«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
методическая разработка по теме
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
из «Детского альбома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robota_nad_krupnoy_formoy.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
« Детская школа искусств ст.Холмской»
Открытый урок
на тему:
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
из «Детского альбома»
Подготовила и провела
преподаватель фортепиано
Волкова Марина Михайховна
ст. Холмская 2005г.
ТЕМА: «Работа над крупной формой венских классиков в старших классах».
ЦЕЛЬ: Раскрыть особенности исполнения музыки Моцарта на современном инструменте фортепиано в современном мире.
ЗАДАЧА: Познакомить ученицу с основными правилами использования динамики, исполнение мелизмов в быстром темпе.
ПЛАН РАБОТЫ:
- Вступительное слово.
- Основная часть урока.
В.А. Моцарт- неповторимый художник и человек. Не только среди дилетантов, но и среди профессионалов встречаются люди , не знающие как подойти к музыке Моцарта. Пусть не специалисту она кажется простой и несложной , но каждому музыканту известно, что в глубине своей она многогранна, что воссоздать гармонию между ее содержанием и формой трудно.
Исполнение этой музыки-поистине пробный камень хорошего вкуса.
Очень сложно воссоздать звучность. характерную для эпохи . когда исполнялись произведения Моцарта. Акустические условия (залы в стиле рококо , старинные инструменты).
Поменялась эстетика и мировоззрение музыкантов и публики - не говоря уже о структуре общества со времен XVIII столетия.
Мы уже не можем играть на старинных инструментах так, как играли прежде.
Изменилась техника игры, наше восприятие звучности: оно соответствует современным звуковым средствам.
Публике. привыкшей к звучности современных инструментов, эстетический идеал минувших эпох, покажется вероятно чуждым, и может вызвать отрицательное к себе отношение. Известный инструментовед Курт Загс вспоминал: «чем дольше я занимался старинными инструментами, тем меньше мне хотелось их слышать.»
Деревянные рамы в клавирах так высыхают. Что инструменты не держат строя. Есть два варианта: либо настраивать их после каждой пьесы, либо мучать публику нечистым строем. Инструмент был более хрупким, сруны более тонкими, и поэтому звучность относительно более слабым. Кроме того, молоточки были обтянуты кожей ( сейчас- фильц).
Звучность моцартовского фортепиано была светлой и богатой обертонами, среднее между звуком чембало и нынешнего рояля.
Фортепиано моцартовской эпохи имели очень ясный и светлый верхний регистр.
Басы – полные . округлые ( сейчас у роялей вязкие).
Полнозвучный бас- самый красивый регистр моцартовского фортепиано.
Чем выше регистр, тем звук становился беднее и беднее, а в самом высоком совсем жидким.
Фортепиано несомненно, было любимым инструментом Моцарта. Им написано большое число сочинений для фортепиано. Его фортепианный стиль ясно изобличает прирожденного пианиста, умевшего использовать буквально все технические и звуковые возможности своего инструмента.
Соната (до-минор).
Главная партия состоит из двух контрастных элементов.
Первый- очень уверенно идет по звукам трезвучия.
Динамика f
Нам привычным к шуму, гулу, реву- моцартовское f кажется слишком жидким, лишенным мощи.
Моцартовское f – при меньшей силе звука –требует большего душевного напряжения, то есть это « высшая степень душевного накала».
Моцарт был чрезвычайно скуп на динамические указания. И только в произведении зрелой поры он тщательно обозначает динамику.
По структуре музыкального произведения не трудно распознать соответствующую динамику. Существует несколько правил в помощь музыканту исполнителю:
Форте /f/ возможно:
- В октавах и полнозвучных аккордах
- В пассажах, построенных на разложенных трезвучиях и простирающихся на несколько октав.
- В заключительных эпизодах (перед каденцией)
- В тремоло и тремолоподобным фигурах.
- Часто в пассажах левой руки.
Как раз элемент темы идет по звукам трезвучия, поэтому на законном основании играем f и очень уверенно.
Очень важно додержать о ( не бросать), но не сесть на первую долю, не играть ее с акцентом, а сыграть с устремлением смысловой точке, и закончить мягче.
Очень важно не играть стаккато на окончании. В драматичной теме окончание не может быть легкомысленно сыгранно. Просто отними палец.
Пауза- очень коварная восьмая четверть. Важно не засидеться в ней и не проскочить мимо.
Украшение начинается с маленькой репетиции ( повтор ми b) есть варианты аппликатуры.
Трудность состоит в том что, 1. Сыграть не выпячивая, ненавязчиво.
2.Выиграть все звуки.
Кончики пальцев собрать, зарядить энергией и проговорить .
Играть с место с клавиши , без замаха, приложив палец к клавише.
Второй элемент темы: с просящей интонацией.
Протянуть соль – до-до.до
Ля b
Но без замедления.
Далее следует эпизод с контрастной динамики f и p.
В левой руке тремоло ( октавы)
f- к какому голосу относится? К верхнему? То есть нельзя придавать значение барабанному аккомпанементу. Левая рука не должна быть кричащей.
Исполнять плотными пальцами, продолжая горизонталь ( как в теме).
Играем так, чтобы не мешать услышать о в среднем голосе. Взять ее глубоко, на затухании соль угасает в среднем голосе движение по хроматизмам, оно перекликается дальше с верхним голосом.
Простое 2- х голосие.
Аккорды- яркие, стройные. Разрешение мягкое при помощи руки.
Репетиции – в левой руке точно расставить ( близко, цепко) продолжать пульсацию.
Пунктирный ритм, а за ним просящие интонации их тоже очень трудно сделать.
« В этом мотиве ( печальном, жалобном, просящем). на что мы опираемся?»
( на 2 ноту) и перед паузой, рука должна дышать ( вверх).
Октавы унисон- « как укол шпаги».
Триоли- очень ровно, значимо каждый звук, и в левой руке –октавы f.
Связующая тема- мыслить по двум тактам.
В левой руке-услышать скрытую мелодию.
В правой руке- возьми весом этот звук ( более глубоко) и из него вытащи крашение.
Репетиции- не играть одним пальцем.( это создает тяжеловестность).
И двигай их к сильной доле, делая крещендо.
Волевой характер не размазывай оо-короче. А о –пропеть и не однообразно повторяющийся мотив.
Побочная П.- нельзя очень прятать левую руку ( слышать «часики»).
П.р.-опять построение по 2 такта. почти легато ( не в коем случае стаккато)
После побочной партии яркие аккорды , руки не отскакивают. Как бы « отнять» от клавиши Es-dur приходят в 6 ступень.
В место разрешения c-mollпришли к( 6 ступени) теме.
На Ля ь прибавить динамику и разрешить – тихо.
Руки выполняют одинаковую работу ( то одну передерживаем, то другую укорачиваем).
Заключительная – наполнена мольбой. просьбой, волнением. ( создают паузы).
1 нота – берется глубже
2 нота – на отдаче украшение.
Не топтание на месте , а движение на развитие. Каждый аккорд с отдачей в локти.
Аккорды не бросать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над крупной формой в ДМШ (на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)
Открытый урок "Работа над крупной формой в ДМШ" посвящен развитию и совершенствованию навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах
Лекционно – практическая форма преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практиче...
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Работа над крупной формой в младших классах ДМШ
Конспект открытого урока...
Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау "Сонатина" ор.55№3)"
Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами....
Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...
Работа над крупной формой
Работа над крупной формой...