Учебная программа для театральной студии
материал по теме
пояснительная записка, содержание программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка, содержание программы | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе ст.12, п.4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; письма от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».
Программа «Театральные ступеньки» художественной направленности, адаптированная, составленная на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Художественные кружки», раздел «Театральный кружок» . Москва, «Просвещение», 1981 г., Детский музыкальный театр:: программы, разработки занятий, рекомендации, авт.-сост. Е.Х. Афанасенко, Волгоград, Учитель, 2009 г., С.Ю. Кидин «Театр – студия в современной школе», «Учимся играть в театр» (программа дополнительного образования детей), Волгоград, Учитель, 2009 г.
Данная программа художественной направленности учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее – эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством.
Актуальность программы.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.
Данная программа является актуальной, так как в основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитании детей. Выбор профессии является конечным результатом программы, но дает возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпердметных связей. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов.
Общая характеристика программы.
Программа «Театральных ступенек» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я –концепции» признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи.
Принцип систематичности и последовательности Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
Способствовать формированию:
Необходимых представлений о театральном искусстве;
Актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
Речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
Практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
Способствовать развитию:
Интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства:
Творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка;
Эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
Создать условия воспитания:
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
Творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Программа «Театральные ступеньки» включает несколько основных этапов:
История театра. Театр как вид искусства.
Актерская грамота.
Художественное чтение.
Сценическое движение.
Сценическое движение в совокупности с вокальным исполнением.
Работа над пьесой.
Отличительной особенностью программы «Театральные ступеньки» является синтез типовых и модифицированных образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Возраст участников: от 7 до 18 лет. При наборе принимаются все желающие. При этом проводится собеседование с целью выявления физических возможностей.
Объединение разбивается на группы в соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся.
Срок реализации программы: - 2 года, 144 часа первый год обучения, 216 часов – второй год обучения.
Формы режима занятий и контроля.
Реализация поставленных задач предполагается через такие виды деятельности, как:
- беседа ;
- экскурсии;
- уроки сценической и музыкальной грамотности;
- игровые виды деятельности;
- вокально – хоровая работа;
- восприятие музыки;
- выразительное чтение;
- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
- создание масок, костюмов, декораций;
- участие в постановке спектакля.
Так как форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающимся, остановимся на этом вопросе подробнее.
Возраст | Ведущая деятельность | Возрастные, психологические новообразования |
6-7 лет | Игровая деятельность как моделирование социальных отношений | - формирование символической функции сознания и воображения; Появление ориентации на общие смыслы человеческих действий; - выделение в человеческих отношениях элементов соподчинения и управления; - способность к сопереживанию; - наглядно – образное мышление. |
8-11 лет | Учебная деятельность | - теоретическое отношение к действительности; - психологические предпосылки отвлеченного мышления; - появляется произвольность психических процессов; - планирующая функция мышления (внутренний план действий); - рефлексия (способность обосновать свои действия). |
Занятия в группах проводятся:
- первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;
- второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
Количество учащихся в группах:
1-й год обучения – 12
2-й год обучения – 12.
Занятия в объединении состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Все занятия 1 раздела коллективные . на первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность обучающемуся рассказать о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Условия реализации программы:
- наличие просторного помещения – (40-50 кв.м);
- материальная база для создания костюмов;
- аудио и видео техника;
- фонотека;
- наглядные и демонстрационные пособия
- библиотека справочных материалов по предмету.
Ожидаемый результат.
По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:
- особенности театра как вида искусства , иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
- народные истоки театрального искусства;
- об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
-разбираться в театральных терминах, отражать свои впечатления в словесной форме;
- концентрировать внимание и координировать движения;
- «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- коллективно выполнять задания;
- выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия – зачета: открытое занятие , включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой»фразы.
По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:
- : театр, сцена, кулисы, артист, актер, сценическая площадка, репетиция, номер, персонаж, жанр, ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, опера, партитура, пауза, ритм, длительность, динамика, темп;
- средства музыкальной выразительности
- иметь навыки игры в музыкальном спектакле.
Должны уметь:
- действовать в коллективе;
- свободно ориентироваться на сценической площадке;
- управлять интонацией своего голоса;
- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- петь хором в унисон;
- произносить текст внятно, с выражением;
- правильно распределять дыхание;
- импровизировать на заданную тему.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№ | Раздел | Кол-во Часов 2 год | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Сценическое общение. | 20 | 11 | 9 |
3. | Оценка фактов. | 22 | 7 | 19 |
4. | Словесные воздействия как подтекст. | 8 | 3 | 5 |
5. | Предлагаемые обстоятельства | 10 | 4 | 6 |
6. | Мизансцена тела. | 20 | 11 | 9 |
7. | Сценическое действие. | 22 | 10 | 12 |
8. | Сценическое движение. | 18 | 2 | 16 |
9. | Работа над вокалом. | 24 | 9 | 14 |
10. | Грим. | 10 | 6 | 4 |
11. | Работа над пьесой. | 28 | 10 | 18 |
12. | Репетиционный период. | 30 | 3 | 27 |
13. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 216 | 78 | 138 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона
Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...
Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»
Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитател...
программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в рабо...
Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...
Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...
рабочая программа ТО Театральная студия
дополнительное образование...
Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"
В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и во время учебного года, явля...