Образовательная программа «ДОМРА»
рабочая программа на тему

Долгова Марина Валентиновна

I. Пояснительная записка.

II. Перечень рабочих программ для освоения обучающимися программы «Домра»

III. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы  «Домра»

IV. Учебный план.

V. График образовательного процесса

VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Домра».

VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МБУ ДО ДШИ №4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _obrazovatelnaya_programma_domra.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга населения администрации

г. Ульяновска

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

 Детская школа искусств №4

Образовательная программа

«ДОМРА»

г. Ульяновск

2015 г.


«Рассмотрено»

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ №4  

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО ДШИ №4

__________________В.Н. Филянин  

 дата рассмотрения

______  _____________ 201__г.

дата утверждения

______  _____________ 201__г.

Разработчик – преподаватель первой категории МБУ ДО ДШИ №4

        Долгова Марина Валентиновна

Содержание.

I. Пояснительная записка.

- Аналитическое обоснование образовательной программы

- Цели и задачи программы

- Срок реализации образовательной программы

- Описание  учебно-методических,  кадровых, материально-технических  условий реализации программы

II. Перечень рабочих программ для освоения обучающимися программы «Домра»

III. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы  «Домра»

IV. Учебный план.

V. График образовательного процесса

VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Домра».

VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МБУ ДО ДШИ №4.

I. Пояснительная записка

  1. Аналитическое обоснование образовательной программы

Данная образовательная программа представляет собой результаты осмысления педагогической практики и потребностей общества в обновлении содержания дополнительного музыкального, художественного образования.

Родители испытывают потребность в обеспечении детей в безопасных условиях воспитания и заинтересованы в вовлечении детей в дополнительное образование. Естественная потребность детей в деятельности способствует возникновению у них интереса к профилю школы искусств, предоставляющей образовательные услуги. При этом  определенная часть детей имеют природные музыкальные, художественные способности и желают получить хорошее музыкальное, художественное образование, в том числе как основу будущей профессии.

МБУ ДО ДШИ №4 видит решение проблемы удовлетворения разнообразных потребностей социума в создании адаптивной педагогической системы музыкального образования, способной реализовать все спектры социального заказа. Школа призвана решить важную современную педагогическую проблему: как не только удержать, но и развить естественный интерес ребенка к окружающему миру и к творческой деятельности в процессе музыкального образования.

 Образовательная программа  «Домра» обеспечивает сохранение целостности образовательного пространства МБУ ДО ДШИ №4, его специфики и определяет главный результат педагогического процесса детской школы искусств - обеспечение достижения учащимися уровня музыкальной образованности, являющейся основой социализации личности и ее профессионального самоопределения. В данном результате мы определяем три позиции:

  • элементарная музыкальная грамотность - базовый уровень обучения основным способам музыкальной деятельности (чтение и понимание нот, нотная грамота, слышание и понимание музыкальной композиции, исполнение музыкальных произведений соответствующего уровня освоенной программы и т.д.);
  • функциональная музыкальная грамотность - способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности (чтение нот «с листа», музицирование в различных социально-бытовых ситуациях, умение разбираться в музыкальных произведениях различных жанров и т.д.);
  • музыкальная компетентность - деятельностная самореализация в музыкальном творчестве, способность объективно оценивать границы собственных музыкальных возможностей, способность к осознанному выбору профессии музыкального профиля и дальнейшему профессиональному обучению.

2. Цели и задачи программы:

                          Целями образовательной программы являются:

• музыкальное, художественное развитие обучающихся посредством создания музыкально-эстетической среды и организации специальных видов деятельности;

• социальная адаптация обучающихся за счет освоения ими обязательного минимума содержания музыкальных, художественных образовательных программ, общекультурного развития и навыков творческой коммуникации;

• создание основы для ранней профессиональной ориентации обучающихся как основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных музыкальных, художественных образовательных программ за счет использования реализации личностного подхода и практико-ориентированных технологий обучениями специализации в старшем звене обучения.

                                             Задачи образовательной программы:

• осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

• обеспечение условий для выполнения задачи вхождения ребенка в мир музыкального искусства как важного компонента культуры, освоение мировых музыкальных ценностей;

• обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального, художественного образования;

• использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

• создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей;

• адаптация современных методик, технологий и программ к условиям детской школы искусств, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ музыкального, художественного образования в условиях детской школы искусств.

       3. Сроки освоения образовательной программы «Домра»

Срок освоения ОП «Домра» для детей, поступивших в  ДШИ в первый класс в возрасте с семи до девяти лет, составляет 5 лет.

ДШИ имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам.

Прием на обучение по образовательной программе по предмету «Домра» с 2014 года не проводится. В 2015-16 учебном году ОП реализуется для учащихся 3-5классов отделения народных инструментов.

Оценка качества образования по ОП «Домра» производится на основе требований, предъявляемых к дополнительным общеобразовательным программам в области художественно-эстетического образования.

 Освоение обучающимися образовательной программы «Домра»  завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ.

          4. Описание  учебно-методических,  кадровых, материально-технических  условий реализации программы

        4.1. Реализация программы «Домра» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

        Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Домра». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

        Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

        4.2. Реализация программы «Домра» обеспечивается педагогическими работниками.

                                 Образовательный уровень преподавателей:

имеют высшее образование -  3 преподавателя

имеют среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет – 3 преподавателя.

Квалификационный уровень преподавателей:

имеют высшую квалификационную категорию – 1 преподавателя;

имеют первую квалификационную категорию – 3 преподавателя;

не имеют квалификационной категории, пройдена аттестация на соответствие должности –2 преподавателя;

по стажу и образованию – 1 преподаватель.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ Дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

        В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Домра», использования передовых педагогических технологий.  

        4.3. Материально-технические условия реализации программы «Домра».

В МБУ ДО ДШИ №4 проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в соответствие санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Домра» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • концертный зал с двумя роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • библиотеку;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Коллективное музицирование» со специализированным оборудованием;
  • учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Домра», оснащаются инструментами.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Коллективное музицирование» - не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов: «Сольфеджио», «Музыкальная литература» -  оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Перечень рабочих программ для освоения обучающимися программы «Домра»

  1. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Домра». Срок обучения 5 лет (1-5 классы).
  2. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Ансамбль». Срок обучения 2 года (4-5 классы).
  3. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Коллективное музицирование » ( хор). Срок обучения 3 года (1-3 классы).
  4. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Коллективное музицирование ». Срок обучения 2 года (4-5 классы).
  5. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Сольфеджио». Срок обучения 5 лет (1-5 классы).
  6. Рабочая образовательная программа  по учебному предмету «Музыкальная литература». Срок обучения 4 года (2-5 классы).

III. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы  «Домра».

        Содержание программы «Домра» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

         Результатом освоения программы «Домра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

        - знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

        - знания музыкальной терминологии;

        - умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;        

        - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

        - умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;

        - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

        - умения  аккомпанировать исполнению несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

        - навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

        - навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

        - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

        - навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

         - знания музыкальной грамоты;

        - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

        - первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

        - умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

        - умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

        - навыков восприятия элементов музыкального языка;

        - сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

        - навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

        - навыков анализа музыкального произведения;

        - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

        - навыков записи музыкального текста по слуху;

         Результаты освоения программы «Домра» по учебным предметам              должны отражать:

                                                                     

                                                                      Домра:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности домра для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание в соответствии с программными требованиями  репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонатины, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей домра;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

                                                                 

                                                                     Ансамбль:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара ( обработки народной музыки, произведения различных отечественных и зарубежных композиторов, эстрадные произведения) способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

                                 

                                Коллективное музицирование (хор,ансамбль, оркестр):

  • знание начальных основ ансамблевого искусства, особенностей ансамблевых партитур, художественно-исполнительских возможностей коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью музыкально – выразительных средств;
  • навыки коллективного исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и коллективом исполнителей на домрах;
  • сформированные практические навыки исполнения  авторских произведений, обработок народной музыки, произведений современных композиторов и т. д.
  • наличие практических навыков исполнения партий в составе ансамбля и оркестра.

                                                                   

Сольфеджио:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
  • первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

                                           

                                                    Музыкальная литература:

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;
  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;  
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

IV.Учебный план.

Учебный план ОП «Домра» составлен на основе Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств (Москва, 2003), рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации) для использования в образовательном процессе детских школ искусств.

Целью данного учебного плана является: создание благоприятных условий организации учебного процесса на основе выявления и реализации способностей каждого ребенка на всех этапах обучения, определения перспектив его развития - и тем самым предоставление оптимальных возможностей для активного включения в непрерывный процесс музыкального образования. Данный учебный план разработан с учетом учебных программ музыкального образования, адаптированных к условиям МБУ ДО ДШИ №4.

Структура и содержание учебного плана  учебного плана реализует федеральный компонент требований музыкальных образовательных программ и обеспечивает единое образовательное пространство. Учебный план включает следующие учебные предметы:

1. Домра;

2. Ансамбль;

4. Сольфеджио;

6. Музыкальная литература;

7. Коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр)

Распределение по годам обучения:

 Инструментальные классы: аккордеон, баян, гитара, домра, балалайка.      

Срок обучения -   5 лет.

п.

п

Наименование

предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

проводятся в классах

3 класс

4 класс

5 класс

1

Музыкальный

инструмент

(аккордеон, баян,

домра, гитара, балалайка)

2

2

2

5

2

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

5

3

Музыкальная литература

1

1

1

4

Коллективное музицирование

1-2 кл- хор или камерный ансамбль;

3-5 кл. оркестр народных инструментов или камерный ансамбль.

2

2

2

5

Ансамбль

-

0,5

0,5

6

Всего

6,5

7

7

Вариативный блок учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей музыкального образования, творческих возможностей и интересов каждого обучающегося. Эта часть учебного плана реализуется на предметах по выбору из учебных предметов в перечне платных образовательных услуг МБУ ДО ДШИ №4. Объём аудиторной нагрузки предмета по выбору составляет 1 час в неделю в каждом классе.

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

По учебным предметам объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Домра» – 2-3 классы – по 4 часа; 4-5классы  – по 5 часов в неделю;  «Ансамбль» – 1час в неделю;  «Коллективное  музицирование – 1час в неделю;  «Музыкальная литература» – 1 час в неделю; « Сольфеджио» - 1 час в неделю.

Таким образом объем максимальной учебной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) обучающихся не превышает 17 часов в неделю. Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана приходится на 4-5 классы и составляет 8 часов в неделю с учетом вариативной части.

Обучение по образовательной программе «Домра» предполагает работу концертмейстера. Недельная нагрузка-1 час.

IV. График учебного процесса.

Продолжительность учебного года со второго по пятый классы составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель.

        Со второго по пятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Учебные предметы учебного плана проводятся в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 3 до 6 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 3 человек).

        Программа «Домра» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См. рабочие программы по учебным предметам).

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности МБУ ДО ДШИ №4.

        Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

V. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Домра».

Оценка качества реализации программы «Домра» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.         Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

В МБУ ДО ДШИ №4 разработаны критерии оценок итоговой, промежуточной аттестаций и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Домра

Специфика работы преподавателя - инструменталиста - индивидуальные занятия с ребенком. В школе обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими возможностями, поэтому метод работы педагога - дифференцированный подход к воспитанию ученика.

Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные ребенка и перспективу развития. В силу объективных причин, продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребенка на зачете, экзамене оценивается по дифференцированной системе.

Особое внимание уделяется учащимся 1-2 классов, в которых закладываются основы культуры звука, техники, музыкально-образного мышления; умение работать, контролировать и слушать себя.

При составлении критерия оценок все учащиеся могут быть условно разделены на Ш группы:

  1. Учащиеся с хорошими музыкальными данными
  2. Учащиеся со средними музыкальными данными
  3. Учащиеся со слабыми музыкальными данными.

1 группа

Оценка 5 («отлично»)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество исполнения. Количество и трудность произведений соответствует уровню класса или может быть выше его. Качество означает: понимание стиля произведения, понимание формы произведения, осмысленность исполнения, владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике, выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность, сценическая выдержка.

Оценка 4( «хорошо»)

Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала. Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно. Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

Оценка 3 («удовлетворительно»)

Недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения). Погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция, непонимание формы, характера исполняемого произведения, жесткое звукоизвлечение, грубая динамика.

П группа

Оценка 5 («отлично»)

Допускается более облегченный репертуар, разрешаются более спокойные темпы исполняемого произведения, но качество исполнения должно соответствовать требованиям для 1-ой группы учащихся. Особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность ученика в занятиях, его понимание и его личный эмоциональный отклик на исполняемую музыку.

Оценка 4 («хорошо»)

Более легкий по объему материал, более доступный по содержанию, фактуре, техническим задачам. Требования к качеству исполнения и отработке навыков сохраняются, должно быть понимание музыкальной мысли и характера произведения.

Оценка 3 («удовлетворительно»)

-облегченный репертуар

-отсутствие эмоциональности и музыкального мышления ----ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой.

Ш группа

Учащиеся выучивают тот репертуар, с которым могут справиться технически

и осмыслить его.

Оценка 5 («отлично)

-грамотно выученный текст

-эмоциональность

-заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах

Оценка 4 («хорошо»)

-грамотно выученный текст

-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения

возможны умеренные темпы

Оценка 3 («удовлетворительно»)

-слабое владение нотным текстом и игровыми навыками

-непонимание смысла произведения

-отсутствие отношения к исполняемому произведению.

Сольфеджио

Оценка «5» (отлично)

  • диктант написан полностью, без единой ошибки

-        в пении точное интонирование, осмысленность исполнения, легкий дирижерский жест.

  • определены все отклонения и модуляции (тональный план) - для старших классов.
  • выявлены все гармонические обороты - в целом и (отдельные) аккорды (интервалы) - в частности.
  • осмыслена форма музыкального отрывка, его характера
  • свободное владение теоретическими сведениями
  • умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом задание

 Оценка «4» (хорошо)

  • диктант написан в целом. Имеются некоторые небольшие неточности: отсутствует случайный знак; или (и) имеются две-три неверные ноты; или несколько ритмических неточностей

-        номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей в интонировании, а также в дирижировании.

  • определен тональный план в общих чертах.
  • выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов (интервалов).
  • некоторые ошибки в теоретических знаниях
  • неточное выполнение предложенного педагогом задания

Оценка «3» (удовлетворительно)

-        в диктанте имеется большое количество неточностей: треть неправильных нот, отсутствуют случайные знаки; ритм в целом написан неверно

-        в пении слабое интонирование; отсутствует всякая осмысленность исполнения; отсутствует четкость в дирижерском жесте

  • непонимание формы музыкального произведения, его характера.
  • не определен тональный план, не выявлены отклонения и модуляции.
  • выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды (интервалы)
  • плохая ориентация в элементарной теории.
  • неумение выполнить в полном объеме предложенное задание

Музыкальная литература 

Оценка «5» (отлично)

  • Свободное владение теоретическими сведениями:
  • характеристика эпохи
  • биография композитора
  • музыкальные термины
  • принципы построения формы.
  • Свободное владение пройденным музыкальным материалом.

 Оценка «4» (хорошо)

  • Менее полное овладение сведениями о эпохе
  • жизненном и творческом пути композитора
  • ошибки в определении музыкальной формы.
  • Неточности в узнавании музыкального материала.

Оценка «3» (удовлетворительно)

  • Отсутствие полных знаний и четких представлений:
  • об эпохе, композиторе, рассматриваемом произведении
  • незнание музыкальных терминов
  • плохая ориентации в построении музыкальной формы.
  • Плохое владение музыкальным материалом.

Коллективное музицирование(ансамбль, оркестр)

Оценка «5» (отлично)

Продемонстрирована согласованность работы всех групп, выступление яркое, текст партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя

Оценка «4» (хорошо)

Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешностей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.

Оценка «3» (удовлетворительно)

Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.

В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.

В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.

VI. Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности МБУ ДО ДШИ №4.

        Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.

  1. С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ДШИ созданы учебные творческие коллективы:
  • Ансамбли аккордеонистов, баянистов, домристов, гитаристов.
  • Инструментальный ансамбль « Чайка - 1», « Чайка - 2»
  • Инструментальные ансамбли различных составов, в том числе с вокалистами.
  •  В 2005 году в школе создан ансамбль преподавателей « Вдохновение».

 Деятельность коллективов  осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.

      2.  Профессиональная направленность образования в МБУ ДО ДШИ №4 предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. МБУ ДО ДШИ №4 реализует на протяжении нескольких лет творческие проекты:

  • Фестиваль духовной музыки «Рождественские встречи»
  • Региональный Пушкинский фестиваль искусств «Под сенью дружных муз»
  • Межрегиональный конкурс вокального камерного ансамбля «С песней весело играть»
  • Межрегиональный фестиваль-конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Салют, Победа!»

 Учащиеся ДШИ имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, проводимых МБУ ДО ДШИ №4 на площадках:  

  • Концертный зал МБУ ДО ДШИ № 4
  • ДК «Киндяковка» Железнодорожного района г. Ульяновска
  • Парк культуры «Винновская роща» Железнодорожного района г. Ульяновска
  • Центральная городская библиотека им. И.А. Гончарова
  • «Владимирский сад» - центральный парк культуры г. Ульяновска.
  • Историко-мемориальный центр «Музей Ивана Александровича Гончарова»
  • Зал Дворянского собрания Областной научной библиотеки им. В.И. Ленина
  • Ульяновский Дом музыки

      3. Культурно-просветительская программа включает посещение обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений НПО и др.).

      4. Методическая программа МБУ ДО ДШИ № 4 направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых  возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.          

        Ожидаемый результат повышения квалификации профессиональная готовность работников образования к реализации ОП «Домра»:

  •  обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • освоение новой системы требований к структуре дополнительной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ОП «Домра».

       5. Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ОП «Домра» является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации обучения программ.

В МБУ ДО ДШИ № 4 работают Методические объединения преподавателей «Отделения народных инструментов», «Музыкально-теоретических дисциплин». В рамках методических секций проводятся методические семинары, открытые уроки, мастер–классы, планирование и анализ реализации образовательной программы.  Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу:

  • разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы «Домра»
  •  учебно-методическое обеспечение;
  • обобщают собственный педагогический опыт, используя образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области музыкального искусства и современном уровне его развития.

        6.  В МБУ ДО ДШИ № 4 обеспечены условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Домра», использования передовых педагогических технологий.

        С 2013 года МБУ ДО ДШИ №4 самостоятельно реализует методический проект:

  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Патриотизм XXI века. Формирование российской идентичности и патриотическое воспитание личности на основе исторических традиций и современного опыта российской жизни».

       7. Преподаватели принимают участие в работе  Областных Методических объединений преподавателей «Отделений народных инструментов»» на базе ОДШИ г. Ульяновска. С целью организации методической работы проводятся следующие мероприятия:

  •  Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ОП «Домра».
  •  Семинары по основным проблемам различных специализаций ДШИ.
  • Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий.

        Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Дополнительная общеобразовательная программа "Домра"

Программа обучения детей игре на домре в студии "Гармония"....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ДОМРА

I.  Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание  учебно-методических,  кадр...