Работа над крупной формой в младших классах ДМШ
план-конспект урока на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Котельники. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств им. В. К. Андреева
Конспект открытого урока
на тему «Работа над произведением крупной формы на примере Концерта О. Ридинга си минор 1--я часть»
подготовила преподаватель скрипки
Журату Элла Витальевна
г.о.Котельники
2015 г.
Тема: «Начальный этап работы над произведением крупной формы с ученицей 2 го класса на уроке скрипки».
Тип урока- комбинированный: ознакомление с новым материалом, техническое осваивание текста в сдержанном темпе.
Форма урока: урок проходит в форме тематической беседы и работы над овладением текстом.
Цель занятия: научить ребёнка самостоятельно знакомиться с произведениями, разбираться в их особенностях, воспитание сознательного восприятия изучаемого, отношения к нотному тексту как к живой музыкальной речи, создать у учащегося внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линии, его форме и эмоциональной окраске.
Задачи:
- образовательная (беседа о стиле, художественных образах, о композиторе и эпохе создания произведения, анализ формы произведения);
- воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия);
- развивающая (развить навыки и способности, личные качества ученика).
Методы: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения,беседой, анализом, пояснением и словесной инструцией;
- действенный метод с практическим ознакомлением с текстом, выявление сложных и неудобных мест и работа над ними;
- метод повтора материала для закрепления знаний.
Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.
Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки си минор 1 часть О.Ридинга, МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении И.Перлмана, дневник.
Предварительная работа: для изучения скрипичного Концерта си минор О. Ридинга учащийся работал над 2-х октавной гаммой си минор в 1-й позиции ( звукоряд: деташе, штрих легато по две и четыре нотки на смычок, комбинированный штрих, арпеджио); этюды из сборника К. Родионова «Начальные уроки игры на скрипке» на 2-, 4- легато, комбинированный штрих.
Ход занятия: Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать ученику о личности композитора. Оскар Ридинг – немецкий скрипач и композитор (1840 – 1918).Учился в Новой Академии музыки в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 был приглашён Гансом Рихтером на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе, где и умер.
Основные произведения Ридинга написаны для скрипки в сопровождении фортепиано или оркестра, многие из них используют венгерские народные мотивы. Наибольшую известность завоевали простые и изящные концерты: соль мажор Op.34, си минор Op.35 и ре мажор Op.36, а также Концертино в венгерском стиле ля минор Op.21. Концерты Ридинга стали классикой педагогического репертуара по классу скрипки во многих странах, в том числе и в России. Ицхак Перлман записал концерт Op.35 в составе своего альбома «Концерты из моего детства». Для ученицы это первое знакомство с крупной формой. Поясняю, что концерт- это большое произведение для скрипки с оркестром, которое состоит из 3х частей.
Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. Начинается концерт лиричной, певучей темой. Сразу же чисто интонируем квартовый скачок. Стараемся играть ритмично, считаем. Следим за распределением смычка. При смене струн стараемся, чтобы переход со струны на струну был плавным, для чего максимально приближаем смычок к соседней струне и плавно «перекатываемся». В этой части концерта неоднократно встречаются залигованные четверть с точкой и восьмая. Здесь нужно обратить внимание на то, чтобы восьмая ни в коем случае не продёргивалась, поэтому важно правильно распределить смычок. Также в концерте встречается комбинированный штрих, где тоже очень важно добиться верного распределения смычка. Несмотря на то, что работа над концертом только в начале своего пути, обращаю внимание на правильную фразировку, стараемся играть по возможности музыкально. Для закрепления наиболее сложные места повторяем . Домашнее задание: работать над текстом концерта, чисто интонировать, следить за распределением смычка, работать над плавной сменой струн.
Самоанализ проведённого урока.
Урок проведён в соответствии с намеченным планом.
Выполнены следующие задачи:
-обучающие (ученица с помощью педагога разобрала Концерт О. Ридинга, поработала над сложными местами произведения);
- воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);
- развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении И. Перлмана, получила сведения о композиторе О. Ридинге).
Были использованы педагогические принципы:
-индивидуальности;
-наглядности;
-доступности;
-опоры на интерес ученика;
-личные качества педегога;
-сознательности;
-активности учащегося;
-систематичности.
Новый материал учащаяся осваивала с удовольствием и интересом.
Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.
Ученице была дана самостоятельная работа: устранить интонационные неточности в главной партии Концерта ( на струне Соль от Ля диез.). С поставленной задачей ученица справлялась.
Домашнее задание- закрепить пройденное и выученное на уроке, работать над текстом концерта, следить за распределением смычка, работать над плавной сменой струн, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта О. Ридинга в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.
Список использованной литературы 1. Оскар Ридинг. Концерт для скрипки с оркестром си минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор
Использованные материалы и Интернет- ресурсы. 1. megalyrics.ru/about/oskar-ridingh.htm
2. ru.wikipedia.org/wiki/Ридинг,_Оскар 3.Диск «Itzhak Perlman - Concertos from my childhod (Rieding, Seitz, Accolay, Beriot, Viotti)/И.Перльман - Концерты моего детства (Ридинг, Зейц, Акколаи, Берио, Виотти)», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах» из «Детского альбома» ...
Работа над крупной формой в ДМШ (на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)
Открытый урок "Работа над крупной формой в ДМШ" посвящен развитию и совершенствованию навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау "Сонатина" ор.55№3)"
Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами....
Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах
План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...
Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...