Исследовательская работа на тему "Фото пионервожатых" к конкурсу "Экспонаты рассказывают"
творческая работа учащихся на тему

Марисова Марина Степановна

ученица 9 класса провела исследовательскую работу в школьном музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs-eksponaty.docx732.15 КБ

Предварительный просмотр:

                         Лениногорский краеведческий музей

                                  «Экспонаты рассказывают»

                           Тема  « Фото пионервожатых»

                                                                               Носова Надежда Анатольевна

                                                                           ученица 9 класса,тел.89600679086

                                                                            «Лениногорской  школы № 14

                                                                                 для детей с ОВЗ»

                                                                              Марисова М.С. учитель истории

                                                                              «Лениногорская школа № 14

                                                                                   Для детей с ОВЗ»

                                             2016 год

Оглавление

Введение……………………………………………………..                   стр.3

Глава 2. История создания пионерской организации………..               стр.4

Глава 3. История создания пионерской организации Татарстана…… стр.9

Глава 4. Из воспоминаний  учителей нашей школы…                           стр.11

Заключение ……………                                                                            стр.13

Список использованной литературы……………                                    стр.14

                             Введение.

   В прошлом году пионерская организация отмечала свою девяносто третью дату со дня основания. Я не раз слышала интересные рассказы мамы и бабушки о пионерах прошлых лет. Мне очень захотелось узнать, как была образована пионерская организация на территории нашей  Республики, кто  стоял у истоков её основания, и какие изменения она потерпела за долгие девяносто лет существования. Фото школьного музея и его экспонаты  заинтересовали меня и подтолкнули  к исследованию, что бы ответить на мои вопросы.

Целью моего исследования является возможность выявить и описать материалы школьного музея, теоретически обосновать, что собой представляла пионерская организация .

Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующую задачу: изучить деятельность , символику и атрибутику и формы работы пионерской организации на территории нашей  страны  и  республики.

Объектом исследования является процесс развития детского пионерского движения в  Татарстане и экспонаты школьного музея.

Методы исследования: опрос очевидцев и непосредственных участников пионерского движения в Лениногорске; работа с музейными и архивными данными; изучение воспоминаний участников пионерского движения.

В ходе работы я использовала различные достоверные источники, такие как: воспоминания бывших вожатых   города-учителей нашей школы  Марисовой М.С. и  Южаниной М.В.; материалы из книги И. И. Малкина «Первые галстуки»; местная краеведческая литература «История создания пионерской организации Татарстана»; интернет-ресурсы.

                   История создания пионерской организации.

   19 мая 1922 года 94 года  назад создана первая пионерская организация, с 1926 года названная Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина.
   После Октябрьской революции во многих городах Советского Союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию.

  19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

  В 1924 году пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. А после VII-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина».

Целью пионерской организации является:

Подготовка детей школьного возраста к вступлению в ВЛКСМ, а затем в ряды Коммунистической партии.

В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

В годы Великой Отечественной войны организовано массовое тимуровское движение, включавшее также обязанности его членов:

оказание помощи семьям фронтовиков;

собор лекарственных растений и трав; сбор металлолома;

 организация сбора средств на военную технику для фронта;

дежурство в госпиталях и домах инвалидов;

участие в уборке урожая;

организация художественной самодеятельности для военнослужащих и гражданского населения.

Организатором этого направления пионерской деятельности был известный писатель Аркадий Петрович Гайдар. Его произведения:  «Чук и Гек», «РВС», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика»,  «Тимур и его команда» воспитали не одно поколение  детей и подростков в духе патриотизма и самоотверженного служения Родине.

Пионеры-Герои Советского Союза

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

Пришел час испытаний и маленькие проказники и шалуны показали всему миру насколько, в маленьком детском сердце, сконцентрирована священная пламенная любовь к Родине. На первый взгляд мальчишки, девчонки. На их хрупкие плечи война положила всю тяжесть невзгод, недетских испытаний, беду и горе военного лихолетья. Но пионеры-орлята не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, которые вряд ли смог придумать даже самый талантливый писатель. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких советских ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Он отслеживал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Марат Казей. Его мама была схвачена за связь с партизанами и впоследствии повешена фашистами. Ушел к партизанам. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

Зина Портнова участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г. юная пионерка была зверски замучена фашистами, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках. Почти километр преследовал Леня врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы.

Все четверо были удостоены высокого звания Героев Советского Союза посмертно…

Важнейшими пионерскими атрибутами являются дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.  Пионерская форма  в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т.п.) надевалась парадная форма. С гордостью носили на груди красный галстук – частичку боевого красного знамени. У пионерского галстука три конца – это символ единения партии, комсомола и пионерии.

В пионерскую организацию принимали детей в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществлялся индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины.

Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. В пионеры принимали в торжественной обстановке. Как правило, во время советских праздников, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза».

Цель пионерской организации - воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

На призыв:

«Пионер, к борьбе за дело Компартии будь готов!»

— следует ответ:

«Всегда готов!»

Законы юных пионеров:

Пионер предан Родине, партии, идеям социальной справедливости;

Пионер готовится стать комсомольцем;

Пионер ровняется на героев борьбы и труда;

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества;

Пионер лучший в учебе, труде и спорте;

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду;

Пионер - товарищ и вожатый октябрят;

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран;

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым.[1]

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Pioneers_Member_Pin.jpg/250px-Pioneers_Member_Pin.jpghttp://www.goldensphere.ru/img/galst/pioner/500-gorn.jpg

              История создания пионерской организации Татарстана.

   Весной 1923г. республика стала оправляться после тяжёлых испытаний, причинённых голодом и экономической разрухой. Комсомол Татарстана приступил к созданию организации  юных пионеров. Обком и верхне-городской райком комсомол поручил организовать первый пионерский отряд юным комсомольцам Иосифу Малкину и Шагиду Шаммазову. В докладе Центральному РКСМ Татарский Обком комсомола 12 мая 1924 г. писал: « В  Татарстане детское движение началось лишь  5 июля 1923 года».
   Таким образом, мы вправе считать  5 июля 1923 г. днём рождения пионерской организации Татарской АССР. Отряд сразу стал жить в ногу с комсомольскими и партийными органами. Заведующий Коммунистическим  клубом В. Жилинский и коммунисты-активисты принимали непосредственное и повседневное участие в жизни  отряда, определяя его идейное лицо и боевитость. Отряд быстро становился на ноги и зажил полнокровной кипучей жизнью. Каждую неделю проходили отрядные сборы, а звеньевые-  ежедневно. Пионеры знакомились, как создаётся красный воздушный флот. Пели песни революции. Ходили в походы. Но самое большое место в жизни первого отряда занимали общественно полезный труд и организация детворы. Третья Международная детская неделя проводилась в Казани с 10 по 17 августа. В Татарии она отмечалась впервые, и по указанию партийных организаций печать привлекла к ней большое внимание.  После Этой недели первый отряд сразу же разделился на два: татарские звенья выделились в самостоятельный отряд  № 2 имени Карла Маркса при детдоме № 2 имени Г. Тукая. Здесь воспитывалось 400 ребят.  В конце августа 1923 года силами первого отряда в суконной слободе, на «Ямках», был создан третий отряд. В Чистополе и Спасске скаутами были переименованы свои отряды в пионеры, но обком комсомола принял решение распустить эти лжеотряды. Тогда скауты перешли на путь борьбы, неоднократно избивали в одиночку ненавистных им пионеров. Так  в борьбе и трудностях начала свою жизнь пионерская организация Татарии.  Отряд № 4 организовали из детей железнодорожников станции Казань.  В начале у пионеров не было галстуков, значков, барабанов. Поэтому они с восторгом восприняли весть, что завод выделил средства на приобретение всех пионерских атрибутов. И вот наступил волнующий день, когда ребят выстроили  на площади  Первого мая. Отрядам торжественно вручили барабаны, горны, а каждому пионеру повязали галстук. Газета пионеров Татарстана «За Ильичём» вышла 10 августа 1924 года. 6 сентября 1924 года бюро обкома РЛКСМ вынесло решение о создании пионерской газеты на татарском языке-«Яшь ленинчы». С первых шагов пионерская организация Татарии, как и всей страны, развивалась как массовое политическое объединение пролетарских детей.
    Большую роль оказали пионерскому движению Татарии  наркомы просвещения Ш. Ахмадеев, Р. Тагиров, Н. Мухутдинов и многие другие[2].

                     Из воспоминаний наших учителей.

   Почему я заинтересовалась пионерским движением, да потому что после посещения школьного  краеведческого музея, где я  увидела фото,  на котором наши учителя Марисова М.С. и Южанина М.В. были в интересной форме я задалась вопросом- почему они так выглядят? Я спросила об этом у Марины Степановны и вот, что она рассказала. Это форма пионервожатой- форма пионерского вожака, который выполнял эту работу не только  за зарплату, а по велению души и сердца. Такую форму выдали нам вожатым в 1983 году, в то время я поступила на эту должность вместе с моей сестрой Ириной, в своей родной школе № 8, которую закончили в мае 1983 года. Форму начали получать пионервожатые  примерно в 80-х годах, она была парадная, как на фото и повседневная (юбка и жилет в клетку тёмно- синяя рубашка). Наша пионерская дружина носила имя  С. Тюленина и была одной из лучших. Работать было интересно, но и трудно, нужно было проводить пионерские сборы, смотры строя и песни, собирать макулатуру и отгружать её, в то время макулатуры собирали  очень  много и сдавали её бесплатно, по итогам сбора макулатуры, из нашей дружины в 84-ом году поехала девочка -семиклассница в «Артек», как самая лучшая. Главной была работа с детьми, с советом дружины. Я участвовала в городском конкурсе среди вожатых в марте 1984 года  и по итогам  его набрала  большее количество баллов. Пионерский значок подарила школьному музею  свой. Пионерский значок - символ, подчеркивающий принадлежность к пионерской организации. Вручался вместе с галстуком при приеме в организацию. Пионер носил значок на левой стороне груди. Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!". 14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.[4]

Конечно, продолжила Марина Степановна, мы все были в то время комсомольцами, активистами, учились, работали, ходили на собрания, проводили мероприятия, жизнь  была очень насыщенной и интересной, и как мне  тогда казалось, мы были более патриотичными и ответственными. И поэтому стала педагогом, стаж работы 22 года.   Уже шесть лет работаю в коррекционной школе, где  открыла     краеведческий музей.

    Южанина Марина Владимировна работала вожатой в нашей школе с 1983-1984 годы, тогда она называлась школа - интернат № 1,  потом училась на логопеда, и снова вернулась в школу в 1989 году педагогом-логопедом,  работала завучем, а сейчас учитель трудового обучения, учит девочек шить. Пионерская комната имела отдельное помещение, где хранились пионерские флаги отрядов и самой дружины. Каждый отряд имел своё название, своего командира. Проводила она  различные патриотические сборы и заседания советы дружины. Принимали  в пионеры, но для этого все должны были выучить символику и атрибуты пионерской организации и конечно клятву пионера. Пионерский горн в музей принесла Костылева Елена Вячеславовна, директор нашей школы с 2004 по  2014 год, которая начинала свою педагогическую карьеру так же с пионервожатой школы № 4. Всего несколько экспонатов музея, несколько фотографий, но это большой путь пионеров Советского Союза

                                   Заключение.

  В России появится новая молодежная структура, которая может напоминать пионерскую организацию времен СССР. Целью движения станет воспитание школьников на основе ценностей, «присущих российскому обществу»

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников», задачи которой аналогичны существовавшей в СССР пионерской организации.

Согласно указу, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей». Учредителем организации назначено Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). До конца марта 2016 года правительство России должно определить список имущества, которое будет передано организации. Высшим органом «Российского движения школьников» станет съезд, который будет созываться на основе координационного совета. Руководить советом будут председатель и два сопредседателя, избираемых сроком на три года.
Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и  местного самоуправления с новой организацией при Росмолодежи будет создан Российский детско-юношеский центр[3].
Конечно, всё не может быть как прежде, будет другая организация, но похожая тем, что дети будут учиться быть патриотами, учиться быть полезными  нашей большой стране под названием -Россия.

  Опыт работы вожатых советского периода нашей страны бесценен, ведь многие из них стали настоящими педагогами, которые учат добру и прививают настоящие ценности граждан Великой страны. И какой бы ни была символика и атрибутика новой организации, тёплые воспоминания всегда будут вызывать значки, пионерские галстуки, горны, песни и др. у  тех, кто сейчас наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы,  потому что это была их молодость. Это история нашей страны, которую должны знать наше поколение – поколение, которое знает интернет, знает иностранные языки, знает культуру и историю разных стран мира, но историю своей страны наиболее ценно знать и уважать прошлое.

Список литературы и интернет  источников:

  1. http://www.kpu.ua/ru/36539/istoriya-pionerii
  2. История создания пионерской организации Татарстана.-Казань: РИЦ «Школа»,203.-36с. Составитель С. П. Фёдоров
  3. http://www.rbc.ru/politics/29/10/2015/5632253a9a7947a084313544
  4. http://ria.ru/spravka/20070519/65737726.html#ixzz45nrW446m


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Научно-исследовательская работа "О чём рассказывает цвет"

Научно-исследовательская работа "О чём рассказывает цвет"...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...