Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Футбол"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для обучающихся классов основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов МБОУ «ЦО № 21»
«Футбол»
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по футболу в рамках ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.12г. № 273-ФЗ)
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Цели и задачи
Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствуетсовершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевыхкачеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол(мини-футбол). Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувствадружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
- подготовка учащихся к соревнованиям по футболу ( мини-футбол).
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника итактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правиласоревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуютформированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развиваютопределённые двигательныекачества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническимии тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие всоревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышенияобщей и специальной физическойподготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свойопыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятсяв режиме учебно-тренировочных по 3 учебных часа внеделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правилигры, игровые ситуации, жестысудей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешногорешения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы иметоды проведения этихзанятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этойцели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды,указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,видеофильмов.
Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемыхдействиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторениеупражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумяметодами:
- вцелом;
- почастям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторыенавыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленныхместах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностейзанимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая,поточная.
Учебно-тематический план
Темы | Всегочасов | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1.Общаяфизическаяподготовка | 59 | 20 | 18 | 21 |
2.Специальная физическая подготовка | 22 | 6 | 6 | 10 |
3.Техническая подготовка | 110 | 20 | 45 | 45 |
4.Тактическая подготовка | 17 | 3 | 6 | 8 |
5.Теоретическаяподготовка | 11 | 6 | 3 | 2 |
6.Учебные и тренировочные игры | 108 | 57 | 31 | 20 |
7.Участие в соревнованиях | 9 | - | 3 | 6 |
Общее количество часов | 336 | 112 | 112 | 112 |
Система формы контроля уровня достиженийучащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе «Школьная спортивная лига».
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативы
по физической и технической подготовке игры вфутбол
Упражнения | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет |
Бег 30м(сек) | 5,3 | 5,1 | 4,9 | 4,7 | 46 | 4,4 |
Бег 400м(сек) | 67,0 | 65,0 | 64,0 | |||
6-минутный бег(м) | 1400 | 1500 | ||||
Прыжок в длину с/м(см) | 160 | 170 | 180 | 200 | 220 | 225 |
Бег 30м с ведением мяча(сек) | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,4 | 5,2 |
Бег 5х30м с ведением мяча(сек) | 30,0 | 28,0 | 27,0 | |||
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой(м) | 45 | 55 | 65 | 75 | ||
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам(сек) | 10,0 | 9,5 | 9,0 | |||
Жонглирование мячом (кол-вораз) | 8 | 10 | 12 | 20 | 25 | |
Удары по мячу ногой с рук на дальностьи точность(м) | 30 | 34 | 38 | |||
Доставание подвешенного мяча кулакомв | 45 | 50 | 55 |
прыжке (см) | ||||||
Бросок мяча на дальность(м) | 20 | 24 | 26 |
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальнойадаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формированиездорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественноеосвоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивнымиграм.
Тематическое планирование
№ п\п | Наиме-нование раздела про- граммы | Тема занятия | Кол- во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Теория | История футбола | 3 | Инструктаж по ТБ. История иразвитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. | Знать историю футбола | Текущий | |
2 | Техническаяподго- товка | Остановка, передача мяча | 7 | Стойка игрока. Перемещение в стойкебоком, лицом. Остановка и передача мяча наместе. Учебная игра | Уметь выполнять технические приёмы | Текущий |
5 | Стойка игрока. Перемещение спинойвперёд. Остановка и передача мяча вдвижении. Учебная игра | Уметь выполнять техническиеприёмы | Текущий | ||||
Ведение мяча | 5 | Ведение мяча внешней частью исредней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра | Уметь выполнять техническиеприёмы | Текущий | |||
5 | Ведение мяча носком, внутреннейстороной стопы. Игра «Квадрат». Учебнаяигра | Уметь выполнять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Ведение мяча с изменениемнаправления. Игра «Квадрат». Учебнаяигра | Уметь выполнять техническиеприёмы | Текущий | ||||
Остановка мяча | 5 | Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. | Уметь выполнять технические приёмы | Текущий | |||
5 | Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
Удары по мячу | 5 | Удары по мячу внешней стороной стопыи внешней частью подъёма. 6-10минутныйбег. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | |||
5 | Техника игры вратаря. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Удары по катящемуся мячу. «Квадрат».СФП. Учебная игра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Удары по прыгающему и летящемумячу. Развитие двигательных качеств. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 5 | Удары по мячу носком,пяткой. Жонглирование. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебнаяигра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | |||||
5 | Удары по мячу головой.Эстафеты. Учебная игра. | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Обманные движения (финты).Игра «Квадрат». Учебная игра | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
5 | Отбор мяча. Вбрасывание. СФП. Учебнаяигра | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | ||||
Тактическаяподготовка | 7 | Индивидуальные действия в защите ив нападении. Тактика вратаря. Учебнаяигра | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий | |||
5 | Групповые действия в защите и внападении. Учебнаяигра | Уметь выполять техническиеприёмы | Текущий |
Список литературы
- Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС,2010.
- Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС,2008.
- Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС,2005.
- Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС,2000.
- Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС,2009.
- Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС,2006.
- Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС,2006.
- Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
- Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС,2011.
- Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС,1999.
- Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС,2001.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 2004.
- Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008г.
- Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008г.
- Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-347398-1386265464.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349980-1384946473.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293306-1606602465.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...