Мастер-класс "Организация проведения мероприятия волонтерами с детьми, имеющими задержки в развитии"
методическая разработка по теме
мастер-класс по созданию композиции «Весна» проводится волонтерами с детьми, имеющими задержки в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_master-klass.docx | 295.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования
«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Методическая разработка
мастер-класс по созданию композиции «Весна»
волонтерами с детьми, имеющими задержки в развитии
(возраст от 5 до 8 лет)
Подготовила и провела: Уварова Е.В.,
методист, педагог д/о
Уварово, 2014
Пояснительная записка
Дети с задержкой в развитии имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При задержке в развитии не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
План-конспект мастер-класса по созданию композиции «Весна» рассчитан для использования его волонтерами при проведении коллективно-творческой деятельности с детьми, имеющими задержки в развитии в возрасте от 5 до 8 лет.
Актуальность этого мастер-класса заключается в том, что в процессе совместного создания композиции «Весна» происходит развитие и обогащение духовного мира детей, совместная созидательная деятельность необычных детей и детей-волонтеров, в свою очередь, способствует сплочению детей разных категорий, создавая условия для приобщения волонтеров к духовно-нравственной культуре.
Мастер-класс разработан с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ,
- Конвенция о правах ребенка,
- Закон РФ «Об образовании».
Цель совместной деятельности: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей, имеющих задержки в развитии, через разные виды деятельности; приобретение волонтерами опыта сопереживания, сочувствия и помощи нуждающимся в этом.
Задачи:
- научить волонтеров общению с необычными детьми, умению чувствовать их настроение, умению поддерживать дружескую атмосферу на протяжении всей встречи;
- вспомнить с детьми, имеющими задержки в развитии, счет, основные цвета и формы, разучить простые музыкальные игры, развивать пространственное мышление посредством размещения элементов на ватмане.
Целевая аудитория:
- волонтеры среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет)
- дети с задержками в развитии дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).
Методы и приемы:
1. Практические (упражнения на развитие мелкой моторики, игры, динамическая пауза).
2. Наглядные (рассматривание, просмотр подготовленных шаблонов).
3. Словесные (художественное слово, вопросы, беседа, объяснение).
Материалы и оборудование: ватман, набор цветной бумаги, шаблоны геометрических фигур, карточки по цветам, ножницы, клей ПВА, маркеры, гофрированная зеленая бумага, белые салфетки.
Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Времена года», Е. Железнова музыкальная игра «Две руки».
План проведения:
- Организационный момент. Рассаживание детей по местам, знакомство.
- Объяснение цели встречи, беседа о весне, рассказ о создаваемой композиции.
- Развивающие игры на закрепление знаний о цветах, формах.
- Проведение музыкальной игры.
- Практическая часть – создание композиции.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
План – конспект мастер-класса
Вед. - Добрый день! Сегодня мы расскажем вам о том, как необходимо правильно проводить развивающее занятие с детьми, имеющими какие-либо проблемы с развитием. Таких детей среди волонтеров называют детьми особой заботы. Мы представляем вашему вниманию, мастер-класс по созданию композиции «Весна».
Вед. - Основной целью такого мероприятия является создание комфортных условий для социализации детей, особой заботы, пришедших впервые в детский сад или начальную школу. Мы уверены, что коллективно-творческая деятельность волонтеров и детей поможет сформировать у детей навыки общения в новой для них среде. Данное мероприятие направлено на создание композиции, состоящей из разнофактурного материала, в ходе создания данной композиции будет уделено внимание таким развивающим элементам, как счет, цвета, формы.
Во время работы необходимо поддерживать дружелюбную атмосферу, также нужно уделить время проведению физкультминуток для того, чтобы дети могли отдохнуть и научиться повторять простые движения под музыку, то есть простейшее развлечение несет помимо отдыха и развивающий момент.
Мы считаем, что такого рода встречи очень важны и помогают развивать в детях позитивное представление о себе, уверенность, обучают навыкам общения и взаимодействия. Способствуют полноценному становлению личности, ее умению жить в изменяющемся и сложном мире.
И сейчас, мы перейдем непосредственно к проведению мастер-класса.
Вед. - для проведения мастер-класса нам необходимы следующие материалы:
1. ватман
2. набор цветной бумаги
3. шаблоны геометрических фигур
4. карточки по цветам
5. ножницы
6. клей ПВА
7. маркеры
8. гофрированная зеленая бумага
9. белые салфетки
Вед. - В начале мастер-класса вам необходимо поприветствовать детей, поинтересоваться их настроением, обязательно познакомиться с каждым ребенком, это поможет вам создать дружелюбную обстановку. Далее нужно объяснить детям, какое интересное занятие их ожидает. Главное помнить о том, что все общение должно вестись в игровой форме.
Так как название композиции «Весна», перед началом работы можно побеседовать с детьми о временах года и их признаках, так чтобы последним обсуждаемым временем года была бы весна. В ходе беседы о весне можно использовать музыкальное сопровождение со звуками природы, такими как капель, пение птиц, журчание ручьев, это поможет создать весеннее настроение. Также можно было бы прочесть несколько простых, но вместе с тем широко известных стихотворений о весне, например можно использовать произведения таких авторов, как Федор Тютчев, Сергей Есенин, Александр Пушкин, они просты и понятны для детей этой группы.
Вед. - Заканчивая беседу о весне, мы предлагаем вам поговорить с детьми о том, какими цветами радует нас весна. То есть вы задаете детям вопросы: «Какие цвета соответствуют весне? Каким цветом солнышко в небе? А какое само небо? Какого цвета плывут по небу облака? Листья на деревьях, какого цвета, и какой они имеют оттенок?». Ваша задача, повторить с детьми цвета. Далее можно предложить поиграть в игру «назови цвет», используя заготовленные шаблоны.
Проводят игру «Назови цвет»
(Суть игры заключается в том, что ведущий по очереди показывает карточки разных цветов, а ребята должны этот цвет назвать, после чего назвать что-либо такого же цвета. Например, карточка желтого цвета ребенок должен определить, что цвет желтый, и назвать что-то желтого цвета – банан.)
Вед. - Обратите внимание, что в нашей композиции имеется дом, который вы с детьми будете создавать через аппликацию простых геометрических фигур, для этого в начале, мы предлагаем повторить геометрические формы, используя заготовленные шаблоны. Показывая форму, вы просите детей назвать, что это, было бы неплохо, чтобы все названия геометрических фигур сопровождались объяснениями такими, как: треугольник, потому что у него три угла, квадрат, потому что у него четыре угла, а у круга углов нет.
Вед.- Перед тем, как преступить к созданию композиции, с ребятами можно поиграть в игру «Две руки», это поможет ребятам расслабиться и раскрепоститься. Чтобы вы понимали, какая это музыкальная игра, я предлагаем вам с нами поиграть.
Играют «Две руки»
Вед. - А сейчас мы переходим к самому интересному – к созданию нашей композиции «Весна», для этого мы предлагаем вам присесть за столы и приступить к работе. Чтобы у нас с вами все получилось, мы разделимся на три небольшие группы. Первая будет заниматься рисованием солнышка, аппликацией облака, вторая созданием дома из геометрических фигур и рисованием травки, а третья займется созданием листьев для нашего дерева.
Ведется работа в группах
(Обязательно наличие куратора в каждой из групп, который будет координировать работу, следить за правильностью выполнения задания)
Вед. - У нас с вами получилась замечательная картина, вы знаете, что все картины оформляют в красивый багет. Мы предлагаем вам создать багет к нашей работе своими руками. Нашим багетом будут изображения наших с вами ладошек, с написанными именами, которые будут напоминать о создателях этой композиции.
Делают рамку для композиции
(Для этого ребятам предложено обвести свою руку маркером на листе бумаги, далее вырезать ее и прикрепить по краю композиции)
Вед. – По окончании работы обязательно нужно пообщаться с детьми и выяснить, понравилось ли им создавать композицию и играть, уточнить, что запомнилось больше всего. В заключении хочется отметить, что данный мастер-класс является одним из видов работы с детьми особой заботы. Помимо мероприятий развивающего направления нами проводятся и развлекательные мероприятия, особое место занимают новогодние утренники и представления. Наш отряд уделяет большое внимание работе с детьми этой категории, и это неслучайно. Волонтерство – это социальная деятельность, а работа с детьми особой заботы на наш взгляд и является очень важной социальной работой.
Заключение
Данный мастер-класс по создании композиции «Весна» предполагает работу волонтеров с детьми, имеющими задержки в развитии, что с свою очередь, дает уникальные возможности, как для одних, так и для других. Для волонтеров – это огромный опыт; это осознание необходимости оказания социальной заботы и помощи тем, кто в ней нуждается, например, вот такие особые дети; это понимание того, что чувства милосердия, доброты и сострадания очень важны для полноценного человека. Для детей, имеющих задержки в развитии, общение с детьми на равных позволяет развивать коммуникативные навыки, поддерживает их творческую активность; дает возможность позитивного опыта общения в новой для них среде; адаптирует их к общению с посторонними, дарит чувство уверенности в себе.
Используемая литература:
- Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, Академия развития, 1997.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, Академия развития, 1996.
- http://www.defectolog.ru/documents/1016/?theme=2396
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.
Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков. Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала испол...
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...