Работа над крупной формой в ДМШ (на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)
план-конспект урока по теме
Открытый урок "Работа над крупной формой в ДМШ" посвящен развитию и совершенствованию навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_krupnoy_formoy_otkrytyy_urok.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Алатырская детская школа искусств»
Работа над крупной формой в ДМШ
(на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)
открытый урок
преподавателя по классу специального
фортепиано Панфиловой О.И.
2013 г.
г. Алатырь
Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи:
образовательная: дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;
воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.
Тип урока: тематический
Оснащенность: фортепиано, нотные сборники
Ход урока.
Вводная часть.
1. Организационный момент: (проверка готовности к уроку - ноты, дневник, посадка)
2. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.
Основная часть.
1. Сведения о различных видах произведений крупной формы, которые включаются в репертуар учащихся ДМШ: вариации, рондо, сонатина, соната, фантазия, концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.
2. Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании рондо:
- понимание ученицей структуры рондо и характера каждой партии- рефрена и эпизодов: данное рондо состоит из трех проведений рефрена (характер рефрена – жизнерадостный, приветливый, галантный) и двух эпизодов (первый эпизод – довольно драматичный по характеру, минорный, изобилующий синкопами, напряженными гармониями, требующей тщательной работы над сложным трехголосием; второй – вначале очень лиричный, нежный и даже безмятежный, как бы «флейтовый», требующий глубокого певучего звука, выразительных интонаций и, по возможности, связного исполнения повторяющихся звуков, но дальше в эту необыкновенно красивую кантилену неожиданно вклиниваются настойчивые и тревожные реплики – вопросы, перекликающиеся по эмоциональному содержанию с первым эпизодом. Завершает произведение кода, построенная из фрагментов рефрена и эпизодов - драматичная, контрастная, с чередованием грозных и жалобных интонаций – и приводящая в конце к оптимистичному итогу;
- работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов, фразировкой, короткими лигами, выдержанными звуками, синхронным звучанием аккордов и ясным образным содержанием;
- работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при переходах с одного образа на другой (с «вопроса» на «ответ» и наоборот, с рефрена на эпизод и т.д.) Подчеркнуть значение отдельных разделов, в частности, первого, «драматичного» эпизода или «тревожных» реплик во втором эпизоде можно как раз за счет предварительной «настораживающей» цезуры;
- формирование «мобильности», умения переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же темпе;
- работа над темпо-ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем, высчитываем паузы, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп;
- продуманное отношение к динамике в произведениях В.А.Моцарта: с учетом «оркестральности» стиля В.А.Моцарта осуществляем «дирижерский» подход к интерпретации данного рондо: расставляем приоритеты в звучности каждого голоса, работаем над легкостью звука в «аккомпанирующих» голосах, подчеркиваем линию баса в каденциях, делаем умеренное forte в аккордах «tutti», отдельно работаем над интонациями «вздоха» в коротких лигах, особое внимание уделяем дослушиванию длинных звуков и гармоническому плану произведения;
- завершающий этап работы над формой произведения: хорошо продуманные цезуры, уточнение динамического плана, темпа.
Заключительная часть:
1.Подведение итогов урока (проверка усвоения знаний)
2.Домашнее задание
3.Подведение преподавателем итогов своей работы
Вывод:
Предполагаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
Активность ученицы можно оценить как высокую.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащейся, и организовать ее активную работу на уроке. Считаю, что урок цели достиг.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика-XXI, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах» из «Детского альбома» ...
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Работа над крупной формой в младших классах ДМШ
Конспект открытого урока...
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ФОРМЫ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ НА ПРИМЕРЕ ФОРМЫ «РОНДО» В СРЕДНИХ КЛАССАХ (Р. ГЛИЭР рондо соч.43 №6, В. МОЦАРТ рондо из сонатины Ля- мажор)
ПЛАН:1.ВСТУПЛЕНИЕ: Значение работы над музыкальной формой.2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Определение формы «рондо». Работа с учащимися.3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Особенности работы с современными детьми .На ...
Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау "Сонатина" ор.55№3)"
Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами....
Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...
Работа над крупной формой
Работа над крупной формой...