Инновационные образовательные технологии и методы.
проект на тему

Балала Янина Юрьевна

Инновационные образовательные технологии и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii_i_metody.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии и методы.

Понятие «инновация» в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. Но не всегда всё новое равно прогрессивному и современному. Прогрессивно лишь то, что эффективно, вне зависимости от времени возникновения. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и образование. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности. Поэтому развитие образования без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.В Концепции модернизации образования прописано, что «...модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», следовательно, от меня, как от современного педагога, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Необходимо создать такую атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания, где главным составляющим будет развитие у детей умения созидать. А в методике, в первую очередь, следует ввести часть, отвечающую за новый материал: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.Исходя их вышесказанного своей целью считаю: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

  • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
  • сохранить здоровье школьников на период обучения
  • развивать все сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

В решении задач я использую в своей педагогической деятельности личностно ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно - ориентированного обучения, информационно коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

1. Сочетание элементов инновационных образовательных технологий в структуре урока.

п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

1

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность.

Эвристическая беседа.

Здоровьесберегающий

подход

Психофизическая тренировка (настрой на урок). Гимнастика и разминка.

Сообщение темы

и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

2

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах. Эвристическая беседа.

Информационно коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, слайды).

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Компетентностно - ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

3

Информационно коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК.

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтелектуальных умений - сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.

Игровые технологии

Игровая ситуация.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

4

Физминутка

Здоровьесберегающий

подход

Гимнастика для тела, рук, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку).

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания.

5

Информационно- коммуникативные технологии

Тестирование на ПК.

6

Подведение итогов урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод. Подведение итогов в паре (сравнение).

Гуманно-личностная

технология

Создание ситуации успеха.

2. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки включаю гимнастику для тела, рук, глаз, танцевально-ритмические паузы  (под музыку), физминутки, двигательно-речевые упражнения, самомассаж, оздоровительные игры на переменах. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: то использую упражнения для снятия утомления, то упражнения для кистей рук; то гимнастику для глаз.

Например:

Гимнастика для тела.

На лужайке поутру Мы затеяли игру.

Ты - ромашка, я - вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.

Мы - весёлые лучи.

Мы - резвы и горячи.

Раз два. Три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Гимнастика для пальчиков.

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Считаю, что здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. -

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

3. На своих уроках использую личностно- ориентированные технологии (приложение №1)

 Методы урока личностно-ориентированной направленности: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах; и формы, используемые внутри данной технологии: урок - дискуссия, урок - игра, урок — беседа, урок — экскурсия, интегрированный урок.

4. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке - удивление, затруднение. Учитывая разный уровень подготовки детей, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания.

5.Многие уроки провожу с использованием игровых технологий. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи - десяти лет является игра, применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Благодаря игровым технологиям занятия в объединении «Рукодельницы» проходят интереснее и увлекательнее. Дети с удовольствием совершают путешествия в волшебный мир сказочных героев, учатся добру, сопереживанию, воображению, самостоятельности. Повышается внимание и результативность занятий. Игровые задания помогают мне в живой и интересной, доступной для детей форме объяснить необходимость динамических пауз, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, сохраняют зрение.

6.На своих уроках активно применяю информационно- коммуникационные технологии для создания наглядности (слайды), тестов для определения ЗУН, презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (представление работ декоративно- прикладного творчества).

Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию, использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.

Чтобы научить человека созиданию, необходимо дать ему правильную базу, не меняя, а используя уникальность его личности. Владея различными методиками преподавания , я изучаю особенности каждого ребёнка, подбираю и комбинирую инновационные методы преподавания, которые способствуют наиболее эффективному развитию творческих способностей.

Использование инновационных образовательных технологий на практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. С их помощью занятия становятся более структурированными, обеспечивающими деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подход в обучении.

В своей педагогической практике обобщая и изучая передовой опыт педагогики, обмениваясь научно-практическими идеями среди педагогов, я пытаюсь найти такие технологии обучения и воспитания, когда ребенку психологически комфортно, учебный материал самостоятельно добывается учеником в исследовании под руководством педагога.

Образовательный процесс настолько динамичен, изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действовало сегодня, уже завтра может оказаться недостаточным. По этой причине преподавательская деятельность по природе своей является творческой деятельностью, а педагог рефлексирующим профессионалом, непрерывно анализирующим свою работу.

При использовании разных технологий на занятиях я пришла к выводу, что не может быть единой методики для всех учеников и все методы и приемы нужно соотносить с индивидуальностью каждого ребёнка, так как ребёнок - это неповторимая индивидуальность как по физическому строению , так и по свойствам нервной системы.

При применении инновационных образовательных технологий прослеживается перспективность в творческом росте коллектива, в улучшении психического и физического состояния, повышении творческой активности учащихся. Учащиеся объединения «Рукодельницы» являются призерами и победителями конкурсов всероссийского и краевого уровня, а также принимают активное участие в различных выставках,мастер-классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...