Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая азбука"
рабочая программа (7 класс)
Курс «Финансовая азбука" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа спецкурса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников.
В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся среднего звена, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_finansovaya_azbuka.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
«Рассмотрена» На заседании ПЦК Протокол № _______________ От «___» ____________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Фомичева Т.Н. От «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы __________Галушкина А.С. Приказ №___ от «___» ____ 20__г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности:
«_Финансовая азбука_»
Программа ориентирована на учащихся 7 классов
Срок реализации : 1 год
Разработчик программы:
Коршунова Е.А.
ст. Казанская
2019г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая азбука» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 28) ( от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от 01.12.2015 №1577)
« Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей»
- Уставом МБОУ Верхнедонской гимназии
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2015-2020гг (срок реализации -5 лет)
- авторской программы Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016
ЦЕЛИ:
- формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;
- формирование инвестиционной культуры школьников;
- формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
- формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
- формирование практических навыков использования финансовых инструментов;
- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов.
ЗАДАЧИ:
- обеспечить овладение школьниками основами знаний о сущности финансового рынка и рынка коллективных инвестиций, особенностях и закономерностях их функционирования;
- формирование умений анализа финансовой литературы и экономических обзоров, использования простейших методов расчета эффективности инвестиций.
Образовательная функция предлагаемого курса состоит в формировании экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, определения своего места в структуре занятости, получения представлений о работе финансового рынка и финансовых институтов, а также получения знаний в области коллективных инвестиций.
Развивающая функция – развивать современное экономическое мышление, общую экономическую и инвестиционную культуру, способствующих эффективности потребительского поведения в условиях рыночных отношений.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая азбука»
Курс «Финансовая азбука" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа спецкурса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников.
Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.
В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся среднего звена, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия.
Основной акцент делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Курс внеурочной деятельности «Финансовая азбука» рассчитана на учащихся 7-х классов, срок реализации 1- год.
Программа рассчитана: в 7-ом классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут. Реализация программы осуществляется в объёме 35 учебных часов в год
- ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
7 .КЛАСС
Личностными результатами изучения курса «Финансовая азбука» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приемов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчетов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Финансовая азбука.»
7 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | Деньги, доходы семьи, расходы семьи, семейный бюджет. Выгоды обмена и причины появления денег. Различные формы денег и области их использования. Различные источники доходов семьи, причины различных размеров доходов у разных семей. От чего зависит заработная плата. Выбор покупки. Сравнение цен на товары в разных магазинах. Как управлять расходами. Соотношение доходов и расходов. Почему нужно планировать семейный бюджет? |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | Особые жизненные ситуации и как с ними справляться. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Ролевая игра «Семейный бюджет». Семейный бюджет. Доходы. Расходы. Сбережения. Долги. |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. | Налоги. Социальные пособия. Проект «Государство – это мы!» |
4. | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. | Банковские услуги. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес – план. Кредит. Валюта в современном мире. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(календарно-тематическое планирование)
Класс 7 «В»___ Учитель___Коршунова Е.А.__
№ | Дата | Тема | Содержание занятия с основными видами учебной деятельности |
1 | 6.09 | Деньги | Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. Описывать свойства предмета, играющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчѐтами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляют центральный банк. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Познавательная деятельность |
2 | 13.09 | Доходы семьи | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Познавательная деятельность |
3 | 20.09 | Доходы семьи | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Познавательная деятельность |
4 | 27.09 | Расходы семьи | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Познавательная деятельность |
5 | 4.10 | Расходы семьи | Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. |
6 | 11.10 | Семейный бюджет | Классифицировать виды благ. Рассчитывать размер потребительской корзины на условных примерах. Познавательная деятельность |
7 | 18.10 | Семейный бюджет | Сравнивать семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и приминать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений.. Сравнивать потребительский и банковский кредит. Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги. Познавательная деятельность |
8 | 25.10 | Особые жизненные ситуации и как с ними справляться | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс– мажорные случаи и т.п.) Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Познавательная деятельность |
9 | 8.11 | Особые жизненные ситуации и как с ними справляться | Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Познавательная деятельность |
10 | 15.11 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | Практическое распределение доходов и расходов условных семей. Составление бюджета на месяц. Определение его типа. Игровая деятельность |
11 | 22.11 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | Сравнивать семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и приминать решения. Разбор в группах советов по экономии семейного бюджета. Игровая деятельность |
12 | 29.11 | Азбука потребителя | Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Познавательная деятельность |
13 | 6.12 | Азбука потребителя | Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Познавательная деятельность |
14 | 13.12 | Налоги | Объяснить, почему государство собирает налоги. Приводить примеры налогов. Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры уплаты налогов в семье. Познавательная деятельность |
15 | 20.12 | Налоги | Объяснить, почему государство собирает налоги. Приводить примеры налогов. Описывать, как и когда платятся налоги. Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. Приводить примеры уплаты налогов в семье. Познавательная деятельность |
16 | 10.01 | Социальные пособия | Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Приводить примеры социальных выплат. Находить информацию о социальных выплатах. Познавательная деятельность |
17 | 17.01 | Социальные пособия | Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Приводить примеры социальных выплат. Находить информацию о социальных выплатах. Познавательная деятельность. |
18 | 24.01 | Мини-исследование в группах. Проект «Государство – это мы!» | Составлять план, распределять обязанности. Представлять информацию в виде презентации. Представлять результаты исследования перед аудиторией. Слушать выступления и задавать вопросы. Познавательная деятельность |
19 | 31.01 | Мини-исследование в группах. Проект «Государство – это мы!» | Составлять план, распределять обязанности. Представлять информацию в виде презентации. Представлять результаты исследования перед аудиторией. Слушать выступления и задавать вопросы. Познавательная деятельность |
20 | 7.02 | Банковские услуги | Приводить примеры банковских услуг. Описывать условия вкладов и кредитов. Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. Познавательная деятельность |
21 | 14.02 | Банковские услуги | Объяснять, почему и как страхуются вклады. Находить информацию о вкладах и кредитах. Объяснять причины и последствия решений и взятии кредита. Объяснять условия кредита, приводить примеры. Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. Познавательная деятельность |
22 | 21.02 | Собственный бизнес | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснить, что такое бизнес – план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Познавательная деятельность |
23 | 28.02 | Собственный бизнес | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснить, что такое бизнес – план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Познавательная деятельность |
24 | 6.03 | Валюта в современном мире | Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Познавательная деятельность |
25 | 13.03. | Валюта в современном мире | Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Познавательная деятельность |
26 | 20.03 | Обмен валют | Проводить расчёты с валютными курсами. Познавательная деятельность |
27 | 3.04 | Виды кредитов | Сравнивать потребительский и банковский кредит. Рассмотреть виды кредита, доступные потребителю; Анализировать условия договора кредитования; Оценить плюсы и минусы “жизни в долг”. Познавательная деятельность |
28 | 10.04 | Банковские карты и их виды | Объяснять принцип работы пластиковой карты. Виды банковских карт. Дебетовые, кредитные. Овердрафт. Условия обслуживания и пользования. Плюсы и минусы. Познавательная деятельность |
29 | 17.04 | Банковские карты и риски мошенничества | Объяснять, что угрожает банковским картам и как их можно защитить. Что делать, если все же стали жертвой мошенников? Познавательная деятельность |
30 | 24.04 | Тест «Кем быть?» | Использование SWOT – анализа для выбора карьеры. Тестирование |
31 | 8.05. | Современные способы экономии | Объяснять, как оптимизировать расходы. Приводить примеры оптимизации. Личный финансовый план. Познавательная деятельность |
32 | 15.05 | Итоговая работа по курсу «Финансовая азбука» | Итоговая работа по курсу. Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Работать в команде. Оценивать свои действия и действия других. |
33 | 22.05 | Подведение итогов курса «Финансовая азбука» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Итого: 33 часа |
VI.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. | 1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2. С Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2016. 4. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с. |
2. Печатные пособия | |
2. | 1. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2. Энциклопедия для детей «Общество, экономика и политика», Москва, 2001г 3. Словарь-справочник по обществознанию 4. Журнал «Экономика в школе» (финансовое приложение); 5. Журнал «Экономика. Вопросы школьного экономического образования» |
3. Игры и другие пособия | |
3. | |
4. Технические средства обучения | |
4 | ПК Мультимедийный проектор |
5. | Интернет-ресурсы 1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов 3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование 4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы 5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.htm - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин 6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com -Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей» 7. http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm - Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»
Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...