Метод проектов в 5 классе
статья (5 класс) на тему

Литвинова Наталья Викторовна

В статье рассматривается значение метода проетов для учащихмя 5 классах на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_5_klassah.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая проектная деятельность на уроке и во внеурочное время

Обновление школы в условиях перехода к обществу, использующему информационные технологии, включает в себя использование таких качеств как способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы. Задачей школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха.

Метод проектов (греч. «исследование») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работ, выполненная под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идей до завершения проекта. Работа над проектов в творческом коллективе учащихся дает им возможность объединится по интересам, частично работа может выполняться дома с помощью родителей. Ученик, работая над проектом, учиться самостоятельно приобретать знания, развивает коммуникативные навыки и умения. Работая в разнообразных группах и исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя), он овладевает умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учиться анализировать факты, делает выводы и заключения.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный.

 На одном из уроков  учитель вводит в тему урока так, чтобы у учащихся возникал  интерес к теме.  

Далее класс делится на группы, каждой группе дается задание.

Учащиеся обсуждают по группам тему с учителем, получают дополнительную информацию, назначается консультант (из учащихся 9 класса)

2. Планирование работы.

Определение источников информации: литература, Интернет, посещение информационного центра.

Планирование способов сбора информации, распределение обязанностей среди членов группы.

3. Исследовательская деятельность.

Сбор информации, работа в библиотеке, информационном центре, Интернете.

4. Результаты.

5. Представление итогового продукта.

Темы проектов (5 класс):

  1. В мире чисел.
  2. Текстовые задачи (Виды текстовых задач. Решение текстовых задач. Этапы решения текстовых задач. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовых задач с помощью графиков. Чертёж к текстовой задаче и его значение. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
  3. Мир геометрических фигур,  как следствие организуется исследовательская работа по теме: «Планирование и строительство детского городка будущего». Этот проект создан с целью организации наилучшей преемственности начального и среднего звена и развитию дальнейшей социализации школьников. Данная работа подразумевает посещение городских детских площадок, организацию конкурса рисунков  и конференции по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, непосредственно конструирование детской площадки.
  4. Математика вокруг нас.

Мини-проекты

Исследование различных объектов – это один из способов получения знаний о них.

Но, чтобы использовать исследовательский метод, им нужно владеть. Это означает, что нужно знать, какие действия выполняются и иметь опыт исследовательской работы. Выполнение мини - проектов помогает приобрести такой опыт.

Мини-исследование можно провести на уроке, а затем, если возникнет интерес, провести более глубокое исследование во внеурочное время.

Основной целью  мини  исследований является  выработка  навыков  самостоятельного  получения  новых  результатов.  В  связи  с  этим  можно  выделить  направления для формирования задач для мини – исследований:

- Повторное решение с изменением начальных условий задачи (действия по аналогии).

- Проведение рассуждений в изменённой  ситуации по аналогичной схеме.

- Самостоятельное получение теоретических  результатов.

- Построение схемы доказательств по аналогии.

- Обобщение задачи.

- Выявление задач с интересными и неожиданными результатами.

Мини-исследование может выполнять как один ученик, так и группа учащихся, но не более 3-4 человек.

Этапы выполнения проекта распечатываются в виде карточек, чтобы учащийся выполнял проект поэтапно. На уроке ставится проблема и выполняется теоретическая часть. Практическая часть, дополнительные исследования рекомендуется проводить во внеурочное время самостоятельно, под руководством учителя или родителей.

Например: изучаемая тема «Десятичная система счисления» - задача: Во сколько раз увеличивается двузначное число, если слева к нему

приписать такое же число?

Мини-исследования  можно  проводить  и  с  задачами  практической  направленности.  Главное, чтобы вырабатывался опыт навыков ориентировки в измененной ситуации. Здесь  такие задачи могут служить контролем того, как усвоены учащимися элементы хода  рассуждения, так как здесь эти элементы играют роль инструментов, которые учащиеся  выбирают и применяют в нужном случае.

Информационные исследовательские задания учащиеся готовят в качестве домашнего задания.  Это  может  быть  информация  о  математическом  объекте,  об  ученых-математиках, о истории возникновения понятия.

Заключение

Проектная деятельность –не самоцель. Она осуществляется для того, чтобы учащиеся  были активными  и каждый работал в силу своего уровня развития. При использовании этого метода нужно переосмысливать теоретические основы метода проектов, скорректировать цели, условие и содержание учебно-воспитательного процесса. В этом случае проектирование расширит

педагогический инструментарий и круг приемов, используемый сегодня в практике обучения.

Метод проектов может использоваться на уроке для решения  небольших проблемных задач. В рамках урока мини-проекты приучают учащихся к творческому применению полученных знаний  самостоятельно.  Оформление результатов  проекта  можно  продолжить  во  внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии "Что такое метод проектов"-8 класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с историей появления метода проекта, с видами проектной деятельности учащихся,с этапами выполнения проекта, учатся выбирать самостоятельно тему проекта....

Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)

Данный видео ролик знакомит коллег и  учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...

Урок по развитию устной речи "Домашние животные. Лошадь. Корова.Свинья" с применением элементов метода проектов 4 класс

Мой первый урок с применением элементов метода проектов -  урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специальной (коррекционной) школ...

План-конспкт урока "Какой он, мой родной город" (с использованием метода проектов) 8 класс

Приводится разработка урока английского языка  в 8 классе с использованием метода проектов "Какой он, мой родной город"...

Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."

Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...