"Экологический сундучок"
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему
Интеллектуально-познавательный конкурс "Экологический сундучок" о природе родного края. Сценарий конкурса можно использовать для многих экологических дат.
Конкурс расчитан для детей 7-9 классов. Рекомендован для педагогов дополнительного образования и педагогов организаторов, учителей экологии, биологии общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ekologicheskiy_sunduchok.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Экологический сундучок
Сценарий экологического интеллектуально-познавательного конкурса
Автор-составитель: Коледина Т.И.,
методист МУ ДО Дома
детского творчества
Тисуль
2016
Интеллектуально-познавательный конкурс «Экологический сундучок» о природе родного края. мероприятие можно приурочить ко многим экологическим датам. Сценарий расчитан для школьников 7-9 классов, рекомендован для педагогов дополнительного образования, организаторов и педагогов экологов, биологов общеобразовательных школ. Слайды можно подобрать самостоятельно.
Цель: повышение экологической культуры учащихся
Задачи:
- обновить знания о живой и неживой природе;
- обобщить знания о взаимосвязях природных компонентов и человека;
- вспомнить растения и животных, занесённые в Красную книгу;
- воспитывать интерес к природе и природоохранной деятельности человека;
- развивать любознательность, коммуникабельность и патриотические чувства.
Оборудование:
ватман, фломастеры, маркеры, заготовки с названиями: «животные», «растения», «Полезные ископаемые», «почвы», «воздух», «реки и озера», Человек, Природа, «Сохранить природу - это значит, флэшка с музыкой и фанфарами, оценочный лист участника конкурса «Экологический сундучок», ручки, ребусы для команд, ответы для жюри, 5 листков бумаги для ответов, задания.
Список литературы:
1. Грибовская Е.В.,Экологический календарь[Текст]/ Е.В.Грибовская.-Кемерово, ОДЭБС, 2002.- 37с.
2. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И. [Текст] / Е.Г.ЖадькоЕ.Г., В.В. Мамонов., М.И.Коваленко,- Школьные олимпиады: биология, химия, география. 8-11 классы / Серия “Здравствуй, школа!”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 192 с.
3. Коровина Н.А.День Земли [Текст] / Н.А. Коровина. - Кемерово, ОДЭБС, 2002.- 37с.
4. Соловьев, Л.И.Живи, Кузнецкая земля. [Текст]/ Л.И. Соловьев.- Кемерово,1997.-
С.152-170.
5. Стеблянова, Е.В. Земля и её обитатели [Текст]/ Е.В. Стеблянова // Досуг в школе.-
2005.- № 6.-С.14-15.
6. Яковенко, Л.И., Свиридова, О.А. Занятия детей в экологическом лагере [Текст]/метод.пособие/Л.И Яковенко,О.А. Свиридова.- Кемерово, ОДЭБС, 2007.- 55с.
Ход конкурса
Звучит инструментальная музыка…, затем фанфары. (Слайд №1)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые руководители, гости и члены жюри. Мы рады вас приветствовать в этом зале. Мы не случайно собрались в конце этого месяца, ведь апрель - самый богатый месяц на экологические даты. Напомните мне, ребята, какие это даты ( «День птиц»-1 апреля, 7 апреля – «Всемирный день охраны здоровья», 15 апреля - «День экологических знаний», 22 апреля – «Всемирный День Земли» и 26 апреля- «День памяти, погибших в радиационных авариях и катастрофах». Наше мероприятие посвящено Дню экологических знаний и Всемирному Дню Земли.
Сегодня в мероприятии участвуют команды из разных образовательных организаций Тисульского района, это команды.. (представляются и называют капитана). А сейчас, Давайте познакомимся с членами жюри, которые бесстрастно будут оценивать ваши знания. Знакомство состоялось и мы начинаем наше мероприятие.
Давайте, ребята, посмотрим на прекрасный сундучок, он необыкновенный – экологический (я думаю, вы все знаете значение слова «Экология»), приоткроем его и посмотрим, какие в нём сокровища: пусто, давайте его наполним содержимым, подскажите мне, какие сокровища могут находиться в экологическом сундучке? (растения, животные, реки, озера, горы, почва, воздух). Все это - Природа, в центре Природы поместим Человека, так как он венец творения природы и от него во многом зависит существование самой природы. (В нарисованный сундучок прикрепляются названия компонентов природы). Ну вот, с вашей помощью сундучок открыт и мы с вами теперь сможем заглянуть в разные его отделы. Оказывается у сундучка есть кармашек, в котором в беспорядке находятся загадки, ребусы, вопросы, песни, разные задания. Все задания легкие, и вы будете их решать, когда потребуется отдохнуть или настроиться на серьёзную работу. Сейчас нам необходимо настроиться на серьёзную работу, поэтому берём из кармашка задание. Задание называется «Где спрятался рак?». (Слайд № 2). На экране телевизора вы видите это задание и я прошу всех подумать и начать отвечать. (необходимо вместо точек вставить буквы, чтобы получилось слово). Участие принимают все, оценки за это не выставляются.
I. Подскажите, где спрятались раки?
Р- - а – к - (рак из хлопка сшит)
Рак - - - (рак на луну спешит)
- ра - - - - к ( рак –долгожданный день)
- - ра - - - к (рак сторожит дворец)
- - р – а - - - к - ( сладко-кислая конфета)
- - - ра - к – ( рак в портфеле твоём живет)
- рак ( рак ночью в окно ползет)
- - ра – к – ( рак – круг для шоферских рук)
- - рак - - - (множество закорюк почерка)
Ведущий: Настроились на серьёзную работу?
Переходим к главным отделам экологического сундучка. Открываем первый отдел экологического сундучка, в котором находятся разные компоненты природы во взаимосвязи и отдельно. Вам предстоит написать экодиктант из 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Раздаются ручки и листочки бумаги). (Слайд № 3)
I. Экологический диктант
- Какое качество почвы является главным? (Плодородие).
- Чем определяется главное различие между природными комплексами леса и парка? (парк- природно-антропогенный комплекс, лес - природный)
- Большая проблема России – обмеление рек, особенно-малых. Как вы думаете, что надо сделать в первую очередь для того, чтобы реки вновь стали полноводными? Почему? (Необходимо восстановить леса в речных долинах. Лес задерживает атмосферную влагу и регулирует её поступление в реку)
- Назовите известных вам неперелетных птиц (Дятлы, вороны, воробьи).
- Назовите важнейшие химические элементы почвы (Азот, фосфор, калий)
- Что такое-кладония? ( лишайник)
- Как называется съедобный папоротник Кузбасса? (Орляк).
- Каких животных охраняют в Чумайско-Иркутяновском заказнике? (Маралов, лосей)
- Какие самые темные леса (Еловые).
- Какой пушной зверь сибирских лесов наиболее ценный (Соболь).
( не забудьте подписать название команды и передайте листочки членам жюри).
Ведущий. Пока жюри подводят итоги за экологический диктант, мы с вами заглянем следующий отдел сундучка, который называется
II «Отдел практической работы» (Слайд № 1).
Здесь нас ожидают 2 задания.
Задание №1 «Определение название дерева или кустарника».
Каждой команде будут выданы образцы с 5 веточками деревьев или кустарников, (для каждой команды расположенных в разной последовательности). Вы должны по расположению почек на стебле или другим признакам определить названия деревьев и кустарников. (названия деревьев: тополь, боярка, черёмуха, рябина,берёза). Каждое правильно названное дерево оценивается в 1 балл. Не забываем подписать название команды. (Для жюри – цвет- правильное расположение названий растений по порядку 1-5).
2 задание. «Подземелье».
Вы должны определить горную породу или минерал, который точно подходит под описание. Если горная порода определена верно, команда получает 5 баллов. Описание и название горной породы или минерала озвучивается капитаном команды. Названия пород и минералов вы можете увидеть на демонстрационном столике.
( для жюри).
- Поделочный камень, который широко используется в строительстве, облицовке. Может быть белым, голубоватым, розоватым, из него изготавливают бюсты, памятники, мелкие поделки (Мрамор).
- Минерал. Образует чистые и прозрачные кристаллы стеклянно-матового цвета. Тверже стекла. Достаточно тяжел. При близком рассмотрении напоминает кусок бесформенного матового стекла. Из его разновидности - горного хрусталя изготавливают посуду: вазы, бокалы ( Кварц).
- Древняя горная порода, встречающаяся в большом количестве в Горной Шории, серого цвета, твердая. Используется в строительстве и металлургии (как добавка для получения ферросплава), может содержать элементы застывшей древней жизни – строматолиты – первые водоросли на Земле) – Доломит.
- Полезное ископаемое. Добывают в Салаирском кряже. Очень тяжелый, темно-серого цвета с металлическим блеском. Используется для получения свинца и цинка (Свинцово-цинковая руда).
- Минерал желтоватого цвета с металлическим блеском. Похож на золото, но намного тверже, и с другим оттенком. Иногда имеет побежалость синевато-фиолетового цвета. Используется для получения меди. (Халькопирит).
(дополнительно можно положить образцы других пород и минералов: кальцит, гранит, долерит)
Ведущий: Ребята, все наши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Это желание светлого, доброго, прекрасного объединяет всех нас здесь сегодня. Хочется, чтобы наша Земля была красива как зеленый Изумрудный город. Но, к сожалению, планета наша сильно загрязнена и истощена в результате деятельности человека, многие природные компоненты просят помощи у человека: вода, почва, воздух, растения и животные: даже в водах Арктики нашли стиральный порошок, за последние 100 лет на Земле уничтожено примерно 1/4 плодородных земель. В настоящее время идет усиленное «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, а сколько леса, растений и животных погибло при пожарах, которые возникают по вине человека, трудно себе представить. Исчезают в огне и в результате необдуманных действий человека множество редких растений и животных, а цветочных полян с изумительными подснежниками, с сибирскими огоньками, с нежными кандыками с каждым годом становятся всё меньше и меньше. По данным Комитета по окружающей среде Организации Объединённых наций каждый год на Земле исчезает 25 тысяч видов растений и животных, а каждый час вымирает 3 вида растений и животных. Давайте задумаемся об этом. Стоит ли вам продолжать рвать охапками полевые цветы на выпускные вечера или просто для того, чтобы полюбоваться и поставить большой букет на стол (для букетов есть декоративные цветы, выращенные на клумбах). В Красную книгу Кузбасса занесено 164 вида растений и 135 видов животных. А ещё В Красной книге есть черные и желтые страницы, что они обозначают – знаете? (объяснить: черные страницы показывают виды растений и животных, навсегда исчезнувших с лица Земли (особенно много исчезнувших видов пресмыкающихся и чешуйчатых); а желтые страницы Красной книги отражают количество видов живых организмов, которые стремительно падают – к ним относятся лен сибирский, можжевельник, суслик и многие др.).
Открываем следующий отдел экологического сундучка:
III «Красная книга Кузбасса»
Ваша задача разгадать представленный кроссворд. Количество правильно ответов будет соответствовать количеству баллов, набранных на этом этапе конкурса.
(Слайд № 4)
Вопросы к кроссворду «Красная книга Кузбасса»
1.Один из самых ранних цветов в лесу. (Кандык)
2.Хищное животное с кисточками на ушах. (Рысь)
3.Чёрная птица, похожая на цаплю. (Аист)
4. Другое название снежного барса. (Ирбис)
5. Млекопитающее, живущее на берегу реки, родственница крысы. (Ондатра)
6.Хвойное растение с мягкими короткими иголками, похожее на ёлку (Пихта)
7.Небольшое пугливое рогатое животное, живущее в лесу. (Косуля)
8.Орешками этого могучего дерева любят лакомиться и люди и животные. (Кедр)
9.Самый маленький олень. (Кабарга)
10.Сокол, занесённый в Красную Книгу Кемеровской области.(Сапсан)11. Млекопитающее, перегораживающее реки. (Бобр)
12. Дерево, имеющее жёлтые серёжки и листья в форме сердечек.(Липа)
13. Яркий оранжевый лесной цветок. (Огонёк)
14. «Туфелька» богини Венеры. (Башмачок)
15 Слепой подземный житель. (Крот)
16. Кто такой «сохатый»?. (Лось)
17. Белый горный цветок. (Эдельвейс)
11 | ||||||||||||||||||||
4 | 7 | 10 |
| |||||||||||||||||
| 6 |
| 9 |
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
| 5 |
|
|
| 12 | 13 | 14 | |||||||||||||
1 | 2 | 3 |
|
|
| 8 |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
|
| 1 6 | ||||||||||||||||||
15 |
| |||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
17 |
| |||||||||||||||||||
Ведущий:
Наверное, ребята, вы немного устали, заглянем в кармашек сундучка. Что там интересного? Песня «Лето» в исполнении ансамбля «Ладушки».
Ведущий: Да, ребята, сложные отношения между природой и Человеком, не всегда правильные. Человек, не задумываясь, создаёт проблемы, которые решить не всегда просто, а порой даже и объяснить невозможно. И, конечно, когда проблема или задача ясна, то и решить её можно. Попробуем решить некоторые задачи. Каждой команде раздается по одной экологической задаче, которую нужно решить в течение 3-5 минут. За полный и правильный ответ -5 баллов. (после того как дети получили задание звучит тихая мелодия, как приготовились отвечать - музыку отключаем).
IV. Экологические задачи
1. Сильное «Цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озёрах, часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясните это явление? И как его предотвратить?
Ответ: «Цветение» воды – это массовое размножение сине-зеленых водорослей в водоёмах, в которые попадают нитраты и фосфаты от смыва химических удобрений или стирки вещей стиральным порошком. В результате гибнет зоопланктон и рыбы. Помимо этого в водоёме происходит нехватка кислорода, который так необходим рыбам. (В результате сложных химических процессов при размножении сине-зеленых водорослей наблюдается выделение в большом количестве метана, сероводорода и аммиака и уменьшение кислорода), ядовитые газы опасны для всего живого, в том числе и для рыб, которые впоследствии гибнут. (Решение: нельзя, особенно в стоячих водоёмах, стирать; правильно нарезать борозды для посадки растений, чтобы не происходило смыва в реку или в озеро вредных ядохимикатов).
2. Предположим, на Земле исчезли все живые организмы, кроме высших (покрытосеменных- цветковых) растений. Опишите дальнейшее развитие событий.
Сделайте вывод.
Ответ: после исчезновения всех живых организмов на Земле, кроме высших, вскоре вымрут и эти растения. Причиной вымирания может быть:
- Для фотосинтеза необходим углекислый газ, который выделяется живыми организмами;
- Растения не смогут усваивать азот из атмосферы (этой способностью обладают лишь прокариоты (безъядерные организмы), после того, как запасы доступного им азота в почвах будут исчерпаны, растения погибнут;
- Многие растения не могут жить без симбиоза с грибами
- Исчезнет биогеохимический круговорот веществ, без него не может существовать биосфера, в том числе и высшие растения.
Вывод: бережно относиться ко всему живому.
3. Кто просит помощи?
Безобразие какое - прямо на голову наступают! Нет, чтобы стороной обойти! Шеи
набок сворачивают! Хоть хватай их за ноги!
Жалуемся мы на тех, кто зимними играми да забавами увлекается. Снег нас, молоденьких, по самые маковки засыпал. Еле-еле торчим. А людям всё нипочём: топчут нас, наезжают на нас, ломают, портят! Во всех парках и садах, в лесу и рощах. Для них шуточки, а мы всю жизнь –калеки.
Просим вас, дети, будьте внимательны сами и защитите нас от бессердечных людей.
Ответ: молодые деревья: берёзы, клёны, елочки и другие. Бережно относиться к
4.Обьясните поговорку:
«Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл данной поговорки.
Ответ: ухудшается структура лесной почвы, почва уплотняется, в неё плохо проходят воздух и влага, погибают древесные всходы.
- Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу?
Ответ: (Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от насекомых-вредителей.)
Ведущий: Спасибо, а мы продолжаем.
Ребята, вы любите растения? Цветы? Каждый цветочек – как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо. Растения украшают нашу жизнь, и наш следующий отдел сундучка посвящается им.
V. «Угадай растение по описанию»
Попробуйте по описанию отгадать название растения. Каждой команде предстоит угадать по одному растению. Правильно названное растение оценивается в 5 баллов. Члены команды советуются и капитан называет ответ. Не торопитсь. Остальные команды сидят молча. (сделать 2 лишних описания на случай подсказки).(После ответа - демонстрация картинки растения).
1. ( Этот цветок – первоцвет. В наших лесах, пожалуй, не сыщешь цветка, который отличался бы таким разнообразием окраски венчика. Цветки бывают фиолетовыми, голубыми и розовыми. Доля синего оттенка увеличивается со временем. Едва раскрывшиеся цветки розовые или бледно-пурпурные, они богаты сладким нектаром и привлекают к себе пчел. Однако уже через несколько часов после распускания венчика в нем происходят химические изменения: клеточный сок лепестков из кислого становится щелочным, лепестки синеют. «Синецветный» цветок уже неинтересен насекомым-опылителям, поскольку содержит очень мало нектара.)
Ответ. Медуница (Слайд № 5)
2. О каком дереве написаны такие строки:
Мне даже страшно –
Так она тонка, так высока!
При каждом резком звуке дрожит
И от любого ветерка
Все гнется и заламывает руки.
Придет гроза и буря налетит,
Всю до земли согнет и распластает…
Гром отгремит, громада туч истает,
Взгляну в окно: а тонкая стоит!
(О рябине – очень гибкая) (Слайд №6)
3. Парашют изобрели в XX веке, а природа изобрела его миллионы лет назад. У этого растения масса семечка, длина ножки и площадь парашюта – все как будто было специально рассчитано при помощи сложных физических приборов. Вопрос знатокам: что это за растение?
( Одуванчик).(Слайд № 7)
4. О каком болотном растеньице Знаменитый ученый Чарльз Дарвин писал: «Я кормил растения разными продуктами, но они не всё «ели». Сахар, крахмал, растительное масло, капли чая, помещаемые на листочки, оставались нетронутыми – волоски-щупальца под ними не сгибались. Но капли молока, кусочки яичного белка, сыра, колбасы, жареного и сырого мяса в течении нескольких дней переваривались без остатка»? (Хищное растение – росянка).
(Слайд №8)
5.Ветки этого растения способны убивать микроорганизмы в воде и в воздухе. И не только микроорганизмы. Если поместить в банку мух и комаров и туда же поместить листья этого растения, перетертые в кашицу, то через некоторое время эти насекомые умрут, даже если они не прикасались к листьям. Погибают мыши в сосуде, где рядом с ними находятся растертые веточки с почками. А вот для человека она совсем безопасна, и даже приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, очень красива весной.
( Черёмуха).(Слайд № 9)
(слайд №1)
Ведущий: Мы живем среди чудного разнообразия растительного и животного мира. Природа - украшает жизнь человека. Природу прославляли русские поэты и писатели: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет и М.А. Шолохов, Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев; художники: И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов и.т.д.
Человек тоже является венцом творения природы, поэтому он нуждается и в отдыхе, и в смене впечатлений. От соприкосновения с природой не только "смиряется в душе тревога", "расходятся морщины", свежий, чистый воздух, многоцветье красок и звуков, подвижные игры, купание укрепляют здоровье человека.
Но всегда ли разумно человек использует природу? К сожалению, факты говорят о другом: природные богатства и красоты страдают от некоторых "любителей" природы. Загрязняются леса, скверы, парки всяким мусором, нередки лесные пожары, уничтожаются редкие растения, загрязняется почва и воздух. Сейчас опасное время, когда неразумные люди пускают полы, нанося непоправимый вред живым организмам, порой в том числе и себе самим. Будем же активными участниками охраны природы! Нельзя проходить мимо всего, что нарушает ее единство, губит природу, наносит непоправимый вред народному хозяйству. Открываем последний отдел сундучка
VI. Охрана природы
Ребята, вы все любите природу: купаться, ходить на рыбалку, за грибами, слушать звуки леса и дышать свежим воздухом. Но кроме любви к природе вы должны заботиться о ней, беречь её. Каждой команде предстоит составить план посильной для вас весенней работы по охране природы в пределах территории вашего населенного пункта, в реализации которого вы бы смогли принять непосредственное участие сами и организовать школьников, а также приобщить взрослое население.
План составляете на отдельном листке бумаги (пунктов может быть разное количество, может быть один пункт, но очень значимый), затем желающий из каждой команды выходит, озвучивает составленный план и рассказывает о возможности его реализации. Затем план вывешивается на ватман «Что значит для меня любить и охранять родную природу». На составление плана дается 5 минут.(Звучит тихая мелодия).
Жюри оценивает ваше планирование по 5 – балльной системе, учитывается актуальность выполнения плана, умение донести до слушателей необходимость выполнения этого плана.
Защитилась последняя команда и наш экологический сундучок разрешите закрыть словами Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя,
берегите всех зверей внутри природы,
убивайте лишь зверей внутри себя.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами немного отдохнём. (Будем отгадывать ребусы о природе).
Отгадывают все желающие, поднимая руку. При наличии времени задавать вопросы о растениях, животных и выслушивать ответы.
(Слайд № 10 - 19) -(ребусы)
Вопросы-ответы (при наличии времени)
Награждение (Слайд №20). ( Спасибо, ребята, за активное участие в конкурсе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий и презентация новогодней сказки "Лес Чудес. Волшебный Сундучок" (4 часть)
Материал может быть использован для постановки новогоднего праздника в начальной школе. Постановка проектной задачи: вовлечь школьников в творческий процесс, раскрыть потенциал каждого ребёнка, предл...
Пять волшебных сундучков. Олимпиадные задания
Ресурс показывает возможности использования ИКТ при подготовке к олимпиаде.Может быть реализован на Неделе русского языка, факультативе....
Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки
Данная подборка содержит план работы и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка детской оздоровительной площадки...
Разработка интегрированного урока "Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини"
Урок разработан совместно с учителем краеведения, где ученики демонстрируют свои исследовательские наблюдения после посещения краеведческого музея, учатся изготавливать традиционную народную куклу, уз...
НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию навыков звукового и слогового анализа, связной речи. Конспект сопровождается презе...
НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию навыков звукового и слогового анализа, связной речи. Конспект сопровождается презе...
НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию навыков звукового и слогового анализа, связной речи. Конспект сопровождается презе...