Оздоровительная работа как метод формирования здорового образа жизни
материал на тему

Тезисы выступления на семинарском занятии по организации оздоровительной работы на занятиях в инклюзивных группах детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rabota.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества  пос. Дербышки»

Советского района города Казани

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оздоровительная работа

среди педагогов и обучающихся

как метод формирования здорового образа жизни

Семинарское занятие

для педагогов, работающих в инклюзивных группах детей

Мурзинова Г.Ю.,

методист отдела социальной и педагогической

 реабилитации детей с ограниченными возможностями,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в образовательнвх учреждениях. Исходя из этого, оздоровительная работа должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе УДО.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УДО

Цель оздоровительной работы в УДО: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование у учащихся, их родителей и педагогов  ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Содержательная часть:

1. Планирование физкультурно-оздоровительной:

  • содержание спортивных и подвижных игр;
  • формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
  • виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, лечебно-восстановительная или коррекционная, подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
  • планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
  • индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
  • использование в штанах специальной литературы.

2.Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:

  • физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
  • рациональное расположение для высвобождения игрового пространства;
  • использование спортивного зала.

3.Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.

4. Связь между различными видами двигательной деятельности детей.

5.Контроль нагрузки, связанной с двигательной деятельностью детей.

6. Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.

7. Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.

8. Взаимосвязь работы педагога и инструктора по физкультуре.

9. Работа с семьей:

  • индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
  • консультации об организации двигательной активности дома;
  • выставка литературы;
  • участие родителей в спортивных мероприятиях

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладения навыками самооздоровления.

Основные принципы работы

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Профилактическое:

  1. Обеспечение благоприятной адаптации
  2. Выполнение сангигиенического режима
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами лечебной физической культуры
  4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами арт-иерапии, психогимнастики, замещающего онтогенеза.

Организационное:

  1. Организация здоровьесберегающей среды УДО
  2. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  3. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров
  4. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное:

  1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие

Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ 

Программа развития и коррекции

Психологическая часть

  1. Рекомендации заинтересованным лицам (родитель педагог)
  2. Коррекционная работа психолога

Педагогическая часть

  1. Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога
  2. Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

Модель взаимодействия воспитателей и педагога-психолога с родителями для повышения эффективности коррекционной работы

Профилактика

Создание условий

Наглядная пропаганда

Чтение психологической литературы

Консультативный диалог

Диагностика

Беседы

Тесты, анкеты

Непосредственное наблюдение

Коррекция

Советы и рекомендации

Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов

Практические занятия, тренинги, игры и прочее

Модель стратегии и тактики работы педагога с родителями

1 этап – ознакомительный

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

2 этап - общепрофилактический

Наглядная агитация (стенды, памятки)

Встречи со специалистами

3 этап-работа с группой риска

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

4этап - индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

Консультативная индивидуальная помощь

5 этап - рефлексивный

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)

6 этап - интегративный

Совместные мероприятия

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

7 этап - перспективный

Совместное обсуждение планов на будущее

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

В СТРУКТУРЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УДО

Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровленияигры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ «материализуется» в его психосоматический состояниях, начинает влиять на динамику его развития и функциональных систем детского организма.

Символический по своей природе образ обладает не фиктивной реальной энергийной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его, поэтому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в целостном развитии ребенка.

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа «тепло-холод», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма.

 Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. Конкретные задачи этих игровых упражнений направленных на развитие воображения, связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов.при условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию.

Общие приоритеты оздоровительной работы

  • Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
  • Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития.
  • Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
  • Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах.
  • Привитие детям доступных навыков «самоврачевания»- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
  • Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям.
  • Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
  • Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.

Руководствуясь в работе данными принципами и развивая творческое воображение детей, мы формируем не только здорового ребенка, но и творческую личность с активной жизненной позицией способную к эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

Презентация к проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Валеологизация учебного процесса учащихся класс, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом обр...

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...

Статья на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов ...