Образовательная программа "Театральная мастерская 77"
рабочая программа (11 класс) на тему

Екатерина Пыпина

Образовательная программа по основам театрального искусства в системе ОДОД, для учащихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_1_.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 77

с углубленным изучением химии

Петроградского района Санкт-Петербурга

Согласована:                                                                                                            Утверждена:

с методическим советом                                                                          Директор ГБОУ №  77

_____________________                                                                      _____________________

протокол №______от_______                                                                               (Фатеева Н.В.)

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Театральная мастерская

«77»

Художественная направленность.

Срок реализации: 1 года

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет

 

                                            Программа модифицированная, интегрированная

                                                  Составитель: Пыпина Е.В. -                      

                                                                               педагог дополнительного образования

                                                       

Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная  записка
  2. Цели и задачи
  3. Организация образовательного процесса
  4. Краткое описание разделов плана
  5. Учебно-тематический план
  6. Образовательные технологии
  7. Результаты образовательного процесса
  8. Обеспечение образовательного процесса
  9. Литература

  1. Пояснительная записка

В современной педагогике, которая направлена на развитие и становление духовного потенциала человека, сейчас можно найти разнообразные сферы образования, через которые можно воздействовать на ребенка. Сфера искусства, одна из тех сфер, которая способствует воспитанию и формированию социальной и эстетической стороны личности.   Ни для кого не является новостью, мнение о том, что раскрытию и взращиванию творческого потенциала личности, не в малой степени способствует синтез искусств, полихудожественное образование. И ни для кого не секрет, что искусство театра представляет собой подобный синтез, который включает музыку, живопись, актерское мастерство, архитектуру, литературу. Таким образом, сфера театрального искусства дает широкое поле деятельности для реализации программы духовно-эстетического воспитания целостной личности ребенка.

      Данная программа дополнительного образования относится к программам художествено-эстетической направленности. Программа направлена на то, чтобы научить ребенка легче ориентироваться в социальном пространстве, овладеть основным культурным знанием, развить свой эстетический вкус, расширить кругозор и, безусловно, дать возможность творческого самовыражения и импровизации.

    Представленная программа  актуальна, поскольку театр является способом самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Занятия в театральной студии не являются подготовкой детей к поступлению в ВУЗы, соответствующей направленности, но дают ребенку возможность проиграть различные жизненные ситуации, понять и разобрать их; приобрести навыки поведения в обществе, взаимодействия друг с другом.

        Сознание ребенка чрезвычайно пластично, в их природе лежит наивность, непреложная вера в «предлагаемые обстоятельства». Игра – основная форма занятий в театральной студии, и то, что детям знакомо.  Дети – актеры с рождения. С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

        Реализация программы театральной студии помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру  как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

     В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

    Основная возрастная категория  - старшие школьники (15-17 лет)

     Реализация программы проводится в соответствии  в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

      В процессе реализации программы используются следующие организационные формы: теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

  На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

   На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги, знакомство с основами сценического движения и пластики. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.  

      Основной режим работы мастерской: 2 раза в неделю по четыре академических часа.

Понедельник   16.45 -19.40   - Сценическая речь. Актерское мастерство

Четверг        16.45 -19.40   -  Сценическая речь. Основы сценического

                                               движения и пластики. Основы актерского

                                               мастерства.

  1. Цели и задачи.

         Цель программы - обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

     Задачи:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства.

  1. Организация образовательного процесса

    Как уже было сказано выше,  программа предназначена для  подростков 15-17 лет.  Продолжительность  реализации дополнительной образовательной программы один  год.

В театральную мастерскую принимаются ребята с 15 лет  по интересу, без предъявления специальных требований. Зачисление в мастерскую производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.

    С началом занятий формируется две возрастных группы (15-16 лет, 16-17 лет).

       Во время каникул образовательная деятельность  может видоизменяться  (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение

совместных с родителями праздников и т.п.)  Занятия могут проводиться,  как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

     Программа включает в себя три дисциплины: Основы актерского мастерства, Сценическая речь, Сценическое движение. Так же входит 2 часа вводного занятия.

         Построение урока начинается с 30-ти минутной разминки сценической речи и физического разогрева. Далее следует проработка комплексов упражнений на развитие внимания, воображения и фантазии. Комплексы упражнений на взаимодействие. На занятиях по сценическому движению и пластике прорабатываются блоки заданий на раскрепощение, познание специфики и функций психо-физического аппарата.

 

         Занятия проходят 2 раза в неделю, по 4 академических часа. Программа рассчитана на один год.

  1. Учебно-тематический план

Разделы

Название дисциплины

Разделы, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

  • Добро пожаловать в мир театра

1.1. Знакомство

1.2. Внимание!

Внимание!

1.3. Тренируем Память

1.4. Воображариум

1.5. ПФД – что это

такое?

1.6. Верю!

1.7. Импровизируем.

2

1

2

2

2

2

2

2

6

6

10

12

10

6

4

7

8

12

14

12

8

II

  • Знакомство с системой

2.1. Пишем, сочиняем, драматурим.

2.2. Я в предлагаемых обстоятельствах.

2.3. Поход в театр

2.4. Закрепление позиции Я в предлагаемых обстоятельствах.

2.6. Сверхзадача

2.7. Сквозное действие

2.8. Анализируем то

2.9. Репетиционно-постановочный процесс

2.10. Итоговый показ

1

2

4

3

2

5

3

13

1

5

3

3

3

16

1

4

15

1

9

6

5

7

16

1

III

  • Работа над сценическим образом

3.1. Закрепление умения действовать от себя

3.2. Действенный анализ драматургического произведения

3.3. Проба сцены через действенный анализ

3.4. Работа над ролью

3.5. Работа актера над собой

3.6. Взаимодействие с партнером

1

3

2

4

4

3

8

6

10

18

18

18

9

9

12

22

22

21

IV

  • Завершающий этап

4.1. Работа актера над ролью

4.2. Доверься-Зажгись

4.3. Использование навыков работы над ролью.

4.4.  Репетиционно-постановочный процесс

4.5. Итоговый показ

2

1

16

10

8

26

1

18

11

8

26

1

                                                                Итог:

22

78

288

  1. Содержание курса.

Раздел I. Добро пожаловать в театр.

Вводное занятие. Что такое внимание. Работа с вниманием. Умение концентрировать его на различных предметах, действиях.Тренинги на развитие внимания. Понимание что такое память. Тренинг психофизической памяти. Развитие воображения. Роль воображения в освоении актерского мастерства. Импровизация. Музыкальная импровизация. Этюды на Этюды на память физических действий. Комплексные этюды на внимание, импровизацию и память физических действий. Темпоритм. Взаимодействие партнеров в бессловесных этюдах.

Раздел II. Знакомство с системой.

Проба пера, написание рассказов-размышлений на различные темы. Создание конфликтных ситуаций в рассказах. Интерпретация рассказов в виде этюдов. Действие актера в предлагаемых обстоятельствах. Что такое сверхзадача. Для чего она нужна актеру. Ступени действий актера  и существования на сцене. Читка пьесы. Метод этюдного действия. Первое знакомство со сценическим образом. Репетиция – жизнь моя. Показ итогового спектакля.

Раздел IV. Работа над сценическим образом.

Закрепление умения и навыков действовать от себя, воплощая сценический образ. Что такое действенный анализ произведения. Разбор пьесы на бумаге. Действенный анализ на сцене. Этапы работы над персонажем. Повторение и закрепление навыков работы актера над собой. Умение взаимодействовать с партнером на сцене в предлагаемых обстоятельствах пьесы.

Раздел V. Итоговый этап.

Читка пьесы. Разбор пьесы. Действенный анализ. Работа над ролью. Вхождение в роль. Этюдный метод. Доверие к партнеру. Репетиционно-постановочный процесс. Показ спектакля.

  1. Образовательные технологии.

   Для реализации познавательной и творческой активности ребенка

в процессе получения специфических знаний,  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса.

Технологическую основу данной программы составляют следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;
  • групповые и индивидуальные технологии обучения;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение.

          Для того, чтобы реализовать эти технологии следует использовать такие формы организации занятий, как: теоретические и практические, сюда можно отнести показательные выступления на отчетных концертах, праздниках, итоговых спектаклях.  

          На теоретических занятиях рассматриваются базовые понятия театра, даются к освоению традиционные знания по дисциплинам «актерское мастерство», «сценическая речь», «сценическое движение», «история театра».

         На практических занятиях, изложенные и изученные раннее теоретические положения подкрепляются практикой. Вместе с преподавателем дети пробуют овладеть основами «на ногах». Также все это подкрепляется игровыми и психологическими тренингами. На занятиях дети познают не только специфические навыки и умения, но и учатся самостоятельно корректировать себя и друг друга, анализировать. Причем коррективы вносятся доброжелательно, с желанием помочь своему товарищу и себе. Цель педагога на подобных занятиях – желание и стремление детей снова и снова пробовать, находить нечто новое, и пытаться максимально точно и ярко выполнять задания.

           Типы занятий подразделяются на такие этапы:

  • первичного ознакомления материала;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

 По форме, учебные занятия могут быть организованы по нескольким вариантам:

  • кружковые занятия;
  • соревнования
  • концерты;
  • экскурсии;
  • творческий отчет;
  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • творческая мастерская;
  • урок-игра

   Также нельзя не включить в этот список внеурочные формы занятий:

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • посещение музеев, выставок;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
  • творческие конкурсы;

    Методы, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания также различны:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
  • убеждения,
  • упражнения,
  • личный пример;
  • поощрения.

Для реализации представленных методов, необходимы использование  различных средств, таковыми могут стать средства предметного характера (учебные занятия проводятся при помощи наглядных пособий и технических средств); практические (здесь вполне возможно использование  различных тренингов, создание проблемных ситуаций, проведение творческих заданий); средствами интеллекта и эмоций (логика, воображение, мышечная память, внимание, представление, интерес, переживание).

       В качестве подведения итогов учебного года,  также используются различные формы:

  • театральные постановки
  • концерты отчетные
  • открытые занятия
  • участие в фестивалях и т.д.

  1. Результаты образовательного процесса

        К концу первого года  занятий ученик:

Знает:

  • что такое театр;
  • чем отличается театр от других видов искусств
  • с чего зародился театр
  • какие виды театров существуют
  • кто создаёт спектакли

      Имеет понятия:

  • об оформлении сцены
  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

        Умеет:

  • направлять свою фантазию по заданному руслу
  • образно мыслить
  • концентрировать внимание
  • ощущать себя в сценическом пространстве

        Приобретает навыки:

  • общения с партнером
  • элементарного актёрского мастерства
  • образного восприятия окружающего мира
  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
  • коллективного творчества

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

  1. Материально-техническое обеспечение.

Дидактический материал

  • Учебная литература;
  • художественные материалы (наборы открыток, репродукции);
  • фотоматериалы
  • игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.
  • Литературные произведения (басни, рассказы) как основа этюдной работы.

Техническое оснащение:

  • Музыкальный центр
  • Кубы, элементы театральных декораций.

Учебно-методическое обеспечение программы включает следующее:

1.Авторские методики:

  • разработка тем программы:
  • описание отдельных занятий:
  • сценарии театральных постановок:

2. Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды по темам:
  • видео по темам:
  • аудио по темам:
  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий:
  • натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам

3. Материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы:

  • итоговые спектакли:
  • проблемные ситуации
  • контрольные вопросы;

4. Материалы по теории предмета:

  • методическая литература по профилю:
  • литература для воспитанников: художественная, поэзия
  • подборка журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Образовательная программа "Мастерская творческих дел"

Образовательная программа дополнительного образования  "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...

Образовательная программа "Мастерская Марьи-искусницы"

Программа является результатом исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных прогрессивных методик, инновационных технологий обучения и передов...

Образовательная программа "Мастерская журналистики"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНаименование программы«Мастерская журналистики»НаправлениеХудожественно-эстетическоеКлассификацияПо функциональному предназначению – учебно-познавательная.По форме о...