Особенности обучения детей с нарушениями общения в условиях УДО
творческая работа учащихся на тему

Выступления на семинаре-практикуме для педагогов УДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-attestatsiya_2007.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества  пос. Дербышки»

Советского района города Казани

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Особенности обучения детей с нарушениями общения в условиях УДО

Семинар – практикум для педагогов УДО,

 работающих с детьми с ограниченными возможностями

Педагог дополнительного образования, методист:

 Мурзинова Г.Ю.

Содержание

  1. Введение

  1. Трудности ребенка с ограниченными возможностями в общении.

  1. Анализ практической деятельности  педагогического коллектива клуба «Родник» по развитию  коммуникативных способностей      детей с ограниченными возможностями

3.1.Коллективные творческие мероприятия.

3.2.Занятия в объединениях по интересам.

3.3.Психокоррекционные занятия.

  1. Практические формы и методы работы с детьми, направленные на коррекционное воспитание детей с нарушениями общения на психокоррекционных занятия.

  1. Заключение.

  1. Литература

7. Приложения

1. Введение

В плане условий формирования личности, общение - это фактор социальной среды, создающий духовную взаимосвязь личности и общества.

Общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению.

Процесс общения протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения, сложившихся в обществе на протяжении истории.

Ориентировка на нормы и правила поведения позволяют человеку использовать их как критерии, сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях.

Общение, как важнейшая форма жизнедеятельности людей, является обязательным условием организации процесса социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. В процессе общения у ребенка формируется активная речь, устраняются речевые недостатки, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У ребенка формируются коммуникативные  и другие качества, необходимые для адекватного вхождения в окружающий его социальный мир.

2. Трудности ребенка с ограниченными

возможностями в общении

В жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они затрудняются общаться со взрослыми, сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Рассмотрим причины этой проблемы.

Неумение (или невозможность) владеть отдельными каналами общения, контролировать свое поведение – основные причины нарушения общения у детей с ограниченными возможностями. Эти нарушения являются характерными признаками многих заболеваний:  ранний детский аутизм,  органические поражения центральной нервной системы,  умственная отсталость, некоторые формы ДЦП,  врожденные обменные заболевания,  сенсорные дефекты и другие заболевания.  

Выделяются 3 основные канала общения:

  • экспрессивно - мимические средства общение, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела;
  • предметно-действенные средства общения: локомоторные  и предметные движения, позы, используемые для целей общения: приближение, удаление, вручение предметов, позы.
  • Речевой канал общения: вербальный – речевой (устный, словесный) и невербальный.

       Соответственно и у детей с ограниченными возможностями возникают трудности:

1. Трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушения речевого общения, умственная отсталость, задержки психического развития).

Каждый из перечисленных дефектов накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что должно учитываться в коррекционной работе. У детей наблюдается:

  • неразборчивость речи,
  • бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов,
  • отсутствие необходимых навыков общения со сверстниками и взрослыми

Все перечисленное существенно отражается на психическом и личностном развитии детей.

2. Трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость).

Непоправимый ущерб наносит развитию ребенка социальная изоляция. Часто сами родители недостаточно общаются со своими детьми. Боясь насмешек, родители ограждают детей от общения с окружающими, лишая детей речевой практики и практики межличностных отношений.

Злоупотребление негативной оценкой поведения детей, также является негативным фактором, влияющим на дефицит общения ребенка. Общение с ребенком с ограниченными возможностями с раздражением, отрицательная оценка отдельных поступков часто переносится родителями и окружающими на личность ребенка в целом. Такая негативная установка блокирует все механизмы мышления и уводит ребенка от поиска решения любой задачи. Дети, осознающие свою неполноценность, подкрепленную негативными высказываниями окружающих, очень остро реагируют на травмирующие ситуации, поддаются внешнему внушению, становятся эмоционально неблагополучными.

3. Трудности, обусловленные индивидуально - типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Негативные привычки, раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, излишняя чувствительность, дурные манеры поведения, слабый самоконтроль, неопрятность, ярко выраженное плохое настроение, - все это может привести к трудностям установления межличностных контактов.

Ярко выраженный темперамент также может стать барьером в общении.

Ребенок с ограниченными возможностями, может и не осознавать каких – либо из своих недостатков развития, а может и понимать, что он не такой как все. Ребенок оказывается зависим отряда причин, которые, если не оказать ему помощи, замыкаются в порочный, часто непрерываемый круг.

Тем не менее, помочь ребенку овладеть навыками и умениями общаться, можно в условиях УДО. Поскольку УДО является социальным учреждением, деятельность которого способствует духовному развитию людей посредством культурно-просветительской  работы.

3. Анализ практической деятельности

 педагогического коллектива клуба «Родник»

по развитию коммуникативных способностей

детей с ограниченными возможностями

Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социально - педагогической деятельности учреждения дополнительного образования. Основным условием этого процесса является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Проанализируем основные направления деятельности, проводимые отделом социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями (КЛУБОМ «Родник»):

  1. Коллективные творческие мероприятия.
  2. Занятия в объединениях по интересам.
  3. Психокоррекционные занятия.

  1. Коллективные творческие мероприятия

Во время проведения коллективных мероприятий, праздников, игр, ребенок расширяет круг общения, приобретает коммуникативные навыки, получает новые сведения об окружающем мире, развивают речь.

В «Роднике» проводится творческие коллективные мероприятия по следующим направлениям: «Дни именинников», творческие вечера, тематические утренники, познавательно-игровые программы, экскурсии и поездки. Организация коллективно-творческого мероприятия для детей с ограниченными возможностями в условиях учреждения дополнительного образования – многоплановая и серьезная работа.

Не все дети имеют физическую возможность часто покидать свои дома, поэтому посещение праздника в «Роднике» является для них важным событием. Дети надеются получить яркие и незабываемые впечатления, и задача педагогов так подготовить мероприятие, чтобы надежды детей  оправдались. Во время подготовки и участия в мероприятиях, ребенок расширяет круг общения, приобретает коммуникативные навыки, получает новые сведения об окружающем мире, развивают речь.

Требования к коллективно-творческим мероприятиям подразумевают необходимость участия в них каждого ребенка, независимо от особенностей развития и возраста. На мероприятиях необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок имел возможность:

  • продемонстрировать свои возможности и способности,
  • расширить круг общения,
  •  получить новый социальный опыт,
  •  интересно и весело провести свободное время.

Любой праздник в отделе социальной и педагогической реабилитации проводится несколько раз, для разных подгрупп детей:

-    Младшие воспитанники,

-    Дети с грубыми нарушениями интеллекта среднего и старшего возраста,

- Старшие воспитанники клуба с соматическими заболеваниями и негрубыми нарушениями интеллекта.

Соответственно сценарий мероприятия для каждой подгруппы детей несколько  меняется. Для первой подгруппы больше включается зрелищных моментов, вводятся элементы позволяющие активизировать познавательную и творческую активность  детей.

Мероприятия для второй подгруппы имеют развлекательный характер, включаются танцы, простые веселые конкурсы.

Для третей подгруппы праздник строится на основе творческих конкурсов.

3.2. Занятия в объединениях по интересам

Занятия в объединениях по интересам – помогают приобретению детьми определенных навыков и умений, которые способствуют их развитию, осознанию своих способностей и особенностей. Тем самым, создаются условия для формирования адекватной самооценки, которая помогает ребенку чувствовать себя более уверенно в процессе общения с другими людьми.

В плане преодоления трудностей в общении, работа педагогов различных объединений направляется на:

  • привлечение внимания ребенка к оценке собственных умений в хорошо знакомой ему деятельности,
  • объективное сравнение умений конкретного ребенка с умениями сверстников,
  • сопоставление мнения этого ребенка с мнением других.

3.3. Психокоррекционные занятия

В объединении психокоррекционного развития «Лесенка» ведется целенаправленная работа по  развитию навыков общения. Основные принципы занятий по этому направлению:

  • Педагог ориентируется на небольшие, но регулярные позитивные изменения в поведении ребенка. Поскольку, успех в решении небольшой задачи может привести к положительным изменениям в решении более общих личностных проблем ребенка с ограниченными возможностями.
  • На коррекционных занятиях используются положительные утверждения, педагог не использует негативные оценки и критические замечания. Обращается внимания ребенка на положительные изменения в его поведении после каждого занятия.
  • Занятия организуются по двум направлениям, с одной стороны, урок несет познавательный характер, с другой – формирует навыки личностного общения.
  • Педагог учитывает индивидуальные особенности, возможности и интересы ребенка.

На занятиях по формированию навыков общения:

  • создаются условия, побуждающие ребенка оценивать и осознавать свои действия и поведение.
  • ребенок учиться осознавать и выражать различные эмоциональные состояния адекватно конкретной ситуации;  

Кроме того, происходит:

  • расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;
  • развитие речи, пополнение словарного запаса;
  • коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;

Используются игры, с элементами элементы сказкотерапии, выполняются художественно творческие и  коррекционные упражнения.

4. Практические формы и методы работы с детьми, направленные на коррекционное воспитание детей с нарушениями общения на психокоррекционных занятия

Существует ряд форм и методов, способствующих эффективности развития коммуникативных навыков.   Для этого можно использовать игры, веселые упражнения.

Игра является составной (часто и основной) частью любого занятия с детьми с ограниченными возможностями, и выступает как метод коррекции разбалансированных эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей  с ограниченными возможностями.

       Игровое взаимодействие ребенка с ровесником, педагогом, взрослым позволяет ему моделировать социальные взаимоотношения в тех проявлениях, которые доступны ребенку, осознавать и корректировать свое поведение и эмоции.

       Основные принципы игрового взаимодействия обеспечивают эффективность психологической реабилитации личности ребенка:

  • ненасильственное общение;
  • положительный характер обратной связи;
  • неконкурентный характер отношений;
  • дистанцирование и идентификация;
  • включенность;  
  • добровольное подчинение правилам;

        Выполняя взятые роли, участники игры, добровольно борются с непосредственными импульсами. Т.о. формируется произвольное поведение и новые личностные ценности.

При организации игр с детьми, необходимо использовать музыкальную терапию. Спокойная, мелодичная музыка и пение успокаивает ребенка, создает у него положительный эмоциональный настрой, активизирует его деятельность.

В плане практической деятельности рекомендуется использовать следующую программу занятий.

ПРОГРАММА

Развития навыков общение

детей с ограниченными возможностями

Раздел

Тема занятий

1.Язык общения (навыки общения с внешним миром)

  1. Наши помощники (органы чувств).
  2. Язык жестов и движений.
  3. Язык чувств (наши эмоции).

2.Какой я? (умение видеть и понимать себя)

  1. Кто такой «Я» (автопортрет).
  2. Мои чувства и желания.
  3. О чем я мечтаю.
  4. Мое настроение.

3.Как мы понимаем друг друга (умение понимать сверстника)

  1. Разговор взглядов.
  2. Дружба (мой лучший друг).
  3. Мой день рождения (как принимать гостей).
  4. Чему мы смеемся (развитие чувства юмора).

4.Мы такие разные (оценка человеческих поступков и отношений)

  1. Мой любимый герой.
  2. Добро и зло.
  3. Что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Конфликт (мое поведение в трудной ситуации).

5.Умение владеть собой

  1. Будь внимателен.
  2. Хозяин своего «Я» (умение контролировать свое поведение).

3. Не хочу быть плохим (преодоление дурных поступков и привычек).

6.Культура общения

  1. Волшебные слова.
  2. Учимся говорить вежливо (умение начать, поддержать и вести разговор).
  3. За столом (правила хорошего тона).
  4. Телефон (общение по телефону).

7.Познакомимся

(совместная деятельность со здоровыми детьми)

  1. Знакомство (умение начать и поддерживать знакомство)
  2. Внешность (внешний облик, сходства и различия)
  3. Умение держать себя правильно (нравиться).
  4. Давай дружить. Умение находить общий язык.

Реализация представленной программы, эффективна развития коммуникативных способностей  детей с достаточно широким спектром заболеваний. Результативность программы отслеживается в процессе проведения обобщающих занятий, которые проводятся в игровой форме.

Представленная ниже форма отслеживания и анализа игровой деятельности детей является эффективной и наглядной формой демонстрации положительной динамики развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями.  

Лист данных о психологическом

портрете детей,

участвующих в игровом занятии

п/п

Наименования качества

Инициалы детей

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

1. Интерес к игровой ситуации

1.

Активен при распределении ролей

2.

Действует в роли по правилам игры

3.

Склонен к импровизации

4.

Умеет сам организовывать игру

2. Страхи

5.

Наличие страха (какого)

6.

Плачет (капризничает, отказывается играть)

7.

Прячется

8.

Убегает

9.

Просит помощи

10.

Готов в игре преодолеть страх

3. Характер отношений со сверстниками

11.

Проявляет в игре лидерство

12.

В игре ведомый

13.

Конфликтует в игре со сверстниками

14.

Подчиняется правилам игры, согласовывает действия

15.

Общается с детьми противоположного пола

16.

Адекватная половая идентификация

17.

Способен радоваться успехам другого

18.

Готов делится игрушками, помочь другому

19.

Стремиться общаться с родителями

4. Переживание своего успеха в игре

20.

Чувствует превосходство над другими

21.

Радостный, готов стать еще лучше

22.

Внешне безразличен

5. Переживание неудачи в игре

23.

Обижается (огорчается)

24.

Плачет

25.

Теряет интерес к игре

26.

Отказывается от игры

27.

Агрессивен в игре

6. Вербальная контактность

28.

Общается с вопросами к взрослым

 и детям

29.

Обладает чистой дикцией

30.

Обладает интонационной

выразительностью

31.

Стремиться к невербальному

общению

7. Двигательная активность

32.

Подвижный

33.

Координация движений

34.

Право-левосторонняя

ориентация

35.

Сосредоточен в игре ( устойчивость

внимания)

8. Внешняя выразительность

36.

Эмоциональный, обладает

выразительной мимикой, жестами

37.

Открытый, непосредственный,

раскованный в поведении

38.

Пластичный

39.

Аристократичный

9. Знание и опыт нравственного общения

40.

Владеет знаниями о нормах

общения

41.

Поступает в соответствии с нормами

общения

42.

Неигровое поведение, примечание

10. Возраст детей

                               Обозначения:           0 - отсутствие  выраженности

                                                                 1 -  слабая  выраженность

                                                                 2 - средняя  выраженность

                                                                 3 -  высокая выраженность

                 Даты первоначального  и контрольного наблюдения:                                                    

             ____________      _______________            Педагог:  ___________________________

Демонстрация фрагмента игрового занятия

«Волшебная страна Настроения»

Педагог. Какое чувство испытывает человек, у которого такое лицо. (Показывает картинку с улыбающимся  лицом, обращается к каждому ребенку). Это радость. Первого слугу короля страны Настроения, с которым мы сегодня познакомились, зовут Радость.

Радость. Правильно. А я думал, узнаете вы меня или нет? Вы молодцы! Давайте дружить.

Педагог. Да мы старые друзья. Мы все про тебя знаем. Радость – это всем известно!  Ребята, правда?

Игры и упражнения:

  • Изобразим радость на лице.
  • Жесты и движения радости.
  • Послушаем радостную музыку.
  • Нарисуем лицо и фигуру Радости в своем альбоме.
  • Любимые блюда, слова, время года, суток  Радости.
  • Во что одета Радость.(Детям ставится задача, выбрать из комплекта вещей те, в которые , по их мнению, должна одеваться радость).
  • Любимые игры радости. Поиграем в игру: «Веселая скульптура».

«Радость» благодарит детей за то, что они такие веселые и радостные.

Обсуждение с педагогами фрагмента по пунктам «Листа…» и анализ

необходимости проведения подобного занятия в системе программы развития навыков общения.

5. Заключение

Развитие ребенка с ограниченными возможностями полностью зависит от того, какое место общение занимает в его жизни, с кем ребенок общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.

Если ребенок имеет нарушения речи, обладает рядом болезненных форм поведения: негативизмом, возбудимостью, расторможенностью, агрессивностью, страхами – это не позволяет ему полноценно общаться  с окружающими.

Система представленных направлений деятельности отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, является достаточно успешной для формирования навыков и развития коммуникативных способностей у воспитанников клуба «Родник».

Эффективность работы подтверждается положительной оценкой родителей, результатами педагогических наблюдений и психологического диагностирования.

6. Литература

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы.- М., 2004.
  2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
  3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.- М., 2009.
  4.  Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Дону, 2007.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития  

     аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2009.

  1. Лапшин В.А., Пузанов Б.Б. Основы дефектологии. – М., 2011.
  2. Смирноав Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Дону, 2005.
  3. Тренинг по сказкотерапии.- СПб.,2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОГРАММА

Развития навыков общение

детей с ограниченными возможностями

Раздел

Тема занятий

1.Язык общения (навыки общения с внешним миром)

  • Наши помощники (органы чувств).
  • Язык жестов и движений.
  • Язык чувств (наши эмоции).

2.Какой я? (умение видеть и понимать себя)

  • Кто такой «Я» (автопортрет).
  • Мои чувства и желания.
  • О чем я мечтаю.
  • Мое настроение.

3.Как мы понимаем друг друга (умение понимать сверстника)

  • Разговор взглядов.
  • Дружба (мой лучший друг).
  • Мой день рождения (как принимать гостей).
  • Чему мы смеемся (развитие чувства юмора).

4.Мы такие разные (оценка человеческих поступков и отношений)

  • Мой любимый герой.
  • Добро и зло.
  • Что такое хорошо и что такое плохо.
  • Конфликт (мое поведение в трудной ситуации).

5.Умение владеть собой

  • Будь внимателен.
  • Хозяин своего «Я» (умение контролировать свое поведение).
  • Не хочу быть плохим (преодоление дурных поступков и привычек).

6.Культура общения

  • Волшебные слова.
  • Учимся говорить вежливо (умение начать, поддержать и вести разговор).
  • За столом (правила хорошего тона).
  • Телефон (общение по телефону).

7.Познакомимся

(совместная деятельность со здоровыми детьми)

  • Знакомство (умение начать и поддерживать знакомство)
  • Внешность (внешний облик, сходства и различия)
  • Умение держать себя правильно (нравиться).
  • Давай дружить. Умение находить общий язык.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лист данных о психологическом

портрете детей,

участвующих в игровом занятии

п/п

Наименования качества

Инициалы детей

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

первоначальное

контрольное

1. Интерес к игровой ситуации

1.

Активен при распределении ролей

2.

Действует в роли по правилам игры

3.

Склонен к импровизации

4.

Умеет сам организовывать игру

2. Страхи

5.

Наличие страха (какого)

6.

Плачет (капризничает, отказывается играть)

7.

Прячется

8.

Убегает

9.

Просит помощи

10.

Готов в игре преодолеть страх

3. Характер отношений со сверстниками

11.

Проявляет в игре лидерство

12.

В игре ведомый

13.

Конфликтует в игре со сверстниками

14.

Подчиняется правилам игры, согласовывает действия

15.

Общается с детьми противоположного пола

16.

Адекватная половая идентификация

17.

Способен радоваться успехам другого

18.

Готов делится игрушками, помочь другому

19.

Стремиться общаться с родителями

4. Переживание своего успеха в игре

20.

Чувствует превосходство над другими

21.

Радостный, готов стать еще лучше

22.

Внешне безразличен

5. Переживание неудачи в игре

23.

Обижается (огорчается)

24.

Плачет

25.

Теряет интерес к игре

26.

Отказывается от игры

27.

Агрессивен в игре

6. Вербальная контактность

28.

Общается с вопросами к взрослым

 и детям

29.

Обладает чистой дикцией

30.

Обладает интонационной

выразительностью

31.

Стремиться к невербальному

общению

7. Двигательная активность

32.

Подвижный

33.

Координация движений

34.

Право-левосторонняя

ориентация

35.

Сосредоточен в игре ( устойчивость

внимания)

8. Внешняя выразительность

36.

Эмоциональный, обладает

выразительной мимикой, жестами

37.

Открытый, непосредственный,

раскованный в поведении

38.

Пластичный

39.

Аристократичный

9. Знание и опыт нравственного общения

40.

Владеет знаниями о нормах

общения

41.

Поступает в соответствии с нормами

общения

42.

Неигровое поведение, примечание

10. Возраст детей

                               

Обозначения:                                         0 - отсутствие  выраженности

                                                                 1 -  слабая  выраженность

                                                                 2 - средняя  выраженность

                                                                 3 -  высокая выраженность

                 Даты первоначального  и контрольного наблюдения:                                                    

             ____________                 _______________

 

                                                                                   Педагог:  ___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Циклическая диаграмма

причин нарушений в общении

 у детей с ограниченными возможностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...

Программа повышения квалификации для педагогов и родителей "Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля"

Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога так и для родителей воспитывающи...