Программа повышения квалификации для педагогов и родителей "Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля"
рабочая программа
Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога так и для родителей воспитывающих детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brayl_1.docx | 126.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | |
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» | |
Институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров | |
СМК |
УТВЕРЖДАЮ Ректор ТувГУ _______________О.М. Хомушку «___» _________________20__ г. |
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля»
ПРИНЯТО
на заседании УМС
Протокол №__ от ____________20__ г.
Кызыл – 2022
Должность | Фамилия/ Подпись | Дата | |
Разработал | Ст. преподаватель | Дондуп С.О. | |
Согласовал | Зав. кафедрой | Кара-оол Л.С. | |
Согласовал | Директор ИППК | Артына М.К. | |
Согласовал | Проректор по УРиК | Ховалыг С.С. | |
Версия: 1.0 |
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика программы | 3 | |
Содержание программы | 5 | |
Рабочая программа раздела дисциплины (модуля) | 7 | |
Условия реализации программы | 10 | |
Оценка качества освоения программы | 13 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
- Цель реализации программы – усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога.
Содержание программы реализует компетентность педагога в обучении детей с нарушением зрения. Особенности методики обучения незрячих детей, по системе Л.Брайля. Подготовка необходимых материалов для обучения детей с нарушением зрения с использованием шрифта Брайля. Специальной формы организации познавательной деятельности для детей с нарушением зрения.
Цель программы – ознакомление и овладение системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.
Для совершенствования профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, будут решены следующие задачи программы:
- овладение буквенными символами по системе Брайля;
- овладение знаковыми и незнаковыми символами по системе Брайля;
- овладение элементарными навыками чтения и письма по системе Брайля.
2. Планируемые результаты обучения.
Слушатель, работающий в сфере высшего образования и освоивший программу повышения квалификации «Основы работы в PowerPoint» должен:
Знать:
- фундаментальные философские аспекты своей профессиональной деятельности;
- содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
- технологию планирования коррекционно-педагогической работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
-методы и приемы обучения детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля в рамках организации образовательного процесса;
Уметь:
- обосновывать выбор средств, форм, методов, приемов коррекционно-педагогической работы по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л. Брайля детей с нарушениями зрения;
- осуществлять подбор методического коррекционно-развивающей работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
- подбирать комплекс игр и упражнений по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
- ориентироваться в приемах и техниках обучения детей с нарушением зрения по системе Л. Брайля;
Владеть:
- технологией использования философских и исторических знаний для анализа предметно-практической деятельности;
- навыками отбора наиболее оптимальных средств, форм, методов, приемов работы по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля детей с нарушениями зрения.
- навыками анализа планов коррекционно-педагогической работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л. Брайля.
- навыками подбора комплекса игр и упражнений по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля.
Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций:
Вид деятельности* | Профессиональные компетенции | Практический опыт | Умения | Знания | Профессиональный стандарт/ Квалификационные требования/ ФГОС | Профессиональный модуль/дисциплина |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Повышение квалификации | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | Трудовая деятельность в высших и средних учебных учреждениях. | Должен уметь пользоваться специальными тифлоприборами для письма и чтения. Должен владеть методиками правильного письма специальными тифлосредствами. | Должен знать особенности обучения детей с нарушения зрения по системе Л.Брайля. | Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного курса, дисциплины (модуля)* | Усвоение базового уровня чтения и письма по системе Л.Брайля, достаточного для использования в профессиональной деятельности педагога. Особенности методики обучения незрячих детей, по системе Л.Брайля. |
* - профессиональный стандарт (ПС) «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н.
3. Категория слушателей.
Требования к поступающим. Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о высшем образовании/среднем профессиональном образовании.
Объем программы и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов |
Общий объем программы | 36 |
Лекционные занятия | 16 |
Практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа (включая работу по подготовке и выполнению индивидуальной работы) | - |
Защита индивидуальной работы | 4 |
4. Форма обучения – очно-заочная (дистанционная).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебный план программы повышения квалификации.
Наименование разделов | Общая трудоемкость, ч | Итоговая аттестация | Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | СРС, ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Общее знакомство с системой Л. Брайля | 8 | 4 | 4 | |||
Раздел 2. Методика обучения чтению и письму по системе Брайля | 14 | 8 | 6 | |||
Раздел 3. Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля | 10 | 4 | 6 | |||
Итого | 36 | 4 | 16 | 16 |
2. Календарный учебный график. Обучение состоится с «28» марта 2022 г. по «01» марта 2022 г.
2.1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
дата | № пары | Время занятий | Платформа | |
28.03.2022 | 2 | 10.10-11.40 | Общее знакомство с системой Л.Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM |
3 | 12.05- 13.35 | Общее знакомство с системой Л.Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM | |
5 | 15.25-16.55 | Общее знакомство с системой Л.Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
6 | 17.05-18.35 | Общее знакомство с системой Л.Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
29.03.2022 | 2 | 10.10-11.40 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM |
3 | 12.05-13.35 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
6 | 17.05-18.35 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
30.03.2022 | 2 | 10.10-11.40 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM |
3 | 12.05-13.35 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM | |
4 | 13.45-15.15 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM | |
5 | 15.25-16.55 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
6 | 17.05-18.35 | Методика обучения чтению и письму по системе Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
31.03.2022 | 2 | 10.10-11.40 | Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM |
3 | 12.05-13.35 | Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля (лк) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM | |
01.04.2022 | 4 | 13.45-15.15 | Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ZOOM |
5 | 15.25-16.55 | Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 | |
6 | 17.05-18.35 | Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля (пр) ст. преп., Дондуп С.О. | ауд 301 |
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗДЕЛА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля».
3.1. Область применения модуля (дисциплины)
Профессиональный модуль используется для повышения квалификации: профессорско-преподавательского состава университета и для других специалистов.
Программа профессионального модуля является частью программы повышения квалификации «Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля»
в части освоения вида профессиональной (трудовой) деятельности и соответствующих общепрофессиональных компетенций:
Категория работника | Вид профессиональной (трудовой) деятельности | Компетенции/ готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной (трудовой) деятельности |
Преподаватель. Педагог | Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании. | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
3.2. Требования к промежуточным результатам освоения модуля (дисциплины)
С целью овладения указанным(и) видом(ами) профессиональной (трудовой) деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
- владеть навыками отбора наиболее оптимальных средств, форм, методов, приемов работы по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля детей с нарушениями зрения.
- владеть навыками анализа планов коррекционно-педагогической работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л. Брайля.
- владеть навыками подбора комплекса игр и упражнений по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля.
приобрести умения:
- обосновывать выбор средств, форм, методов, приемов коррекционно-педагогической работы по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л. Брайля детей с нарушениями зрения;
- осуществлять подбор методического коррекционно-развивающей работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
- подбирать комплекс игр и упражнений по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
получить знания:
- фундаментальные философские аспекты своей профессиональной деятельности;
- содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения по обучению рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
- технологию планирования коррекционно-педагогической работы по обучению детей с нарушениями зрения рельефно-точечному шрифту по системе Л.Брайля;
3.3.Структура и содержание профессионального модуля (дисциплины)
3.3.1. Тематический план профессионального модуля (дисциплины)
№ п/п | Наименование разделов и тем модуля | Всего (часов) | В том числе: | ||||
Теоретические занятия (часов) | Практические (лабораторные) занятия (часов) | Формы контроля | |||||
Всего часов | Выездные занятия (часов) | Место проведения выездных занятий | |||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Раздел 1. Общее знакомство с системой Л. Брайля | 8 | 4 | 4 | Визуальный контроль выполнения практических работ. | ||
2 | Раздел 2. Методика обучения чтению и письму по системе Брайля | 14 | 8 | 6 | Визуальный контроль выполнения практических работ. | ||
Раздел 3. Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля | 10 | 4 | 6 | ||||
7 | ИТОГО | 32 | 16 | 16 |
3.3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) (дисциплины)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (дисциплины) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены) |
1 | 2 |
Раздел 1. Общее знакомство с системой Л. Брайля | Лекции |
Лекция 1. Теоретические аспекты системы Л.Брайля | |
Лекция 2. Система Брайля: история и современность | |
Практические работы | |
Практическая работа 1. Общие методические рекомендации по обучению чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля незрячих школьников | |
Практическая работа 2. Правила письма рельефно-точечных знаков | |
Раздел 2. Методика обучения чтению и письму по системе Брайля | Лекции |
Лекция 1. Пропедевтическая работа по подготовке к обучению незрячих чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля | |
Лекция 2. Средства обучения письму рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, методические рекомендации по их использованию | |
Лекция 3. 3 Методика обучения незрячих школьников письму, списыванию, исправлению ошибок при письме | |
Лекция 4. Методика изучения гласных и согласных букв | |
Практические работы | |
Практическая работа 1. Методика обучения чтению текста, написанного рельефно - точечным шрифтом одной и двумя руками | |
Практическая работа 2. Методические рекомендации по обучению незрячих школьников чтению | |
Практическая работа 3. Методика обучения использованию измерительных и чертежных инструментов | |
Раздел 3. Буквенные и небуквенные знаки системы Брайля | Лекция 1. Методика обучения выполнять рельефно-точечным шрифтом грамматические разборы |
Лекция 2. Методические рекомендации по обучению незрячих школьников чтению | |
Практическая работа 1.Письмо и чтение гласных букв. | |
Практическая работа 2. Письмо и чтение согласных букв. | |
Практическая работа 3. Письмо и чтение небуквенных символов. | |
Итоговый контроль | Чтение небольшого текста по Брайлю. Письмо автобиографии по системе Брайля. |
3.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Основная литература
1. Денискина, В. З. Методическое пособие по изучению шрифта Л. Брайля / В. З. Денискина. – Москва : Просвещение, 2009. – 23 с. – Текст : непосредственный.
2. Денискина, В. З. Особенности овладения слепыми школьниками элементами геометрии и навыками черчения / В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 26 – 31.
3. Милославова, Е. В. Обучение печатанию на машинке с рельефноточечным шрифтом : опыт работы ВОС. Социальная реабилитация / Е. В. Милославова. – Москва : ВОС. – 2005. – С. 42 – 49.
4. Никулина, Г. В. Обучение письму и чтению п о системе Брайля / Г. В. Никулина. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 576 с. – Текст : непосредственный.
5. Потешина, М. Б. Обучение чтению и письму по системе Брайля / М. Б. Потешина, В. К. Рогушин. – Москва : Просвещение, 2001. – 230 с. – Текст : непосредственный.
6. Система условных обозначений по Брайлю по математике, химии, физике. – Москва : ВОС. – 1999. – 135 с. – Текст : непосредственный.
5.2 Дополнительная литература
1. Беспалов, Г. Н. Электрические пишущие машинки с рельефноточечным шрифтом / Г.Н. Беспалов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1980. – № 6. – С.83 – 91.
2. Костючек, Н. С. Методические указания к использованию в учебной работе школ для слепых прибора «Брайлевское шеститочие» / Н. С. Костючек. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1993. – № 6. – С. 80 – 83.
3. Костючек, Н. С. Методические указания по использованию прибора прямого чтения в школе слепых / Н. С. Костючек, В. З. Денискина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1984. – № 1. – С. 25 – 28.
4. Методические рекомендации по обучению чтению учащихся младших классов школ слепых. – Москва : ВОС, 1987. – 13 с. – Текст : непосредственный.
5. Рогушин, В. К. Основные принципы создания «Русской азбуки для слепых детей» в контексте новой методики их обучения брайлевской грамоте / В. К. Рогушин. – Текст : непосредственный // Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: материалы городской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 35 – 41.
6. Шоев, Ф. И. Как помочь незрячему научиться читать и писать : памятка / Ф. И. Шоев. – Москва : ВОС, 1997. – 8 с. – Текст : непосредственный.
- Интернет-ресурсы
1. ЭБС ТувГУ – http://akmestudy.ru/
2. ЭБС «Издательство Лань» – http://e.lanbook.com/
3. ЭБС «Издательство Ibooks» – http://ibooks.ru/
4. ЭБС «Издательство ЮРАЙТ» – http://urait.ru/
5. Научно-практический журнал «Акмеология» – http://www.akmeology.ru/
6. Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской
академии наук (ИНИОН РАН)
7. URL: http://elibrary.ru/
8. Университетская информационная система Россия
3.5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой, и успешно прошедшие все оценочные процедуры, предусмотренные программами профессиональных модулей.
Форма итоговой аттестации по программе «Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля» : тестирование
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-технические условия реализации программы модуля
Материально-технические условия реализации программы | Обеспеченность реализации программы материально техническими условиями (в том числе указать наименование, год выпуска используемого оборудования) |
Материально-технические условия реализации программы | Обеспеченность реализации программы материально техническими условиями (в том числе указать наименование, год выпуска используемого оборудования) Учебный кабинет 303 ауд., ул. Ленина, 3. |
Наличие кабинетов Наличие технических средств обучения | г. Кызыл, Ленина, 3 ауд. № 301 - Системный блок (клавиатура, мышь в комплекте) - Телевизор LG |
Наличие кабинетов Наличие технических средств обучения | г. Кызыл, Ленина, 3 ауд. № 302 - Системный блок Intel(R) Pentium (R) Dual CPU E2180 2.00GHz, ОЗУ-1ГБ (клавиатура, мышь) - Экран - Проектор ASUS. |
Наличие кабинетов Наличие технических средств обучения | г. Кызыл, Ленина, 3 ауд. № 303 Компьютерный класс, где имеется 20 компьютеров в комплекте: Системный блок AMD Ruzen 3 2200G with RadeonVeqa Graphics, ОЗУ-8ГБ, HDD- 450Гб. (Монитор AOC–20 шт., клавиатура–20 шт., мышь–20 шт.). - Проектор - Интерактивная доска |
Наличие кабинетов Наличие технических средств обучения | г. Кызыл, Ленина, 3 ауд. № 308 - Системный блок (клавиатура, мышь в комплекте) - Телевизор LG |
Наличие кабинетов Наличие технических средств обучения | г. Кызыл, Ленина, 3 ауд. № 309 - Компьютерный класс, где имеется 15 компьютеров в комплекте: Системный блок AMD Ruzen 5 1600 six-Core Processor, ОЗУ-8ГБ, HDD- 450Гб. (Монитор SAMSUNG-15 шт., клавиатура-15 шт., мышь -15 шт.). - Колонки - Проектор - Интерактивная доска |
4.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса по программе
№ пп. | Фамилия, имя, отчество | Образование (вуз, год окончания, специальность) | Должность, ученая степень, звание. Стаж работы, лет | Перечень основных научных и учебно-методических публикаций | Повышение квалификации/профессиональная переподготовка по проблемам, соответствующим реализуемой программы за последние 3 года. |
Руководитель (и) программы | |||||
1 | Дондуп Сайлык Олеговна | РГПУ им. А.И. Герцена, факультет коррекционной педагогики, специальность тифлопедагогика, 2007 г. | Учитель-дефектолог МБОУ СОШ №17 г.Кызыла , ст.преподаватель кафедры ТиМЯОиЛ КПИ им.А.А.Даржая, стаж в данной должности 10 лет | УМП «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольных учреждениях» 2022 г. | - Удостоверение о повышении квалификации 17194492 Регистрационный номер 4492 г.Кызыл , дата выдачи 23.06.2019 г. ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации» по дополнительной программе «Работа с детьми ОВЗ средствами дополнительного образования» в объеме 24 часа. - АНО «Логопед плюс» Учебный центр «Логопед-мастер»,сертификат №0853 практический курс обучения программы «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС» объем 72 часа. Г.Омск. 01.02-28.02.2019 г. - Удостоверение о повышении квалификации 781803094275 регистрационный номер 2968 Санкт-Петербург дата выдачи 16.11.2021 «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей раннего возраста» |
Инженерно-технический и методический персонал | |||||
1 | Манчалмаа Надежда Александровна | высшее, ТывГУ, 2007, химия | Специалист по УМР, 7 лет | - | Методическая деятельность в профессиональном образовании (72 ч.), Волгоград, 2020. |
V. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы)
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой, и успешно прошедшие все оценочные процедуры, предусмотренные программами профессиональных модулей.
Форма итоговой аттестации по программе «Особенности обучения детей с нарушением зрения по системе Брайля» - Индивидуальная работа выполняется с целью отработки и закрепления навыков, полученных во время обучения.
Критерии оценивания:
- оценка «зачтено» выставляется слушателю, который демонстрирует глубокое, полное раскрытие основного содержания ответа на обсуждаемый вопрос; устанавливает содержательные межпредметные и внутрипредметные связи. Выдвигаемые им положения аргументированы и иллюстрированы примерами. В освещении ответа на обсуждаемый вопрос используется аналитический подход, обосновывается собственная точка зрения; делаются содержательные выводы. Ответ изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, с использование традиционных и современных научных терминов; ответ самостоятельный;
-оценка «не зачтено» выставляется слушателю, который демонстрирует непонимание основного содержания ответа на вопрос, или обнаруживается недостаток раскрытия теории и понимания обсуждаемого вопроса в образовательной практике; в ответе допущен ряд существенных ошибок; выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены примерами; не может дать научное обоснование обсуждаемого вопроса; ответ носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер; научная терминология используется недостаточно или наблюдаются значительные неточности в ее использовании.
Вопросы для собеседования
Тема 1. Общее знакомство с системой Л.Брайля.
1. История возникновения письменности для незрячих.
2. Рельефно-линейный шрифт и его основоположник - В.Гаюи.
3. Начало систематического обучения незрячих.
4. Рельефно-точечные шрифты Ш.Барбье, И.Клейна, Муна, Л.Брайля.
5. Библиография Л.Брайля.
6. Принципы построения системы Брайля.
7. Рельефное шеститочие как основа рельефно-точечного шрифта Л.Брайля.
8. Нумерация точек при письме и чтении.
9. Физиологические механизмы и специфика осязательного восприятия рельефно-
точечного шрифта.
10. Упражнения по развитию осязания.
11. Положение тела и письменных принадлежностей при письме на приборе и на
пишущей машинке.
12. Рабочее положение и движение рук в процессе письма.
13. Рельефное шеститочие как основа рельефно-точечного шрифта Брайля.
14. Принципы построения и суть системы Л. Брайля.
15. Рельефно-точечные знаки первой строки «ключа» шрифта Л.Брайля. Знаки второй -
шестой строк «ключа» и способы их получения из знаков первой строки. Знаки
седьмой строки.
Тема 2. Методика обучения чтению и письму по системе Брайля.
1. Этапы подготовительной работы по подготовке к обучению чтению и письму по
системе Брайля младших слепых школьников.
2. Методика обучения чтению рельефно-точечного шрифта.
3. Чтение брайлевского текста двумя руками и одной рукой.
4. Чтение одностороннего и двустороннего текстов.
5. Принципы типографического издания книг и журналов рельефно-точечным шрифтом.
6. Чтение грифелем.
7. Методика обучения письму рельефно-точечного шрифта.
8. Упражнения по ориентировке в малом пространстве, упражнения в письме различных
комбинаций шеститочия.
9. Рабочее положение и движение рук в процессе письма.
10. Письмо справа налево.
11. Чтение различных комбинаций шеститочия.
12. Правила письма рельефно-точечных букв в строке.
13. Методика изучения гласных и согласных.
14. Методические рекомендации при изучении слепыми младшими школьниками гласных букв.
15. Методические рекомендации при изучении слепыми младшими школьниками согласных букв.
Тестовые задания
1. Азбука Брайля – азбука для …..
А) незрячих
Б) глухих
В) слепоглухих
2. Азбуку Брайля еще называют шрифтом Брайля?
А) верно
Б) неверно
3. Сколько символом имеет азбука Брайля?
А) 56
Б) 64
В) 63
4.Письмо, каждая буква которого состоит из шести выпуклых точек в различных сочетаниях, воспринимаемых на ощупь это шрифт-
А) Шарля Барьбе
Б) Валентина Гаюи
В) Луи Брайля
5. В каком году Л.Брайль приступил к разработке новой системы рельефно-точечного письма для незрячих на основе шеститочия
А) 1821
Б) 1822
В) 1823
Г) 1820
6. В каком году система Брайля официально введена в программу обучения грамоте учащиеся Парижского института для слепых?
А) 1835
Б) 1815
В) 1850
Г) 1845
7.Этому великому тифлопедагогу в мае 1887 года в Кувре был открыт памятник , созданный известным французским скульптором Леру
А) Луи Брайль
Б) Иоганн Клейн
В) Валентин Гаюи
8. Когда в России была впервые издана книга по системе Брайля
А) 1875
Б) 1885
В) 1865
9. Первой книгой, изданной с использованием системы Брайля, стала
А) История Германии
Б) История Франции
В) История Англии
10. Основой системы Луи Брайля является
А) многоточие
Б) шеститочие
В) одноточие
Г) двоеточие
11. Как называется брайлевская «ручка»
А) наколюшка
Б) шильце
В) грифель
Г) стилос
12. В системе шрифта Брайля знаки образуются шестью рельефными точками, расположенными в виде матрицы 3*2
А) верно
Б) неверно
13. При записи символов шрифта Брайля используют особые письменные принадлежности
А) колодка- шеститочие
Б) прибор и грифель
В) доска и грифель
14. В библиотеке для слепых проводят мероприятия
А) культурно-просветительские
Б) досуговые
В) реабилитационные
15. Книга специально начитанная на какой либо носитель аудиоинформации и предназначенная для прослушивания незрячими людьми называется
А) говорящая книга
Б) развивающая книга
В) звуковая книга
16. Рельефное изображение на плоскости рассчитанное на восприятие с помощью осязания называется
А) рельфно-графическое пособие
Б) рельфно-линейное пособие
в) рельефно-точечное пособие
17. Слабовидящие –это категория лиц имеющие остроту зрения от
А) 0,05-0,2
Б) 0- 0,04
В) 0,005- 0,02
18. Незрячие – это категория лиц имеющие остроту зрения
А) 0-0,04
Б) со светоощещением
В) цветовоприятием
19. Создателем какого шрифта считается Валентин Гаюи
А) рельефно- точечного
Б) рельфно-линейного
В) шрифт с использованием латинских букв
20. Создатель второго варианта алфавита «русского Брайля»
А) Е. Трунберг
Б) А. Полежаев
В) Д.Оболенский
21. Тифлотехнические средства
А) прибор для письма
Б) брайлевская книга
В) читающий сканер
22. Международный день слепых
А) 13 ноября
Б) 14 ноября
В) 15 ноября
23.Рельефные наглядные пособия включают в себя
А) рельефное изображения
Б) колодка-шеститочие
В) схемы, планы
24. Пробел – это незаполненное (пустое) место на брайлевской строке, занимающее одно знакоместо
А) неверно
Б) верно
25. Цифровой знак –это спецсимвол служащий для записи арабских цифр
А) 3456
Б) 456
В) 1234
26. Текст по системе Брайля пишется справа налево
А) верно
Б) неверно
27.Как пишется буква У
А) 136
Б) 126
В) 1234
28. 1 строка ключа шрифта Брайля состоит из точек:
А) 1245
Б) 1234
В) 2345
29.Какие буквы входят в 1 строку ключа шрифта Брайля
А) б ц д е ф г х и ж
Б) у п в к а л с т
30. При чтении буквы «А» используется точка
А) левая верхняя
Б) левая верхняя, правая верхняя
В) правая верхняя
Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» на тестировании выставляется слушателю в том случае, если он успешно справляется с вопросами итогового тестирования, и дал 60% и более правильных ответов на вопросы тестирования.
Оценка «не зачтено» выставляется слушателю, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в ответе на вопросы итогового тестирования, и дал менее 60% правильных ответов на вопросы тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения
Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения...
Презентация "Методы приёмы и средства обучения детей с нарушением зрения"
Педагогические приёмы коррекционной работы...
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....
Статья в журнале "Воспитание и обучение детей с нарушением зрения"
Аннотация представлена в начале статьи....
Обучение детей с нарушениями зрения чтению и письму по Брайлю
Чтение и письмо по Брайлю остается для незрячего ребенка обязательным и необходимым условием для его обучения и развития. При чтении и письме важно соблюдать првильную постановку тела и пальцев рук. У...
Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.
Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...