Дополнительная образовательная программа "Мир танца"
методическая разработка на тему

Мальцева Ирина Григорьевна

Дополнительная образовательная программа  "Мир танца" предназначена для  знакомства с искусством хореографии и призвана развивать в детях художественный вкус, благородство манер, изящество исполнения, формируя общую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_i.g._mir_tantsa_2016_g.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

Рассмотрено и одобрено на заседании                         Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ                            Директор  МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ______ от ___________2016г                         _________Л.П.Зорина

                                                                                    Приказ №___________

                                                                                                       от «____»_________20__   г.
                                                                                                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мир танца» (хореография)

 

Направленность  художественная

Уровень  базовый

Рассчитана на детей от  13  до  16  лет

Срок реализации (общее количество часов)  2 года  (360 часов)

Автор: Мальцева Ирина Григорьевна

                                                                        педагог дополнительного образования

 ст.Кавказская, 2016г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная программа «Мир танца»   обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мир танца» - художественная. Программа «Мир танца» предназначена для знакомства детей от 13 до 16 лет с основами хореографии.

Новизна программы состоит в решении проблем дополнительного образования. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, удлиняется латентный период двигательной реакции; в результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественной потребности в движениях. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональной состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.

Актуальность программы диктуется потребностью  времени, модой на современные танцы и желанием детей овладеть искусством современной хореографии.

Основой программы 1 года обучения являются хореографические композиции различные по жанру: классические, народные, современные танцы. Так же в программу входит цикл занятий посвященных классическому экзерсису у станка и на середине зала, а так же пластических движений.

В программу 2 года обучения так же входит цикл занятий в разучивании хореографический композиций народного, классического, современного, историко-бытового танца, так же пластические движения и ритмические упражнения. Для общего развития в программу включены мероприятия воспитательного характера – это просмотр видеоматериала, классических балетов, а так же современной хореографии.

Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Педагогическая целесообразность программы заключается в приобщении  детей к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, развивают и внутреннее обогащают школьников, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром.

Уже через несколько месяцев ребята овладевают необходимыми навыками танца и способны показать свое умение на различных конкурсах и праздниках. Проведение этих праздников вносит в процесс обучения элементы соревнования, работу на результат.

Танцуя, ребенок многому учится, и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнеров, контроль над собой, но и культура общения в танце со зрителем.

В ходе занятий воспитанники осваивают способы сознательного управления своим телом, понимания движений танца от его простейших элементов до сложной координации, согласования своих движений с музыкой.

Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создастся мышечный корсет и исправляется недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребенок меньше болеет. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребенка.

Глубоко полюбив танец, дети  помогают развитию искусства тем, что пополняют ряды культурных, требовательных и хорошо разбирающихся в искусстве зрителей.

Программа включает изучение ключевых тем, необходимых для освоения современной хореографии:

  • учебно-тренировочная работа;
  • специальная танцевально-художественная работа;
  • воспитательно-познавательные мероприятия.

Структура программы предполагает постепенное «спиральное» расширение и углубление знаний, развитие хореографических умений и навыков. В программе усиливается познавательная деятельность за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных видео просмотров, посещения творческих коллективов, их репетиций и концертов, а так же участие самого коллектива во всевозможных фестивалях и конкурсах.

Концепция автора: ребенок –  носитель   культуры.

Цель программы:

  • посредством знакомства с искусством хореографии развивать в детях художественный вкус, благородство манер, изящество исполнения, формируя общую культуру.

Цель первого года обучения:

Содействовать развитию интереса ребёнка к танцевальному творчеству.

Цель второго года обучения:

Создание условий для творческой самореализации детей.

Задачи первого-второго годов обучения:

 Обучающие:

  • обучить  основам народного, классического, современного, историко-бытового танца;
  • познакомить с классическим наследием и сокровищницей мирового хореографического искусства.

      Воспитательные:

  • привить детям любовь к самовыражению посредством хореографического искусства;

      Развивающие:

  • развить   детям  выразительность движений, сила и ловкость мышечно-двигательного аппарата;
  • развить в детях такие черты характера, как собранность и трудолюбие.

 

Предполагаемый результат обучения по программе:

Обучающиеся:

  • имеют навыки основ народного, классического, современного, историко-бытового танца;
  • привита детям любовь к самовыражению посредством хореографического искусства;
  • развиты в детях выразительность движений, сила и ловкость мышечно-двигательного аппарата;
  • развита в детях такие черты характера, как собранность и трудолюбие;
  • знакомы с классическим наследием и сокровищницей мирового хореографического искусства.

После освоения программы дети могут продолжить занятия в коллективе, совершенствуя свое мастерство. А также они могут продолжить обучение в других коллективах и студиях по современному танцу.

Срок реализации программы  «Мир танца» - 2 года

Форма организации занятий:

Режим работы: групповая.

1 год обучения (13-15 лет) -   144 часа

Продолжительность занятий составляет 2 часа, 2 раза в неделю, т. е. 4 часа на группу.

2 год обучения (14-16 лет) – 216 часов

Продолжительность занятия 2 часа 3 раза в неделю, т. е. 6 часов в неделю на группу.

Оценка качества реализации программы «Мир танца»

За период обучения в хореографическом объединении дети получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – проверка усвоения знаний путем устного опроса во время практических занятий, контрольные с самостоятельным решением творческих задач, срезы полугодовые в форме открытых занятий, участие в концертах, фестивалях, конкурсах, итоговый контроль – отчетный концерт.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Сроки, этапы  

Какие ЗУН контролируются

Формы контроля

1 год 

Октябрь,

начальный

  • Умение держать спину и голову прямо;
  • Знание понятий «вытянутая» и «подтянутая» стопа;
  • Знание классических позиций ног и позиций рук;
  • Знание правил дыхания во время исполнения упражнений портерного экзерсиса;

Наблюдение

Январь,

промежуточный

Степень освоения упражнений подготовительного комплекса (партерный экзерсис);

  • Умение двигаться в соответствии с различным темпом и характером музыки;
  • Знание музыкальной грамоты и жанров;
  • Знание сценических терминов. Умение ориентироваться в танц-классе и на сцене.

 Контрольные задания

 

 

Май,

итоговый

  • Знание правил выполнения упражнений классического экзерсиса plie, battement, releve;
  • Выполнение изученных упражнений лицом к станку по I позиции ног;
  • Умение выполнить пространственные перестроения;
  • Выполнение танцевального шага, танцевального бега, галопа, подскоков;
  • Освоение танцевальных движений;
  • Умение увидеть образ при прослушивании музыки;
  • Умение самостоятельно повторить комбинацию движений с другой ноги;
  • Организованность, самостоятельность и внимательность;
  • Уровень освоения репертуара

Отчетный концерт

 

2 год

 Сентябрь,

начальный

  • Усвоение приемов классической и современной хореографии;
  • Уровень выработки сильных, натянутых ног, большого танцевального шага и высокого прыжка;
  • Координация и пластичность движений;
  • Знание малых поз классического танца;

Наблюдение

Январь, промежуточный

Умение выполнять упражнения классического экзерсиса боком к станку и на середине;

  • Умение сделать «мостик», «шпагат», «колесо»;

Контрольные задания

Май,

итоговый

  • Освоение танцевальных движений в различных стилях;
  • Эмоциональная передача танцевального образа;
  • Умение сочинить простую комбинацию движений;
  • Знание репертуара;
  • Отчетный концерт.

Отчетный концерт

3.Учебно-тематический план

1 года обучения (14-16 лет)

№ п/п

Название темы занятий

кол-во часов

всего

теория

практика

1

Элементы классического танца

34

2

32

2

Элементы народного танца

10

2

8

3

Элементы современного танца

16

2

14

4

Пластические движения

24

2

22

5

Специально танцевально-художественная работа.

 

60

2

58

ИТОГО:

144

10

134

4.СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ 1-го года обучения

1. Элементы классического танца:

теория: Законы и  эстетика в позах классического танца «croisee» и «efface», движения – связки

«pas de bourree»; закономерности координации рук и головы, краткая история создания балета, драматургия балета.

практика:

- Разновидность нового классического элемента  Battements  fondus  по целой стопе и на полупальцах

- Классический элементPlie Releve

- Классический элемент Pique (пике)

2. Элементы народного танца:

теория:   Народный танец.

практика:

- Элементы народного танца: положение рук испанского  танца

- Переводы рук в разное положение

- Движение рук с круговым перегибанием корпуса

3. Элементы современного танца:

теория: основные движения джайва и рок – н – ролла. Тренаж в стиле «pop», упражнения для рук и корпуса, координирование движений головы и рук.

практика: позиции, положения рук и ног, тренаж в стиле модерн (упражнения для головы, плечевого пояса, корпуса и рук, приседания и растяжка)

4. Пластические движения:

теория: правила выполнения  пластических упражнений и их терапевтический эффект, понятие «напряженные» и «расслабленные» мышцы, исходное положение, концентрация внимания на определенных участках тела.

практика:

- укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад и путем наклона вперед.

-  укрепление позвоночника путем поворота туловища и наклонов его в стороны

- укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног

- укрепление мышц плечевого пояса

- развитие эластичности связок (растяжка)

5. Специально танцевально-художественная работа (репетиционная)

теория: Освоение основ классического танца, танцевальных элементов, танцевальных импровизаций, пластические движения, элементы народного танца.

практика:  композиции «Молодые старички», «Гопак», «На поляне» ; элементы испанского и современного танца.

3.Учебно-тематический план

2 года обучения (15-17 лет)

№ п/п

Название темы занятий

кол-во часов

всего

теория

практика

1

Элементы классического танца

34

2

32

2

Элементы народного танца

16

2

14

3

Элементы современного танца

16

2

14

4

Пластические движения

24

2

22

5

Ритмические упражнения

18

2

16

6

Специально танцевально-художественная работа.

94

4

90

7

Историко-бытовые элементы

8

2

6

8

Мероприятия воспитательного характера

6

2

4

ИТОГО:

216

18

208

4. СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ  2-го года обучения

1. Элементы классического танца:

теория: Разновидность нового классического элемента Battements fondus по целой стопе и на       полупальцах. Термины: adajio, allegro, epaulement. Просмотр балетов: С.С. Прокофьев  «Ромео и Джульетта»

практика:

- разновидность нового классического элемента Battements fondus по целой стопе и на       полупальцах

- классический элементPlie  Releve

- классический элемент Pique (пике)

- повторение  и закрепление классического экзерсиса и ранее изученных классических элементов.

2. Элементы народного танца.

теория:   Элементы народного танца. Выразительность, правильная манера исполнения.Рисунок танца (круг, линии, колонии, звездочки и т.д.)

практика:  Элементы русско-народного танца «Моталочка».

Повторение  и закрепление народных элементов. Элементы:

- боковые подскоки каблуком вперед стоящей ноги.

- «Ключ» с двойной дробью;

- «Маятник» в прямом положении;

- Основной русский ход;

- Быстрый русский ход;

- Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.

Вращения:

а) на подскоках с продвижением вперед;

б) с откидыванием ног назад.

в) блинчики

г) амбуате

3. Элементы современного танца:

теория: тренаж в стиле «pop», упражнения для рук и корпуса, координирование движений головы и рук.

практика: тренаж в стиле модерн (упражнения для головы, плечевого пояса, корпуса и рук, приседания и растяжка)

- прыжки с одной ноги на другую вперед, назад, в сторону, с одной ноги на две, с разведение ног в стороны при приземлении с поворотом на 90 0.

- отдельные элементы современной пластики и эстрадные движения.

4. Пластические движения:

теория: Грации и пластики больше от гимнастики.

практика: упражнения для повторения 2-го года обучения.  

Баттерфляй сидя.  Поза тюленя.   Упражнения пластики для композиций.

5. Ритмические упражнения:

теория: движения в ритме и темпе, заданном музыкой .

практика: упражнения на середине зала, начиная с «разогревания», кистей рук, предплечья, плеча. Упражнения для шейного отдела позвоночника.

6. Специально танцевально-художественная  работа. 

теория : Повторение ранее изученных композиций. Танцы с более сложной координацией и ведение в паре. Сложные элементы классики у станка и на середине зала. Изучение и постановка народного историко-бытовых танцев, классических танцев.

практика: Повторение ранее изученных композиций.  Постановка и репетиции композиций: «Клеопатра», «Фокстрот», «Быстрый фокстрот», «Ностальгия», современный танец  «Диско», «Сильфида», «Нежность».

7. Историко-бытовые элементы:

теория: характеристика историко-бытовых танцев, их связи со своей эпохой. Использование танцев, таких как менуэт, гавот. Па маршэ. Поклоны и реверанс

практика:  Элементы историко-бытового танца. «Гавот». «Быстрый фокстрот».

8. Мероприятия воспитательного характера.

теория:  Подведение итогов работы.

практика: Вводное и итоговое занятия. Мастер-классы по хореографии. Беседы о музыке, балете, танцах народов мира.

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      На классической основе можно поставить много интересных танцев. Иногда можно использовать материал из классического балета: при работе над классическим танцуем большое внимание следует уделять работе рук во время исполнения каждого движения. Для хорошего результата предусмотрен просмотр балетов: Лео Делиб «Коппелия»

Классический танец  состоит из целого ряда различных классических движений и элементов.

В классическом балете очень распространены прыжки и поддержки. Прыжок придает танцу воздушность, полетность.

При постановке народного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения. Прежде всего нужно разучить под музыку все движения, их которых состоит танец. В народном танце из-за сложности движений, лучше всего разучивать вначале движения ног, а затем постепенно отрабатывать их соответствию с движениями рук, головы и корпуса. Закончив общую постановку, следует  работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерным для данного танца. Очень важно добиться согласования, единства исполнения, следить за рисунком танца (круг, линии, колонии, звездочки и т.д.) .

Элементы русско-народного танца «Моталочка» - движение исполняется трамплинно, легко, но без  особых прыжков.

а) с задеванием пола каблуком;

б) с акцентом на всю стопу;

в) с задеванием пола полупальцами;

г) с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.

Элементы:

- боковые подскоки каблуком вперед стоящей ноги.

- «Ключ» с двойной дробью;

- «Маятник» в прямом положении;

- Основной русский ход;

- Быстрый русский ход;

- Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.

Вращения:

а) на подскоках с продвижением вперед;

б) с откидыванием ног назад.

в) блинчики

г) амбуате

Упражнения для шейного отдела позвоночника:

  1. Наклонить голову вперед. Подбородок должен коснуться груди.
  2. Наклонить голову назад. Взгляд должен быть направлен точно вверх  или немного назад.
  3. Наклонить голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной вертикальной прямой с нижним краем другого.
  4. Повернуть голову в сторону. Взгляд должен быть обращен точно в сторону.

Далее упражнения по гибкости:

  1. Наклоны, в сторону, вперед, сторону, назад.
  2. Круговые движения корпусом.
  3. Наклон вперед, руки вниз, кончики пальцев касаются пола.

Упражнения по диагонали:

  1. Боковой галоп;
  2. Прыжки по VI позиции;
  3. Подскоки.

Все упражнения выполняются под ритмическую музыку, при  этом соблюдается правильное и точное выполнение упражнений.

Элементы историко-бытового танца. Гавот.

       1. Медленный шаг вперед, за один такт исполняются 2 шага.

 2  Шассе вперед – движение партнера.

 3. Шассе назад – движение партнерши.

 4 .Боковое шассе, партнер начинает движение с правой ноги, партнерша с левой.

 5.Правый поворот.

По композиции последовательность движений :

  1. Четыре шассе вперед.
  2. Правый поворот.
  3. Два шассе вперед.
  4. Три простых медленных шага вперед (по линии танца) и один простой медленный шаг назад (против линии танца).

Шассе вперед, медленный шаг назад (против линии танца).

 Упражнения по гибкости:

  1. Наклоны, в сторону, вперед, сторону, назад.
  2. Круговые движения корпусом.
  3. Наклон вперед, руки вниз, кончики пальцев касаются пола.

Упражнения по диагонали:

  1. Боковой галоп;
  2. Прыжки по VI позиции;
  3. Подскоки.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным. Оборудование должно соответствовать современному техническому уровню. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности. Наличие магнитофона с двойной декой и проигрывателя обязательно. Фортепиано должно быть тщательно настроено. CD и MP3 диски для записей фонограмм должно быть высокого качества и в достаточном количестве, зеркала, станок, костюмы для выступлений.

Методическое оснащение:

1.Бондаренко Л.  Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях, 1985.

2.Глагури В.  Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения. 2009.

3.Журнал Педагогическая практика, статьи: Интегрированное занятие; 4.Латиноамериканские танцы, Балетная осанка, как основа классического танца.2010.

5. Пасютинская А.  Волшебный мир танца, 2000 г.

 6.Ротерс Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. 1989.

 7. Степанова Народные танцы

Методические разработки:

1. «Теория и методика преподавания классического танца».

2. «Актерское мастерство»

3. «Из истории танца"

Основные принципы построения тренажа танца: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».

Знакомство с танцем начинается с его происхождения, отличительных особенностей, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения (музыкальный размер, ритм, основной темп). Далее идет усвоение специальных движений по ступени сложности.

Возможна работа над несколькими элементами одинаковой сложности единовременно. В результате, таким образом, организованной работе у воспитанников расширяется двигательный «кругозор» и освоение танца в целом происходит быстрее.

От опыта и чутья педагога во многом зависит, когда и насколько можно усложнить движение или связку. Педагог должен выбрать так называемый оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Близость к некой «золотой середине» избавит педагога от крайностей: либо топтание на месте, либо чрезмерно быстрое усложнение танца, что может привести к утере правильной позиции, техничности, т.е. поломается вся пирамида, которая строилась от занятия к занятию.

Освоение быстрых танцев с достаточно сложной координацией происходит постепенно, путем протанцовывания в медленном темпе или в полтемпа под ту же музыку. Рекомендуется и после освоения фигуры при потере техничности возвращаться к медленному темпу. Перемена темпа еще более развивает чувство ритма.

Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию, свойственная в детском возрасте, позволяет учащемуся считывать движения. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушая музыку и не глядя  на соседа. При этом надо объяснить, почему нельзя смотреть на соседа (он может ошибаться). Разбирая ошибки учащихся, педагог должен помнить, что в памяти остается последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом.

Важнейший вопрос – постановка в пары. Здесь педагог должен руководствоваться не только антропометрическими данными, но и психологическими и внешними. Известно, что внешность определяет сущность, и чаще всего станцовываются похожие люди. Похожие не только внешне, но и по характеру, темпераменту. У педагога очень ответственная и деликатная роль – правильно поставить в пары и, если требуется, вовремя заменить партнеров, чтобы сохранить интерес к занятиям, создать новые, более совершенные дуэты.

Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мироощущения из «я» в «мы», потому что, только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.

В танцах со сложной координацией необходимо соблюдать последовательность подачи информации о движении.

Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей среднего возраста и старшеклассников, они не могут понять логики и конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.

Дети более старшего возраста способны осмысливать свои действия, и это надо использовать и развивать, объясняя, для чего мы то или иное делаем: «В танцах ничего не бывает просто так». Им лучше объяснять конкретнее: какие мышцы и как надо включить в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической окраске и в область ощущений, ассоциаций. Только осознав и осмыслив значение того или иного приема, учащийся встает на  более высокую ступень совершенства и собственного творчества.

Успешное выполнение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с учащимися на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие учащихся и, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает учащихся к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизирует внимание. В целях положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Образовательные области

Название темы

Форма

занятий и форма подведения итогов по каждой теме

Знания

Умения

1

Словесность

Понятие о жанрах хореографии, особенностях танцев народов мира. Хореографическая терминология, правильное произношение и написание. Музыкально-танцевальные словари. Понятие о русской и других школах танца.

Знания о жанрах хореографии, особенностях танцев. Знание хореографических терминов, школ танца.

Умение рассказать о жанрах хореографии. Умение применить термины в ходе занятий.

Беседа, опрос.

2

Естествознание

Времена года в танцевальных композициях. Язык тела в танце. Танцевальные этюды в подражании движениям животных, птиц, рыб.

Знание о языке тела в танце

Умение выполнять танцевальные этюды

Исполнение танцевальных композиций

3

Физическая культура

Понятие «здоровый образ жизни». Особенности строения человеческого тела (гибкий скелет, устройство ступней ног, кистей рук, шеи). Условия, обеспечивающие равновесия, устойчивость положения тела в танце. Специальные тренинги танцора. Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции.

Знание ЗОЖ, особенностей строения человеческого тела. Знание предельных нагрузок

Умение вести ЗОЖ

Специальные тренинги танцора

4

Математика

Мы алгеброй гармонию проверим. Понятие о симметрии, квадрате, ритме, характеристиках исполнительского мастерства танцора.

Знание понятий о симметрии, квадрате, ритме, темпе и других характеристиках исполнительского мастерства танцора.

Умение двигаться в определенном темпе, под заданный ритм

Упражнения, тренинги

5

Искусство

Понятие об искусстве танца и профессиональном мастерстве танцора. Посещение выступлений народных танцевальных коллективов, ансамблей песни и пляски, балета. Подготовка юных танцоров к публичным выступлениям, к участию в фестивале народного творчества, к гастрольным поездкам.

Знание об искусстве танца. Знание правил поведения на сцене

Навыки поведения при посещении выступлений других танцевальных коллективов. Навыки поведения на сцене, со зрителем

Публичные выступления

6

Технология

Понятие о тренинге танцора. Освоение специальных упражнений у станка и на середине на выработку выносливости, силы, ловкости, выразительности танцевальных поз и фигур: разминка, освоение шагов, экзерсис, прыжки, партерная гимнастика, освоение танцевальных элементов.

Знание особенностей упражнений у станка

Умение выполнять специальные танцевальные движения: шаги, подскоки, прыжки, экзерсис, партерную гимнастику

Упражнения, тренинги

7

Психологическая культура

Понятие об особенностях психологии, деятельности профессионального танцора. Понятие «душа танца». Можно ли в танце передать настроение исполнителя. Почему зрители плачут или смеются. Особенности развития обучающихся.

Знания об особенностях психологии профессионального танцора

Умение в танце передавать настроение

Публичные выступления, концерты

8

Культурная  антропология

«Танец – душа народа». История становления танцевальной культуры у различных народов. Танцевальный костюм, великие танцоры. Понятие о танцевальных обрядах и различных народов мира

Знание истории танцевальной культуры, костюмов. Знание великих танцоров

Умение рассказать об истории танцевальной культуры, о жизни великих танцоров

Беседа, опрос

9

Социальная  практика

Кодекс юного танцора и требования к обучающимся. Понятия о правилах хорошего тона. Понятия о правах и обязанностях гражданина. Правила поведения в период гастрольных поездок. Подготовка итогового концерта, коллективных и индивидуальных выступлений юных танцоров. Работа с родителями, с активом общественности

Знания кодекса юного танцора. Знание правил хорошего тона

Навыки поведения в период гастролей. Навыки работы в коллективе, сольно

Публичные выступления, концерты

6. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Барышникова Т.Азбука  хореографии, М. 2000г.
  2.  Бондаренко Л.  Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях, 1985 г.
  3. Галынский М. Как стать супер. (выдержки из книг). 2008 г.
  4. Глагури В.  Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения. 2009 г.
  5. Диниц Е. Азбукатанцев. 2004г.
  6. Журнал Телесемь, статьи: Сердцу не хочется покоя; Тянитесь и кланяйтесь; Грации и пластики больше от гимнастики.2007 г.
  7.  Журнал Педагогическая практика, статьи: Интегрированное занятие; Латиноамериканские танцы, Балетная осанка, как основа классического танца.2010 г.
  8.   Пасютинская  Волшебный мир танца. 2000 г.
  9.  Ротерс Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. 1989 г.
  10. Собинов Б. Танцующая гимнастика. 1972 г.
  11. Машкова Е. И. Будь молодой и грациозной. 2001 г.

Хореографический коллектив «Элегия»

Состав - 8 человек

Возраст воспитанников: 13-16 лет

Количество часов в неделю – 6 часа, в год-216  (13-16лет)

Режим работы- 3 раза в неделю по 2 часа

Занятия – групповые

1.Организационно-массовая работа:

         Выступления в праздничных концертах (в течение года)

Мероприятия в объединении:

  • Дни именинников (по датам рождения детей)
  • Новогодний праздник – декабрь
  • Творческий отчет – май

2. Работа с одарёнными детьми:

         Участие в районных и школьных конкурсах и мероприятиях(в течение года)

3.Работа  с родителями:

  • Беседы  с родителями  – в течение года
  • Родительские собрания – по мере необходимости (сентябрь, май)

4. Методическая работа:

  • Повышение педагогического мастерства
  • Методическая учеба – в течение года
  • Методическая разработка «Импровизация (музыкально-ритмическая)», «Образное видение» - в течение года
  • Подготовка музыкального материала -  в течение года
  • Открытое занятие – май

Календарно-тематический план

первого года обучения

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

всего

теория

практика

I

Элементы классического танца

34

2

32

II

Элементы народного танца    

10

2

8

III

Элементы современного танца

16

2

14

IV

Пластические движения

24

2

22

V

Специально танцевально-художественная работа:

-репетиционная

60

2

52

V

1

Повторение ранее изученных композиций

2

1

1

I

2

Повторение классических элементов у станка

2

1

1

II

3

Элементы народного танца. Гопак

2

1

1

IV

4

Пластические движения

2

1

1

V

5

Элементы к композиции танца «Молодые старички»

2

-

2

III

6

Элементы современного танца

2

1

1

IV

7

Пластические движения

2

-

2

V

8

Элементы к композиции

2

-

2

V

9

Элементы к композиции

2

-

2

I

10

Разновидность нового классического элемента  Battementsfondus  по целой стопе и на полупальцах

2

-

2

I

11

Закрепление элемента «экзерсис у станка»

2

-

2

III

12

Элементы современного танца

2

-

2

II

13

Элементы народного танца «Гопак»

2

-

2

II

14

Связка элементов танца

2

-

2

II

15

Отработка изученных элементов

2

-

2

V

16

Элементы к композиции

2

-

2

V

17

Связка композиций

2

-

2

V

18

Закрепление композиции

2

-

2

III

19

Элементы к современному танцу

2

-

2

III

20

Элементы к современному танцу

2

-

2

III

21

Связка изученных элементов современного танца

2

-

2

V

22

Закрепление изученного материала

2

-

2

IV

23

Пластические движения

2

-

2

I

24

Классический экзерсис у станка

2

-

2

V

25

Элементы к композиции «Молодые старички»

2

-

2

V

26

Элементы к композиции «Молодые старички»

2

-

2

V

27

Работа на сцене

2

-

2

V

28

Связка изученных элементов

2

-

2

I

29

Классический экзерсис у станка

2

I

30

Классический элементPlieReleve

2

-

2

I

31

Классический элемент Pique (пике)

2

-

2

I

32

Закрепление изученных элементов у станка

2

-

2

V

33

Отработка изученных элементов к танцу «Молодые старички»

2

-

2

V

34

Связка изученных элементов к композиции

2

-

2

V

35

Закрепление, повторение

2

-

2

IV

36

Пластика

2

-

2

I

37

Классический экзерсис у станка

2

-

2

I

38

Классика на середине зала

2

-

2

V

39

Элементы к композиции «На поляне»

2

-

2

IV

40

Пластические движения

2

-

2

V

41

Закрепление пройденного материала

2

-

2

V

42

Отработка композиций

2

-

2

I

43

Классика

2

-

2

IV

44

Пластика

2

-

2

V

45

Элементы к танцу «На поляне»

2

-

2

I

46

Классика

2

-

2

IV

47

Пластические упражнения

2

-

2

V

48

Элементы к танцу «На поляне»

2

-

2

I

49

Классический экзерсис

2

-

2

I

50

Классика на середине зала

2

-

2

IV

51

Пластика. Растяжка

2

-

2

V

52

Связка изученных элементов

2

-

2

V

53

Связка изученных элементов

2

-

2

IV

54

Пластика

2

-

2

IV

55

Пластика

2

-

2

V

56

Отработка композиции

2

-

2

I

57

Классика

2

-

2

II

58

Повторение элементов украинского танца

2

-

2

III

59

Оттачивание современного танца

2

-

2

IV

60

Пластика

2

-

2

III

61

Современный танец

2

-

2

I

62

Классика

2

-

2

IV

63

Пластика

2

-

2

I

64

Классика

2

-

2

III

65

Повторение современного танца

2

-

2

V

66

Повторение композиций

2

-

2

V

67

Оттачивание композиций

2

-

2

V

68

Работа на сцене

2

-

2

V

69

Работа на сцене над композициями

2

-

2

V

70

Подготовка к итоговому занятию

2

-

2

V

71

Подготовка к итоговому занятию

2

-

2

V

72

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

144

5

139

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...

Дополнительная образовательная программа "Танцы"

Содержание программы направлено на создание условий  для развития двигательной и эмоциональной активности личности ребенка младшего школьного возраста и его мотивации  к познанию и творчеств...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир детского танца на динамической паузе»

Направленность: художественно-эстетическая.  Возраст обучающихся: 7-8 лет (для 1-х классов). Срок реализации 1 год.  Количество часов в год – 72 часа. Количество занятий в неделю &nda...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...