Занятие по ковроделию
план-конспект на тему

Зуева Анастасия Николаевна

Современная мода вновь вернула актуальность «бабушкиным половикам».

Предлагаемая методическая разработка посвящена именно такому направлению ковроделия.

Новизна разработанного занятия в том, что приёмы лозоплетения использованы в ковроделии.

Методическая разработка может быть использована на занятиях по изучению истории быта славян, на занятиях по технологии, на курсах по изучению декоративно-прикладного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zueva_a.n.zip657.31 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Плетение появилось более 250т.л. назад. Одновременно с появлением ткачества и вязания, появились и первые ковры, половички, дорожки. У разных народов свои традиционные приёмы ковроделия, зачастую, очень отличающиеся от других. У славян изготовление половиков относилось к простейшим, не требующим особых навыков, технологиям ткачества. Половики традиционно использовались для покрытия полов, лавок, лежанок. Бережливые хозяйки, изначально, изготавливали коврики из отслуживших вещей, давая им вторую жизнь. Такие изделия получались мягкими, приглушённых расцветок. Современная мода вновь вернула актуальность «бабушкиным половикам».

Предлагаемая методическая разработка посвящена именно такому направлению ковроделия.

Новизна методической разработки.

Новизна разработанного занятия в том, что приёмы лозоплетения использованы в ковроделии.

Актуальность методической разработки.

Методическая разработка может быть использована на занятиях по изучению истории быта славян, на занятиях по технологии, на курсах по изучению декоративно-прикладного творчества.

Доступна для детей с 7 лет, интересна для детей обоих полов.

Не требует специальных навыков. Минимальное количество материалов и инструментов делает её особо привлекательной.

Широкий диапазон применения готовых изделий: подставки под горячее, коврики, подушки, сумки и т.д.(в зависимости от задуманных размеров и используемых тканей)

Основные идеи методической разработки:

Тип разработки: методическая разработка учебных занятий.

Название методической разработки: «Ручное ковроделие»

Направленность деятельности: научно-познавательная.

Уровень освоения содержания занятия: начальный.

Уровень реализации содержания занятия: дополнительное образование.

Занятие имеет многоаспектный характер. Оно развивает у воспитанников тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, воссоздающее воображение, логическое мышление. При этом формируются навыки работы с тканью, навыки плетения, навыки проектировочной деятельности, творчество, гибкость и самостоятельность мышления.

Цель методической разработки: создание условий для совершенствования практических умений и технических навыков воспитанников.

Задачи методической разработки: 

Обучающие:

- освоение приема плетения «верёвочкой»;

- закрепление навыка работы с тканью;

- обучение способу безузелкового соединения лент.

Воспитательные:

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание;

- привитие навыков культуры труда;

- воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности и трудолюбия.

Развивающие:

- развитие художественно-творческих способностей;

-развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;

- развитие эстетического вкуса, воображения, фантазии.

Используемые принципы обучения:

- наглядность;

- последовательность;

- доступность;

- актуальность;

- творческая активность.

Все эти принципы могут быть свободно реализованы в течении одного занятия, что обеспечивает наибольшую эффективность усвоения материала.

Ожидаемые результаты.

В результате применения данной методической разработки воспитанники:

- познакомятся с приёмами плетения «верёвочкой» и безузелкового соединения лент;

- усовершенствуют навыки работы с тканью;

- научатся вести работу последовательно;

- научатся применять полученные знания на практике.

Оценка степени усвоения материала производится путём фронтального опроса. Текущий контроль сводится к корректированию стоящих задач и самооценке воспитанников.

Технологическое обеспечение методической разработки.

Методическая разработка даёт возможность воспитанникам овладеть комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих её реализацию. Предполагается совместная работа педагога с детьми, самостоятельная творческая работа, индивидуальная работа.

Занятие проводится с использованием инструментов, наглядных пособий, технологических карт.

Материалы:

Остатки тканей или отслужившие своё предметы одежды(футболки, джемпера)

Инструменты:

 - ножницы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Информационная карта занятия

Предмет

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Дизайнер»

Возраст обучающихся

10-11 лет

Коллектив

Группа четвёртого года обучения объединения «Дизайнер»

Место занятия в структуре образовательного процесса

Раздел программы «Изделия для интерьера»

Тема занятия по учебно-тематическому плану

Изготовление круглого коврика

Тип занятия

Занятие выработки умений и навыков

Форма занятия

Практическое занятие

Цель занятия

Выработать навык плетения круглого коврика

Задачи

- продолжить работу по формированию умения изготовления предметов для создания уюта;

- развивать восприятие, воображение, произвольное внимание, память, речь;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Формы, методы

Методы: словесный, наглядный, методы проблемного обучения

Формы организации образовательного процесса: фронтальная работа, индивидуальная работа, диалог

Оборудование

Ткань, ножницы

Демонстрационный материал

Презентация

Используемая литература

  1. Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты» - М.:Нива России, 1992
  2. Цветкова Н. «Искусство ручного ткачества» - М.: СПбКО, 2014

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/

http://www.livemaster.ru/masterclasses/?status=new&msec=0&from=30

Ожидаемые результаты

- выработка навыков плетения «верёвочкой»

Этапы занятия

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. Практическая работа

4. Итоги занятия, рефлексия

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа

Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать самостоятельно сплести коврик. Все мы знаем, для чего они нужны (ответы детей). Да, изначально коврики использовались для тепла, а со временем приобрели и декоративную функцию. Как вы думаете, из чего можно плести коврик? (ответы детей). Ваши варианты наводят на мысль, что для плетения коврика можно использовать практически любой материал, который должен соответствовать нескольким требованиям: быть достаточно узким, достаточно длинным и достаточно гибким. Так? Сегодня мы будем плести коврик из узких полосок ткани. Такие коврики плели в старину, используя отслужившие свой срок вещи: хозяйки были очень бережливы! В прошлом веке бабушки вязали такие коврики из старых колгот, ткали из старых платьев, постельного белья. Наш коврик будет круглым. Круг у славян символизировал солнце – свет, жизнь, бесконечность. Круглые коврики традиционно символизируют мир, покой, духовность. Всё это ваши изделия принесут в дом и будут радовать ваших близких и вас самих.

3. Практическая работа

Напомните друг другу правила техники безопасности при работе с ножницами и можем приступать к работе.

Сначала надо нарезать или нарвать из ткани узких лент. Выбирайте понравившиеся лоскуты, делайте надрез с края (лучше в направлении основы -  так будет легче рвать) и дёргайте в стороны. Соберите в комочек отвалившиеся нити – они нам пока не понадобятся, а если их не убрать сразу, то будут путаться и цепляться за ленты, мешая работе.

Физкультминутка: пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, приседания или наклоны (5 минут)

Теперь выберите, какие из лент будут у вас основой. От их длины будет зависеть размер изделия. Не берите слишком большие – давайте сначала научимся на небольшом коврике. 20-25 см будет достаточно. Таких лент понадобится 4. Располагаем их крест на крест, формируя восьмиконечную снежинку. В центре можно скрепить ленты парой стежков или булавкой, а можно просто придерживать рукой, пока не проплетём первый ряд. Потом они уже никуда не расползутся.

Из подготовленных лент выберите любую, которой хотите начать плетение. Обверните её вокруг любого конца основы. Один конец рабочей ленты сделайте длиннее, чтобы при наращивании не получилось большого утолщения. Перекрестите концы рабочей ленты и нижний заведите под следующую основу. Опять перекрестите. Так продолжаем до конца ряда. Слегка подтягивайте концы, чтобы не получалось слишком рыхло. Сильно не перетягиваем, чтобы не начало изделие изгибаться, а то у нас получится корзинка, а не коврик. Перекрещиваем конца рабочей ленты всегда в одном направлении до конца ряда. В следующем ряду можно продолжить перекрещивать в том же направлении, а можно начать в обратном – тогда получится другой узор, напоминающий косичку. Продолжаем, пока один из концов рабочей ленты не станет слишком коротким. Берём короткий конец и, отступив пару см от края, делаем небольшой надрез в середине ленты (2 см). Выбираем ленту, которой будем продолжать плетение и делаем такой же надрез. Короткий конец просовываем сквозь прорезь на новой ленте, немного сдвигаем ленту и протягиваем её другой конец через прорезь на коротком (схема). Продолжаем плетение до достижения нужного размера. Следим, чтобы не стягивать сильно рабочие концы, не изгибать работу. По окончании, переворачиваем на изнанку и пальчиками или при помощи сомкнутых лезвий ножниц проталкиваем оставшиеся конца между рядами плетения. Так же поступаем с концами основ. (Старшие дети могут подшить концы на изнанке). Коврик готов.

4. Итоги занятия, рефлексия

Посмотрите, какие яркие, необычные, мягкие коврики у вас у всех получились! Расскажите, для чего вы их будете использовать? Кому подарите? Хотите ли продолжить работу и  попробовать большое изделие? Понравилось ли вам плести?

Мне тоже было очень приятно с вами работать. Буду рада новым встречам. До свидания.

Технологическая карта «Изготовление круглого коврика»

Этап работы

Вид этапа

Изготовление

Подготовка материалов

Нарезка лент из остатков тканей шириной от 2 до 4 см.

Раскладка основы

Располагаем ленты, выбранные для основы, в виде снежинки: крест на крест. В центре можно скрепить парой стежков или сколоть булавкой.

Крепление рабочей ленты

Рабочую ленту складываем, чтобы один конец был длиннее другого (синий) и обворачиваем её вокруг любого конца основы.

Плетение полотна

Плетение из газет - Страница 3 - Клуб Нейл Мастеров - NailClub

Обводим рабочую ленту вокруг каждого конца основы, перекрещивая её в промежутках между ними. Подтягиваем концы рабочей ленты вплотную к основам. Так продолжаем по кругу до требуемых размеров.

Наращивание концов рабочей ленты

Как сделать домашний коврик . Обсуждение на LiveInternet - Р…

Делаем прорези на концах ленты и вставляем по рисунку. Затягиваем. Продолжаем плетение.

Заправка концов основы в готовом изделии.

Плетение шляпы из газетных трубочек. Мастер класс

Концы рабочей ленты и основ проталкиваем между рядами плетения по изнанке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Рабочая программа "Ковроделие"

Данная рабочая программа составлена для кружка "Ковроделие", расчитана на детей возрастом 8-14 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Ковроделие"

Дополнительная общеобразовательная программа «Ковроделие» ориентирована на приобщение детей к современному декоративно-прикладному творчеству, на освоение техники ковровой вышивки и ...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...