Программа лагеря
проект на тему

Данная программа включает этнокультурное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа лагеря49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования» администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кюкяйская средняя общеобразовательная школа им.А.К.Акимова»

Утверждаю директор школы:            

___________/Алексеев Е.И./

Программа

республиканского креативного лагеря

«Олонхо дойдутун о5отобун»

2016

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..1-2 стр

Концепция программы……………………………………………………3-5стр

Основное содержание и механизмы ее реализации……………………..6-стр

Кадровое обеспечение…………………………………………………..14 стр

Сведения об организаторах программы……………………………….15-16 стр

Материально-техническое обеспечение……………………………… 16 стр

Календарный план……………………………………………………….17-18 стр

Ожидаемые результаты………………………………………………….18

Пояснительная записка

Летний отдых – время, когда на смену различных «должен» и «надо» приходит желание проявить себя с девизом «хочу», подогреваемое уверенностью в своих силах – «могу». В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних  лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, которое он должен провести с максимальной пользой для своего физического и психического состояния.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции и выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • заинтересованностью педагогов, детей, родителей в сохранении культурных традиций якутского народа и приобщения к ним детей;
  • повышением интереса  педагогов, родителей и детей к изучению эпоса олонхо;
  • повышением интереса родителей и детей на организованный отдых  школьников в условиях села;
  • заинтересованностью родителей и педагогов в развитии в детях, творческих способностей, заложенных на генетическом уровне;
  • заинтересованность родителей в развитии экологической культуры детей, ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя этнокультурное направление, историко-краеведческое направление, а также разноплановую деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха, художественно - эстетического образования и воспитания детей в условиях креативного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в течение 21 дней.

С 2005 года в нашей школе введен изучение эпоса олонхо как предмет. Летом этого же года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун».

Основной состав лагеря – основной состав воспитанников лагеря учащиеся общеобразовательных школ села, школ улуса, республики.

При комплектовании  предпочтение отдается детям, желающим изучать якутский эпос олонхо, историю края, культуру своего народа, его обряды и обычаи. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах (5 отрядов) общей численностью 25 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

Концепция программы

      Одним из приоритетных направлений в реализации культурной политики РС(Я) является сохранение традиционной культуры. Олонхо, как важнейшая составляющая нематериального культурного наследия Саха, в век современных агрессивных информационных технологий, стремительно теряет и утрачивает не только свои прежние социально-культурные функции, но и свои (особенно детскую и молодежную) аудиторию. Летом 2005 года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун». Организация этого лагеря для детей – молодых исполнителей олонхо позволил не только обеспечить полноценный летний отдых, но и создал первые условия для эстетического, патриотического воспитания детей на лучших образцах родной культуры, также у воспитанников лагеря повысился уровень исполнения олонхо, доказательством которого стали результаты конкурса XI фестиваля юных исполнителей олонхо «Олонхо дойдутун о5отобун».

        В рамках летнего лагеря в с. Кюкяй Сунтарского улуса планируется проведение различных, оздоровительных, творческих, познавательных и культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей. В лагере планируется организация мастер-классов, фольклорных кружков, ведущих педагогов и исследователей республики, познавательных экскурсий по памятным местам села и улуса, проведение этнографических концертов и различных творческих конкурсов. Создание летнего лагеря юных исполнителей эпоса призвано способствовать творческому росту детей, совершенствованию сказительского мастерства, выявлению новых талантливых исполнителей и исследователей Олонхо, а также воспитание у детей и подростков чувства гордости и ответственности за сохранность и развитие родного языка и культуры.

        Ежегодно учащиеся нашей школы, воспитанники лагеря становятся победителями и призерами республиканского конкурса «Мин олонхо дойдутун о5отобун».

Ф.И. учащихся

год

выступление

результат

1

Григорьева Айлаана

2005

«Дьырыбына Дьырылыатта»

1 место

2

Групповой

2005

«Хатан Эрбийэ»

 1место

3

Групповой

2006

«Ке5ен кус уола Кун Ньургун»

2 место

4

Львова Таня

2006

«Уол Дуолан»

 Гран-При

5

Ангаскеева Гуля

2007

«Элэс Боотур»

1 место

6

Львова Таня

2007

«Уол Дуолан»

 3 место

7

Групповой

2008

«Будуруйэри билбэтэх борон тура5ас аттаах Батыйа Бэрт Бухатыыр

3 место

8

Групповой

2009

«Хатан Эрбийэ»

3 место

9

Сидорова Дайаана

2010

«Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур»

Номинация «Кэрэ куолас»

10

Федорова Дайаана

2011

«Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур»

Номинация «Кэскиллээх олонхоЬут»

Всё это говорит о том, что в детях пробуждается интерес не только к языку своих предков, но и происходит возвращение к культурному наследию якутского народа.

     Педагогический состав лагеря будет планировать свою работу так, чтобы использовать недолгий период пребывания ребёнка в креативном лагере и для расширения его знаний о физическом здоровье. Это и расширение знаний детей по охране здоровья, выработка и укрепление гигиенических навыков воспитанников, формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни.

      Летние лагеря  помимо функции оздоровления детей несут и функцию дополнительного образования. Это работа в лагере различных творческих мастерских. Творчество, сопровождает человека всю жизнь, является мощным средством совершенствования духовного здоровья личности, даёт ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. В художественно – творческой деятельности происходит слияние четырёх основных направлений воспитательного воздействия: познавательное, созидательное, ценностно-ориентационное и коммуникативное. Все эти направления представлены в программе в виде определённых форм работы с разновозрастным коллективом детей.

Основная задача креативного лагеря – помочь детям погрузиться в якутский эпос олонхо. При этом немаловажно любить свой край, природу, знать традиции своего народа. Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив языкового этнокультурного  лагеря ставит перед собой следующую цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и возрождения эпоса-олонхо.

Задачи:

- Поддержка развития родного языка и письменности, для выявления талантливых исполнителей и исследователей героического эпоса-олонхо;

- Сохранение и обеспечение преемственности эпических традиций народов Якутии, пропаганды и развития сказительского искусства;

- Выявление юных дарований в области народного и научного творчества, приобщение детей и юношества к духовному наследию традиционной культуры;

- Сформировать базовый уровень знаний об истории своего края;

- Способствование укреплению навыков здорового образа жизни;

- Развить различные формы  языкового общения в разновозрастных группах;

- Учить детей анализировать собственное поведение в природе, и формировать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Основное содержание программы и механизмы её реализации

п/п

Название блока

Цель

Основные задачи

Основные мероприятия

1

Край родной  навек любимый.

Нравственное воспитание школьников на традициях  якутской  культуры.

1. Создание у воспитанников более полного представления о культуре  якутского  народа, через познание истории своего края, культурных традиций, уклада жизни, природы.

2. Формирование умений и навыков поиска информации, выполнения творческих работ.

4. Развитие творческих способностей у учащихся

Занятия в творческих мастерских.

Экскурсия в историко-краеведческие музеи  Сунтарского улуса целью:

- знакомство с экспозицией музея;

-просмотр фильмов;

-мастер-классы;

В школьной библиотеке викторина, посвященная творчеству якутских олонхосутов, писателей, встреча с интересными людьми.

Дни погружений:

- якутский фольклор;

- якутская кухня;

- якутская сказка;

- осуохай.

Встречи со старожилами, беседы.

Проведение викторин, игр, конкурсов, связанных с историей, традициями, обычаями народа саха:

«Поле чудес», «Бабушкин сундучок».

Мастер- классы по приготовлению изделий якутской кухни, изготовлению оберегов и т.д.

2

Беречь природу –

беречь Родину

Развитие в личности ценностей нового экогуманитарного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в целостной системе жизни.

1. Формирование у  воспитанников бережного отношения к природе своего края.

2. Воспитание любви к своей малой родине и формирование чувства ответственности за её будущее.

3. Развитие творческих способностей у учащихся.

Этические беседы по экологии: «Природа  края просит защиты», «Красота озерной глади», «Кто живет в якутской тайге?», «Зелёная аптека», «О чём поют птицы?», «Растения нашего края».

Создание   творческих работ.

Поход на остров «Арыы». Операция «Чистые просторы».

3

Здоровым быть модно

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

1. Формирование здорового образа жизни.

2. Воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Проведение утренней зарядки.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Соревнования.

Турпоход.

Экскурсии на природу.

Проведение фитотерапии.

4

Способствование творческому росту детей

Формирование у детей и подростков чувства гордости и ответственности за сохранность и развитие родного языка и культуры.

1.Совершенствование сказительского мастерства, 2.Выявление новых талантливых исполнителей и исследователей Олонхо,

Проведение индивидуальных занятий;

Проведение мастер-классов;

Исследование творческих биографий ведущих олонхосутов;

Проведение творческого концерта.

Осуохай.

                              В реализации программы использовались:

– практическая деятельность (спорт, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);

– эстетическая деятельность (пение, хореография, музыка, рисование,  аппликация);

– досуговая деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.

– умственная деятельность (интеллектуальные мероприятия,  викторины, конкурсы, фестивали и т. д.);

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

  • подбор педагогических кадров,
  • комплектование отрядов;

–    разработку документации;

–   оснащение игровых комнат, комнаты отдыха;

–    оформление лагеря.

II. Организационный этап включает:

  •  знакомство с детьми;
  •  знакомство детей и родителей с распорядком жизни лагеря;

–  выбор органов самоуправления;

–  игры-тренинги на сплочение отрядов;

–  формирование законов и условий совместной работы;

–  подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, вожатые, общественные организации – организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в  себе, в окружающем мире;

      – изучают олонхо;

      – знакомятся с историей якутского народа, его культурным наследием;

      – учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют творческие отчеты по итогам  полученных знаний, работы в творческих мастерских, по итогам экскурсий и т.д..

IV. Заключительный этап.

- Подведение итогов работы.

- Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

  • Выводы, рекомендации на будущее.

Кадровое обеспечение

Успех реализации программы в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения со знанием якутского фольклора, эпоса: преподаватель национальной культуры, олонхо, заместитель директора по ВР и   преподаватель начальных классов, другие специалисты.

Срок  пребывания

Программа реализуется в течение круглосуточной смены.

                             Сведения об организаторах программы

В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены родительской общественности, специалисты:

1.Образовательное учреждение – МБОУ «Кюкяйская СОШ имени А.К.Акимова», улица Самсонова,50, тел.8-411-35-24-7-17, электронная почта kykey.school71mail.ru  

2.Детский эстетический центр им. В.В.Илларионова

3.Школьная библиотека 

Территория, помещения

При работе летнего лагеря используется территория Кюкяйской средней школы, спортивная

площадка, а также:

КЭЦ-1

Спальные помещения-5

Кабинет воспитателя-1

Столовая -1

Раздевалка-1

Туалетные помещения раздельные-1

Материально – техническое обеспечение

- Телевизор;

  • Видеокамера;
  • DVD;
  • Микрофон;
  • Музыкальный центр;
  • Персональный компьютер;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Лазерный принтер;
  • Цветной принтер;
  • Мячи резиновые и волейбольные;
  • Шахматы и шашки;
  • Бадминтоны;
  • Игры настольные;
  • Брошюровщик.

Место проведения мероприятий

- Детский эстетический центр;

- Актовый зал школы;

  • Спортивный зал;
  • Спортивная площадка на территории школы;
  • Школьная  библиотека.
  • Историко-краеведческий музей.

Креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун»

В течение лагерной смены по штатному расписанию лагеря работает 7 человек:

Начальник лагеря – Прокопьва С.Л.

Воспитатель- Кычкина Н.Н.

Педагог- Николаева М.В.

Помощники воспитателя- Федорова О.А.

                                              Сидорова Т.С.

Медработник – Прокопьева Л.С.

Повар – Федорова З.Н.

Календарное планирование

1 день  

Открытие лагеря.

Знакомство с распорядком дня.

Деление на отряды.

Выбор творческих мастерских по интересам.

Игры на знакомство. Якутские народные игры с элементами спорта – ключевое дело

2 день 

День якутской кухни

Зарядка с музыкальным сопровождением

Работа в творческих мастерских

Завтрак, обед, ужин в традициях якутской  кухни

Мастер-класс по выпечке якутской оладьи, приготовления кумыса

3 день 

День Олонхо

Зарядка

Работа творческих мастерских

Поле чудес «Мир олонхо»

Сюжетно-ролевые игры на тему олонхо

4 день 

«Город мастеров»

Зарядка

Работа творческих мастерских

Экскурсия в музей (Знакомство с выставками, наблюдение за работой по ткачеству, лоскутной технике, плетению из бересты)

Мастер-класс по изготовлению оберегов

5 день 

 День Природы

10.00 Отъезд в остров «Арыы»

Операция «Чистые просторы»

13.00 Обед  

- Фотосъемка

- Спортивные игры

17.00 Ужин

17.30  приезд

6 день 

«В гостях!»

10.00 Зарядка

10.30 Обзорная экскурсия в Эльгяйский музей

14.00 Обед

 15.00 Отъезд в с. Кюкяй

7 день 

День творчества  земляков-олонхосутов

Зарядка

Работа творческих мастерских

Посещение   библиотеки

- Викторина по творчеству земляков-олонхосутов

- Встреча с интересными людьми (В.В.Илларионов)

- Знакомство с выставкой поделок местных мастеров-прикладников

8 день 

В гостях у якутской сказки

Зарядка

Работа творческих мастерских                                                                            

Фестиваль сказок (инсценировка каждым отрядом сказки)

9 день 

«День письменности»

Зарядка

Работа творческих мастерских

Просмотр фильма А.Е.Кулаковском

Спортивные соревнования

10 день

«День осуохай»

Зарядка

Работа творческих мастерских;

Мастер-класс по обучению осуохай

11 день 

« День ысыаха»

Зарядка

Работа творческих мастерских

Выезд в улусный ысыах

12 день 

День родного села

Зарядка

Работа творческих мастерских

Экскурсия по селу, встреча со старожилами, беседы

Историко-краеведческая игра

Дискотека

13 день 

« День скорби»

Зарядка

Работа творческих мастерских

Экскурсия в сельский музей «Часы памяти о ВОВ»

Преподнесение венка памяти к памятнику героев ВОВ

Просмотр фильма «Ильмень куел анныгар»

14 день 

«В краю озер» - день природы Кюкяй

Зарядка

Поездка на озеро «Эбэ»

- Организация стационарного палаточного лагеря

- Работа творческих мастерских на природе

     - Спортивно-развивающая игра «Хозяева леса»

15 день 

День путешествий по родному краю

Зарядка

Работа творческих мастерских

- Обзорная экскурсия по деревне, подъём на холмы;

- Обед на берегу озера;

- Мастер класс по резьбе из дерева;

- Концерт для жителей  села

16 день 

День Олонхо

Зарядка

Работа творческих мастерских

Конкурс по инсценированию олонхо по отрядам;

Веселые старты «Кеечеен кере» для маленьких

17 день

День Туйаарымы Куо

Зарядка

Работа творческих мастерских;

Конкурс для девочек «Туйаарыма Куо»;

Выставка мастериц лагеря;

Мастер класс по приготовлению якутских блюд

18 день 

День Ньургун Боотур

Зарядка

Работа творческих мастерских;

Конкурс для мальчиков «Боотурдар курэстэрэ»;

Выставка мастеров лагеря;

Ебугэ оонньуулара

19 день 

День Здоровья

Зарядка

Работа творческих мастерских;

Мастер-класс по приготовлению лекарственных растений;

Фитобар, массаж

Встреча с медработником

20 день 

День наслежного ысыаха

Зарядка

Работа творческих мастерских;

Участие в наслежном ысыахе

21 день 

Закрытие лагеря

Зарядка

- Творческий отчет занятий;

 1.Отчетные выступления отрядов (презентации, рефераты и др. формы творческих отчетов)

 2. Награждение участников лагеря в различных номинациях (дипломы, подарки)

3. Отчетный концерт для жителей села Кюкяй и гостей.

Праздничный ужин в лучших традициях якутской кухни.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы должна дать следующие результаты:

- формирование устойчивого интереса и чувства уважения у подрастающего поколения к истории, языку, и культуре родного края,

- включение эстетических, нравственных ценностей эпоса в духовный мир современного ребенка,

- обеспечение преемственности в передаче эпических традиций в современных условиях,

- апробация современных педагогических технологий в области обучения детей эпосу,

- выявление талантливых детей среди исполнителей и исследователей эпоса,

- подготовка кадров для дальнейшего научного изучения различных аспектов олонхо.

- укрепление физического и психического здоровья ребенка.

- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

- развитие творческой активности каждого ребенка.

- укрепление связей между разновозрастными группами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"

   Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...

Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет

Авторы программы - Кузина Оксана Юрьевна, Писная Елена Геннадьевна( <a href = "http://nsportal.ru/pisnaya-elena-gennadevna" > сайт учителя английского языка </a> на nsportal.ru)Дорабо...

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....

программа лагеря с дневным пребыванием РАДУГА.ru

программа шеольного лагеря с дневным пребыванием. создана в 2007 году. переработана с учетом современных требований стандарта...

КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»

Ситуация о состоянием здоровья детей и подростком приеобретает настолько острый характер, что оней заговорили не только врачи, но и педагоги....

Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»

Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...