«Искусство хорового пения как фактор формирования духовного, творческого потенциала общества»
методическая разработка по теме
Описание принципов работы педагога по формированию патриотизма у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ilinoy_m_na_rayonnoy_konferentsii_duhovnoe_stanovlenie.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога дополнительного образования Ильиной М.А.
на районной конференции
«Духовное становление российского общества»
Тема: «Искусство хорового пения как фактор формирования духовного, творческого потенциала общества»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблема духовного развития человека как никогда актуальна сегодня. В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. А для успешного будущего развития страны наше общество нуждается в образованных, высоко нравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо обозначить сегодня как одну из приоритетных.
Одним из важнейших факторов развития нравственного сознания детей является искусство. Еще Аристотель утверждал, что под его магическим воздействием у человека формируется характер и чувства. Его великая сила раскрывает границы человеческого познания, заставляет мыслить и творить. Среди различных видов искусств хоровое пение, объединяющее литературу и музыку, наиболее доступный и любимый вид детского творчества, оно не требует каких-либо затрат, так как человеческий голос есть у всех.
Я являюсь руководителем хорового коллектива мальчиков «Импульс» Дворца творчества детей и молодежи. По моему мнению, хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. В процессе обучения пению происходит формирование личности ребёнка, связанное с его духовным становлением. Разнообразная деятельность, которую дети осваивают в хоровом коллективе, является важным источником нравственного опыта. Здесь удовлетворяются их потребности в общении, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.
Большое воспитательное значение имеет репертуар, который изучают дети. Его подбору я уделяю большое внимание, он обязательно включает в себя образцы народной и духовной музыки, классические произведения русских и зарубежных композиторов, композиции современных авторов. Освоение такого разнообразного репертуара способствует формированию общекультурного кругозора детей, стимулирует развитие познавательной активности и формирует базу для дальнейшего духовного становления.
Значимыми и незабываемыми событиями в жизни коллектива являются успешные выступления на городских, международных конкурсах и фестивалях, которые приносят призовые места. Высокие успехи являются итогом напряженной душевной и творческой работы ребят, поэтому также позитивно влияют на развитие их личности, учат плодотворно трудиться для достижения успеха. Совместные поездки создают благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных отношений взаимопомощи и ответственности, создают условия для проявления индивидуальности.
Хочу отметить, что каждая конкурсная или фестивальная поездка включает в себя не только выступление, но также для ребят организуется знакомство с историей и культурой того города и края, куда они приезжают. Например, в мае прошлого года хор мальчиков выступал на Международном конкурсе-фестивале «Слияние культур. Музыка» в Казани. Там, помимо выступления, ребята познакомились с интересной историей города, традициями и национальным своеобразием: посетили несколько экскурсий по городу, Казанский кремль, остров Свияжск.
Также за прошедший год ребята побывали в Новгороде, где познакомились с древними архитектурными памятниками. Совершили увлекательную поездку в деревню Вечаша Псковской области в дом-музей Н.А.Римского — Корсакова, где посетили усадьбу композитора, узнали о его жизни и творчестве. Каждая такая поездка наполняет детей не только знаниями по истории страны, но также впечатлениями и эмоциями.
В духовном становлении личности особое место занимает воспитание патриотизма. В своей педагогической деятельности я уделяю этому большое внимание. В моем коллективе занимаются только мальчики и это направление очень важно для их правильного. В нашем репертуаре всегда есть произведения, посвященные военной тематике. Эмоциональный подъем, с которым мальчишки исполняют произведения о войне и героях войны всегда очень высок. Эта тема им близка и всегда вызывает глубокий эмоциональный отклик.
В мае 2015 г. коллектив выступал в Волгограде на Международном конкурсе, приуроченном к празднованию 70-летия Дня Победы. Хором были исполнены произведения С.Рахманинова «Слава народу» и Я.Дубравина «Баллада о ледовой трассе». Помимо конкурсной программы мы посетили Мамаев Курган, музей - панораму Сталинградской битвы, где мальчики своими глазами увидели места героических сражений, затем совершили прогулку по Волге, присутствовали на великолепном праздничном салюте. Поездка оставила незабываемое впечатление не только у ребят, но и взрослых: педагогов и родителей.
В заключении своего выступления хочу сказать: для нравственного становления ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие, совместное практическое освоение культурных норм, образцов общения и поведения. Духовные качества формируются путем воздействия на сознание детей и влияют на их поведение, отношения к миру. Искусство хорового пения как неотъемлемая часть отечественной и мировой культуры – это веками проверенный фактор формирования духовного, творческого потенциала общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...
презентация на тему "культура питания как фактор формирования духовно-нравственной личности"
данный материал поможет сформировать потребность в правильном питании...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Задачами методической разработки является- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному т...
Особенности обучения искусству хорового пения в общеобразовательной школе.
Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение"
Программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Программа учебной дисциплины раз...
"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы: «Каждый класс – х...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии: с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...