ЭФФЕКТИВНСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Анализ эффективности работы по формированию ЗОЖ у подростков путем создания команды, разделяющей единые ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ryabtsev_e.v._1.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Рябцев Е.В.
В современном мире достаточно остро стоит проблема осознания подрастающим поколением своего здоровья как ценности, которую необходимо сохранять. [1] Проблема формирования здорового образа жизни требует комплексного воздействия по стороны школы, семьи, общества. Система дополнительного образования занимает в этой структуре своеобразную позицию, при которой главной целью является восполнение пробелов в деятельности основных структур. [2, 3].На занятия в клубы приходят подростки, стремящиеся к самовыражению, ищущие новый круг общения. К сожалению, в последние годы многие находят решение своих проблем в компьютерных играх, позволяющих повысить самооценку, занять время и восполнить недостаток общения. Несмотря на определенную пользу этого вида досуга и его явное преимущество перед проведением свободного временить в составе асоциальных групп, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками [4], он влечет такие проблемы, как снижение двигательной активности, а главное, не способствует формированию стремления к здоровому образу жизни. В этих условиях педагоги дополнительного образования должны бороться за каждого обучающегося и предлагать виды досуга, отвечающие интересам современных школьников. Командно-тактическое фехтование вполне отвечает этим требованиям. Оно совмещает в себе "живые" элементы приключенческой литературы, кино и компьютерных игр. Работа по формированию здорового образа жизни в объединении клубов КТФ "Ратник" строится такой образом, чтобы не привлекать к ней внимания обучающихся. Регулярные тренировки и рекомендуемые для лучшего усвоения материала домашние упражнения повышают двигательную активность подростка. Беседы о здоровом питании, о необходимости подождать режим, о способах профилактики заболеваний проводятся в неформальной обстановке после тренировок, во время чаепитий и мероприятий. При этом здоровье рассматривается как ценность, и учитываются все аспекты здоровья - не только физическое, но и социальное и психическое благополучие. Педагоги объединения акцентируют внимание обучающихся, с одной стороны, на таких мелочах, как обязательное ношение шапки в холодное время года, с другой, говорят о них с точки зрения ответственного взрослого поведения, а не простого следования правилам. С ноября 2012 по январь 2013 года будто проведено исследование эффективности работы объединения "Ратник" в области формирования здорового образа жизни.
В ходе исследования было проведено сравнение теоретических знаний и практического следования нормам здорового образа жизни обучающихся в объединении и выпускников с целью выявить долгосрочный эффекта работы по формированию здорового образа жизни, а также сравнение с контрольной группой, состоящей их студентов техникума. Теоретические знания в области здорового образа жизни, особенности питания, следование режиму, двигательная активность, профилактика и лечение оценивались по пятибалльной шкале. Также респондентам был предложен анонимный опросник, освещающий вовлеченность в табакокурение, употребление алкоголя, прибыть наркотиков и знания о них.
Согласно результатам исследования, наибольшими знаниями в области здорового образа жизни обладают выпускники объединения (средний балл в группе выпускников 3,22, в группе обучающихся 3, в контрольный группа 2,28).
По шкале «питание» обучающиеся немного превосходят выпускников (2,91 в контрольной группе, 3,37 выпускники, 3,48 обучающиеся). Разница средних баллов обучающихся и выпускников незначительна. Юноши всех групп показывают более высокий средний балл.
Наиболее строго следуют режиму выпускники объединения (3,37 против 2,78 в группе обучающихся и 2,22 в контрольной группе). При этом юноши, обучающиеся в объединении и его выпускники соблюдают режим в большей степени, чем девушки, в отличие от студентов техникума.
Двигательная активность обучающихся превышает, хоть и не намного, таковую у выпускников (2,98 и 2,88 балла). Средний балл студентов техникума – 2,25.
По шкале «профилактика и лечение» обучающиеся превосходят выпускников и студентов техникума (средний балл в группе обучающихся 3,04, в группе выпускников 2,5, в контрольный группа 2,09).
Курят 14,3% процента опрошенных обучающихся объединения, но в группе выпускников процент курящих составляет уже 25,9%. В контрольной группе 50,9% курящих. При этом стаж курения в контрольной группе от 5 месяцев до 7 лет, в группе выпускников от 1 до 11 лет, в группе обучающихся от 2 до 4 лет (был учтен стаж курения бросивших).
Алкоголь не пробовали только 1 юноша и 1 девушка обучающиеся в объединении. При этом примерное количество раз употребления алкоголя у выпускников намного превосходит его у обучающихся, но превосходит также и среднее количество раз употребление алкоголя контрольной группой. При этом состояние похмелья испытывали половина респондентов контрольной группы, 39,8% группы выпускников, 9% обучающихся.
Пробы наркотических веществ признают 23% респондентов контрольной группы, 18% выпускников, 10% обучающихся. Большинство респондентов контрольной группы указывает гашиш, «трава», «скорость». Трое употребляли «грибы». В группах обучающихся и выпускников двое конкретизируют «псилоцибиновые поганки». Один выпускник указывает экстази и кокаин. В целом также как и в контрольной группе употребляли каннабиоиды и амфетамины, но в основном указывают официальное название наркотика. 7 респондентов, указавших, что употребляли наркотики, отрицают табакокурение.
Уровень информированности обучающихся и выпускников о воздействии кокаина и гагиша примерно равен, обучающиеся меньше знают о кокаине. В то же время в контрольной группе только 31% респондентов признает, что гашиш вызывает зависимость, но 69% знают о том, что кокаин опасен. Наличие друзей, употребляющих наркотики регулярно указывают 37% обучающихся, 39,8% выпускников, 52% в контрольной группе.
К вопросу о легализации в Российской Федерации «легких наркотиков» положительно отнеслись 3% обучающихся, никто из выпускников и 36,5% процентов в контрольной группе.
На основании данного исследования можно сделать вывод о частичной эффективности работы по формированию здорового образа жизни. Несмотря на то, что выпускники даже в большей степени следуют таким нормам здорового образа жизни как правильное питание, соблюдение режима, двигательная активность, в средней перспективе у них понижаются навыки профилактики и лечения заболеваний (они реже посещают врача), а также возрастает риск вовлечения в употребление психоактивных веществ (табакокурение, алкоголь, наркотики). Впрочем, несмотря на более высокий уровень вовлечения выпускников в употреблении ПАВ по сравнению с обучающимися, он все равно остается ниже, чем у респондентов контрольной группы.
Литература:
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 №1374 «О программе по формированию здорового образа жизни жителей Петербурга на 2013-2015 годы»
- Смирнова С. А. Роль УДОД в формировании здорового образа жизни, ext.spb.ru
- Методические материалы «Из опыта работы Дома детского творчества Калининского района г. СПб 2009-10 , 2010-11 учебный год
- Т. И. Самсонова, Компьютерные игры: возможность профилактики девиантного поведения подростков//Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте"
Родительское собрание по проблеме раннего воспитания здорового образа жизни в семье и школе....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде"
Доклад на тему:"Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде" на семинаре для учителей физкультуры....
"Формирование здорового образа жизни у обучающихся в условиях подросткового клуба по месту жительства"
Это моя итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации по ИОЧ "Организация внеурочной деятельности школьников на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГ...
"Формирование здорового образа жизни у обучающихся в условиях подросткового клуба по месту жительства"
Это моя итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации по ИОЧ "Организация внеурочной деятельности школьников на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГ...
Формирование здорового образа жизни на занятиях в дополнительном образовании
статья для педагогов...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В статье содержится материал, раскрывающий опыт работы инструктора по физической культуры с детьми с нарушениями осанки и сколиотической болезнью по формированию ЗОЖ как на занятиях, так и во внекласс...