Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему
Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.
Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры и геометрии) и способствовать их ранней профориентации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, – 11-13 лет.
Отличительной особенностью программы являютюятся:
- использование визуальной объектно-ориентированной среды программирования Scratch и Scratch-подобной надстройки Ardublock для среды программирования Arduino IDE;
- разделение курса на три части с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_2016-1uroven.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа город Бор
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа город Бор Нижегородской области
Утверждена ___________________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
УРОВЕНЬ 1»;
Возраст обучающихся: 11-13 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Составил: Зорин Василий Владимирович.
г. Бор
2016 г.
Оглавление
Рабочая программа «Электроника и робототехника: основы».
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.
Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры и геометрии) и способствовать их ранней профориентации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 11-13 лет.
Отличительной особенностью программы являютюятся:
- использование визуальной объектно-ориентированной среды программирования Scratch и Scratch-подобной надстройки Ardublock для среды программирования Arduino IDE;
- разделение курса на три части с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.
Первая часть посвящена основам алгоритмизации и построена на базе среды Scratch.
Использование визуальной объектно-ориентированной среды позволяет быстро и эффективно освоить представление об основных алгоритмических конструкциях и принципах решения задач на ЭВМ без изучения синтаксиса конкретных текстовых языков программирования.
В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают и с помощью руководителя публикуют в Интернет компьютерную игру «бокс».
Вторая часть посвящена основам электроники на базе микроконтроллера Arduino Uno и электронных компонентов, а также более глубокому изучению алгоритмизации на основе надстройки Ardublock для среды Arduino IDE.
Визуально работа в Ardublock похожа на работу в Scratch, однако готовая программа преобразуется в текстовый код для Arduino IDE. Таким образом, обучающиеся продолжают развивать навыки алгоритмизации на базе визуальной объектно-ориентированной среды, но при этом готовятся к полноценной работе с текстовым языком программирования (предусмотрена в курсе «Робототехника и программирование. Уровень 2»).
В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 2 человека) программируют и собирают кодовый замок для сейфа на основе контроллера Arduino Uno.
Третья часть посвящена основам конструирования подвижных роботов на базе микроконтроллера Arduino. Предусмотрена сборка и программирование основных движений трехколесного робота, пригодного для соревнований «Hello, Robot! Arduino», а изучение особенностей и конструирование гусеничной платформы.
В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) конструируют и испытывают робота-разведчика (дистанционно управляемая гусеничная платформа на базе Arduino Uno и подвижной турелью для сотового телефона с камерой).
Формы и режим занятий
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Все занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия планируются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
План теоретического занятия:
- заполнение журнала присутствующих на занятиях обучаемых, оргмомент;
- объявление темы занятий, постановка целей и задач;
- раздача наглядных материалов для самостоятельной работы, повторение пройденного материала;
- представление и объяснение новой (в форме лекции, индивидуального или группового изучения текстово-графических материалов);
- проверка и закрепление полученных знаний.
План практического занятия:
- заполнение журнала присутствующих, оргмомент, инструктаж по технике безопасности;
- объявление темы занятий, постановка целей и задач;
- показ конечного результата занятия в виде собранного робота (узла, конструкции) или его графической модели, формулировка алгоритмической задачи;
- показ последовательности сборки узлов робота преподавателем, самостоятельное или групповое изучение инструкций по сборке;
- групповая работа по сборке узлов робота (разработке программы) обучающимися;
- разбор допущенных ошибок.
Содержание программы
Объем программы составляет 36 академических часов.
Цели программы:
Развитие творческих способностей и формирование ранней профориентации обучающихся в процессе конструирования и программирования роботов и других автоматизированных устройств, участия в соревнованиях (фестивалях, выставках) по робототехнике.
Задачи программы:
- Познакомить с основными принципами механики и электроники;
- Дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- Сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- Познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических средств.
- Способствовать развитию образного и технического мышления;
- Способствовать воспитанию:
- настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия;
- коммуникативных качеств, умения работать в коллективе;
- творческого отношение к выполняемой работе;
- усвоить представления об основных этапах решения задач на ЭВМ и правилах алгоритмизации;
- научиться применять для решения задач изученные алгоритмические конструкции (ветвление, цикл с параметром, цикл с предусловием);
- научиться планировать пути решения задач в ходе работы над сквозным проектом;
- научиться работать в группе.
- усвоить элементарные представления об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении;
- научиться собирать простые электрические схемы;
- улучшить навыки использования алгоритмических конструкций ветвления и циклов, переменных,
Сроки освоения программы
Срок освоения программы – 1 год (____ 2016 года по ____ 2017 года).
По окончании курса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
УМЕТЬ:
- проводить сборку робототехнических устройств с применением с использованием платформы Arduino;
- разрабатывать алгоритмы в виде блок-схем, создавать простые программы для робототехнических устройств в среде программирования Scratch и Arduino IDE (с надстройкой Ardublock).
Календарно-учебный график
Дата | Тема |
I. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ | |
Инструктаж по ТБ. План на триместр. Знакомство со Scratch | |
Цикл с параметром. Движение по координатам. Рисуем фигуры и цветы. | |
Цикл с условием | |
Интерактивность. Ветвление. Переменные. | |
Простая математика. Костюмы спрайта. | |
Программа бильярдный шар | |
Общение спрайтов. Программа кот-часовой | |
Создаем игру кот-часовой (занятие 1) | |
Создаем игру кот-часовой (занятие 2) | |
Создаем игру бокс (занятие 1) | |
Создаем игру бокс (занятие 2) | |
Открытый урок. Презентация игры "Бокс" | |
II. ЗНАКОМСТВО С ARDUINO | |
13 | Планы на триместр. Знакомство с Arduino. Мигаем светодиодом |
14 | Цикл с параметром. Переменные |
15 | Подпрограммы. Пищалка |
16 | Связь через USB-порт. Светофор с таймером |
17 | Входящие цифровые сигналы Кнопка. Счетчик нажатий |
18 | Условие и мат логика в Arduino. Светофор для пешеходов. |
19 | Электричество. Ток и напряжение. Подача аналоговых сигналов |
20 | Делитель напряжения. Регулятор яркости. Автоподсветка. |
21 | Серводвигатели. Функция map. Указатель освещенности |
22 | Одномерный массив. Кодовый замок |
23 | Собираем сейф с кодовым замком |
24 | Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком" |
III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ | |
25 | План на триместр. Сборка 3-колесного робота. |
26 | Подпрограммы движения (вперед, назад, поворот). |
27 | Пульт для робота из макетной платы. |
28 | Датчик препятствий. Робот с обнаружением препятствий. |
29 | Корпус танка и гусеницы из подручных материалов |
30 | Рычаги подвески из подручных материалов Проектирование ведущих колес. |
31 | Сборка подвески, монтаж двигателей. |
32 | Перенос управляющей платы ардуино на гусеницы. Тест подвижности платформы. |
33 | Сборка турели для мобильного телефона на серво-двигателе. |
34 | Настройка управления и трансляции видео. |
35 | Открытый урок. Презентация проекта «Робот-разведчик». |
Учебный план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
I. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ | |||||
Инструктаж по ТБ. План на триместр. Знакомство со Scratch | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Цикл с параметром. Движение по координатам. Рисуем фигуры и цветы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Цикл с условием | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Интерактивность. Ветвление. Переменные. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Простая математика. Костюмы спрайта. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Программа бильярдный шар | 1 | 0 | 1 | ||
Общение спрайтов. Программа кот-часовой | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Создаем игру кот-часовой (занятие 1) | 1 | 0 | 1 | ||
Создаем игру кот-часовой (занятие 2) | 1 | 0 | 1 | ||
Создаем игру бокс (занятие 1) | 1 | 0 | 1 | ||
Создаем игру бокс (занятие 2) | 1 | 0 | 1 | ||
Открытый урок. Презентация игры "Бокс" | 1 | 0 | 1 | ||
II. ЗНАКОМСТВО С ARDUINO | |||||
Планы на триместр. Знакомство с Arduino. Мигаем светодиодом | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Циклы в Arduino. Переменные | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Подпрограммы. Пищалка | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Связь через USB-порт. Светофор с таймером | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Входящие цифровые сигналы Кнопка. Счетчик нажатий. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Условие и мат логика в Arduino. Светофор для пешеходов. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Электричество. Ток и напряжение. Подача аналоговых сигналов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Делитель напряжения. Регулятор яркости. Автоподсветка. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Серводвигатели. Функция map. Указатель освещенности | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Одномерный массив. Кодовый замок | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Собираем сейф с кодовым замком | 1 | 0 | 1 | ||
Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком" | 1 | 0 | 1 | ||
III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ | Открытый урок. Презентация проекта "Сейф с кодовым замком" | ||||
План на триместр. Сборка 3-колесного робота. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Подпрограммы движения (вперед, назад, поворот). | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Пульт для робота из макетной платы. | 1 | 0 | 1 | ||
Датчик препятствий. Робот с обнаружением препятствий. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Корпус танка и гусеницы из подручных материалов | 1 | 0 | 1 | ||
Рычаги подвески из подручных материалов Проектирование ведущих колес. | 1 | 0 | 1 | ||
Сборка подвески, монтаж двигателей. | 1 | 0 | 1 | ||
Перенос управляющей платы ардуино на гусеницы. Тест подвижности платформы. | 2 | 0 | 2 | ||
Сборка турели для мобильного телефона на серво-двигателях. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Настройка управления и трансляции видео. | 1 | 0 | 1 | ||
Открытый урок. Презентация проекта «Робот-разведчик». | 1 | 0 | 1 | ||
ИТОГО: | 36 | 10 | 26 |
Оценочные материалы
Оценка результатов освоения курса каждым учеником осуществляется в форме групповой защиты проектов по итогам каждого триместра. Проводится с участием экспертной комиссии. По итогам защиты дается оценка проекта по 5-балльной шкале.
Критерии оценки:
- Владение терминами и умение объяснить логику программы (макс 2 балла).
- Дизайн программной части и качество изготовления конструкции (макс 2 балла)
- Наличие собственных программных и технических решений (по консультации с руководителем, макс 1 балл).
Список литературы
- «Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО» - АНО НМЦ «Школа нового поколения»: М., 2013.
- «Учебник для образовательного набора «Амперка». Основы программирования микроконтроллеров».
- «Электроника для начинающих» – Чарльз Платт: БХВ-Петербург, 2012.
Дополнительные материалы для педагога:
- http://edurobotics.info/
- http://edurobots.ru/
- http://rus-robots.ru/
- http://wiki.amperka.ru/
- Youtube-канал Э+М https://www.youtube.com/channel/UCoy0duz0ZzVzL91-E75Mw7w
- Youtube-канал Дмитрия Осипова https://www.youtube.com/channel/UC7aH7HVqDvwB1xNHfSl-fDw
Дополнительные материалы обучающихся:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»
Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усоверше...
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шелковая ленточка" стартовый уровень 72 часа
Дополнительная образовательная программа «Шелковая ленточка» является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использовани...
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается в образовательной среде LEGO, к...
Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Программирование роботов»
Цель и задачи программыЦелью программы «Программирование роботов» является: развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенц...