Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет. донотнй период
план-конспект на тему

Дубровская Татьяна Владимировна

Заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом, введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovskaya_otkrytoe_zanyatie.2015g.docx40.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Открытое занятие

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

        

педагог Дубровская Т.В.

Москва 2015 г.

Коллектив: Фортепиано

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Вяткина Катя

Возраст: 7 лет

Место проведения: 4.18

Дата: 07.04.2015 г. в 19.30

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-6 лет, донотный период»

Цель: - заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом;

- введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Задачи:

- развитие познавательной активности обучающегося  и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

- приобретение навыков анализа и краткой характеристики попевок;

- применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

- рассказ, беседа;

- объяснение;

- показ;

- систематичность и последовательность;

- контроль над качеством исполнения.

Оснащение:

- фортепиано;  - стул и подставки.        

п.п.

Ход занятия

Время

Организационно-методические

сведения

Всего

Теория

Практи-

ка

1.

Вводная часть:   организационный момент

3 мин

3 мин

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

2.

Основная часть:

знакомство с инструментом. Определение пульса в произведениях. Анализ и пение попевок. Подбор попевки на фортепиано по слуху. Двигательная гимнастика и упражнения за фортепиано на постановку руки.

25 мин.

15 мин.

10 мин.

1. Теоретическая часть. Педагог знакомит ученика с фортепиано, клавиатурой, показывает расположение клавиш: «до», «ми», «фа», «си». Педагог играет муз. произведение, а ученик равномерно, ритмично хлопает под музыку. Краткий анализ попевки,  которую поет сначала педагог, а затем ученик.

2. Практическая часть. Двигательная гимнастика стоя и сидя за столом. Посадка за инструментом, упражнение на постановку рук. Подбор попевки 2-ым пальцем.

3.

Заключительная часть.

2 мин

2 мин

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Вводная часть.

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

Основная часть.

  1. Теоретическая часть

- Главное условие успешного развития ученика – точная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка, осуществляемое в тесной связи с «постановкой руки».

Каждый урок сочетает в себе

- знакомство с фортепиано, клавиатурой

- развитие слух, ритма , памяти

- гимнастику постановку рук

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом. Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной -

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна» .

Я рассказываю ему про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук-«до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Затем находим клавиши «ми», «фа», «си». Знакомясь с  регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра. Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

После того как ребенок начал различать зрительно, мы  знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их.

 Слух поддается развитию и над этим необходимо работать. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:

  • сколько звуков ты слышишь?
  • более "тонкие " звуки (высокие) - более "толстые" (низкие).
  • зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
  • игра в "жмурки" (отгадывание сыгранных учителем звуков).

С первых уроков можно познакомить ребенка с интервалами. И в начале каждого урока мы "подготавливаем ушки к работе". То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава - красивый интервал, звуки сливаются, секунда -очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.

Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.

 Ритм менее податлив для развития. Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет  кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений. Работа над развитием метро - ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Играя  музыкальное произведение, я прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

        Затем я пою ученику любую песенку, например: «Василек» и мы вместе определяем,  где долгие, а где короткие звуки и выясняем, что различные их сочетания составляют ритм.

Чтобы запомнить мелодию нужно ее проанализировать: как идут звуки: по ступенькам или скачками, вверх или вниз. После этого попытаться с педагогом эту попевку спеть.

Практическая часть.

Постановка руки - важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

"Лепку" игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт - Шкловская,  она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата.

Например:

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

Стоя:  

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их; поднимать слегка согнутые в локтях руки, затем произвольно их опустить.

Сидя:

  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх - вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А.А. Шмидт- Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе- так называемая «игра всей рукой от плеча».

Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение –non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над

упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание "слышащих" пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами - одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.

В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:

  • взятие;
  • звучание;
  • затухание.

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего.

Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения на non legato целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы.

После упражнений пытаемся с учеником подобрать по слуху попевку «Василек» 2 пальцем.

  1. Заключительная часть.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

Используемая литература

  1. О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»
  2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»


                                                                           Отзыв

на открытое занятие педагога Дубровской Т.В.

Ученица 1 года: Вяткина Катя

Возраст: 7 лет.

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

Цель:  заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом.

Структура занятия соответствует поставленным цели и задачам. Занятие проходило интересно и грамотно. Педагог постоянно чередует учебные элементы и образно-игровые задания. В этой связи занятие проходило динамично, постоянно поддерживался интерес ученика к педагогу и ко всему происходящему на занятии. И как результат ребенок  не терял контакт с педагогом на протяжении всего занятия и добивался хороших результатов.

Педагог тактично, доступно для понимания ученицы указывает на ошибки, помогает  правильно выполнить разные музыкальные задания,  хвалит, если получилось «хорошо». Атмосфера на занятии рабочая и вместе с тем позитивная и доброжелательная. Все задания доступны для выполнения ученика этого возраста.

Занятие состояло из 3 частей, главная часть включала в себя 2 раздела: теоретический и практический. Большое внимание педагог уделяла развитию ритма, слуха. Очень понравилось, как ученица определяла пульс(метр) в произведении, которое играла педагог, четко хлопала под музыку, как проходил анализ попевки, которую потом подбирали по слуху на фортепиано. Также педагог грамотно работала над постановкой рук.

Открытое занятие полностью реализует поставленные задачи.  Используются и работают методы: словесный, практический, наглядный, музыкальный. Обучение ребенка доступное для данного возраста.

Учебный план по данной программе выполнен полностью. Большое спасибо педагогу за доставленное удовольствие.

Зав. отделом музыкального творчества

Педагоги по фортепиано

                   Шитикова С.В.

Васильева М.Д., Язвенко Л.И.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

        Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной на...

Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"

В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....

Методика проведения занятий по спортивному ориентированию в системе учреждений дополнительного образования детей (СЮТур)

Дети приходят в спорт, полные надежд. Важно не обмануть их ожидания, чтобы они не только обучились чему-то новому, но и получили удовольствие и не потеряли интереса к дальнейшим занятиям спортом.В мет...

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...