Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»
методическая разработка (8 класс) на тему
Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усовершенствовать навыки по конструированию и программированию робототехнических устройств и подготовиться к соревнованиям конкурса «Hello, Robot! Arduino», а также познакомиться с азами 3d-моделирования и принципами работы чпу-устройств.
Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры, геометрии, биологии, истории) и способствовать их ранней профориентации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14-16 лет.
Отличительной особенностью программы является разделение курса на три части (по триместрам) с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.
Первая часть посвящена повторению и закреплению основ программирования в среде Arduino IDE, переходу на написание чистого кода, сборке и настройке робота для подготовки к соревнованиям.
В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) собирают и программируют робота, способного двигаться по линии (соревнования шорт-трек). Предусмотрено проведение соревновательных заездов по мере усовершенствования робота. Это позволит мотивировать обучающихся к занятиям, эффективно развивать у них умения:
- сформулировать проблему и найти способ её решения;
- разрабатывать и корректировать планы работы;
- структурировать полученные знания, анализировать и синтезировать новые знания;
- вести диалог.
Результаты соревнований служат основанием для отбора команд на региональный этап соревнований фестиваля «Робофест» 2017 года.
Вторая часть посвящена основам мехатроники и бионики.
В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 4 человека) собирают и программируют роботизированный манипулятор с 3 степенями свободы, а также проектируют, собирают (в группах по 6 человек) и программируют бионическую руку-аватар (повторяет движения руки в управляющей перчатке).
Третья часть посвящена основам 3d-моделирования. Обучающиеся на примере принтера Prusa i3 знакомятся с принципами работы ЧПУ-устройств и технологиями 3d-печати, изучают основы 3d-проектирования в программе Компас-3d LT.
В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают модель и изготавливают отдельные детали для самодельного 3d-принтера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа город Бор
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа город Бор Нижегородской области
Утверждена ___________________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
УРОВЕНЬ 2»;
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Составил: Зорин Василий Владимирович.
г. Бор
2016 г.
Оглавление
Рабочая программа «Электроника и робототехника: основы».
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усовершенствовать навыки по конструированию и программированию робототехнических устройств и подготовиться к соревнованиям конкурса «Hello, Robot! Arduino», а также познакомиться с азами 3d-моделирования и принципами работы чпу-устройств.
Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры, геометрии, биологии, истории) и способствовать их ранней профориентации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14-16 лет.
Отличительной особенностью программы является разделение курса на три части (по триместрам) с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.
Первая часть посвящена повторению и закреплению основ программирования в среде Arduino IDE, переходу на написание чистого кода, сборке и настройке робота для подготовки к соревнованиям.
В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) собирают и программируют робота, способного двигаться по линии (соревнования шорт-трек). Предусмотрено проведение соревновательных заездов по мере усовершенствования робота. Это позволит мотивировать обучающихся к занятиям, эффективно развивать у них умения:
- сформулировать проблему и найти способ её решения;
- разрабатывать и корректировать планы работы;
- структурировать полученные знания, анализировать и синтезировать новые знания;
- вести диалог.
Результаты соревнований служат основанием для отбора команд на региональный этап соревнований фестиваля «Робофест» 2017 года.
Вторая часть посвящена основам мехатроники и бионики.
В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 4 человека) собирают и программируют роботизированный манипулятор с 3 степенями свободы, а также проектируют, собирают (в группах по 6 человек) и программируют бионическую руку-аватар (повторяет движения руки в управляющей перчатке).
Третья часть посвящена основам 3d-моделирования. Обучающиеся на примере принтера Prusa i3 знакомятся с принципами работы ЧПУ-устройств и технологиями 3d-печати, изучают основы 3d-проектирования в программе Компас-3d LT.
В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают модель и изготавливают отдельные детали для самодельного 3d-принтера.
Формы и режим занятий
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Все занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия планируются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
План теоретического занятия:
- заполнение журнала присутствующих на занятиях обучаемых, оргмомент;
- объявление темы занятий, постановка целей и задач;
- раздача наглядных материалов для самостоятельной работы, повторение пройденного материала;
- представление и объяснение новой (в форме лекции, индивидуального или группового изучения текстово-графических материалов);
- проверка и закрепление полученных знаний.
План практического занятия:
- заполнение журнала присутствующих, оргмомент, инструктаж по технике безопасности;
- объявление темы занятий, постановка целей и задач;
- показ конечного результата занятия в виде собранного робота (узла, конструкции) или его графической модели, формулировка алгоритмической задачи;
- показ последовательности сборки узлов робота преподавателем, самостоятельное или групповое изучение инструкций по сборке;
- групповая работа по сборке узлов робота (разработке программы) обучающимися;
- разбор допущенных ошибок.
Содержание программы
Объем программы составляет 72 академических часа.
Цели программы:
Развитие творческих способностей и формирование ранней профориентации обучающихся в процессе конструирования и программирования роботов и других автоматизированных устройств, участия в соревнованиях (фестивалях, выставках) по робототехнике.
Задачи программы:
- Развить навыки алгоритмизации на основе программирования мобильного робота;
- Развить навыки конструирования, сформировать представление о роли естественно-научных дисциплин для формирования профессиональной компетентности отдельного человека и для научно-технического прогресса;
- Способствовать развитию образного и технического мышления;
- Способствовать воспитанию:
- настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия;
- коммуникативных качеств, умения работать в коллективе;
- творческого отношение к выполняемой работе;
Сроки освоения программы
Срок освоения программы – 1 год (____ 2016 года по ____ 2017 года).
По окончании курса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
- перечень и основные правила соревнований фестиваля «Робофест», к которым допускаются роботы на базе Arduino.
УМЕТЬ:
- проводить сборку робототехнических устройств с применением с использованием платформы Arduino;
- разрабатывать программы в среде программирования Arduino IDE (основана на языке программирования C/C++);
- моделировать простые трехмерные модели в программе Компас-3d LT.;
- объяснять принципы автоматизации процессов в окружающих технических устройствах на основе знаний о видах датчиков, электронных компонентов и знаний, полученных из курса естественно-научных предметов.
Календарно-учебный график
Дата | Тема |
I. КОЛЕСНЫЙ РОБОТ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ | |
Инструктаж по ТБ. План на триместр. Повторение основ языка | |
Повторение основ языка | |
Собираем 3-колесного робота | |
Программируем основные движения | |
Настраиваем датчик скорости | |
Программируем круиз-контроль | |
Выносим маневры в подпрограммы | |
Подключаем и настраиваем датчики линии | |
Тестируем трек с двумя датчиками | |
Тестируем трек с тремя датчиками | |
Подключаем робота к телефону | |
Открытый урок. Презентация робота для соревнований «Hello, robot! Arduino» | |
II. МЕХАТРОНИКА И БИОНИКА | |
Планы на триместр. Параллелограммный механизм. | |
Собираем робо-кран из дерева | |
Моделируем робо-клешню из картона | |
Собираем робо-клешню из дерева | |
Программируем робо-кран с клешней | |
Моделируем руку-аватар из картона. | |
Собираем рабочий прототип руки-аватара. | |
Собираем датчики изгиба. | |
Собираем робо-перчатку и градуируем датчики. | |
Программируем руку-аватар. | |
Собираем руку-аватар из дерева. | |
Открытый урок. Презентация проекта «рука-аватар» | |
III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ | |
Планы на триместр. Устройство 3d-принтера. Пробная печать. | |
Знакомство с Компас-3d. Эскизы | |
Эскизы. Построение кривых. | |
Выдавливание. Вырезание. | |
Скругления. Кронштейн для принтера. | |
Кинематические операции. Кружка. | |
Кинематические операции. Резьба. | |
Операции по сечениям. | |
Операции по сечениям. Крепление вентилятора. | |
Параметрические операции. Решетка вентилятора | |
Модель по картинке. Решетка вентилятора с логотипом |
Учебный план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. КОЛЕСНЫЙ РОБОТ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ | ||||
Инструктаж по ТБ. План на триместр. Повторение основ языка | 2 | 1 | 1 | |
Повторение основ языка | 2 | 1 | 1 | |
Собираем 3-колесного робота | 2 | 0 | 2 | |
Программируем основные движения | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Настраиваем датчик скорости | 2 | 1 | 1 | |
Программируем круиз-контроль | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Выносим маневры в подпрограммы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Подключаем и настраиваем датчики линии | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Тестируем трек с двумя датчиками | 2 | 0 | 2 | |
Тестируем трек с тремя датчиками | 2 | 0 | 2 | |
Подключаем робота к телефону | 2 | 1 | 1 | |
Открытый урок. Презентация робота | 2 | 0 | 2 | |
II. МЕХАТРОНИКА | ||||
Планы на триместр. Параллелограммный механизм. Моделируем робо-кран из картона. | 2 | 1 | 1 | |
Собираем робо-кран из дерева | 2 | 0 | 2 | |
Моделируем робо-клешню из картона | 2 | 0 | 2 | |
Собираем робо-клешню из дерева | 2 | 0 | 2 | |
Программируем робо-кран с клешней | 2 | 0 | 2 | |
Моделируем руку-аватар из картона. | 2 | 1 | 1 | |
Собираем рабочий прототип руки-аватара. | 2 | 0 | 2 | |
Собираем датчики изгиба. | 2 | 1 | 1 | |
Собираем робо-перчатку и градуируем датчики. | 2 | 0 | 2 | |
Программируем руку-аватар. | 2 | 0 | 2 | |
Собираем руку-аватар из дерева. | 2 | 0 | 2 | |
Открытый урок. Презентация проекта «рука-аватар» | 2 | 0 | 2 | |
III. ОСНОВЫ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ | ||||
Планы на триместр. Устройство 3d-принтера. Пробная печать. | 2 | 1,5 | 0,5 | |
Знакомство с Компас-3d. Эскизы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Эскизы. Построение кривых. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Выдавливание. Вырезание. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Скругления. Кронштейн для принтера. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Кинематические операции. Кружка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Кинематические операции. Резьба. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Операции по сечениям. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Операции по сечениям. Крепление вентилятора. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Параметрические операции. Решетка вентилятора | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Модель по картинке. Решетка вентилятора с логотипом | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Открытый урок. Соревнование по 3d-моделированию. | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО: | 72 | 15,5 | 56,5 |
Оценочные материалы
1 триместр – открытые соревнования по правилам «Hello, robot! Arduino» команд (групп) по 2 человека. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.
Критерии оценки: призовые места – 5, успешно проехавшие – 4, не проехавшие до конца – 3 или 2.
2 триместр – презентация программы для мехатронной руки-аватара группами по 2 человека. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.
Критерии оценки: точность повторения движений (макс 4 балла), наличие конструктивных улучшений, предложенных группой (по консультации с руководителем кружка, макс 1 балл)
3 триместр – открытый урок-соревнование по 3d-моделированию. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.
Критерии оценки: точность измерений и выполнения (макс 3 балла), скорость выполнения (макс 2 балла).
Список литературы
- «Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО» - АНО НМЦ «Школа нового поколения»: М., 2013.
- «Учебник для образовательного набора «Амперка». Основы программирования микроконтроллеров».
- «Электроника для начинающих» – Чарльз Платт: БХВ-Петербург, 2012.
Дополнительные материалы для педагога:
- http://arduino.ru/
- http://edurobotics.info/
- http://edurobots.ru/
- http://rus-robots.ru/
- http://wiki.amperka.ru/
- https://www.youtube.com/channel/UCoy0duz0ZzVzL91-E75Mw7w (канал)
- https://www.youtube.com/channel/UC7aH7HVqDvwB1xNHfSl-fDw (канал)
Дополнительные материалы обучающихся:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»
Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.Программа призвана развить творческие способности ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100157-1547125946.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1080945-1552370697.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Шелковая ленточка" стартовый уровень 72 часа
Дополнительная образовательная программа «Шелковая ленточка» является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475521-1409647777.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается в образовательной среде LEGO, к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-508899-1415790402.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192160-1574611459.jpg)
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1211781-1580465067.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Программирование роботов»
Цель и задачи программыЦелью программы «Программирование роботов» является: развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенц...