Оздоровительная работа как метод формирования здорового образа жизни
материал на тему
Тезисы выступления на семинарском занятии по организации оздоровительной работы на занятиях в инклюзивных группах детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_rabota.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района города Казани
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оздоровительная работа
среди педагогов и обучающихся
как метод формирования здорового образа жизни
Семинарское занятие
для педагогов, работающих в инклюзивных группах детей
Мурзинова Г.Ю.,
методист отдела социальной и педагогической
реабилитации детей с ограниченными возможностями,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в образовательнвх учреждениях. Исходя из этого, оздоровительная работа должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе УДО.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УДО
Цель оздоровительной работы в УДО: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование у учащихся, их родителей и педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Содержательная часть:
1. Планирование физкультурно-оздоровительной:
- содержание спортивных и подвижных игр;
- формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
- виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, лечебно-восстановительная или коррекционная, подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
- планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
- индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
- использование в штанах специальной литературы.
2.Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:
- физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
- рациональное расположение для высвобождения игрового пространства;
- использование спортивного зала.
3.Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.
4. Связь между различными видами двигательной деятельности детей.
5.Контроль нагрузки, связанной с двигательной деятельностью детей.
6. Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.
7. Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.
8. Взаимосвязь работы педагога и инструктора по физкультуре.
9. Работа с семьей:
- индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
- консультации об организации двигательной активности дома;
- выставка литературы;
- участие родителей в спортивных мероприятиях
Ожидаемые результаты
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
- Овладения навыками самооздоровления.
Основные принципы работы
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
- Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- Принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
- Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Профилактическое:
- Обеспечение благоприятной адаптации
- Выполнение сангигиенического режима
- Решение оздоровительных задач всеми средствами лечебной физической культуры
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами арт-иерапии, психогимнастики, замещающего онтогенеза.
Организационное:
- Организация здоровьесберегающей среды УДО
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- Систематическое повышение квалификации педагогических кадров
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное:
- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ
Программа развития и коррекции
Психологическая часть
- Рекомендации заинтересованным лицам (родитель педагог)
- Коррекционная работа психолога
Педагогическая часть
- Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога
- Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога
Модель взаимодействия воспитателей и педагога-психолога с родителями для повышения эффективности коррекционной работы
Профилактика
Создание условий
Наглядная пропаганда
Чтение психологической литературы
Консультативный диалог
Диагностика
Беседы
Тесты, анкеты
Непосредственное наблюдение
Коррекция
Советы и рекомендации
Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов
Практические занятия, тренинги, игры и прочее
Модель стратегии и тактики работы педагога с родителями
1 этап – ознакомительный
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
2 этап - общепрофилактический
Наглядная агитация (стенды, памятки)
Встречи со специалистами
3 этап-работа с группой риска
Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)
Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)
4этап - индивидуальная работа
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания
Консультативная индивидуальная помощь
5 этап - рефлексивный
Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)
6 этап - интегративный
Совместные мероприятия
Дискуссии (совместное обсуждение проблем)
7 этап - перспективный
Совместное обсуждение планов на будущее
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
В СТРУКТУРЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УДО
Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.
При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровленияигры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ «материализуется» в его психосоматический состояниях, начинает влиять на динамику его развития и функциональных систем детского организма.
Символический по своей природе образ обладает не фиктивной реальной энергийной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его, поэтому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в целостном развитии ребенка.
В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа «тепло-холод», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма.
Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. Конкретные задачи этих игровых упражнений направленных на развитие воображения, связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов.при условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию.
Общие приоритеты оздоровительной работы
- Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
- Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития.
- Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
- Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах.
- Привитие детям доступных навыков «самоврачевания»- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
- Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям.
- Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
- Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
Руководствуясь в работе данными принципами и развивая творческое воображение детей, мы формируем не только здорового ребенка, но и творческую личность с активной жизненной позицией способную к эмпатии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...
Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....
Презентация к проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"
Валеологизация учебного процесса учащихся класс, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом обр...
Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - важнейшая задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...
Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...
Статья на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов ...
- Мне нравится (3)