ДОП "Школа вожатых"
проект на тему
В методической копилке размещена дополнительная общеобразовательная программа "Школа вожатых". Рекомендована для педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vozhatyh.docx | 115.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 6 городского округа Отрадный Самарской области Центр Дополнительного Образования Детей
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель руководителя ОУ по ДОД ________________ Т.Г. Скакун
«____» _______________20___г.
Приказ № _______________
Программа принята на основании решения методического совета. Протокол № _______
«____» _______________ 20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа вожатых»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст детей: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Гоннова Юлия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
г. Отрадный, 2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | ||
Учебно-тематический план | ||
Содержание программы | ||
Методическое обеспечение | ||
Список литературы | ||
Приложение 1 | ||
Приложение 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия). Вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.
Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д. Эта профессия заставляет оставаться детьми, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой. Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Она помогает раскрыться и стать искренним с людьми, приобрести навыки, умения, которые станут незаменимы в дальнейшей жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатых» относится к социально-педагогической направленности дополнительных общеобразовательных программ.
Новизна программы
Новизна данной программы в том, что она предполагает обучение старшеклассников, работающих в лагерях дневного пребывания на базе учреждений дополнительного образования, а также в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.
Актуальность программы
Программа составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций);
- Устав образовательной организации ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что занятия по программе развивают организаторские способности детей, улучшают эмоциональное состояние детей. Программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт практической деятельности обучающихся, но и способствовать развитию творческих способностей, воспитанию самостоятельной и активной личности.
Цель образовательной программы
Реализация творческого потенциала и организаторских способностей обучающихся через подготовку к вожатской работе.
Задачи образовательной программы
Воспитательные:
- воспитывать гражданские качества личности: активную жизненную позицию, патриотизм;
- формировать положительную «Я-концепцию»: положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества;
- формировать культуру поведения;
- способствовать личностному и профессиональному самоопределению.
Развивающие:
- развивать у обучающихся мотивацию к творческой активности в познании и самовыражении;
- формировать навыки социального взаимодействия;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
- формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков).
Обучающие:
- сформировать знания об основах организации летнего отдыха детей и деятельности вожатого;
- сформировать знания о технологиях организации игровой деятельности и коллективных творческих дел;
- научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 15 до 17 лет.
В объединение принимаются все желающие.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1год обучения.
Общее количество часов в год: 144 часа.
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности
В ходе реализации программы сочетаются групповая, индивидуальная и фронтальная формы организации деятельности. Занятия включают теоретический и практический модули, тематические беседы, дискуссии, мастер – классы.
Режим занятий
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Компоненты результата образования | Планируемые результаты | Методы диагностики |
Личностные результаты | Обучающийся должен проявлять:
| Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Обучающийся должен уметь:
Регулятивные УУД: Обучающийся должен уметь:
Коммуникативные УУД: Обучающийся должен уметь:
| Педагогическое наблюдение, собеседование |
Предметные результаты | Обучающийся должен знать:
уметь:
владеть:
| Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, итоговых работ. |
Способы проверки результатов
Для эффективной реализации образовательной программы важным элементом работы является отслеживание результатов творческой деятельности учащихся. Способы и методики определения результативности разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей и формирование уникального комплекса личных качеств каждого ребёнка.
Основные способы отслеживания результативности:
- анкетирование и тестирование;
- зачёт.
Формы подведения итогов реализации программы
По окончании первого полугодия проводится промежуточная аттестация. Результаты промежуточной аттестации служат основанием для перевода обучающегося на следующий этап обучения.
По завершении всего курса программы проводится итоговая аттестация обучающихся.
Продуктивной формой подведения итогов реализации программы является отчётная творческая работа.
Документальными формами подведения итогов реализации программы являются карты (таблицы) наблюдений и оценки результатов освоения программы обучающимися.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Организация летнего отдыха школьников. | 6 | - | 6 |
Научно – методические основы летнего отдыха школьников. | 2 | - | 2 | |
Нормативно – правовые основы деятельности вожатого. | 2 | - | 2 | |
Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере. | 2 | - | 2 | |
2. | Психолого – педагогические основы деятельности вожатого. | 8 | - | 8 |
Социальный статус ребенка в отряде. | 2 | 0 | 2 | |
Особенности возрастного развития детей: работа с детьми младшего школьного возраста. | 2 | 0 | 2 | |
Работа с детьми старшего школьного возраста. | 2 | 0 | 2 | |
Работа с детьми подросткового возраста. | 2 | 0 | 2 | |
3. | Содержание педагогического процесса в лагере. | 6 | - | 6 |
Физкультурно – оздоровительная работа и нравственное воспитание. | 2 | - | 2 | |
Художественно – творческая и познавательная деятельность. | 4 | - | 4 | |
4. | Методические основы работы вожатого. | 8 | 6 | 14 |
Летняя оздоровительная кампания. | 2 | - | 2 | |
Методика разработки программы жизнедеятельности смены. | 2 | 2 | 4 | |
Технология и методики организационного периода смены. | 2 | 0 | 2 | |
Проведения праздника открытия смены. | 2 | 4 | 6 | |
5. | Вожатый. Что нужно знать и уметь, чтобы организовать хорошую работу в отряде. | 10 | 8 | 18 |
Каким должен быть вожатый. | 2 | - | 2 | |
Отрядный уголок. | 1 | 1 | 2 | |
Отрядный огонёк. | 1 | 1 | 2 | |
ЧТП – чередование творческих поручений. | 2 | - | 2 | |
Формы подведения итогов смены. | 4 | 6 | 10 | |
6. | «Игра – дело серьёзное». | 8 | 22 | 30 |
Игры на знакомство. | 1 | 1 | 2 | |
Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками). | 1 | 1 | 2 | |
Игры на взаимодействие (общение, сплочение). | 1 | 1 | 2 | |
Сюжетно-ролевые игры. | 1 | 3 | 4 | |
Игры на выявление лидера. | 1 | 1 | 2 | |
Игры на местности. | 1 | 1 | 2 | |
Игры на внимание. | 0 | 2 | 2 | |
Развивающие игры. | 1 | 1 | 2 | |
Игры-конкурсы. | 0 | 2 | 2 | |
Игры-эстафеты. | 0 | 2 | 2 | |
Игры и эстафеты с мячом. | 0 | 2 | 2 | |
Подвижные игры народов России. | 1 | 1 | 2 | |
Игры народов мира. | 0 | 4 | 4 | |
7. | Игровые программы. | 4 | 20 | 24 |
Проведение интеллектуальных игр. | 2 | 10 | 12 | |
Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | 10 | 12 | |
8. | КТД. | 9 | 19 | 28 |
Что такое КТД? | 2 | - | 2 | |
КТД, направленные на знакомство в отряде. | - | 2 | 2 | |
КТД, направленные на выявление лидеров в группе. | 1 | 1 | 2 | |
КТД, направленные на сплочение отряда. | - | 2 | 2 | |
Спортивные КТД. | 1 | 3 | 4 | |
Художественные КТД. | 2 | 4 | 6 | |
Познавательные КТД. | 2 | 4 | 6 | |
Алгоритм КТД. | 1 | 3 | 4 | |
9. | Итоговые занятия. | - | 10 | 10 |
Итого: | 59 | 85 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Организация летнего отдыха школьников
Тема 1.1. Научно – методические основы летнего отдыха школьников.
Теория: Принципы работы детского лагеря. Основные составляющие летнего отдыха: оздоровление и развитие. Оптимальная организация жизнедеятельности лагеря. Цель воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере. Задачи воспитательной системы.
Тема 1.2. Нормативно – правовые основы деятельности вожатого.
Теория: Основные положения Конвенции о правах ребенка. Извлечения из Положения «О детском оздоровительном лагере». Инструкция по общим мерам безопасности. Предупреждение ЧП.
Тема 1.3. Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере.
Теория: Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере. Должностные обязанности вожатого. Рабочее время вожатого. Оплата труда вожатого. Ответственность вожатых.
Раздел 2. Психолого – педагогические основы деятельности вожатого.
Тема 2.1. Социальный статус ребенка в отряде.
Теория: Социальный и психологический статус ребенка. Психолого – педагогическая классификация детей.
Тема 2.2. Особенности возрастного развития детей: работа с детьми младшего школьного возраста.
Теория: Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин). Наблюдение и изучение воспитанников. Выбор оптимального общения с ребенком. Индивидуальный подход. Игра – основной метод работы с детьми младшего школьного возраста. Методы и приемы работы с детьми.
Тема 2.3. Работа с детьми старшего школьного возраста.
Теория: Психические и физические возрастные особенности. Специфика интересов детей старшего возраста. Методические рекомендации по взаимодействию.
Тема 2.4. Работа с детьми подросткового возраста.
Теория: Психические и физические возрастные особенности. Специфика интересов подростков. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Методические рекомендации по взаимодействию с детьми подросткового возраста.
Раздел 3. Содержание целостного педагогического процесса в лагере.
Тема 3.1. Физкультурно – оздоровительная работа и нравственное воспитание в лагере.
Теория: Задачи и основные формы физкультурно – оздоровительной деятельности. Оздоровительные и закаливающие мероприятия. План работы по физическому воспитанию: организационная, физкультурно – оздоровительная, спортивно – массовая, адаптационно – пропагандистская и хозяйственная работа. Трудовое воспитание.
Тема 3.2. Художественно – творческая и познавательная деятельность в лагере.
Теория: Задачи нравственно – этетического воспитания. Формы работы с песней и музыкой в лагере (танцы, дискотека). Работа с книгой (литературные игры и викторины, поэтические вечера). Формы организации художественно – этетической деятельности (рисование, конкурсные программы, шоу программы, концерты, творческие игры, выставки, ярмарки).
Раздел 4. Методические основы работы вожатого.
Тема 4.1. Летняя оздоровительная кампания.
Теория: Периоды летней оздоровительной кампании: организационный, основной, итоговый. Определение эффективности работы педагогического коллектива. Критерии оценки деятельности вожатых.
Тема 4.2. Методика разработки программы жизнедеятельности смены.
Теория: Принципы деятельности детского оздоровительного лагеря. Активный и пассивный отдых.
Практика: Составление плана смены.
Тема 4.3. Технология и методики организационного периода смены.
Теория: Что такое программа. Классификация программ деятельности лагерей. Цели и задачи программ. Содержание программы. Результаты и итоги выполнения программ.
Прием и регистрация детей. Место и процедура регистрации. Поведение родителей при регистрации (конструктивные, занятые, реформаторы и пр.) Организационный сбор отряда: знакомство, Законы жизнедеятельности.
Тема 4.4. Проведение праздника открытия смены.
Теория: Форма, место, время и продолжительность проведения праздника. Задачи, ответственные, оборудование.
Практика: Составление сценария праздника.
Раздел 5. Вожатый. Что нужно знать и уметь, чтобы организовать хорошую работу в отряде.
Тема 5.1. Каким должен быть вожатый.
Теория: Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия). Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.
Умения и навыки вожатого.
Техника безопасности в работе вожатого.
Тема 5.2. Отрядный уголок
Теория: Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей.
Каким должен быть отрядный уголок?
а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
Практика: создание рубрик для отрядного уголка.
Тема 5.3. Отрядный огонёк.
Теория: Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Огоньки играют в лагере очень важную роль. С первых дней пребывания в лагере огонёк должен стать не просто формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Задача огонька – воспитывать у ребят потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности.
Условия, необходимые для проведения огонька: участники удобно устроены в кругу; по возможности наличие живого огня или сувенира или игрушки; важно создать необходимый эмоциональный настрой; поддержание доброй атмосферы.
Огоньки организационного периода, огонёк – анализ дела, тематический огонёк, прощальный огонёк.
Практика: Создание сценария отрядного огонька
Тема 5.4. ЧТП – чередование творческих поручений.
Теория: Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными (микро-) коллективами. Чередование традиционных поручений дает возможность:
— строить жизнь коллектива как постоянную одновременную заботу о нем и друг о друге всех первичных или микроколлективов. Не конкуренция, не соперничество, а взаимная забота, взаимное обогащение опытом;
— сплачивать каждый микроколлектив в практических делах, в совместном решении жизненно важных задач. Успешное выполнение традиционных дел-поручений невозможно без участия каждого, без взаимной поддержки, без укрепления дружбы;
— сделать каждого члена коллектива (вместе со своими товарищами!) участником разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и окружающим людям, участником коллективной организации жизни. Каждое из таких чередующихся дел-поручений не становится в тягость, не надоедает, а вместе с тем, выполняясь в течение одной-двух недель и периодически повторяясь, обогащает каждого участника определенным практическим, организаторским, нравственным опытом;
— научить каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) вникать в опыт других, использовать все хорошее (превращать в традиции!), избегать их ошибок, вносить свое, новое, лучшее. Ведь в системе ЧТП каждый первичный (микро-) коллектив, принимая очередное дело-поручение на следующий срок, как бы «стоит на плечах» всех тех коллективов, которые выполняли это поручение раньше, до него. Нельзя просто повторять их опыт, но нельзя и отказываться от того хорошего, что стало привычным;
— сблизить с ребятами старших членов коллектива — его руководителей, друзей.
Тема 5.5. Формы подведения итогов смены
Теория: Заключительный период смены – это время подведения итогов, логическое завершение, закрытие смены. Обычно к заключительному периоду происходит спад активности детей, т.к. у них уже появляется физическая и эмоциональная усталость, осознание того, что смена завершается.
Мероприятия заключительного периода должны быть спокойны по тону, но эмоционально насыщенные. Это могут быть психологические игры, песенные часы, шуточные игры, «огонёк» прощания.
Практика: Разработка сценария закрытия смены.
Раздел 6. «Игра – дело серьёзное».
Тема 6.1. Игры на знакомство.
Теория: В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче будет работать с ними. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство детей друг с другом.
Практика: Игры на знакомство: «Снежный ком», «Ассоциации», «Дружба», «Слева, справа, раз, два, три», «Имя в центре», «Назовись», «Досчитай до тридцати», «Имя и фрукт, «Дрозд», «Я знаю 5 имён», «Рукопожатие», «Великолепная Валерия», «Бинго», «Мы идём в поход», «Молекула-хаос», «Я умею, могу научить, хочу научиться», «Клубочек», «Любимое занятие» и т.д.
Тема 6.2. Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками).
Теория: Характерной особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают что-либо (инсценируют, заранее договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причём, это делается несколько раз, всё больше заводя зал. Такие игры предназначены для «разогрева» зала перед мероприятием и занятия пауз во время мероприятия. Начиная играть со сцены необходимо помнить, что некоторые игры настраивают детей на шутливый лад, а это может не состыковаться со сценарием дела.
Практика: Игры с залом: «Два гнома», «Охотники», «Колпак», «Шар», «Эхо», «Дождик», «Джон Браун Бой», «Мы на ярмарку ходили», «Покупки бабушки», «Колокольный звон», «Ёжики», «Кавалерия», «Гол, мимо, штанга», «Апчхи» и т.д.
Тема 6.3. Игры на взаимодействие (общение, сплочение).
Теория: Все вожатые хотят, чтобы их отряд был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно был за всех, чтобы дети обладали коммуникативными навыками. Для этого разучивается блок игр, направленных на взаимодействие между членами отряда.
Практика: Игры «Тройки», «Гусеница», «Карусель», «Цвета», «Топотушки», «Люди к людям», «Узел», «Яблочко», «Сандалик», «Тукан», «Паровозик», «Клоун», «Клубок». «Репка», «Нанизанные люди», «Гиппопотам» и т.д.
Тема 6.4. Сюжетно-ролевые игры.
Теория: Ролевые игры используются как средство для осмысления ребёнком человеческой деятельности, человеческих отношений, необходимости выработки собственной позиции.
Практика: Игры «Планета людей», «Живое кольцо», «Видение других» и др.
Тема 6.5. Игры на выявление лидера.
Теория: Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
Практика: Игры «Пальцы», «Большая семейная фотография», «Положи руку», «Полёт на Марс», «Ехали цыгане», «Подводная лодка», «Будь лидером», «Верёвочка», «Карабас».
Тема 6.6 Игры на местности
Теория: Игры на местности – одно из любимых занятий детей в лагере. Проводимые в лесу, в поле, среди богатой природы, эти игры привлекают детей своей романтикой, воспитывают у школьников инициативу, смелость, чувство взаимной выручки. Игры на местности имеют и другую важную особенность. В процессе игр решаются такие задачи физического воспитания как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности. Нельзя забывать и о большом познавательном значении этих игр.
Практика: Игры «По следам и приметам». «Светофор», «12 секретных пакетов», «Казаки и разбойники» и.другие.
Тема 6.7. Игры на внимание.
Практика: Игры «Великаны-лилипуты», «Телеграмма», «Моргалочки», «Пожалуйста». «Морковка и капуста», «Летел лебедь», «Сантики- фантики- лим-по-по», «Нос, нос, нос, рот…» и другие.
Тема 6.8. Развивающие игры.
Теория: Эти игры обеспечивают общее развитие детей. Их внимание, воображение, смекалку, фантазию, находчивость, самостоятельность, активность.
Практика: Игры «Почта», «Словесный волейбол», «Собака-кошка», «Птичка», «Ручка», «Алёнушка и Иванушка», «Всё наоборот», «Отгадай, чей голосок», «Печатная машинка», «Цвета» и другие.
Тема 6.9. Игры-конкурсы.
Практика: Игры «Отыщи пару», «Живая картина», «Алфавит», «Кто дальше», «Бег сороконожек», «Стая уток», «Вспомни песню», «Тоннель», «Эстафетный бег», «Бег спиной». «Бег на четвереньках», «Рыболов», «Телеграмма», «Почтальоны», «Газета», «Лишний груз», «Перенеси раненого». «Путешествие в темноте», «Поезд»,«Что там за спиной», «Расскажи сказку», «Ралли бегунов».
Тема 6.10. Игры-эстафеты.
Практика: Сказочные эстафеты «Конёк-горбунок», «Ядро барона Мюнхгаузена», «Кот в сапогах», «Канатоходец Тибул», «Лиса Алиса и кот Базилио», «Лягушка-путешественница», «Змей Горыныч», «Баба Яга», «Доктор Айболит», «Колобок». «Золушка», «Теремок», «Волк и 7 козлят».
Игры-эстафеты с прыжками: «Скаклка-подсекалка», «Кто дальше прыгнет», «Прыжковая эстафета», «Прыгуны», «Прыжки по кочкам», «Прыжки через резинку».
Тема 6.11. Игры и эстафеты с мячом
Практика: Игры «Раз-словечко, два - словечко», «Съедобное -несъедобное», «Стой», «Большой мяч», «Не промахнись!», «Штандер». «Охотники и утки», «Земля, вода, воздух», «Догони мяч», «Горячий мяч», «Встречный бой», «Ударь не глядя». «Рыбы, птицы, звери» и т.д.
Эстафеты: «Поймай мяч!», «Бег через обручи», «Мяч соседу». «Бросай – беги», «Колобок». «Сумей удержать» и другие.
Тема 6.12. Подвижные игры народов России
Теория: Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Выбор подвижной игры непосредственно зависит от места её проведения, от наличия инвентаря.
Практика: Русские народные игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски», « У дядюшки Трифона», «Тише едешь, дальше будешь», «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки», «Посигутки», «Пятнашки», «Колечко», «Колдун», «Чай-чай, выручай!» «Иголка, нитка и узелок» и т.д.
Тема 6.13. Игры народов мира
Практика: Туркменские народные игры: «Держи за хвост», «Канатоходец». «Собери яблоки».
Азербайджанские игры: «Вытащи платок», «У кого жгут», «Чёрный паша»
Белорусские игры: «Дед Мороз», «Михасик», «Лес, болото, озеро», «Гуси летят».
Армянская игра: «Земля, вода, огонь, воздух».
Латвийская игра «Три, тринадцать, тридцать».
Литовские игры: «Пятрасу нужна одежда», «Ригу-рагу».
Украинские игры: «Перепёлочка», «Иголочка, ниточка»
Казахская игра: «Есть идея!» и т.д.
Африканская игра: «Мали, мали, мали».
Финские игры: «Тый-я-я», «Ловля оленей».
Польские игры «Чуки на пшеду», «Мы-музыканты»
Венгерская игра «Арам, шим, шим».
Болгарские игры: «Глава, рамена, колена, пальцы», «Да и нет» .
Китайская игра: «Хвост дракона» и другие.
Раздел 7. Игровые программы
Тема 7.1. Проведение интеллектуальных игр.
Теория: Как провести интеллектуальную игру. Проведение игр «Поле чудес», «Звёздный час», «Эрудит-круиз», «Азбука загадок», «Крестики-нолики», «5х5», «Интеллектуальный марафон», «Своя игра», «Великолепная девятка», «Счастливый случай», «Оранжевая лихорадка», «ТИНБОЛ», «Брэйн-ринг» и др.
Практика: Проведение интеллектуальных игр.
Тема 7.2. Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др.
Теория: Как провести игровую программу. КВН – клуб весёлых и находчивых, Ту-Ви – турнир-викторина, ЧВС-час весёлых состязаний, «Зов джунглей», «Царь горы», «Сто к одному», игра – «вертушка», «Чудеса на виражах», шоу-программа «Музыкальный небосклон», «Весёлый экспресс», «Смак», «Самый – самый», «Капустник» и др.
Практика: Проведение игровых программ.
Раздел 8. КТД
Тема 8.1. Что такое КТД
Теория: Всё большую популярность в работе с детьми приобретают коллективные творческие дела (КТД). КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого-педагогических наук, академик И.П. Иванов и группа его единомышленников. Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого ребенка, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую созидательную деятельность.
Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют(придумывают, разрабатывают, режиссируют) .
Стадии организации КТД: предварительная работа, планирование, подготовка, проведение, подведение итогов.
Тема 8.2. КТД, направленные на знакомство в отряде.
Практика: КТД «Поехали», «Здравствуй, друг», «Цветовая геометрия», тренинг «Знакомство».
Тема 8.3. КТД, направленные на выявление лидеров в группе.
Теория: Всюду, где собираются вместе более двух человек. Возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение. К их словам прислушиваются с большим уважением. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. КТД на лидерство помогают выявлению наиболее активных ребят в отряде, созданию микроколлективов.
Практика: КТД «Лидерские совещалки».
Тема 8.4. КТД, направленные на сплочение отряда.
Практика: КТД «Железнодорожные приключения», «Вместе веселей», «Сказочное государство». «Полёт в космос».
Тема 8.5. Спортивные КТД.
Теория: Спортивные КТД направлены на укрепление здоровья детей, воспитание в них выносливости и дисциплинированности.
Практика: «Сто затей для друзей», «Эти забавные животные», «Выше, быстрее, сильнее», «Всегда вместе», «Скороходы», «Вперёд, народ!»
Тема 8.6. Художественные КТД.
Теория: Такие КТД помогают развитию различных творческих способностей ребёнка: сочинительских, актёрских, режиссёрских; воспитывают положительное отношение к эстетической стороне жизни общества, народов других стран.
Практика: КТД «Круглый год», «Портрет», «Позвони мне, позвони», «По страницам замечательных книг», «Я на солнышке лежу», «Турнир рыцарей смеха», «Магазин»,»День творческих мастеров». «Творческий каламбур», «Ты – это я, а я – это ты».
Тема 8.7. Познавательные КТД.
Теория: Такие КТД позволяют формировать мировоззрение, расширяют кругозор ребят, обогащают мир знаний, развивают гибкость ума, приобщают к тайнам мира.
Практика: «Загонялки», «Литературный ринг».
Тема 8.8. Алгоритм КТД.
Теория: Структура КТД. Алгоритм создания КТД.
Практика: После знакомства с различными формами КТД вожатые сами пробуют разработать коллективное творческое дело.
Раздел 9. Итоговые занятия.
Практика: Выполнение итоговой работы
Примерный перечень предлагаемых тем:
1.Подготовка и проведение игры-вертушки «Знатоки ПДД».
2.Создание сценария и проведение новогодней конкурсной программы.
3.Подготовка и проведение конкурсных программ к 8 марта, «Мисс лагеря».
4. Подготовка и проведение игровых программ «Аты-баты! Стань солдатом!», «А ну-ка, мальчики!»
5. Подготовка и проведение в лагере «Праздника игр», сказочных эстафет.
6. Подготовка и проведение праздника «Лето, здравствуй!»(посвящённое открытию 1 смены лагеря).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий
В процессе обучения используются различные формы занятий: игры, беседы, конкурсы, соревнования, творческая мастерская, круглый стол, творческий отчёт.
Типы занятий:
- комбинированное занятие;
- усвоения новых знаний,
- применения полученных знаний на практике;
- закрепления,
- повторения.
Приёмы и методы проведения занятий
Для качественного усвоения материала используются следующие методы обучения:
- Словесные методы: объяснение, описание, лекция, беседа, рассказ.
- Наглядные методы: просмотр видеоматериала и обсуждение.
- Практические методы: выполнение заданий, упражнений.
Учебно-методический комплекс
- Учебные пособия:
- специальная литература;
- видеоматериалы (видеозаписи мероприятий и др.);
- электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).
- Дидактические материалы:
Наглядные пособия
- видеозаписи;
Раздаточный материал
- карточки с индивидуальными заданиями;
- бланки тестов и анкет;
- бланки диагностических и творческих заданий.
- Методические материалы
- планы занятий (в т.ч. открытых);
- задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;
- задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- методическая продукция: сценарии игр, конкурсов, праздников и т.д.
- методические рекомендации к занятиям.
Техническое оснащение занятий
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски, аудиокассеты, флэш-карта;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы;
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу
По окончании изучения каждой темы или раздела подводятся итоги в форме зачётов, в ходе которых учащиеся демонстрируют полученные знания и умения.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тестовые задания
1. Имеется ли в РФ закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», составленный в соответствие с международной «Конвенцией о правах ребенка»?
А. да
Б. нет
2. В статье 32 «Конвенции о правах ребенка» утверждается: «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию». Значит ли это, что дежурство детей в оздоровительном лагере (по столовой, по уборке территории и проч.) является нарушением прав детей?
А. да
Б. нет
3. Какие из указанных ниже санитарных норм являются обязательными для ДОЛ:
А. Наличие отдельных туалетов для мальчиков и девочек.
Б. Наличие санитарной комнаты для девочек.
В. Наличие для каждого ребенка отдельного закрепленного за ним на время отдыха спального места.
Г. Наличие для каждого ребенка отдельного закрепленного за ним на время отдыха места для приема пищи.
4. Безопасность детей в системе каникулярного отдыха подразумевает выполнение ряда нормативов. Каких из перечисленных?
А.О безопасности дорожного движения.
Б. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий с учащимися, воспитанниками.
В. Рекомендации по профилактике детского травматизма…
Г. Конвенция ООН о правах ребенка.
Д. Инструкции и нормативные акты администрации лагеря.
5. Назовите основные документы, необходимые вожатому для трудоустройства в детский загородный центр, лагерь:
А. Пенсионное страховое свидетельство
Б. Паспорт
В. ИНН
Г. Медицинская книжка
Д. Свидетельство об окончании детского объединения «Школа вожатых»
Е. Санаторно-курортная карта
Ж. Диплом об образовании
6. В целях обеспечения пожарной безопасности вожатому запрещается (выберите правильный ответ)
А. Загромождать выходы из спальных помещений, на лестничные клетки
Б. На ночь закрывать все двери и окна
В. Хранить в вожатской тетради, газеты
7. Соотнесите понятия, какие действия по оказанию первой медицинской помощи необходимо оказать:
1. При кровотечении | А. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса |
2. При ушибе | Б. Не прижигайте место травмы марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте спиртосодержащие напитки. |
3. При укусе змеи | В. Наложить на место травмы холодный компресс или пузырь со льдом. |
4. При обмороке | Г. Наложить выше раны жгут, ближе к месту травмы, подложить под него чистую ткань, и затянуть |
Д. Дать выпить немного минеральной или слегка подсоленной воды | |
Е. Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или раствора марганцовки |
- Выберите те качества личности (из представленных ниже), которые являются основными в профессиограмме вожатого:
А. Любовь и эмпатия к воспитанникам
Б. Активная жизненная позиция
В. Саморегуляция
Г. Активное желание помогать людям
Д. Креативность
Е. Оптимизм
Ж. Духовное наставничество
З. Защитник интересов и законных прав детей
И. Посредник между детьми и администрацией
- Первые формы организованного воспитания – это…?
А. Школы;
Б. Религиозные проповеди;
В. Игры, инициации.
- Дословный перевод слова «педагог» означает….?
А. Воспитатель;
Б. Детоводитель;
В. Учитель.
11. Факторы, которые влияют на формирование и развитие личности делятся на биологические и… ?
А. Социальные;
Б. Экономические;
В. Политические.
- Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности – это…?
А. Способности
Б. Задатки
В. Направленность
13. Принцип воспитания, в основе которого – признание безграничности возможностей ребенка и его способности к совершенствованию, прав личности
на свободное проявление убеждений, признание человека высшей ценностью – это…?
А. Индивидуализм;
Б. Гуманизм;
В. Коллективизм.
14. К методам убеждения относятся:
А. Внушение, разъяснение, рассказ, беседа;
Б. Приучение, упражнение, поручение;
В. Поощрение, наказание, одобрение, порицание.
15. Многократное повторение определенных действий и проступков, в результате которых формируются умения и навыки – это…?
А. приучение;
Б. упражнение;
В. режим.
16.Соотнесите ведущую деятельность с соответствующим возрастом:
1. 6 – 9 лет | А. формирование деятельности, целенаправленно обращенной на свое «Я»: на самопознание, самоопределение, самореализацию. Построение избирательной, перспективно значимой деятельности |
| Б. освоение внешнего рисунка взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости. Стремление к самоутверждению в роли взрослого. |
| В. интенсивное формирование познавательной, развитие коммуникативной деятельности |
| Г. половое созревание, внешнее проявление взрослости, стремление к самостоятельности, неуемная фантазия |
17. На первой стадии развития коллектива функция педагога заключается в …?
А. создании условий для самоопределения самореализации каждой личности;
Б. передаче функций управления активу;
В. сплочении коллектива вокруг общей цели и деятельности.
18. Укажите пять основных стадий развития коллектива (по Лутошкину), дополните список:
«песчаная россыпь»
«мягкая глина»
«мерцающий маяк»
19. Определите специфические особенности временного детского коллектива (выберите нужное):
А. автономность
Б. краткосрочность существования
В. интенсивность всех видов деятельности
Г. малая численность участников
Д. отсутствие управления со стороны взрослых.
20. Беседуя с родителями в родительский день вожатый не забудет рассказать (выберете нужное):
А. О неудачах ребенка
Б. О маленьких победах ребенка
В. Об отношениях с противоположным полом
21. Автором методики коллективного творческого дела (КТД) является:
А. И.П. Иванов
Б. Ш.А. Амонашвили
В. Л.Н. Толстой.
22. Обозначьте, основной период развития лагерной смены: позиция вожатого, основные внутриотрядные мероприятия.
23. Допускается ли формирование разновозрастных отрядов в ДОЛ?
А. да
Б. нет
24. Назовите основные «кризисы развития лагерной смены», в какой день они возникают и особенности их протекания.
25. Назовите основные периоды развития смены:
А. Организационный
Б. Заключительный
В. Основной
Г. Вводный
26. Назовите причины возникновения конфликтных ситуаций в организационный период развития лагерной смены.
27. Укажите продолжительность огонька для детей младших отрядов (6 – 9 лет)
А. 50-60 мин
Б. 60-90 мин
В. 10-15 мин
Г. 20-30 мин
28. Выберите основные виды огоньков:
А. Огонек знакомств,
Б. Тематический огонек,
В. Веселый огонек,
Г. Конфликтный огонек,
Д. Прощальный огонек,
Е. Первый огонек,
Ж. Огонек-анализ.
29. По стилю руководства лидер детского коллектива может быть:
А. Формальным
Б. Демократическим
В. Авторитарным
Г. Либеральным
Д. Смешанным
30. Для детей, какого возраста наиболее эффективными являются подвижные игры, игры-соревнования с ограниченной физической нагрузкой:
А.6- 8 лет
Б. 15-17 лет
В. 10-12 лет
31. Формы физического воспитания, применяемые при работе с детьми в лагере:
А. Физкультурные мероприятия в режиме дня
Б. Отрядная физкультурная работа
В. Спортивно-массовая работа
Г. Учебно-тренировочные занятия кружков (центров), команд по разным видам спорта
Д. Лечебная физическая культура
Е. Профилактическая деятельность
32. Укажите шесть основных этапов подготовки и проведения КТД. Расставьте предложенные варианты по порядку, дополните список:
А. Этап оповещения
Б. Этап распределения поручений
В. Этап задумки
Г. Этап начальной организации
33. Основные составляющие имиджа вожатого:
А. Визуальный образ (мимика, пластика, одежда, прическа)
Б. Внутренний образ (голос, темперамент, настроение)
В. Содержательный образ (интеллект, духовная практика)
Г. Внешний образ (красота, параметры тела).
34. Саше восемь лет. Он очень любит петь. Если в лагере проходит выступление хора, он обязательно хочет участвовать. Но у него нет ни голоса, ни слуха, он просто кричит громче всех и в итоге все портит. Как благополучно разрешить данную ситуацию педагогу?
А. Дать другое поручение, связанное с выступлением хора.
Б. Сказать Саше правду о его музыкальных способностях и исключить из хора.
В. Попросить петь тихо.
Г. Попросить детей сказать Саше, что он все портит.
35. Некоторые дети в отряде не хотят мыть пол. Тогда вожатый принимает решение: кто не моет, платит в фонд отряда определенную сумму. Насколько, с вашей точки зрения, это решение снимает проблему?
А. Правильное решение
Б. Не правильно
36. Последний день в смене. Подвели итоги отдыха. Неожиданно воспитатель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор, пусть каждый скажет каждому, что он о нем думает». Начали с Наташи. Ей сказали много нелестного. Она расплакалась и убежала. Обида на ребят и воспитателя осталась надолго. Что здесь было сделано не правильно?
А. Обсуждать надо было плюсы детей, минусы – можно было, например, написать на записках, чтобы каждый прочитал их сам
Б. Надо было начать со своих собственных минусов.
37. У вас в отряде есть враждующие группировки. В результате крайне сложно провести какое-нибудь общее дело. Каким образом можно изменить эту ситуацию?
А. Все обсудить с лидерами групп, придумать вместе с ними общее командное творческое дело.
Б. Довести конфликт до открытых действий – один раз выяснят отношения, поймут, кто сильнее и успокоятся.
В. Отправить лидеров домой.
38. В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет дружить. Его слабые попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Что бы вы стали делать на месте воспитателя?
А. Дать персональное поручение, выяснив, в чем его «сила».
Б. Попросить детей не обижать этого ребенка, принимать в свои группы.
В. Оставить в покое - пусть учится налаживать отношения сам.
39. Командир Вашего отряда пользуется у детей непререкаемым авторитетом. Вам как вожатому достаточно обговорить с ним общие задачи, и вы можете быть спокойны, что все будет сделано. Но вы видите, что ему все больше и больше нравится командовать, в голосе появляются начальственные нотки, привычной стала властная поза, жесты. Какова должна быть реакция педагога?
А. Ввести «карусель» поручений - назначение лидеров отряда на время.
Б. Оставить все как есть – смена скоро кончится.
В. Поговорить с командиром один-на-один, объяснить, как он выглядит со стороны.
40. Педагог незаслуженно обидел ребенка. Вы стали свидетелем этого происшествия. Ваши действия?
А. Вмешаться тут же и защитить ребенка.
Б. Отозвать коллегу и поговорить с ним один-на-один.
В. Поговорить один-на-один с ребенком.
Г. Рассказать другим педагогам, чтобы с их помощью наказать коллегу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемый для разработки программы:
- А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», Москва «Просвещение», 1989.
- В.В. Волина «Учимся играя»- Москва «Новая школа». 1994
- В.Н. Торгашов «В эфире новости» (Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры) – Москва. «Педагогическое общество России», 2001.
- Интернет-ресурсы.
- Л.В. Воронкова «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей»- Москва, Педагогическое общество России, 2004
- Л.П. Фатеева «300 подвижных игр для младших школьников» (популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Н.А. Шаульская, О.А. Лифшиц «Летний лагерь: день за днём. Большое путешествие (праздники, конкурсы, тематические дни). –Ярославль, «Академия развития», 2007.
- С.В. Постнова «Отдых в летнем лагере» (полезные советы, праздники, игры и занятия». – Ярославль, «Академия развития», 2007.
- С.И. Лобачёва «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.(1-11 классы). – Москва, «ВАКО», 2007
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:
- А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», Москва «Просвещение», 1989.
- Л.П. Фатеева «300 подвижных игр для младших школьников» (популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль, «Академия развития», 1998.
- С.И. Лобачёва «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.(1-11 классы). – Москва, «ВАКО», 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Тема занятия | Количество часов | |
04.09. | Научно – методические основы летнего отдыха школьников. | 2 | |
05.09. | Нормативно – правовые основы деятельности вожатого. | 2 | |
11.09. | Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере. | 2 | |
12.09. | Социальный статус ребенка в отряде. | 2 | |
18.09. | Особенности возрастного развития детей: работа с детьми младшего школьного возраста. | 2 | |
19.09. | Работа с детьми старшего школьного возраста. | 2 | |
25.09. | Работа с детьми подросткового возраста. | 2 | |
26.09. | Физкультурно – оздоровительная работа и нравственное воспитание. | 2 | |
02.10. | Художественно – творческая и познавательная деятельность. | 2 | |
03.10. | Художественно – творческая и познавательная деятельность. | 2 | |
09.10. | Летняя оздоровительная кампания. | 2 | |
10.10. | Методика разработки программы жизнедеятельности смены. | 2 | |
16.10. | Методика разработки программы жизнедеятельности смены. | 2 | |
17.10. | Технология и методики организационного периода смены. | 2 | |
23.10. | Проведения праздника открытия смены. | 2 | |
24.10. | Проведения праздника открытия смены. | 2 | |
30.10. | Проведения праздника открытия смены. | 2 | |
31.10. | Каким должен быть вожатый. | 2 | |
06.11. | Отрядный уголок. | 2 | |
07.11. | Отрядный огонёк. | 2 | |
13.11. | ЧТП – чередование творческих поручений. | 2 | |
14.11. | Формы подведения итогов смены. | 2 | |
20.11. | Формы подведения итогов смены. | 2 | |
21.11. | Формы подведения итогов смены. | 2 | |
27.11. | Формы подведения итогов смены. | 2 | |
04.12. | Формы подведения итогов смены. | 2 | |
05.12. | Игры на знакомство. | 2 | |
11.12. | Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками). | 2 | |
12.12. | Игры на взаимодействие (общение, сплочение). | 2 | |
18.12. | Сюжетно-ролевые игры. | 2 | |
19.12. | Сюжетно-ролевые игры. | 2 | |
25.12 | Игры на выявление лидера. | 2 | |
26.12. | Игры на местности. | 2 | |
15.01. | Игры на внимание. | 2 | |
16.01. | Развивающие игры. | 2 | |
22.01. | Игры-конкурсы. | 2 | |
23.01. | Игры-эстафеты. | 2 | |
29.01. | Игры и эстафеты с мячом. | 2 | |
30.01. | Подвижные игры народов России. | 2 | |
05.02. | Игры народов мира. | 2 | |
06.02. | Игры народов мира. | 2 | |
12.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
13.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
19.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
20.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
26.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
27.02. | Проведение интеллектуальных игр. | 2 | |
04.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
05.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
11.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
12.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
18.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
19.03. | Проведение игровых программ: КВН, ЧВС и др. | 2 | |
25.03. | Что такое КТД? | 2 | |
26.03. | КТД, направленные на знакомство в отряде. | 2 | |
01.04. | КТД, направленные на выявление лидеров в группе. | 2 | |
02.04. | КТД, направленные на сплочение отряда. | 2 | |
08.04. | Спортивные КТД. | 2 | |
09.04. | Спортивные КТД. | 2 | |
15.04. | Художественные КТД. | 2 | |
16.04. | Художественные КТД. | 2 | |
22.04. | Художественные КТД. | 2 | |
23.04. | Познавательные КТД. | 2 | |
29.04. | Познавательные КТД. | 2 | |
30.04. | Познавательные КТД. | 2 | |
06.05. | Алгоритм КТД. | 2 | |
07.05. | Алгоритм КТД. | 2 | |
13.05. | Итоговые занятия. | 2 | |
14.05. | Итоговые занятия. | 2 | |
20.05. | Итоговые занятия. | 2 | |
21.05. | Итоговые занятия. | 2 | |
27.05. | Итоговые занятия. | 2 | |
Итого: | 144 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | К-во баллов | Методы диагностики | |||
Теоретическая подготовка | |||||||
| Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям | минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); | 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. | |||
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); | 5 | ||||||
максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); | 10 | ||||||
| Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); | 1 | ||||
средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой); | 5 | ||||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 10 | ||||||
2. Практическая подготовка | |||||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | 1 | Практические занятия, зачёты и т.д. | |||
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); | 5 | ||||||
максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | 10 | ||||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием) | 1 | ||||
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) | 5 | ||||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||||
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога) | 1 | Наблюдение, практические занятия, конкурсные и презентационные занятия | |||
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) | 5 | ||||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 10 | ||||||
3. Общеучебные умения и навыки | |||||||
1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Творческие задания по теории, конспекты, рефераты и т.д. | |||
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||||
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи и контроле педагога) | 1 | ||||
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | 5 | ||||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||||
4.Учебно-коммуникативные умения | |||||||
2.1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Наблюдение | |||
средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 | ||||||
максимальный уровень (не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||||
2.2. Умение конструктивно общаться со сверстниками | Сформированность умения конструктивно общаться со сверстниками | минимальный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты) | 1 | ||||
средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам в конфликтах не участвует, старается их избежать) | 5 | ||||||
максимальный уровень (не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты) | 10 | ||||||
5.Учебно-организационные умения | |||||||
3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Наблюдение | |||
средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 | ||||||
максимальный уровень (не испытывает особых трудностей) | 10 | ||||||
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой) | 1 | ||||
средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½) | 5 | ||||||
максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). | 10 | ||||||
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовлетворительно | 1 | ||||
хорошо | 5 | ||||||
отлично | 10 |
Диагностика личностного развития обучающихся в процессе освоения
образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | К-во баллов | Методы диагностики |
| ||||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | терпения хватает меньше чем на ½ занятия | 1 | Наблюдение |
терпения хватает больше чем на ½ занятия | 5 | |||
терпения хватает на все занятие | 10 | |||
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | волевые усилия обучающегося побуждаются извне | 1 | Наблюдение |
иногда – самим обучающимся | 5 | |||
всегда – самим обучающимся | 10 | |||
1.3.Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | обучающийся постоянно находится под воздействием контроля из вне | 1 | Наблюдение |
периодически контролирует себя сам | 5 | |||
постоянно контролирует себя сам | 10 | |||
| ||||
2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | завышенная | 1 | Наблюдение, собеседование с детьми, родителями |
заниженная | 5 | |||
нормальная | 10 | |||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | интерес к занятиям продиктован обучающемуся извне | 1 | Наблюдение, собеседование с детьми, родителями |
интерес периодически поддерживается самим обучающимся | 5 | |||
интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 10 | |||
| ||||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | периодически провоцирует конфликты | 0 | Наблюдение, собеседование с детьми, родителями |
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 5 | |||
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 10 | |||
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | избегает участия в общих делах | 0 | Наблюдение |
участвует при побуждении извне | 5 | |||
инициативен в общих делах | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
Сочинение "Имя тебе ВОЖАТЫЙ!"
Со временем в ногу идет поколение,Любую вершину свободно берет......
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Мастер-класс игры для вожатых.
Обучение в форме игры, трениги, рефлексия....
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Сценарий конкурса отрядных вожатых « Замечательный вожатый»
Замечательный вожатый...