Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»
проект
Практическая значимость проекта заключается в создании системы воспитательских занятий по формированию социально-нравственного поведения, которая включает три направления:
- формирование коммуникативного поведения,
- формирование основ безопасного поведения,
- профилактика вредных привычек и противоправного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chelovek_-_tvorets_svoey_sudby.docx | 177.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кемеровская область – Кузбасс Новокузнецкий район
МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Проект
по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ
«Человек – творец своей судьбы»
Воспитатель: А.Ю. Рябова
Содержание
Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»
1. Актуальность проекта ……………………………………………………3
2. Механизмы функционирования проекта……………………………......6
3. Ресурсное обеспечение проекта …………………………………………7
4. Этапы реализации проекта ……………………………………………….8
5. Критерии и показатели эффективности проекта ……………………….8
6. Литература………………………………………………………………..11
Приложение 1
Методики для определения уровня социально-нравственного развития учащихся……………………………………………………………………..12
1. Методики изучения уровня сформированности нравственных понятий у воспитанников…………………………………………………………12
1.1. Анкета «Нравственные понятия»………………………………..12
1.2. Методика для выявления уровня нравственной самооценки
учащихся……………………………………………………………….13
1.3. Методика для диагностики толерантного поведения, этики
поведения: «Незаконченные предложения»………………………..14
1.4. Диагностика отношения к жизненным ценностям…………….15
1.5. Диагностика нравственной мотивации воспитанников……….16
1.6. Диагностика социально-нравственного развития детей………17
2. Методика изучения склонности воспитанников к преодолению
социальных норм и правил………………………………………………………. 20
3. Методика выявления детей «группы риска»
Карта наблюдения за деятельностью и поведением учеников……………………………………………………………………22
Приложение 2
Оценка воспитанности учащихся………………………………….28
Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»
1. Актуальность проекта
Специальная (коррекционная) школа для детей с интеллектуальными нарушениями готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Проблема, связанная с воспитанием социально-нравственного поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находится в центре внимания педагогов, является во все времена актуальной, а решение её – противоречивым. Вопросы различных частных задач воспитания должны быть подчинены решению одной общей задачи – воспитанию человека, способного самостоятельно жить и трудиться в современном обществе, соблюдая все социально-нравственные, общественно-одобряемые нормы поведения и взаимоотношений между людьми.
Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нравственного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Дети - олигофрены отличаются несамостоятельностью, слепым доверием к указаниям и советам окружающих, они склонны к внушаемости, механической подражаемости и т.п. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Из-за этого обучающиеся с проблемами в интеллектуальном развитии зачастую попадают под чуждое, социально вредное влияние, толкающее их на совершение отрицательных поступков. В то же время им свойственно бездумное упрямство, являющееся таким же проявлением несамостоятельности и слабости воли, как и внушаемость.
3
Воспитанники специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с умственной отсталостью в большинстве своём, возвращаясь в «родную» среду, нередко становятся асоциальными личностями, зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, к самостоятельному трудоустройству и работе в коллективе, часто эмоционально-глухими и жестокими.
Причины затруднений социальной адаптации воспитанников, развития их социально-нравственного потенциала связаны не только с наличием дефекта в психофизическом и умственном развитии детей, но и с состоянием обучения и воспитания в учебных заведениях.
Воспитание и развитие личности происходит в процессе усвоения обучающимися опыта общественных отношений, определенных норм, образцов и правил поведения, формирования убеждений и развития чувств.
Правильно организованная воспитательная деятельность оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, на его социально-нравственное становление, на раскрытие его индивидуальности, что повышает уровень социальной адаптации в современных условиях жизни. Полноценная социальная адаптация воспитанников с отклонениями в интеллектуальном развитии невозможна без формирования их нравственно-правового сознания и соответствующего социально-нравственного поведения.
Таким образом, формирование у обучающихся социально-нравственного поведения следует рассматривать в качестве специальной цели воспитания. Отсюда вытекает одна из приоритетных задач воспитания – посредством воспитательских занятий помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те социально-нравственные нормы и правила поведения, которые подлежат усвоению.
Все вышеизложенное определило актуальность разработки и реализации проекта по формированию социально – нравственного поведения воспитанников с нарушением интеллекта.
При разработке проекта были учтены особенности социокультурной ситуации посёлка, контингента воспитанников, уровня квалификации педагогов, материально-технической базы и т.п.
Микрорайон школы-интерната включает: Дом культуры, Детскую школу искусств, библиотеку, музей, отделение связи, пункт полиции, пожарную часть, аптеку, больницу, предприятия торговли, отделение связи, детский сад и среднюю общеобразовательную школу.
Контингент воспитанников, задействованных в проекте – обучающиеся младшего и среднего звена, имеющие отклонения не только в умственном развитии, но и в поведении, в том числе это дети группы риска; дети, состоящие на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН.
С данными группами воспитанников работают опытные педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.
Школа-интернат имеет игровые комнаты для каждой группы воспитанников, игровую комнату для проведения праздников и массовых мероприятий, библиотеку, стадион; кабинеты психолога, социального педагога. Имеется техническая оснащённость воспитательного процесса: проектор, компьютер.
Данный проект направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у воспитанников убеждений, общественно одобряемых норм поведения, необходимых им для нормальной жизни в обществе.
Цель проекта: формирование социально-нравственного поведения воспитанников.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
1. Формировать у детей социально-нравственные навыки и привычки, убеждения, моральные и нравственные ценности, ответственность за свои поступки.
2. Формировать основы безопасного поведения в быту и социуме.
3. Развивать у воспитанников коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и со сверстниками; учить их саморегуляции психоэмоционального состояния, собственных действий и поведения.
4. Воспитывать социально-значимые качества личности: эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания и уважительного отношения к другим людям, чувства неприятия антиобщественного и противоправного поведения.
Практическая значимость проекта заключается в создании системы воспитательских занятий по формированию социально-нравственного поведения, которая включает три направления:
- формирование коммуникативного поведения,
- формирование основ безопасного поведения,
- профилактика вредных привычек и противоправного поведения.
2. Механизмы функционирования проекта
Принципы взаимоотношений в ходе реализации проекта:
1) принцип индивидуальной и личностной ориентированности;
2) принцип гуманности;
3) принцип поддержки;
4) принцип успешности (создание ситуаций, в которых ребёнок имеет возможность высказать свою мысль, выразить своё мнение и ощутить собственную значимость).
Технологии, используемые при проведении воспитательских занятий:
- информационно-коммуникативные;
- коммуникативные педагогические;
- здоровье-сберегающие;
- игровые;
- социализация – освоение норм поведения;
- саморегуляция.
Формы и методы организации воспитательских занятий:
- традиционные (рассказ, беседа и др.);
- моделирование реальных жизненных ситуаций;
- моделирование проблемных ситуаций;
- сюжетно-ролевая игра;
- дидактическая игра;
- театрализация;
- экскурсия и др.
Формами организации воспитательских занятий могут быть и творческая деятельность, и ключевые дела, направленные на осмысление и освоение социальных ролей в жизни человека, формирование социального поведения.
3. Ресурсное обеспечение проекта
Административно-управленческий блок направлен на сотрудничество воспитателя и администрации, педагога-психолога, социального педагога по вопросам формирования у воспитанников социально-нравственного поведения, оказание помощи при организации работы с привлечением ПДН и других служб вне школы.
Диагностический модуль включает систему изучения воспитанника воспитателем и содержит характеристики всех параметров психического развития и поведения ребёнка.
Коррекционно-дидактический модуль содержит подбор специальных игр и упражнений для коррекции психофизического развития, эмоционального состояния и коррекции поведения воспитанников.
Практический модуль включает разработки воспитательских занятий по направлениям проекта, подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр, организацию экскурсий, акций, походов.
4. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (1 год): 2017 – 2018уч.г.
- Определение актуальности проекта.
- Изучение литературы, интернет – ресурсов по заданной проблеме.
- Подбор диагностических средств для мониторинга социально-нравственного поведения воспитанников.
- Подбор упражнений, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
- Разработка воспитательских занятий.
- Диагностика воспитанников (сбор информации о культуре поведения, о характере общения с окружающими людьми, о культуре речи, об имеющихся вредных привычках и др.)
II. Практический этап (2 года): 2018 – 2020у.г.
На данном этапе реализуется содержание проекта - применяются на практике разработанные воспитательские занятия, сюжетно-игровые и дидактические игры.
III. Обобщающий этап (1 год): 2020 – 2021у.г.
В ходе этого этапа подводятся итоги, проводится аналитический отчёт о проделанной работе и полученных результатах, обобщается опыт работы.
5. Критерии и показатели эффективности проекта
Критерии | Показатели |
I. Сформированность познавательного потенциала личности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей. | 1.1. Познавательная деятельность. 1.2. Познавательная активность. |
II. Сформированность безопасного поведения дома и на улице. | Умение применять полученные знания в жизненной практике. |
III. Сформированность социально-нравственного потенциала личности обучающегося (воспитанника) | 3.1. Социально-нравственная направленность личности. 3.2. Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, к себе, природе, труду. |
IV. Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника. | 4.1. Коммуникабельность. 4.2. Сформированность коммуникативной культуры. 4.3. Знание правил этикета. 4.4. Освоение навыков культурного поведения. 4.5. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 4.6. Развитость самоуправления. 4.7. Сформированность совместной деятельности. |
V. Удовлетворённость воспитанников жизнедеятельностью школы-интерната | 5.1. Комфортность ребёнка в школе-интернате. 5.2. Эмоционально-психологическое положение воспитанника в школе-интернате. |
Критерии эффективности проекта определяют относительную «сформированность» у воспитанников школы-интерната социально-нравственного, коммуникативного потенциалов личности, и направлены на содействие развитию личности социально-нравственной, социально-адаптированной, способной трудиться и жить в правовом обществе в условиях современного социума.
Литература
- 1. Мониторинг социализации воспитанников / авт.-сост. С.В. Андреева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 111с.
- Образование и социальная адаптация детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке: мат-лы научно-практ. конф., г.Кемерово, 29-30 августа 2005г. / Отв. Ред. Т.М. Кукченко, Л.В. Чванова: МОУ ДПО «Научно-методический центр», Кемерово, 2006., 178с.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
- Система воспитания сельских школьников: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – Смоленск: СОИУУ, 2000.
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/mietodikidliaopriedielieniiaurovniadukhovnonravstviennoghorazvitiiauchashchikhsia.
- 2http://xn----8sbokbjahwbd5ayee4f.xn--p1ai/korrekcionnay_rabota/socialno-pedagogicheskay/47-diagnostika-socialno-nravstvennogo-razvitiya-detey.html
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/06/14/nravstvennoe-vospitanie-uchashchikhsya
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
- http://togu.68edu.ru/proekt/duhovnonr.pdf
- http://www.schoolrm.ru/schools/specsar/workbook/young_experts/
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Приложение 1
Методики для определения уровня
социально-нравственного развития учащихся
1. Методики изучения уровня сформированности нравственных понятий у воспитанников.
1.1. Анкета «Нравственные понятия»
Как ты понимаешь следующие слова?
• Мудрость
• Добро
• Зло
• Совесть
• Душа
• Любовь
• Гордыня
• Счастье
• Свобода
• Дружба
• Милосердие
• Долг
• Вина
Ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь;
2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные;
3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова.
1.2. Методика для выявления уровня нравственной самооценки учащихся
Инструкция:
4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в группе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
1.3. Методика для диагностики толерантного поведения, этики поведения: «Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с товарищами, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: само утверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
1.4. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
1.5. Диагностика нравственной мотивации воспитанников
Инструкция:
"Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я…
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в мяч, бадминтон, к нам подходит ребёнок лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры…
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в группе расстроился из-за того, что проиграл в игру…
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одногруппник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее нужно подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла - высокий уровень 2, 3 балла - средний уровень 0, 1 балл - низкий уровень.
1. 6. Диагностика социально-нравственного развития детей
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребёнок и взрослые | |
1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. | Дидактические упражнения «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать? |
2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение). | Индивидуальные беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время? |
3. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых. | Анализ ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать? |
4. Имеет представления о культурных традициях своей семьи. | Инд беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях? |
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния человека по мимике, жестам, позе. | Рассматривание иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. |
6. Правильно ли понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). | Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или злая, доверчивая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? Волка? В чём это проявляется? И т.д.) |
Ребёнок и сверстники | |
1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. | Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. |
2. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. | Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: «Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение?» Наблюдения за воспитанником в повседневной жизни. |
3. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений. | Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность. |
4. Понимает, почему нужно выполнять правила поведения, их гуманистический смысл. | Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению к взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность и т.д.? |
Отношение ребёнка к самому себе | |
1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей. | Индивидуальная беседа. |
2. Знает родословную семьи. | Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были? И т.д. |
3. Знает правила поведения в школе, в интернате, режим дня. | Дидактическая игра «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности. |
4. Проявляет самостоятельность, избегает опеки старших в привычных ситуациях. | Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни. |
5.Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их. | Ребёнку предлагается что-то сделать по образцу; сложить поделку из бумаги, согласовав свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так? |
Уровни освоения:
Низкий: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: родословная семьи, школа и т. д.
Средний: Поведение и общение ребёнка имеют положительное направление. Воспитанник имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.
Высокий: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
2. Методика изучения склонности воспитанников к преодолению социальных норм и правил
Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.
Опросник
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
6. Иногда я говорю неправду.
7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
10. Когда я читаю детектив (когда я слышу о преступлении), то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
18. Некоторые люди сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
20. Всякая грязь (плохие поступки, нарушения) меня пугает или вызывает сильное отвращение.
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов
Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
Ключ: 1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).
Результаты:
0 – 4 балла - низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
5 – 15 баллов – средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
16 – 20 баллов – высокий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
3. Методика выявления детей «группы риска»
Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика
Цель — составление индивидуальной психолого-педагогической характеристики на воспитанника.
I. Внешний вид ребенка.
Норма: «внешний вид благоприятный».
Не норма: неопрятность, неаккуратность внешнего вида (не причесан, грязная несвежая одежда и т.п.) — можно предположить педагогическую запущенность со стороны родителей.
II. Особенности двигательной сферы.
1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша).
2. Походка. Не норма: замедленность; ускоренность; неуверенность; раскоординированность; рассогласованность движений рук и ног.
3. Мелкая моторика (включая особенности почерка).
Не норма: замедленность; ускоренность; раскоординированность.
4. Мимика.
Не норма: отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.
5. Жестикуляция во время речи: отсутствует; средний уровень
выраженности; ярко выражена.
6. Речевые характеристики
а) темп речи: дрожание голоса, заикание; замедленный темп речи;
ровный темп речи, уверенность, спокойствие; ускоренный темп
речи (тараторит, проглатывает слова); неравномерный.
б) интонация:
- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;
- использование интонации для постановки смысловых акцентов;
- богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.
в) громкость:
- низкий уровень (тихий голос);
- средний уровень;
- высокий уровень (громкий, звучный голос). Отмечается наличие голосовых модуляций.
7. Общий темп работы:
- низкий (медлительные, тормозные двигательные реакции);
- средний;
- высокий;
- неравномерный.
Необходимо обратить внимание на наличие импульсивных ре-
акций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес
черепно-мозговую травму.
8. Работоспособность
- низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);
- средняя;
- высокая.
III. Эмоциональный фон (фон настроения).
- снижен (плаксивость, грусть);
- ровный, спокойный;
- повышен (радость, удовлетворение);
- неустойчивый.
Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования.
IV. Познавательные процессы.
1. Внимание
- частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность
либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности;
- сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности;
- устойчивость внимания, продолжительность сосредоточения
на выполняемой деятельности;
- переключаемость внимания, переход от одного вида заданий к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может
свидетельствовать ригидности, инертности).
2. Память
- логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала.
Возможно определение преобладающего типа запоминания (зрительный, слуховой, моторный).
3. Мышление
- низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение);
- средний уровень развития логических операций;
- высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач);
- нестандартность мышления, креативность.
4. Речевое развитие
- правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование;
- легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи;
- наличие связной речи;
- словарный запас.
V. Степень вовлеченности в обследование или воспитательный процесс, особенности мотивации.
Выделяют следующие виды мотивов:
1) мотив общения;
2) игровая мотивация;
3) состязательная мотивация;
4) мотив оценки;
5) познавательная мотивация.
VI. Оценка ребенком своих результатов.
Педагог, организующий обследование, использует вопросы:
1) Хорошо ли ты сделал?
2) Что получилось, что не получилось?
3) Доволен ли ты своим результатом?
Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.
VII. Установление контакта со взрослыми и отношение к
обследованию.
Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:
1. Интимно-личные — стремление к физическому контакту (как
правило, является признаком острого дефицита такого общения).
2. Активно-положительное (ребенок радуется).
3. Спокойно-положительное.
4. Пассивно-положительное.
5. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения.
6. Индифферентное.
При наблюдении за ребенком его отношения со взрослыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного «ты», что говорит о заниженном чувстве дистанции или низком культурном уровне социальной среды, до повышенного чувства дистанции — беспрекословного послушания (как правило, это воспитывается в семье с авторитарным стилем отношений и говорит о выраженной ориентации на взрослого).
Часть детей во время эксперимента действуют автономно от взрослого, как будто по своей программе.
VIII. Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Эти показатели в процессе исследования изменяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый.
Существуют разные квалификации видов помощи.
Например, по содержанию:
1. Стимуляция — тип помощи, когда говорят: «Подумай!», «Проверь еще раз!», «Ты хорошо подумал?» и т.п. Такой вид помощи достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация.
2. Эмоционально регулирующая помощь. Она, как правило, выражается в словах: «Ты же умный мальчик, у тебя все получается» и т.п. Такой вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям.
3. Направляющая — заключается в активизации произвольного
внимания ребенка. Для этого используют следующие высказывания: «Не спеши», «Как ты говоришь?», «Посмотри внимательно на образец», «С чего ты начнешь?», «Дальше?..»
Можно использовать другие приемы. При этом необходимо придерживаться следующих ограничений: не следует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать; не следует оценивать ни избранные ребенком способы работы, ни полученный результат.
4. Организующая — это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделение функций между ребенком и взрослым. Примером наиболее выраженной формы организующей помощи является так называемый «пошаговый контроль» за работой ребенка. Здесь дается полная программа действий.
5. Обучающая — взрослый сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает задавание
вопросов-подсказок, наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после этого взрослый переходит к специальным приемам, таким как ограничение объема предъявленного материала, обсуждение отдельных операций, совместное выполнение некоторых из них. Показ способа работы с его одновременным объяснением является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объема обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконтролировать усвоение способа решения.
Приложение 2
Оценка воспитанности учащихся (матрица)
Критерии оценки | Уровень проявления воспитанности | |||
Высокий (всегда) «5» | Хороший, средний (в большинстве случаев) | Низкий (всегда) «2» | ||
«4» чаще по типу | «3» чаще по типу | |||
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. | Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий | Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.) | ||
Общение, речь | Вежливые, деликатные, уважительные | Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств | ||
Отношение к ребятам | Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией | Заносчивое, барское, издевательское | ||
Отношение к учителям, воспитателям | Вежливое, уважительное, почтительное | Неуважительное, с элементами грубости, хамства | ||
Отношение к другим сотрудникам школы | Вежливое, уважительное | Неуважительное, грубое, хамское | ||
Дисциплинированность (выполнение указаний учителя, воспитателя) | Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить) | В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.п. | ||
Отношение к школьному имуществу, к труду других | Бережное | Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр. |
Анализ воспитанности учащихся в _____ группе
№ п/п | ФИО учащегося | Внешний вид | Общение, речь | Отношение к ребятам | Отношение к педагогам | Отношение к другим сотрудникам школы | Дисциплинированность | Отношение к школьному имуществу |
Общий балл по каждому критерию оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы»"
Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы»"студентки БОУ СПО «Тюкалинский индустриально -педагогический колледж»Сейдер Елены Валерьевн...
Сценарий мероприятия по английскому языку "Человек- творец своего счастья"
Мероприятие по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья", УМК М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием", 10 класс....
Человек - творец своего счастья
Не важно, ищете вы свое счастье или готовы создавать его собственными руками, в любом случае вначале нужно понять, ЧТО именно вы хотите получить. Нельзя пойти туда, не зная куда, и взять то, не зная ч...
Цикл бесед "Человек – творец своей судьбы"
Цикл бесед со старшеклассниками по теме "ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ"...
Цикл бесед "Человек – творец своей судьбы"
В последние годы у многих подростков утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности. Вернуть детей к обычной жизни очень трудно, в связи с этим возникает необходимость в проведении н...
"Человек - творец своей судьбы"
Основной задачей воспитательной работы – научить ребят позитивному отношению к жизни, раскрыть творческий потенциал, развить нравственные качества, помочь сохранить веру в себя, в свои силы, сох...
Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков
Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...