Образовательная программа "Мастерская журналистики"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Мастерская журналистики» |
Направление | Художественно-эстетическое |
Классификация | По функциональному предназначению – учебно-познавательная. По форме организации – групповая. По времени реализации – среднесрочная. По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста. |
Составитель программы | Величко Ольга Андреевна |
Рецензент |
|
Учредитель | Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с. Перегрёбное |
Адрес учреждения | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район, с. Перегрёбное, ул. Строителей, д. 50 |
География | Октябрьский район с. Перегрёбное |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел.; 2 год – 10 чел. Возраст – 10-18 лет |
Обоснование для работы программы | «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»; Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное; Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г. |
Цель программы | Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики работы. |
Задачи программы | Ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира. Способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий. Содействовать формированию всесторонне развитой личности посредством развития умений решать проблемы действительности совместными усилиями, вступая в разные социальные роли. Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность. Способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни. |
Сроки реализации | 2 года |
Режим занятий | 1 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут 2 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут |
Ожидаемые результаты | Формирование у воспитанников опыта индивидуальных достижений. Повышение творческого потенциала каждого ребёнка посредством накопления опыта успеха в реализации своих способностей. Повышение творческого потенциала каждого обучающегося. Формирование у воспитанников ряда умений: планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео), писать статьи в газету и сценарии к программам, редактировать тексты, держаться перед видеокамерой, монтировать и создавать собственное видео и др. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
с. Перегрёбное
Образовательная программа
«Мастерская журналистики»
для детей 10-18 лет
Срок реализации: 2 года
Величко Ольга Андреевна
педагог дополнительного образования
с. Перегрёбное
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Мастерская журналистики» |
Направление | Художественно-эстетическое |
Классификация | По функциональному предназначению – учебно-познавательная. По форме организации – групповая. По времени реализации – среднесрочная. По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста. |
Составитель программы | Величко Ольга Андреевна |
Рецензент | |
Учредитель | Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с. Перегрёбное |
Адрес учреждения | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район, с. Перегрёбное, ул. Строителей, д. 50 |
География | Октябрьский район с. Перегрёбное |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел.; 2 год – 10 чел. Возраст – 10-18 лет |
Обоснование для работы программы | «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»; Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное; Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г. |
Цель программы | Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики работы. |
Задачи программы | Ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира. Способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий. Содействовать формированию всесторонне развитой личности посредством развития умений решать проблемы действительности совместными усилиями, вступая в разные социальные роли. Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность. Способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни. |
Сроки реализации | 2 года |
Режим занятий | 1 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут 2 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут |
Ожидаемые результаты | Формирование у воспитанников опыта индивидуальных достижений. Повышение творческого потенциала каждого ребёнка посредством накопления опыта успеха в реализации своих способностей. Повышение творческого потенциала каждого обучающегося. Формирование у воспитанников ряда умений: планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео), писать статьи в газету и сценарии к программам, редактировать тексты, держаться перед видеокамерой, монтировать и создавать собственное видео и др. |
Оглавление
II. Цели и задачи образовательной программы
IV. Содержание образовательной программы
V. Материально-техническое оснащение
VII. Результаты, формы, методы, критерии оценки
I. Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Мастерская журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, создание видеороликов, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Мастерская журналистики» дети учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры обучающихся.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений.
Курс ориентирован на дополнительное образование детей 10-18 лет. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Кружок «Мастерская журналистики» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела и телевизионного мастерства.
II. Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики работы.
Задачи
Обучающие:
- ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира;
- обучить детей основам журналистики;
- способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
• развивать умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
• развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
• развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- способствовать формированию собственной точки зрения;
- формировать умение грамотно (с аргументами и доводами) доказывать свою точку зрения;
- развивать психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие;
- способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Воспитывающие:
- способствовать осознанию значимости изучения основ журналистики;
- формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- формировать личность журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
- формировать активную жизненную позицию и потребность в самообразовании;
- формировать эстетические навыки;
- воспитывать эмоционально-оценочное отношение на события, происходящие как на занятиях, так и за его пределами;
- вызывать интерес к сфере журналистского дела в целях реализации профориентации;
- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.
III. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Общие сведения | 22 | 1 | 21 |
3 | Речь профессионала | 9 | 1 | 8 |
4 | Информация в нашем мире | 18 | 6 | 12 |
5 | Подготовка и выпуск газеты | 13 | - | 13 |
6 | Телевидение – это здорово! | 19 | 4 | 15 |
7 | Подготовка и выпуск видеоролика | 14 | - | 14 |
8 | Обогащение речи журналиста и практическая деятельность по выпуску газет и видеоматериалов | 45 | 2 | 43 |
9 | Заключительный этап работы | 6 | - | 6 |
Всего часов | 148 | 16 | 132 |
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение и повторение | 3 | 3 | - |
2 | Газетные жанры | 29 | 8 | 21 |
3 | Профессиональная готовность журналиста к работе | 10 | 4 | 6 |
4 | Литературное редактирование | 15 | 3 | 12 |
5 | Маркетинг газеты | 7 | 1 | 6 |
6 | Телевизионные жанры в современном мире | 24 | 3 | 21 |
7 | Особенности работы оператора | 18 | 6 | 12 |
8 | Создание фильма как вид творчества | 44 | 2 | 42 |
9 | Подведение итогов | 2 | - | 2 |
Всего часов | 152 | 30 | 122 |
IV. Содержание образовательной программы
Первый год обучения
- Введение (2)
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Ознакомление с содержанием программы первого года обучения.
- Общие сведения (22)
Краткий рассказ о средствах массовой информации. Сведения о том, что такое журналистика и история её появление.
Телевидение сегодня. Определение функциональных обязанностей тележурналиста и оператора, звукорежиссёра и монтажёра, журналиста и редактора, ответственного за печать газеты и её дизайнера. Виды дизайна. Как его создать?
- Речь профессионала (9)
Культура речи. В чём разница между культурой и культурой речи? Выразительность речи. Почему она должна быть выразительной? Техника речи. Правильное дыхание. Гимнастика языка, его гибкость. Работа речевого аппарата. Артикуляция и дикция.
- Информация в нашем мире (18)
Поток информации, способы её отбора и обработки. Функциональные стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический. Текст. Основная мысль текста. Публицистические жанры. Статья как один из жанров публицистики. Требования к оформлению газеты.
- Подготовка и выпуск газеты (13)
Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.
- Телевидение – это здорово! (19)
Программное обеспечение Pinnacle Studio, её возможности (дорожка для работы с видео и фото, дорожка для работы с титрами, редактирование титров, звуковая дорожка и дорожка для музыкального сопровождения). Тематический фоторепортаж. Анализ деятельности по созданию тематического фоторепортажа. Видеокамера, её функции. Техническое и программное обеспечение для записи звука.
- Подготовка и выпуск видео (14)
Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.
- Обогащение речи журналиста и практическая деятельность по выпуску газет и видеоматериалов (45)
Несловесное общение: голос и его качества, жесты (уместные/неуместные), мимика. Стилистические фигуры речи.
Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.
Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.
- Заключительный этап работы в кружке «Мастерская журналистики» (6)
Сбор всех статей в общую брошюру, её оформление. Подведение итогов. Планирование деятельности на следующий учебный год, вручение удостоверений тем, кто прошёл первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».
Второй год обучения
- Введение и повторение (3)
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Повторение изученного за первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».
- Газетные жанры (29)
Рассказ о газетных жанрах, рассмотрение их специфики.
Интервью как разновидность газетных жанров. Цитирование, способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Записные книжки как форма литературных заготовок. Особенности путёвых заметок как одной из разновидностей газетных жанров. Репортаж. Аннотация, их разновидность. Отзыв - заметка дискуссионного характера. Особенности портретного очерка. Тесты и анкетирования, правила их составления и обработки. Преломление особенностей того или иного жанра в практической деятельности.
- Профессиональная готовность журналиста к работе (10)
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».
- Литературное редактирование (15)
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
- Маркетинг газеты (7)
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
- Телевизионные жанры в современном мире (24)
Рассказ о телевизионных жанрах, рассмотрение их специфики.
Новости как разновидность телевизионных жанров. Специфика телепередачи. Еженедельные и ежедневные программы, их влияние на человека. Роль популярных программ в наше время.
- Особенности работы оператора (18)
«Язык экрана»: кадр (пространственный и временной), план (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), ракурс.
- Создание фильма как вид творчества (44)
Просмотр и обсуждение зарубежных и отечественных фильмов. Этапы работы над созданием фильма. Идея, сценарий, съёмка, монтаж – составляющие качественного кино. Создание фильма.
- Подведение итогов (2)
Подведение итогов за период обучения в кружке «Мастерская журналистики». Посвящение обучающихся в журналисты.
V. Материально-техническое оснащение
- Персональный компьютер
- Программное обеспечение Pinnacle Studio
- Видеокамера
- Микрофон
- Презентации
- Буклеты и бюллетени к занятиям
- Материалы для работы по технике «Скрапбуккинг» (ножницы, ватман, клей, журналы, фломастеры, карандаши)
- Тексты-ошибки
- Карточки с индивидуальными, парными и групповыми заданиями
- Психологические тесты
- Сборник упражнений для развития и укрепления техники речи детей
- Карты оценки
- Удостоверения для вручения обучающимся по итогам прохождения обучения в кружке «Мастерская журналистики».
VI. Воспитательная работа
Цель: создание условий для воспитания ребёнка, осознающего общественно-политические, нравственные, патриотические устои общества, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- изучение коллектива и индивидуальных особенностей и способностей детей;
- вовлечение обучающихся в культурно-массовые мероприятия;
- развитие творческих способностей детей, сплочение их в коллективе посредством распределения обязанностей на каждого члена группы в выполнении общего дела;
- привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях, проводимых с обучающимися;
- создание условий для самосовершенствования детей (самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация).
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения |
1 | Родительское собрание «Здравствуйте, это мы!» (представление деятельности кружка) | сентябрь |
2 | Игровая программа «Правый суд» | октябрь |
3 | Культурно-познавательное мероприятие «Фильм, фильм, фильм…» (в рамках празднования всемирного дня телевидения) | ноябрь |
4 | Конкурсно-развлекательная программа «Ох, уж этот Новый год!» | декабрь |
5 | Круглый стол «Актуальные вопросы» (обсуждение вопросов, волнующих современную молодёжь в рамках дня российской журналистики) | январь |
6 | Акция «Мой Валентин!» (изготовление и распространение Валентинок) | февраль |
7 | Дискуссия «Всегда в курсе событий: да/нет» | март |
8 | Конкурс «Журналист года» | апрель |
9 | Культурно-массовое мероприятие «Я – журналист!» (посвящение в журналисты) | май |
VII. Результаты, формы, методы, критерии оценки
Итоговый контроль производится с целью определения степени достижения результата обучения, закрепления полученных знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее использование приобретённых навыков и умений.
В процессе реализации программы итогом обучения должны стать выпуски периодического издания – газеты и видеоролики с участием детей 10-18 лет, подготовленных силами обучающихся.
Система организации занятий предполагает следующие виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.
При организации учебных занятий реализуются принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.
В учебном процессе используются диалоговые, интерактивные и деятельностные технологии.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, критерии их оценивания:
Критерий успешности освоения программы – количество и качество продуктов деятельности (газет и видеоматериалов). Трехбалльная система оценивания даёт возможность расширить творческий кругозор детей, раскрепостить их творческое воображение, способствовать свободному развитию творческого потенциала каждого обучающегося.
В результате обучения по данной программе воспитанники получат следующие знания: основы журналистики; основы дикторского мастерства; технология создания телепередач и газет.
умения и навыки:
- планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео);
- писать статьи в газету и сценарии к программам;
- редактировать тексты;
- держаться перед видеокамерой;
- монтировать и создавать собственное видео/
Критерии оценки (по трехбалльной шкале):
1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы;
2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы;
3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы.
VIII. Cписок литературы
Для обучающихся
- Аргирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/А.Т. Аргирий. – М.: Просвещение, 1995. – 145 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1992. – 958 с.
- Черных, А. Мир современных медиа /А. Черных. – М.: Территория будущего, 2007. – 312 с.
Для педагога
- Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / А. Анастази. - М., 1982. 240 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 123 с.
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления/В.С.Безрукова. – Екатеринбург, 1992.
- Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.
- Возрастная психология: курс лекций (часть 2)/сост. И. Ю. Устьянцева. - Камышлов: ГОУ СПО КПК, 2008. – 96 с.
- Жирмунский, В.М. Теория стиха/В.М. Жирмунский. – М.: Советский писатель. – 1975. – 137 с.
- Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
- Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
- Толмачёва, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе/А.А. Толмачёва// Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 103-107.
- Тришин, В.А. Студийность в системе образования/В.А. Тришин//Мир образования в мире. – 2006. - № 3. – С. 113-120.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Основы журналистики"
Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...
Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики
Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....
Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"
Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"
Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...
Образовательная программа дополнительного образования "Журналистика в школе"
Программа составлена на основе программы "Теория и практика сочинений разных жанров", авторы Т.А.Ладыженская,Т.С.Зепалова.Новизна программы состоит в том, что она предусматривает обучение основам журн...
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО» Для детей 11-17 лет. Составитель: Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополни...
Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"
В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...