Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.

Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры и геометрии) и способствовать их ранней профориентации.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, – 11-13 лет.

Отличительной особенностью программы являютюятся:

- использование визуальной объектно-ориентированной среды программирования Scratch и Scratch-подобной надстройки Ardublock для среды программирования Arduino IDE;

- разделение курса на три части с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_2016-1uroven.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Бор

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа город Бор Нижегородской области

Утверждена ___________________

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
УРОВЕНЬ 1»;

Возраст обучающихся: 11-13 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Составил: Зорин Василий Владимирович.

г. Бор
2016 г.


Оглавление

Пояснительная записка        

Содержание программы        

Календарно-учебный график        

Учебный план        

Рабочая программа «Электроника и робототехника: основы».        

Оценочные материалы        

Список литературы        


Пояснительная записка

Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.

Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры и геометрии) и способствовать их ранней профориентации.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 11-13 лет.

Отличительной особенностью программы являютюятся:

- использование визуальной объектно-ориентированной среды программирования Scratch и Scratch-подобной надстройки Ardublock для среды программирования Arduino IDE;

- разделение курса на три части с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.

Первая часть посвящена основам алгоритмизации и построена на базе среды Scratch.

Использование визуальной объектно-ориентированной среды позволяет быстро и эффективно освоить представление об основных алгоритмических конструкциях и принципах решения задач на ЭВМ без изучения синтаксиса конкретных текстовых языков программирования.

В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают и с помощью руководителя публикуют в Интернет компьютерную игру «бокс».

Вторая часть посвящена основам электроники на базе микроконтроллера Arduino Uno и электронных компонентов, а также более глубокому изучению алгоритмизации на основе надстройки Ardublock для среды Arduino IDE.

Визуально работа в Ardublock похожа на работу в Scratch, однако готовая программа преобразуется в текстовый код для Arduino IDE. Таким образом, обучающиеся продолжают развивать навыки алгоритмизации на базе визуальной объектно-ориентированной среды, но при этом готовятся к полноценной работе с текстовым языком программирования (предусмотрена в курсе «Робототехника и программирование. Уровень 2»).

В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 2 человека) программируют и собирают кодовый замок для сейфа на основе контроллера Arduino Uno.

Третья часть посвящена основам конструирования подвижных роботов на базе микроконтроллера Arduino. Предусмотрена сборка и программирование основных движений трехколесного робота, пригодного для соревнований «Hello, Robot! Arduino», а изучение особенностей и конструирование гусеничной платформы.

В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) конструируют и испытывают робота-разведчика (дистанционно управляемая гусеничная платформа на базе Arduino Uno и подвижной турелью для сотового телефона с камерой).

Формы и режим занятий

Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Все занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия планируются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

План теоретического занятия:

  • заполнение журнала присутствующих на занятиях обучаемых, оргмомент;
  • объявление темы занятий, постановка целей и задач;
  • раздача наглядных материалов для самостоятельной работы, повторение пройденного материала;
  • представление и объяснение новой (в форме лекции, индивидуального или группового изучения текстово-графических материалов);
  • проверка и закрепление полученных знаний.

План практического занятия:

  • заполнение журнала присутствующих, оргмомент, инструктаж по технике безопасности;
  • объявление темы занятий, постановка целей и задач;
  • показ конечного результата занятия в виде собранного робота (узла, конструкции) или его графической модели, формулировка алгоритмической задачи;
  • показ последовательности сборки узлов робота преподавателем, самостоятельное или групповое изучение инструкций по сборке;
  • групповая работа по сборке узлов робота (разработке программы) обучающимися;
  • разбор допущенных ошибок.

Содержание программы

Объем программы составляет 36 академических часов.

Цели программы:

Развитие творческих способностей и формирование ранней профориентации обучающихся в процессе конструирования и программирования роботов и других автоматизированных устройств, участия в соревнованиях (фестивалях, выставках) по робототехнике.

Задачи программы:

  • Познакомить с основными принципами механики и электроники;
  • Дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
  • Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
  • Сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
  • Познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических средств.
  • Способствовать развитию образного и технического мышления;
  • Способствовать воспитанию:
  • настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия;
  • коммуникативных качеств, умения работать в коллективе;
  • творческого отношение к выполняемой работе;

- усвоить представления об основных этапах решения задач на ЭВМ и правилах алгоритмизации;

- научиться применять для решения задач изученные алгоритмические конструкции (ветвление, цикл с параметром, цикл с предусловием);

- научиться планировать пути решения задач в ходе работы над сквозным проектом;

- научиться работать в группе.

- усвоить элементарные представления об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении;

- научиться собирать простые электрические схемы;

- улучшить навыки использования алгоритмических конструкций ветвления и циклов, переменных,

Сроки освоения программы

Срок освоения программы – 1 год (____ 2016 года по ____ 2017 года).

По окончании курса обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;
  • теоретические основы создания робототехнических устройств;
  • порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
  • порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

УМЕТЬ:

  • проводить сборку робототехнических устройств с применением с использованием платформы Arduino;
  • разрабатывать алгоритмы в виде блок-схем, создавать простые программы для робототехнических устройств в среде программирования Scratch и Arduino IDE (с надстройкой Ardublock).

 

Календарно-учебный график

Дата

Тема

I. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Инструктаж по ТБ. План на триместр. Знакомство со Scratch

Цикл с параметром. Движение по координатам. Рисуем фигуры и цветы.

Цикл с условием

Интерактивность. Ветвление. Переменные.

Простая математика. Костюмы спрайта.

Программа бильярдный шар

Общение спрайтов. Программа кот-часовой

Создаем игру кот-часовой (занятие 1)

Создаем игру кот-часовой (занятие 2)

Создаем игру бокс (занятие 1)

Создаем игру бокс (занятие 2)

Открытый урок. Презентация игры "Бокс"

II. ЗНАКОМСТВО С ARDUINO

13

Планы на триместр. Знакомство с Arduino. Мигаем светодиодом

14

Цикл с параметром. Переменные

15

Подпрограммы. Пищалка

16

Связь через USB-порт. Светофор с таймером

17

Входящие цифровые сигналы Кнопка. Счетчик нажатий

18

Условие и мат логика в Arduino. Светофор для пешеходов.

19

Электричество. Ток и напряжение. Подача аналоговых сигналов

20

Делитель напряжения. Регулятор яркости. Автоподсветка.

21

Серводвигатели. Функция map. Указатель освещенности

22

Одномерный массив. Кодовый замок

23

Собираем сейф с кодовым замком

24

Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком"

III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ

25

План на триместр. Сборка 3-колесного робота.

26

Подпрограммы движения (вперед, назад, поворот).

27

Пульт для робота из макетной платы.

28

Датчик препятствий. Робот с обнаружением препятствий.

29

Корпус танка и гусеницы из подручных материалов

30

Рычаги подвески из подручных материалов Проектирование ведущих колес.

31

Сборка подвески, монтаж двигателей.

32

Перенос управляющей платы ардуино на гусеницы. Тест подвижности платформы.

33

Сборка турели для мобильного телефона на серво-двигателе.

34

Настройка управления и трансляции видео.

35

Открытый урок. Презентация проекта «Робот-разведчик».

Учебный план

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Инструктаж по ТБ. План на триместр. Знакомство со Scratch

1

0,5

0,5

Цикл с параметром. Движение по координатам. Рисуем фигуры и цветы.

1

0,5

0,5

Цикл с условием

1

0,5

0,5

Интерактивность. Ветвление. Переменные.

1

0,5

0,5

Простая математика. Костюмы спрайта.

1

0,5

0,5

Программа бильярдный шар

1

0

1

Общение спрайтов. Программа кот-часовой

1

0,5

0,5

Создаем игру кот-часовой (занятие 1)

1

0

1

Создаем игру кот-часовой (занятие 2)

1

0

1

Создаем игру бокс (занятие 1)

1

0

1

Создаем игру бокс (занятие 2)

1

0

1

Открытый урок. Презентация игры "Бокс"

1

0

1

II. ЗНАКОМСТВО С ARDUINO

Планы на триместр. Знакомство с Arduino. Мигаем светодиодом

1

0,5

0,5

Циклы в Arduino. Переменные

1

0,5

0,5

Подпрограммы. Пищалка

1

0,5

0,5

Связь через USB-порт. Светофор с таймером

1

0,5

0,5

Входящие цифровые сигналы Кнопка. Счетчик нажатий.

1

0,5

0,5

Условие и мат логика в Arduino. Светофор для пешеходов.

1

0,5

0,5

Электричество. Ток и напряжение. Подача аналоговых сигналов

1

0,5

0,5

Делитель напряжения. Регулятор яркости. Автоподсветка.

1

0,5

0,5

Серводвигатели. Функция map. Указатель освещенности

1

0,5

0,5

Одномерный массив. Кодовый замок

1

0,5

0,5

Собираем сейф с кодовым замком

1

0

1

Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком"

1

0

1

III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ

Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком"

План на триместр. Сборка 3-колесного робота.

1

0,5

0,5

Подпрограммы движения (вперед, назад, поворот).

1

0,5

0,5

Пульт для робота из макетной платы.

1

0

1

Датчик препятствий. Робот с обнаружением препятствий.

1

0,5

0,5

Корпус танка и гусеницы из подручных материалов

1

0

1

Рычаги подвески из подручных материалов Проектирование ведущих колес.

1

0

1

Сборка подвески, монтаж двигателей.

1

0

1

Перенос управляющей платы ардуино на гусеницы. Тест подвижности платформы.

2

0

2

Сборка турели для мобильного телефона на серво-двигателях.

1

0,5

0,5

Настройка управления и трансляции видео.

1

0

1

Открытый урок. Презентация проекта «Робот-разведчик».

1

0

1

ИТОГО:

36

10

26

Оценочные материалы

Оценка результатов освоения курса каждым учеником осуществляется в форме групповой защиты проектов по итогам каждого триместра. Проводится с участием экспертной комиссии. По итогам защиты дается оценка проекта по 5-балльной шкале.

Критерии оценки:

  1. Владение терминами и умение объяснить логику программы (макс 2 балла).
  2. Дизайн программной части и качество изготовления конструкции (макс 2 балла)
  3. Наличие собственных программных и технических решений (по консультации с руководителем, макс 1 балл).

Список литературы

  1. «Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО» - АНО НМЦ «Школа нового поколения»: М., 2013.
  2. «Учебник для образовательного набора «Амперка». Основы программирования микроконтроллеров».
  3. «Электроника для начинающих» – Чарльз Платт: БХВ-Петербург, 2012.

Дополнительные материалы для педагога:

  1. http://edurobotics.info/
  2. http://edurobots.ru/
  3. http://rus-robots.ru/
  4. http://wiki.amperka.ru/
  5. Youtube-канал Э+М https://www.youtube.com/channel/UCoy0duz0ZzVzL91-E75Mw7w
  6. Youtube-канал Дмитрия Осипова https://www.youtube.com/channel/UC7aH7HVqDvwB1xNHfSl-fDw

Дополнительные материалы обучающихся:

  1. http://scratch4russia.com/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»

Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усоверше...

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шелковая ленточка" стартовый уровень 72 часа

Дополнительная образовательная программа «Шелковая ленточка» является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использовани...

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»

Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается  в образовательной среде LEGO, к...

Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Программирование роботов»

Цель и задачи программыЦелью программы «Программирование роботов» является: развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенц...