней заговорили не только врачи, но и педагоги....
Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...