Программа летнего отдыха "Лето с искусствами"
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа летнего отдыха "Лето с искусствами" разработана таким образом, чтобы за короткое время пребывания в летнем лагере дать ребёнку возможность погрузиться в различные сферы деятельности, самореализоваться и получить первичные навыки в различных видах искусств. Программа является по своей направленной деятельности творческой, познавательной, оздоровительной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_leto_s_iskusstvami.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы
«Образовательный центр» имени Героя советского Союза Ваничкина И.Д.
с. Алексеевка муниципального района Алексеевский
Самарской области
дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ с. Алексеевка
________________Е.А. Чередникова
Программа рассмотрена на заседание
кафедры «Дополнительное образование» Протокол №3 от «20» мая» 2016 г.
Руководитель кафедры
___________________/Г.В. Лопатина/
Программа организации летнего отдыха
«Лето с искусствами»
Возраст обучающихся – 7-14 лет
Срок реализации программы: июнь
Автор:
Сафина В.В.,
старший методист ЦДОД «Развитие»
с. Алексеевка,
2016
Содержание стр.
Паспорт программы - 3
Введение - 4
- Пояснительная записка - 5
- План реализации программы - 16
- Содержание программы - 21
- Методическое обеспечение программы - 26
- Материально – техническое обеспечение программы - 32
- Литература - 34
- Приложения - 35
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Программа организации летнего отдыха «Лето с искусствами» ЦДОД «Развитие». |
2. | Цель программы | Организация занятости детей и подростков в период летних каникул через развитие ценностно-ориентированной личности ребенка, через реализацию его творческой и социальной активности посредством занятий различными видами искусств в условиях временного разновозрастного детского коллектива. |
3. | Возраст детей, на которых рассчитана программа | Дети в возрасте от 7 до 14 лет. |
4. | Срок реализации программы | Июнь (время работы лагеря дневного пребывания) |
5. | Направление деятельности, направленность программы | Программа «Лето с искусствами» по своей направленной деятельности является творческой, познавательной и оздоровительной. Направление деятельности. Создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. |
6. | Автор программы | Сафина В.В., старший методист ЦДОД «Развитие» |
Введение
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно такие возможности для каждого ребенка открываются в дополнительном образовании. ЦДОД «Развитие»– это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализации и профориентации.
Ежегодно в июне на базе Центра находится отряд ЛДП ГБОУ СОШ с. Алексеевка, который работает по своей индивидуальной программе организации летнего отдыха. Каникулы – важный период в жизни ребенка. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.д.) Исходя из этих требований, учитывая традиции и возможности Центра, уровень подготовки педагогического коллектива, желания и интересы детей и родителей, а также опыт, накопленный другими детскими учреждениями и организациями, педагогический коллектив ЦДОД «Развитие» в 2015 году разработал свою программу, содержание которой, ориентировано на обеспечение отдыха и организацию досуга обучающихся в условиях дополнительного образования.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа «Лето с искусствами», дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в Центре «Развитие» в прошлом году, стали более коммуникабельны, раскрыли свои скрытые таланты, стали социально - активными. Желающих посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что программа «Лето с искусствами» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей.
Пояснительная записка.
Все виды искусства служат величайшему - искусству жить на Земле.
Бертольд Брехт
Данная программа направлена на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа летнего отдыха детей «Лето с искусствами» разработана таким образом, чтобы за короткое время пребывания в летнем лагере дать ребенку возможность погрузиться в различные сферы деятельности, самореализоваться и получить первичные навыки в различных видах искусств.
Программа «Лето с искусствами» по своей направленной деятельности является творческой, познавательной и оздоровительной.
Творческое направление – является одним из основных направлений деятельности. Мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни, носят практический характер.
Это занятия живописью, танцами, хоровым пением, развитием речи, народными промыслами, развивающие и подвижные игры, коллективные творческие дела, праздники, викторины.
Познавательное направление. В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Оздоровительное направление - утренняя ритмическая гимнастика, выполнение режима дня, танцы в паре, народные игры, занятия жонглированием, занятия живописью на свежем воздухе и т.д.
Актуальность программы
Программа «Лето с искусствами» актуальна тем, что в процесс организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей вводятся ориентиры на духовно - нравственное, гражданско - патриотическое воспитание, что отвечает потребностям государства, родителей и самих детей.
Цель программы:
организация занятости детей и подростков в период летних каникул через развитие ценностно-ориентированной личности ребенка, через реализацию его творческой и социальной активности посредством занятий различными видами искусств в условиях временного разновозрастного детского коллектива.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание гордости за духовно-нравственные ценности национальной
культуры;
- формирование творческого потенциала у детей;
- формирование навыков социокультурного, толерантного поведения через
общение с ровесниками и взрослыми во временном детском коллективе;
- воспитание уважения к труду и его результатам;
- развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и
настойчивость в преодолении трудностей.
Развивающие:
- развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных и других способностей через активное вовлечение в различные сферы практической деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность;
- развитие интеллекта и общей культуры.
Образовательные:
- приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах искусства;
- расширить представление о целостности культурного наследия России, познакомить с культурными традициями, своеобразием родного языка через занятия в лагере, воспитательные мероприятия.
Отличительной особенностью данной программы является непрерывная образовательная работа педагогов дополнительного образования с воспитанниками.
В понимании детей и молодёжи, летний отдых – это полное освобождение от забот и наук, когда ты вправе делать то, что тебе хочется, без назидательных занятий, уроков и воспитательных моментов. Учитывая этот фактор, в данной программе есть тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира обучения. Под «вкусным соусом» культурно-массовых мероприятий и режимных моментов, вплетённых в увлекательную летнюю игру, педагоги ЦДОД «Развитие» постоянно учат детей чему-то новому, а так же закрепляют уже полученные знания.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. В этом году участниками программы станут 30 детей.
Социальный состав участников программы:
- дети из малообеспеченных семей;
- из неполных семей;
- находящихся в трудной жизненной ситуации.
При реализации программы учитываются индивидуальные особенности всех возрастных групп.
Сроки реализации программы.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение июня.
Этапы реализации программы:
- Подготовительный этап. (апрель - май 2016 г.)
Разработка программы.
Принятие программы педагогическим коллективом, подготовка к её реализации.
∙ Подбор кадров.
∙ Проведение семинара с педагогами, принимающими участие в
реализации программы.
∙ Подготовка методических материалов.
∙ Подготовка материально-технической базы.
II. Основной этап (06.06. – 27.06.2016 г.)
Основной этап включает:
- реализацию основных положений программы;
- досуговые мероприятия;
- методическая работа с педагогами.
III. Заключительный этап. (июль 2016 г.)
Заключительный этап включает:
- подведение итогов;
- педагогический анализ результатов;
- сбор отчетных материалов.
Принципы программы:
- Принцип креативности реализуется на основе учета желаний и возможности каждого ребенка, путем создания ситуации выбора вида деятельности, где он может проявить себя.
- Принцип культуросообразности – развитие и открытие себя возможно в определенной среде, не противоречащей природе ребенка.
- Принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно-образовательного пространства, единую систему педагогических требований.
- Принцип коллективности осуществляется на основе создания благоприятного климата как внутри отряда, так и всего лагеря в целом.
- Принцип самореализации детей предусматривает осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
Формы организации деятельности:
Индивидуальное обучение.
Данная форма работы направлена на выявление и развитие способностей и возможностей каждого из детей.
Групповые формы.
При такой форме отрабатываются навыки совместной деятельности. Таким образом, развивается умение работать «в команде», ответственность за доверенный участок.
Коллективная работа.
Данная форма применяется при работе в начале знакомства с новой темой, когда коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в обсуждении возникающих вопросов, отрабатывает навыки, участвует в мероприятиях различного уровня.
Формы обучения:
- игра;
- беседа;
- поход,
- экскурсия,
- дискуссия,
- наблюдение,
- показ (выполнение) педагогом,
- работа по образцу,
- КТД.
Ожидаемые (планируемые) результаты
Предметные результаты
Должны получить представление:
- о таких понятиях как: духовно-нравственная культура, искусство;
- о видах искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, музыка, литература, хореография, театр, народные промыслы, фольклор.
Должны получить практические навыки:
- в живописи;
- в хоровом пении;
- в социальных танцах, народных играх;
- в декламации и театральной деятельности;
- в народных ремёслах (ткачество, вышивка, лепка из глины).
Метапредметные результаты
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Обучающиеся научатся: - принимать и выполнять поставленную задачу; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; - осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); - анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Обучающиеся научатся: - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; - презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. - сравнивать различные объекты: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие объектов; - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); - выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; - исследовать собственные нестандар- тные способы решения; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Обучающиеся научатся: - адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его собственной; - формулировать собственное мнение и позицию; - уметь задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. |
Оценивание предметных и метапредметных результатов обучающихся:
1 балл – базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
2 балла – повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.
3 балла – творческий уровень − решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- осознано выбирать вид деятельности;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- способности к волевому усилию при достижении поставленной цели;
- способности дать адекватную самооценку и корректную оценку качества выполнения работ другими людьми;
- способности применять правила делового сотрудничества в коллективном процессе.
Для отслеживания личностных результатов детей используется следующая балльная система:
- показатель не проявляется – 0 баллов;
- показатель проявляется редко – 1 балл;
- показатель проявляется периодически – 2 балла;
- показатель проявляется постоянно – 3 балла.
Критерии и способы определения результативности
В процессе реализации программы «Лето с искусствами» предполагается провести входную, промежуточную и итоговую диагностику с целью обеспечения эффективности воспитательного процесса и определения дальнейших перспектив программы.
Входная диагностика | Анкетирование с целью выяснения настроения и ожиданий детей от летних каникул, изучение склонностей и способностей детей в отношении различных видов творчества. |
Промежуточная диагностика | Анкетирование Форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей. В конце недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи |
Итоговая диагностика | Творческий отзыв |
Диагностический инструментарий
- наблюдение;
- анкетирование;
- самоанализ;
- сбор информации.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итогом реализации данной программы является проведение итогового мероприятия «Фестиваль искусств», в программе которого отчётный концерт детей, выставка достижений, презентация творческих отчётов о работе лагеря.
Входная диагностика.
Анкета.
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1. Твои ожидания от летнего отдыха в Центре «Развитие»?
2. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
3. В каких делах ты хочешь участвовать?
4. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
5. Чему ты мог бы научить других?
6. Что тебе больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
7. Что такое искусство?
8. Виды искусства – это музыка, изобразительное искусство, хореография, литература, театр, фотоискусство, народные промыслы. Какой вид искусства тебе знаком?
Промежуточная диагностика.
МЕТОДИКА «ВЫБОР»
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен, 2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие педагоги.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Я буду скучать по нашему отряду.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Итоговая диагностика.
Творческий отзыв о летнем отдыхе в Центре «Развитие» проходит в свободной форме, по выбору детей (презентация «Моё лето в Центре «Развитие», рассказ «Лучший день в лагере», сочинение, творческая работа (рисунок, поделка и т.д.) «Чему я научился» и рассказ о ней и т.д.)
Режим дня.
8.20 – 8.30 Встреча детей.
8.30 – 9.15 Утренняя ритмическая часть.
9.30 - 10.00 Завтрак
10.15 - 11.00 Занятие по расписанию
11.15 – 12.00 Занятие по расписанию
12.00 - 12.30 Репетиция спектакля
12.45 – 13.15 Обед
13.30 – 14.15 Подготовка декораций к спектаклю, создание кукол для театра и т.д.
14.30 Окончание работы.
План реализации программы.
№ | Мероприятие | Планируемый результат |
1 день | Открытие лагеря. День безопасности. Игры на знакомство. Оформление отрядных уголков. Игры на свежем воздухе. | Регламентирование деятельности в смене, нацеливание каждого ребенка на самопроявление в спортивных, творческих коллективных и индивидуальных делах. Установление взаимоотношений, формирование микрогрупп. Проявление актерских и импровизационных способностей. Повторение правил противопожарной и антитеррористической безопасности. |
2 день | Лепка из глины. Тема: Шар | Получение первых навыков работы с глиной: разминание, подготовка глины к работе. Способы обминания и получение шара. |
3 день | Живопись на пленере. | Получение навыков живописи на пленере. Экологическое и эстетическое воспитание. |
4 день | Лепка из глины. Тема: Рыба. Жонглирование. Упражнения с одним мячом. Повторение и закрепление, групповая работа с мячами. | Получение навыков лепки простейшей формы, оформление деталями. |
5 день | Живопись. Рисование предмета с натуры: ветка, цветок. | Получение навыков рисования с натуры, умения наблюдать. |
6 день | День – сюрприз. Игра «Поиск сокровищ» | Получение навыков ориентирования по компасу и карте, разгадывания загадок, сплочение команд, переживание приключения. |
7 день | Лепка из глины. Тема: Птица уточка | Развитие умения создавать объемные формы из глины, соблюдая пропорции, украшать игрушку деталями и выражать движение в позе. |
8 день | Живопись на пленере. | Развитие художественного вкуса, глазомера, чувства композиции. |
9 день | Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик. | Углубление навыков работы с глиной, практическое знакомство с народными промыслами. Развитие речи, драматического таланта, умения декламировать. |
10 день | Живопись. Рисование предмета с натуры: группа камней | Интеллектуально-творческое развитие детей. Развитие речи, драматического таланта, умения декламировать. |
11 день | Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик. | Самоопределение и дальнейшее проявление творческих способностей детей. Выявление творческих способностей детей |
12 день | День-сюрприз. Театрализация. Репетиция спектакля. | Проявление креативных способностей каждого ребёнка Развитие познавательной деятельности. |
13 день | Ремесло: ткачество. | Получение простейших навыков работы по ткачеству на картонной основе Проявление креативных способностей каждого ребёнка Развитие познавательной деятельности. |
14 день | Лепка из глины. Тема: Собака, различные породы | Развитие фантазии и творчества детей. |
15 день | Живопись на пленере | Привитие любви к родному краю посредством изобразительного искусства Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности |
16 день | Ремесло: картина из шерсти | Развитие художественного вкуса, творческих способностей. |
17 день | Участие в фестивале народного творчества «НаУм – Народный Умелец» | Оздоровление детей на свежем воздухе. Интеллектуальное развитие детей. Приобщение к ценностям национальной культуры. |
18 день | «Фестиваль искусств» Отчетное мероприятие, выступление перед родителями: спектакль, стихи, скороговорки, жонглирование. Выставка творческих работ. |
Содержание программы.
1 день
Открытие лагеря. День безопасности. Игра на знакомство: «А я еду, а я рядом, а я с…»
Оформление отрядных уголков.
Театрализация-импровизация «Сказки Пушкина»: костюмированное изображение иллюстрации к сказке. «Угадай, какая сказка?» Конкурс на лучшую постановочную сцену-иллюстрацию.
Игры на свежем воздухе: «Часы» со скакалкой, «ремешок».
2 день
Лепка из глины. Тема: Шар
Жонглирование. Упражнения с одним мячом на координацию. Групповая работа с крупяными мячами.
Совместное пение: канон «Кони мчатся по степи», «Со вьюном я хожу»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение «С какой любовью мир придуман»
Игры на свежем воздухе: «Хвосты», «Лапта» прыжки на большой скакалке.
3 день
Живопись на пленере. Рисование с натуры: берег реки.
Социальные танцы: хоровод «стрела», ручеек.
Театрализация. Репетиция спектакля «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
4 день
Лепка из глины. Тема: Рыба.
Жонглирование. Упражнения с одним мячом. Повторение и закрепление, групповая работа с мячами.
Совместное пение: повторение предыдущего материала, канон «Лето»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: Лапта, прятки, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
5 день
Живопись на пленере. Рисование предмета с натуры: ветка, цветок.
Социальные танцы: Краковяк, повторение изученного.
Совместное пение: «Земелюшка- чернозем», повторение изученного
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
6 день
День – сюрприз. Игра «Поиск сокровищ»
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
7 день
Лепка из глины. Тема: Птица уточка
Жонглирование: Упражнения с двумя мячами.
Совместное пение: «Во кузнице», канон «Кофе», повторение изученного
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: «12 палочек», «Третий - лишний» прыжки на большой скакалке.
Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
8 день
Живопись на пленере. Рисование с натуры по выбору детей.
Социальные танцы: контрданс «Гребите дружно, моряки» Круговая джига.
Совместное пение: «Во поле береза» каноном, «У ворот-воротиков»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: Лапта, состязания на меткость, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
9 день
Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик.
Жонглирование: упражнения с двумя мячами.
Совместное пение: Повторение изученного.
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: «Шишки-желуди-орехи», «Числа» прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка».
10 день
Живопись. Рисование предмета с натуры: группа камней
Социальные танцы: Хоровод «Вейся, капуста» повторение изученного.
Совместное пение: Канон «Вот утро настало», повторение изученного
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: «Воробьи- вороны», «Коршун и цыплята» прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
11 день
Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик.
Жонглирование: упражнения с двумя мячами.
Совместное пение: Канон «Дон-дон-дили-дон», песня «Вей, вей, ветерок»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: Лапта, состязания на меткость, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
12 день
День-сюрприз.
Фотостудия «Оживи картину»: по готовой картине известных художников создать живую картину и сделать фотосессию.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
13 день
Ремесло: ткачество.
Социальные танцы: Полька-бабочка с метлой, танец-игра
Совместное пение: повторение изученного
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе по желанию детей, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
14 день
Лепка из глины. Тема: Собака, различные породы
Жонглирование: упражнения с двумя мячами.
Совместное пение: повторение изученного, канон «Пусть грянет буря, пусть грянет гром»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Заря-заряница», прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
15 день
Живопись на пленере. Рисование с натуры.
Социальные танцы: повторение изученного, кадриль «восьмеры»
Совместное пение: Народная песня «При длине куст калиновый стоял»
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: Лапта, жмурки, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка»
16 день
Ремесло: картина из шерсти
Жонглирование: групповые упражнения, упражнения в парах, соревнование жонглеров.
Совместное пение: Повторение изученного
Работа с речью: скороговорки, стихотворение
Игры на свежем воздухе: прятки, салочки, прыжки на большой скакалке.
Театрализация. Репетиция спектакля: «Петрушка», «Розочка и Беляночка».
17 день
Участие в программе окружного фестиваля народного творчества «НаУм – Народный Умелец»
- участие в конкурсе – дефиле «Народный костюм»;
- участие в выставке народного творчества;
- участие в мастер-классах.
18 день
«Фестиваль искусств»
Отчетное мероприятие для родителей.
В программу фестиваля входит:
- спектакль «Петрушка», «Розочка и Беляночка»;
- чтение стихов;
- танцы;
- выставка творческих работ детей;
- исполнение песен.
Методическое обеспечение программы.
Тема | Приемы и методы | Ресурсное обеспечение занятий | Формы подведения итогов |
Открытие лагеря. День безопасности. Игры на знакомство. Оформление отрядных уголков. Игры на свежем воздухе. | Методы словесные: беседа, инструктаж, объяснение. Методы наглядные: демонстрация. | Ноутбук, проектор, презентация. Канцтовары, спортинвентарь | Опрос, наблюдение. |
Лепка из глины. Тема: Шар | Объяснение, беседа, тематическое задание, конкурс. | Мячи для жонглирования, тексты песен и ноты, дидактический материал: скороговорки, стихи, спортинвентарь | Выставка творческих работ детей. |
Живопись на пленере. | Беседа, творческое задание, экскурсия | Принадлежности для рисования, коврики для сидения, дидактический материал: сценарий спектакля | Опрос, наблюдение. Выставка творческих работ детей. |
Лепка из глины. Тема: Рыба. Жонглирование. Упражнения с одним мячом. Повторение и закрепление, групповая работа с мячами. | Беседа, творческое задание. | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. Глина, принадлежности для лепки (дощечки, ветошь, вода в ведрах, фартуки), мячи для жонглирования, сценарий спектакля | Выставка творческих работ детей, наблюдение, обсуждение. |
Живопись. Рисование предмета с натуры: ветка, цветок. | Творческое задание, | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. | Выставка творческих работ детей, наблюдение. |
День – сюрприз. Игра «Поиск сокровищ» | Беседа, мини-лекция, презентация, творческое задание, экскурсия. | компасы, оборудование для игры: карта, метки, сундук (банка) с сокровищами. | Опрос, наблюдение. |
Лепка из глины. Тема: Птица уточка | Беседа, творческое задание, | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. | Выставка творческих работ детей, опрос, наблюдение. |
Живопись на пленере. | Беседа, творческое задание, экскурсия. | Принадлежности для рисования, коврики для сидения, дидактический материал: сценарий спектакля, спортивный инвентарь | Выставка творческих работ детей, опрос, наблюдение. |
Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик. | Беседа, творческое задание, | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. Материалы для лепки, сценарий спектакля, спортивное оборудование | Выставка творческих работ, опрос, наблюдение. |
Живопись. Рисование предмета с натуры: группа камней | Беседа, творческое задание. | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. Оборудования для проигрывания музыки, спортивный инвентарь, сценарий спектакля | Наблюдение, опрос, выставка творческих работ |
Лепка из глины. Тема: Дымковская игрушка Козлик. | Беседа, творческое задание | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. Подборка художественной литературы по теме. | Выставка творческих работ, опрос, наблюдение |
День-сюрприз. Театрализация. Репетиция спектакля. | Беседа, творческое задание. | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. фотооборудование, набор тканей и предметов для фотосессий, сценарий спектакля | Презентация творческих работ, обсуждение, наблюдение |
Ремесло: ткачество. | Беседа, творческое задание. | Материалы для ткачества: картонная основа, пряжа, музыкальный центр, спортивный инвентарь, сценарий спектакля | Обсуждение, наблюдение |
Лепка из глины. Тема: Собака, различные породы | Беседа, творческое задание. | Ноутбук, проектор, презентация. Иллюстративный материал. Мячи для жонглирования, спортивный инвентарь, сценарий спектакля | Выставка творческих работ, обсуждение, наблюдение |
Живопись на пленере | Беседа, творческое задание | Принадлежности для рисования, коврики для сидения, дидактический материал: сценарий спектакля, спортивный инвентарь | Наблюдение, обсуждение, выставка творческих работ |
Ремесло: картина из шерсти | Беседа, творческое задание | Шерсть разных цветов, рамки для фото, мячи для жонглирования, спортивный инвентарь, сценарий спектакля | Выставка творческих работ, обсуждение, наблюдение |
Участие в фестивале народного творчества «НаУм – Народный Умелец» | беседа, творческие конкурсы | - | Обсуждение, наблюдение. |
«Фестиваль искусств» Отчетное мероприятие, выступление перед родителями: спектакль, стихи, скороговорки, жонглирование. Выставка творческих работ. | - | Выставочные работы, презентация, ноутбук, музыкальный проигрыватель, декорации к спектаклю, мячи для жонглирования | Итоговая диагностика |
Материально – техническое обеспечение.
- материалы для занятий (глина, переносные мольберты, художественная
акварель, кисти);
- аудио, видео, фотоаппаратура;
- музыкальный центр;
- аудио и видеотека;
- компьютерный класс;
- копировальный аппарат;
- спортивный и игровой инвентарь;
- творческая мастерская;
- театральные костюмы;
- хореографический кабинет.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
воспитатели – 3 (чел.)
педагоги дополнительного образования для проведения занятий декоративно-прикладным творчеством – 2 (чел.)
Отбор кадров осуществляется по следующим критериям:
• наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
• наличие организаторского опыта;
• степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Взаимодействие с другими структурами, учреждениями и организациями.
Список использованной литературы при подготовке программы.
1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий:1-11 классы. –М., 2007 г.
2. Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
3. Андреева Ю. «Танцетерапия.» – М.: Издательство Диля, 2005 . - 256 стр.
4. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. Автор составитель: Маленкова Л.И., авторский коллектив. –М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 608 с.
5. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М.,
2003 г.
6. Фантазия + Творчество = Каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. - М., 2006.
7. Афанасьев С.П., Коморин С.В. 300 творческих конкурсов. - М., 1997.
8. Афанасьев С.П., Коморин С.В. 100 отрядных дел – М., 1998.
9. Бесова М.А. Весёлые игры для дружного отряда – Ярославль: Академия развития, 2002.
Приложение
Описание занятий.
Ритмическая часть проводится утром ежедневно с целью пробуждения органов восприятия и чувств, настроя на совместную деятельность, развития речи, чувства ритма. Она включает в себя ритмические упражнения, пение, в том числе каноном, скороговорки, рецитацию стихов и начинается с совместного приветствия: Всем, всем – доброго утра, всем, всем – хорошего дня. Это приветствие говорится стоя в общем круге.
Пение.
Каноны, подходящие для ежедневных упражнений в пении на ритмической части:
1. Вот утро настало, мы шлем ему привет!
А с неба солнце ясное дарит нам тепло и свет.
2. Солнце ясное с неба светит и на нас волшебное льет тепло.
3. Утро приди, ночь позади.
Солнце вставай, день начинай.
Скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
(любые скороговорки, которые подходят для конкретной группы детей)
Ритмические упражнения.
1. Все стоят по кругу в затылок друг другу. С правой ноги 6 шагов вперед, на 6 хлопок в ладони, 6 шагов вперед, хлопок на «5», 6 шагов вперед, хлопок на «4», и т.д.
Вариант:
6 шагов вперед, 5 вперед 1 назад, 4 вперед 2 назад, 3 вперед 3 назад, 2 вперед 4 назад, 1 вперед 5 назад, 6 назад.
2. Перекладывание мешочка с крупой (10*5 см) в ритме стихотворения. Все лицом в круг. Мешочек в правой руке. Перекладываем себе-себе-соседу. То есть из правой в левую руку, из левой в правой и отдаем соседу справа в подставленную левую ладонь. Сосед делает аналогично и одновременно. Следующая часть получится из левой в правую, из правой в левую и соседу слева в подставленную правую ладонь.
3. Движение по кругу приставными шагами вправо, мешочек одновременно с шагом передаем скрещивая руки то влево, то вправо.
4. Рассчитать воспитанников через одного на «золотой-серебряный». Уравнять количество золотых и серебряных. В ритме музыки или стихотворения золотые двигаются в центр-из центра направо со смещением на одно место. Серебряные двигаются из центра- в центр- налево со смещением на одно место. Все развернуты лицом в круг и при движении остаются лицом в круг.
5. Ботмеровская гимнастика. Упражнение-канон.
Рецитация.
Рецитация – это чтение вслух перед аудиторией, декламация, она направлена на развитие речи, чувства прекрасного в языке. Рецитируя с детьми стихи, педагог работает с ритмом, интонацией и темпом языка. Рецитация сопровождается соответствующими жестами, ритмическими движениями. При этом активизируются двигательные возможности человека, вплоть до моторики пальцев. Стихи для рецитации необходимо выбирать соответственно возрасту детей.
Ф.Кривин. В мире животных. 3-5 класс
Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин,
А там, на самой глубине,
Плотичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил.
Корову жучил таракан,
Сазан с лещом судачил.
И, как всегда, ослил баран,
Что конь весь день ишачил.
Там выкомаривал сверчок,
Там гусь мычал, набычась!
Но всяк старался за двоих,
И разбирать не стоит,
Кто обезьянничал из них,
Кто был самим собою.
Их всех укрыла ночи тень-
И малых, и великих.
И как ни петушился день,
но съёжился и сник он.
И звёзды счастья и любви
Зажглись над миром снова,
И каждый знал чужой шесток
И чтил не свой обычай:
От них совели соловьи
И соловели совы.
Н. Флеров «Щедрость языка»
Как безгранична щедрость щедрость языка!
Иду просёлком к лесу по тропинке
И вижу: за кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудке капельки рябин,
Как будто рябь в озёрной серой глади.
А дерево на солнце, как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.
7-8 класс
З. Миркина «Труд дерева»
Труд дерева – незримый труд души.
Труд неизменного произрастанья,
Соединенья, связывания ткани
В тяжёлый узел… Полнота вниманья
И не гаданья, не ожиданья,
А только труд, свершаемый в тиши.
Всё, что прошло, я собираю вновь
Сейчас и здесь. И это есть любовь.
И нет точней для Господа названья.
Любовь не жажда, не порыв, а труд.
Безостановочный, неутомимый,
Где ни мгновенья не проходит мимо.
Где нет пустых, рассеянных минут.
Где каждый миг мир новый создают
Из ничего. Да, всё – сейчас и снова.
И смертью смерть душа попрать готова.
Совместное пение.
Предполагает совместное пение по голосам и каноном.
1. «Со вьюном я хожу» русская народная песня (канон)
2. «При долине куст калиновый стоял» народная песня.
3. «Во кузнице» Народная песня.
4. «Кофе». «Пусть грянет буря». Канон и кводлибет.
5. «Там на холме сидит чудак» песня на 2 голоса.
6. «Вей, вей, ветерок» канон.
7. «Лето» (канон).
«Со вьюном я хожу» текст песни
Со вьюном я хожу, с золотым я хожу,
Я не знаю, куда вьюн положить,
Я не знаю, куда вьюн положить.
Положу я вьюн, положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
А со правого, а со правого,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу.
За вьюна заложу, за вьюна заложу
Я не сто рублей, не тысячу,
Я не сто рублей, не тысячу.
А четыреста, а четыреста,
А четыреста золотеньких,
А четыреста золотеньких.
А коня-то я, а коня-то я,
А коня-то быстроходного,
А коня-то быстроходного.
«При долине куст калиновый стоял» текст песни
При долине куст калиновый стоял
При долине куст калиновый стоял
На калине соловеюшка сидел.
На калине кует соловеюшка сидел
Калину горьку клевал.
Калину горьку ягоду клевал
А малиновый закусывает.
А малиновой закусывает
Прилетали к соловьюшке сокола.
Прилетали к соловышке сокола
Взяли-брали соловейку с собою.
Взяли-брали соловейку с собою,
Посадили его в клеточку.
Посадили его в клеточку,
За серебряну решеточку его.
За серебряну решеточку его,
Заставляли соловейку песни петь.
Заставляли соловейку песни петь,
Хошь пой-распевай мой соловей.
Хошь пой-распевай мой соловей
Весели-ка при кручине молодца.
Весели-ка при кручине молодца.
«Во кузнице». текст песни
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.
К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.
«Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.
Под са… под саменький,
Под са… под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.
По пра… по праздничкам,
По пра… по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.
После разучивания слов народных песен добавляются хороводные танцы под пение.
Живопись на пленере.
В плане программы предусмотрено 5 занятий живописью на пленере: рисование с натуры - берег реки, ветка, цветок, группа камней, по выбору.
Красота окружающего мира очень положительно влияет на развитие творческого потенциала ребёнка. Небольшой формат пленэрных работ позволяет творить, как говориться «на одном дыхании», - сохраняя до конца силу и цельность непосредственного впечатления от открывшегося ребёнку образа природы. Детские пленерные этюды и зарисовки получаются живые, насыщенные цветом. Большое значение имеет правильная подготовка учащихся к занятиям на пленэре. Детям должно быть удобно заниматься рисованием на улице. Для этого необходимо иметь раскладной стульчик, планшетку в размер листа с прищепками, различные графические материалы: если краски, то акварель; бумага (лучше акварельная, даже если рисунок будет сделан карандашом). При этом размер листа может быть любым. Однако желательно, чтобы формат листа не превышал размер A4, так как начинающему художнику трудно будет справиться с большим листом бумаги. Очень важен выбор места для занятия. Педагог заранее подбирает в ближайших окрестностях участок, где может расположиться группа детей. Для детей важно рисовать то, что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает желание взять в руки кисть, карандаш, поэтому начинать занятие на пленэре лучше всего с наблюдений. Например, можно обратить внимание детей на разнообразие красок земли и предложить им сравнить, каковы они у влажной земли у ручья или пруда, и каков цвет земли на сухой тропинке.
Все зарисовки, этюды детей собираются в альбомы для демонстрации на выставке творческих работ для родителей.
Лепка из глины.
В плане программы предусмотрены 6 занятий лепкой из глины: «шар», «рыба», «уточка», «дымковская игрушка «Козлик»», «собака».
Основные приемы лепки:
Скатывание (движением полусогнутых ладоней крест-накрест скатывается шарик);
Раскатывание (ладони соединяются лодочкой и с поочередным движением происходит сплющивание раскатываемого кусочка);
Вдавливание;
Прищипывание;
Оттягивание.
На начальном этапе все эти действия лучше объяснить и продемонстрировать одновременно.
Типичные трудности в лепке у детей:
Не любовь к «серому материалу», если предыдущий опыт был с цветным пластилином и пластиком, да и боязнь грязных рук отталкивает.
Нужно показать обожженное изделие, раскрашенное, а уж в быту керамика всегда найдется, можно и своей поделкой похвастаться. А привыкнуть к материалу поможет игра в лепку лепешек, бусинок или «ласточкиного гнезда», сопровождаемая рассказом о лечебных грязях и аппликациях.
Неправильное положение рук, например, в создании круглой формы шара. Нужно показать скатывание в ладошках и скатывание на столе. Пусть дети выберут более удобный для себя способ. При этом следует подсказать, что кисть руки должна сгибаться хорошо (изобразите ладошками шар из двух полусфер), а если пальчики разогнуты, то шар будет сплющиваться. Проблемы встречаются и с раскатыванием жгутика или колбаски (называйте так, как вам нравится). Он получается вместо округлой формы зачастую пластинчатой (толстая полоска), тогда следует обратить внимание на то, какой частью ладошек они это делают. В работе должны участвовать пальчики, а не серединка ладошки и не нужно стремиться увеличивать расстояние продвижения (проката изделия вперед).
Детям сложно делить тесто на равновеликие части, а это важно при лепке парных частей (рук, ног, лап, ушей и т.д.), значит нужно попрактиковаться в отщипывании теста на равные кусочки.
Соединение. Отработку правильной насечки и промазывание шликером при соединении деталей нужно повторить многократно и объяснять этот процесс, как необходимое склеивание глины. В противном случае, получим поломанную игрушку, которая ремонту не подлежит в сухом виде.
Сглаживание готового изделия. Глина, выглаженная руками, отполируется, как зеркало, если постараться, но у детей не хватает терпения (спешат закончить), а значит нужно им помочь в ликвидации появившихся трещин на изделии и избежать шероховатой поверхности, если она не красит выполненную работу. Ее будет легче декорировать и на глаз и на ощупь будет приятнее.
Ребенку хочется сразу видеть результат своей работы, а процесс сушки длительный. Важно объяснить, что ускорив процесс, можно только навредить или испортить игрушку… ей необходимо «вылежаться», чтоб стать красивой.
Маленькие дети любят лепить сразу законченное изделие, значит задание должно быть не трудоемким и интересным. Лучше, если они осуществят свою задумку или помочь им образцом (макетом, рисунком и т.д.).
Театрализация.
Сценарий театральной постановки с элементами игровой – развлекательной программы «Ярмарочный театр «Петрушка»
для детей от 7 до 14 лет.
Цель:
Изучение и пропаганда народного творчества.
Задачи:
- познакомить с историей и особенностями ярмарочного кукольного представления;
-познакомить с персонажами ( куклами) и особенностями их изготовления и управления;
-показать варианты игровых песен и научить азам народного бытового «играния» песен и танцев;
-научить детей просто играть в игро-танцы, игро-песни, хороводные игры, а не состязаться за призы.
Игровой материал:
Куклы: Петрушка, Невеста, Доктор-лекарь, Цыган, Собачка Мухтарка, Лошадка.
Ширма;
Бубен;
Мешок.
Музыкальный материал:
- Записи шарманки;
- «Как у ворот» (народная песня);
- «Светит месяц» (народная песня);
- «Чижик пыжик» (народные припевки).
Вед: Добрый всем денечек. Рады вас снова видеть здесь у нас. Надеюсь все вы помните как у нас заведено себя вести. Сидеть тихо, слушать внимательно, а чаю предложат, не отказываться.
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
В городах и больших, и маленьких
В балаганы народ собирается.
Как у наших у ворот собирается народ.
Все - то с ложками да с трещотками.
Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечётки в трещотки, чайки в балалайки.
Поют да играют, всех потешают!
Чего здесь не наслышишься, чего здесь не навидишься!
Здесь и игрушки, здесь и Петрушки,
Чай из самовара, квасок из кружки!
Торопись народ, собирайся люд,
Проходи народ, нынче праздник тут!
(Звучит песня «Как у наших у ворот» )
Вед: Ребятки, сегодня мы вас приглашаем в Ярмарочный Балаган. Да не просто рот открывши постоять, а друга моего сыскать. А ну-ка посмотрите направо, а теперь налево. Ну как не видать? Нет? А вот давайте я вам расскажу, какой он, тогда вы сразу его найдете. Слушайте.
У него колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, а в руке палка. Его любят все. В старые времена он выступал и в деревне и в городе во дворах и на площадях. Он переезжал с места на место, из города в город. Он хитрый и задиристый, а ещё он обожает всяческие проказы.
В ярко красном пиджаке,
Он с дубинкою в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её …(Петрушка)
(Дети отвечают – “Петрушка”)
Вед: Петрушка парень веселый очень любит, чтобы шарманка играла, а он тогда танцует. Шарманка – это такой музыкальный инструмент. Вот она какая красивая. (Показывает на шарманку) И звук у нее очень мелодичный. Эй, музыкант сыграй-ка нам что-нибудь веселое, а я пойду дружка своего Петрушку позову. Пусть он ребятам покажется, да спляшет. (зовет, удаляясь за ширму) .Петрушка. Петр Иванович. Петруша где ты?
(музыкант начинает крутить ручку шарманки. Звучит старинная мелодия шарманки)
театральная пьеса «Петрушка»
Действующие лица:
Петрушка
Цыган
Лошадь
Музыкант
Прасковья Степановна – Невеста Петрушки
Доктор
Собака Мухтарка
Картина первая
Музыкант: (зовет) Петрушка. Петруша, выйди. Покажись народу.
Петрушка: (из за ширмы) Ась. Неа .
Музыкант. Петруша, выходи. Видишь, народ ждет. Выходи.
Петрушка. Я боюсь.
Музыкант. А ты не бойся. Мы тебе похлопаем. А ну народ не жалей рук, хлопай громче, чтоб летел пух.
Петрушка. Аааа вот и я . Здравию желаем, господа. Будьте здоровы, с тем днем и праздником, который сегодня. (кланяется быстро и много) Ну хватит хлопать, а то у меня от стеснения на лице покраснение.
Музыкант. А что случилось?
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! Ты знаешь, я, брат, хочу жениться.
Музыкант. Не плохое дело, а именно на ком?
Петрушка. О-е-е-ей! На Прасковье Степановне, на купеческой дочери.
Музыкант. А приданого, много берешь?
Петрушка. Сорок четыре тысячи блина, бочку, где вода, из пол платья гардероб и один сапог.
Музыкант. Приданое неплохое, а невеста хороша?
Петрушка. Е-е-ей, очень хороша!
Музыкант. А ну, покажи.
Петрушка. Сейчас позову. (Зовет.) Парасковия Степановна! Душечка, ангелочек мой, цветочек, пожалуйте сюда! (Парасковия идет. В это время Петрушка встречает и крепко к сердцу прижимает и целует и спрашивает.)
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! А что, моя невеста хороша?
Музыкант. Хороша-то хороша, да немножко слепа.
Петрушка. Неправда! Какой глазочек, какой бровочек, ротик, носик, а какие бусики.
Музыкант. Так у нее усики? Зачем тебе усатая невеста.
Петрушка. Да не усики, а бусики. (и в это время целует) Экий, ты глухой. А еще музыкант. Лучше сыграй нам плясочку!
Петрушка и Невеста танцуют и поют:
(Песня « Светит месяц»)
Потом Петрушка ее обнимает и домой провожает.
Картина вторая.
Петрушка. Эй, музыкант!
Музыкант. Что такое?
Петрушка. Слава богу, я женился.
Музыкант. Это хорошо, надо молодой жене лошадку купить.
Петрушка. У кого?
Музыкант. У цыгана.
Петрушка. А как его зовут?
Музыкант. Гаврило.
Петрушка. Поди, позови его.
Музыкант (отказывается). Не великий барин, сам позовешь.
Петрушка. А где он живет?
Музыкант. На угле, в правом кабаке.
Петрушка (зовет Цыгана). Эй, Гаврыло, замазанное рыло, поди сюда!
Цыган (идет и поет). Ай, ручеек мой ручеек,
Ай брал я воду на чаек, ромалы
Ай нанэ чавалэлэ.
Петрушка. Я слышал что у тебя есть продажная лошадка. А дорого хочешь? И хороша она?
Цыган. Хороша-то хороша. Не сопата, не горбата, бежит – земля дрожит, а упадет – три дня лежит.
Петрушка. Сколько хочешь?
Цыган. Сто тыщ.
Петрушка. Это дорого.
Цыган. Сколько пан будет давать?
Петрушка. Тыщу.
Цыган. Мало, пан, даешь.
Петрушка. Музыкант!
Музыкант. Что?
Петрушка. Сколько ему за лошадь дать?
Музыкант. Да тыщ пять.
Петрушка. Десять тыщ, дам.
Цыган. Давай, пан, задатку.
Петрушка. Приведи лошадку.
Цыган. Без задатку не отдам лошадку. Прощай, пане.
Петрушка. Подожди, сейчас принесу задатку. У сестры займу.
Цыган. А кто она такая?
Петрушка. Девица молодая. Скалочка Дракуловна Колотушкина. Вот она тебя поцелует…
Петрушка достает взамен задатку хорошую палку и начинает давать задатку.
Петрушка. Вот тебе рубль, вот тебе два!
Цыган. Ай-ай-ай! Где двери! Ай-ай-ай !
Петрушка. Дороговато… Получи палку-кучерявку да дубинку-горбинку и по шее тебе и в спинку.
Цыган. Прибавь, Петрушка, детишкам на сало…
Петрушка. Так это тебе мало?.
Петрушка (начинает бить Цыгана). Вот тебе тыща, вот тебе две! (Цыган убегает.) Ого-го! От такого задатка не поздоровится!
Музыкант! Давай-ка сюда лошадь. Тпру, тпру! Стой, не брыкайся! У-у, не лошадь, а огонь! Стой! Нужно сосчитать зубы, сколько ей лет. (Смотрит ей в рот.) Лошадь совсем молодая: ни одного зуба еще во рту нет!
(Пытается сесть на лошадь)Тпру, тпру, тпру! Поворотись, лошадка, вот так. Музыкант! Какой конь поворотливый! .
Петрушка. Тпру-тпру-тпру, стой, персидска, не брыкайся! Вот тебе игрушка, вот купыл черта за свои деньги. (Падает с лошади.) Ой, головушка, ой, пропала моя Прасковья Степановна! Ой, ой, музыкант! Позови доктора!
Картина третья.
Во время катания лошадь сбрасывает и бьет Петрушку и потом убегает. В это время Петрушка кричит.
Музыкант. А вот и доктор идет.
Доктор. Я – доктор-лекарь, немецкий аптекарь. Ко мне приводят на ногах, а отправляю на костылях. Что ты здесь кричишь, визжишь? А ну вставай.
Петрушка. Не могу я на ноги сел. И голову потерял.
Доктор. Новую приставим. Вставай.
Петрушка. Ой, ой, ой, смерть моя пришла.
Доктор. А где ж она раньше была.
Петрушка. В поле.
Доктор. А что она там делала.
Петрушка. Картошку копала. Ой, ой, ой спасите, ой болит, ой колет.
Доктор. Да где у тебя болит? Здесь.
Петрушка. Повыше!
Доктор. Где, здесь?
Петрушка. Пониже!
Доктор. Где, здесь?
Петрушка. Повыше!
Доктор. Черт тебя разберет: то повыше, то пониже, то повыше, то пониже! Вставай, да покажи!
Петрушка. Встать да показать?
Доктор. Да, покажи.
Петрушка. А вот сейчас покажу, да еще растолкую. (Петрушка уходит и несет палку и бьет Доктора, показывая ему.) То повыше, то пониже.
Доктор. Ай-ай-ай! (убегает
Петрушка. Музыкант, а музыкант!
Музыкант. Что такое?
Петрушка. Вот я ему показал да еще растолковал. А теперь сяду песню спою.
В это время вбегает Барбос, Ваня останавливается и начинает его дразнить. Петрушка. Цю-цю!, Шавочка- кудлавочка, какая ты замарашка
Мухтарка. Гав-гав! (Хватает Ваню.)
Петрушка (вторично дразнит). Цю-цю-цю!
Мухтарка. Гав-гав! (Хватает его.)
Петрушка. Мухтаркa хватает Петрушку за рубаху.) Стой, стой, Мухтарка, разорвешь рубаху-то! Стой, Мухтарка, больно! (Собака кидается на него и хватает за нос.) Ай, батюшки, заступитесь! Пропадет моя головушка совсем с колпачком и с кисточкой! Ой! ой, ой!
Вед: Ну как ребята, понравился вам мой дружок Петрушка?
(да) Ребятки а вы внимательно смотрели?
А запомнили с какими животными встречался сегодня Петрушка?
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Ответ на загадку: собака
(актёр, который играет собачку выходит)
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?…
Ответ на загадку: лошадка
(актёр, который играет лошадку выходит)
Вед: А давайте, ребята поиграем с лошадкой и собачкой.
Скажите мне, а как лошадка разговаривает? Никак. Правильно. Лошадка не разговаривает, а только ржёт и фыркает. А теперь давайте представим, что каждый из вас артист вот такого ярмарочного театра и ему нужно изобразить лошадку. Давайте поржем а теперь пофыркаем. Хорошо.
ИГРА «Поскакушки-хлопушки»
А теперь чтобы наша лошадка поскакала, давайте похлопаем себя ладошками по коленкам. Да громче, громче, а теперь тише, тише. А теперь как руку подниму вверх, значит лошадка близко прискакала и цокать надо громче. Как опущу руку, значит ускакала лошадка. Цокать надо тише. Все ясно. А как хлопну в ладоши – остановилась лошадка. Кто останется цокать после моего хлопка тот невнимательный и проиграл.
Вед: Ребятки у каждого героя в театре есть свой голос. Например котик мурлычет, лягушка квакает. А какой голос у собачки. Ребятки подскажите мне у нас добрая собачка или злая. А как лает злая собака. Ребятки а как лает добрая маленькая собачка. Ну хватит, а то сейчас все собаки сбегутся. Давайте проводим наших животных аплодисментами.
Вед: Ребятки, а посмотрите внимательно на Петрушку. На какое животное он похож? А вот загадка вам поможет.
Ходит барин но двору, придирается к всему,
Двойная бородка, набок колпачок.
Кто больше всех кричит,
Да меньше всех делает.
Что за птица людей не боится,
Не летает высоко, а поёт: «Ко-ко-ко-ко»
Ведь не зря Его и зовут Петрушка и голос у него такой звонкий как у петушка.
Вед: Ребятки , а вы знаете что у Петрушки есть фамилия. (нет) Так вот его полное имя Петр Иванович Уксусов, а иногда называется он Петрушка Самоваров, а когда напроказничает зовут его Ванька Рототуй или Ванька Рутютю.
Вед: Ребятки, а давайте вспомним, с какими людьми встречался Петрушка сегодня. ( Невеста, Доктор, Цыган). Давайте их позовем сюда аплодисментами. Эти артисты очень любят танцевать и играть в разные игры. Давайте с ними поиграем. Прошу всех в хоровод.
Игра-танец «Как у дедушки Макара»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
Как у дядюшки Макара
Было десять сыновей
Они пили, они ели
Разом делали вот так.
Вот так вот так вот и этак вот и так!!!
Вот и этак вот и так!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Игра-танец «Жила бабка возле речки»
Ведущий предлагает детям запомнить слова песен.
Жила-была бабка возле самой речки. Захотелось бабке
искупаться в речке. Купила мыло. Купила мочало. Ух, и песня
хороша, начинай сначала!
Затем предлагается запомнить движения, которые
в дальнейшем заменяют слова в песенке:
«бабка» — изображаем руками,
как бабка завязывает платок под подбородком,
«речка» — волны,
«искупаться» — изображаем пловца,
«купила» — хлопок в ладоши,
«мыло» — правая рука вверх,
«мочало» — левая рука вверх,
«начинай сначала» — вертушка руками перед грудью.
С каждым повтором песенки темп исполнения быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игровой программы «Летние забавы» для летнего оздоровительного лагеря
Игровая программа «Летние забавы» рассчитана для воспитанников летнего лагеря ЦВР «Гармония». Летом хочется отдыхать и играть, здоровье детям укреплять. Поэтому содержание игровой прог...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной,т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различныенаправления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях...
Программа летних учебно-тренировочных сборов «ЛЕТНИЙ СНЕГ»
Программа (методическая разработка) учебно-тренировочных сборов в летний период для учащихся отделения горнолыжного спорта...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...
Программа летнего отдыха "Летний марафон"
Программа «Лето марафон» нацелена на организацию содержательного досуга неорганизованных детей и подростков в вечернее время в период летних каникул....
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...