"Соединение учебных элементов с танцевальными движениями различных народно-характерных танцев"
план-конспект урока на тему
Данный конспект открытого урока позволяет учащимся развить технику исполнения, координацию и танцевальность у станка и на середине зала, овладеть хореографическим материалом, уметь исполнять движения свободно и естественно без напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока 4 класс народно-сценический танец | 623.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Синявинская Детская школа искусств»
Конспект открытого урока
Предмет: Хореография
Класс: 4
Преподаватель: Недошивкина А.Б.
Дата проведения: 12.03.2015г.
На уроке присутствуют учащиеся в количестве 7 чел., возраст: с 10-13 лет.
Тема: Соединение учебных элементов с танцевальными движениями различных народно-характерных танцев.
Цели: Развить технику исполнения, координацию и танцевальность обучающихся у станка и на середине зала.
Задачи:
Обучающие:
- обучить – исполнению данных движений на середине зала, как физически, так и эмоционально;
- овладеть хореографическим материалом, изучить экзерсис у станка, танцевальные комбинации в разных характерах, знать основные и исходные положения для корпуса, рук и ног, основные положения танцевальных комбинаций, уметь исполнять движения свободно и естественно без напряжения, правильно занять исходное положение, следить за осанкой и правильной координацией движений рук и ног.
- закрепить комбинаций в медленном темпе, и в быстром.
Развивающие:
- развить – точность и четкость исполнения;
- расширить понятие - уровень танцевальной техники, выразительности, художественного совершенства исполнения.
Воспитательные:
- воспитать эстетическое отношение к действительности;
- вырабатывать умение в коллективно решать поставленную задачу;
- воспитать интерес и любовь к народному танцу.
Тип: комбинированный
Форма организации деятельности: групповая
Форма урока:
Практическое занятие
Роль педагога:
Обучающая, контролирующая и корректирующая.
План урока:
I. Вводная часть – 5 минут.
- Приветствие
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
II. Основная часть – 30 минут.
- Актуализация знаний учащихся.
- Объяснение новой темы.
- Практическая работа: разминка, экзерсис у станка, танцевальные комбинации.
III. Подведение итогов – 10 минут.
- Танцевальные комбинации из репертуара класса на середине зала
- Недостатки и достоинства пройденного материала.
Ход урока:
I. Вводная часть: взаимное приветствие, установка дисциплины, проверка отсутствующих.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок народно-характерного танца. Мы с вами постараемся соединить учебные элементы у станка с танцевальными движениями, используя выразительные средства в различных народных характерах, а также исполним комбинации на материале русского, венгерского и цыганского танцев. Основная задача нашего урока: выполнить учебные элементы у станка, а также на середине класса танцевальные комбинации в русском, венгерском и цыганском характере.
II. Основная часть. Актуализация знаний учащихся:
- Кто скажет, ребята, чем отличается мужская пляска от женского танца?
(ученик) движения в мужской пляске быстрые, а в женском танце медленные.
- Правильно. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, а женский танец отличается плавностью и величавостью. Сегодня на уроке мы будем выполнять элементы у палки и танцевальные комбинации в русском характере. Кто знает, какие существуют жанры в русском танце?
(ученик) Хоровод (плясовой, игровой), пляски по кругу, танок, русская пляска, русская кадриль.
(демонстрация слайдов)
Комментарии к слайдам:
Историческая справка: Плясовые хороводы (орнаментные) тексты песен исполняются во время движения, участники ходят кругом, заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты, а в песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Пляски по кругу отличаются от плясовых хороводов степенью исполнительского мастерства и относительностью не зависимости пары к примеру «Польке», «Матане» или «Акулинке» содержание песен в большенстве своем шуточное. Танок древний южно-русский массовый обрядовый танец, понятие «водить танки» соответствует обще русскому понятию «водить хороводы» - это хороводы с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Пляски и плясовые – это наиболее распространенный и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. Перепляс - это соревнование плясунов. Кадриль – наиболее молодой вид русского танца. После указа Петром Великим о введении ассамблей, бальная кадриль была подхваченна и недворянским сословием.
Практическая работа:
Эта часть состоит из поклона в русском лирическом характере, разминка в которую входят следующие движения: переменный шаг с открытием и закрытием рук, шаг с ударом каблука, молоточки, шаг с мазком, шаг с ударом полной стопы, припадания с правой ноги, затем с левой ноги с открытием и закрытием рук, дроби, веревочка в повороте. Разминка необходима для разогрева мышц тела, связок ног и стоп. Это дает возможность вести работу у станка более эффективно. А так же разминка настраивает учащихся на рабочее настроение.
3. Экзерсис у станка (15 мин.)
В этой части учитываются основные положения и позиции рук, корпуса, ног, стоп : понятие исходное положение рук, 1,2,3, 2-я повышенная позиции рук, с учетом характерных ошибок при исполнении данной комбинации, основное положение корпуса в комбинациях экзерсиса, понятие en face – статичное положение корпуса, наклон назад от лопаток, наклон от талии: вперед и назад, в сторону, также положение ног: все выворотные позиции с 1-й по 5-ю, параллельные позиции: 2-я, 4-я, 6-я, обратные позиции, положения стоп: натянутая стопа, сокращенная стопа, свободная стопа, положение скошенного подъема, нога на ребре стопы, нога на полупальцах.
Battment tendu с выносом ноги на каблук на 90 гр.
По 3-й выворотной позиции. Движение тренировочное. Развивается выворотность шаг, подвижность тазобедренного сустава, эластичность стопы, силу ног, координацию. Этот элемент исполняется в русском характере.
Муз. размер: 2/4.
Исходное положение: 3-я позиция ног.
Первоначально исполняется на 1 такт 4/4, затем быстрее на 1 такт 2/4.
- Preparation:исполнить demi-plie на обеих ногах, пятку опорной ноги отделить от пола на средние полупальцы. Работающую руку открыть через 1-ю во 2-ю позицию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
«Раз» - пятку опорной ногис ударом поставить на пол, а работающую ногу с акцентом на верх поднять в положение «высокое passé» (спереди или сзади) вытянутым носком.
«И» - работающую ногу раскрыть в заданном направлении сокращенной стопой через 90 гр. и опустить на пол в положении «на каблук» вытянуты коленом, одновременно отделяя пятку опорной ноги от пола на средние полупальцы.
«Два» - на 1/16 пятку опорной ноги с ударом поставить на пол, работающую ногу с акцентом наверх сокращенной стопой поднять на 90гр. и на 1/16 привести в положение «высокое passé» (спереди или сзади) к опорной ноге вытянутой стопой.
«И» - работающую ногу, скользящим движением по середине опорной ноги, опустить в 3-ю позицию, пятку опорной ноги отделить от пола на средние полупальцы.
Так battment tendu исполняется по всем направлениям (вперед, в сторону и назад).
Rond de jambe par terre с «восмеркой»
Название «восьморка» объясняется внешней формой движения (рабочая нога как бы рисует «восьморку» на полу). Движение тренировочное. Развивает координацию, подвижность тазобедренного и голеностопного суставов. Этот элемент исполняется в размере 3/4, в венгерском характере.
Исходное положение: 1-я позиция ног.
Rond de jambe par terre исполняется на 4 такта 3/4.
- Preparation: работающая нога отводится в направлении 2-й позиции (в сторону) на вытянутый носок. Работающая рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю позицию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
1 такт
«Раз» - работающая нога, сворачивая и укладывая на внешнее ребро стопу – ведется по прямой линии вдоль стопы опорной стопы (как бы скользя подошвой ступни о ступню опорной ноги) до положения «заведенного croisee» вперед вытянутой стопой.
«Два» - «три» - работающая нога, не останавливаясь, исполняет demi-rond (до стороны).
2 такт
«Раз» - работающая нога через 1-ю позицию заводится на 5-ю позицию назад (к станку), отделяя пятку от пола на средние полупальцы.
«Два» - «три» - работающая нога, сворачиваясь в тазобедренном суставе, переводится в завернутое (невыворотное) положение на половину внешнего ребра стопы в направлении 4-й позиции назад и, доделывая demi-rond (до стороны) проворачивается в тазобедренном суставе в выворотное положение.
Flic-flac с разворотом и поворотом работающей ноги из 6-ой невыворотной позиции.
Движение развивает технику владения свободной стопой, подвижность тазобедренного сустава и координацию.
Музыкальный размер: 2/4 исполняется только в сторону.
Исходное положение: 6-я позиция ног.
Исполняется на 1/4.
- Preparation: работающую ногу поднять к щиколотке опорной ноги сбоку свободной стопой (невыворотное положение cou de pied). Работающая рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю позицию и в обратном направлении закрывается на талию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
«Затакт» - работающая нога разворачивается в выворотное положение, исполняя flic в сторону, при исполнении flac нога возвращается к щиколотке опорной ноги сбоку(невыворотное положение cou de pied).
«Раз» - пауза, положение сохраняется.
Элемент исполняется в итальянском характере.
Подготовка к «веревочке» с прыжком на присогнутой ноге.
Движение аналогично исполнению подготовки к «веревочке» с прижком, но во время прыжка опорная нога присгибается в коленном суставе. Элемент развивает выворотность, силу ног, прыжок, координацию и технику. Элемент исполняется в русском характере.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 3-я позиция ног.
Исполняется на 1/4.
- Preparation: работающая рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю позицию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
«Затакт» - demi-plie на обеих ногах и тотчас прыжок на верх на опорной ноге, колено чуть присгибается, работающей ногой выполнить подготовку к «веревочке», стопы обоих ног предельно натянуты.
«Раз» - одновременно закончить движение и вернуться в demi-plie на обе ноги (в 3-ю позицию).
Движения комбинируются с подготовкой к «веревочке», с «веревочкой», упражнением для бедра, grand battment jete.
«Веер» на воздух по 1/8
Движение тренировочное, состоящее из трех и более скачков на опорной ноге с одновременным выбросом работающей ноги на 30гр. в различных направлениях. Элемент развивает силу ног, технику и координацию.
Проучивается элемент в цыганском характере.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: 3-я позиция ног.
Исполняется на 2 такта 2/4.
- Preparation: работающую ногу привести к щиколотке опорной ноги спереди (cou de pied) вытянутой стопой, опорная нога отделяет пятку от пола на средние полупальцы, за счет сгиба ноги в коленном суставе (выворотное положение). Работающая рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю позицию и в обратном направлении закрывается на талию, голова, сопровождая движение руки, переводить в центр зала. «Затакт» - одновременно на опорной ноге исполнить скачок, а работающую ногу перевести коленом к станку в невыворотное положение на cou de pied. Голова поворачивается в сторону опорного плеча (к станку).
1 такт
«Раз» - сохраняя положение опорной ноги на средних полупальцах, работающую ногу с акцентом окрыть вперед на 30 гр. (невыворотно в положение croisee вперед), вытягивая ее в коленном суставе.
«И» - одновременно на опорной ноге исполнить скачек, а работающую ногу, сгибая в коленном суставе, привести к опорной ноге в выворотное положение на cou de pied спереди. Голова поворачивается в положение en face.
«Два» - сохраняя положение опорной ноги на средних полупальцах, работающую ногу с акцентом открыть вперед на 30 гр., вытягивая ее в коленном суставе.
«И» - одновременно на опорной ноге исполнить скачок, а работающую ногу, сгибая в коленном суставе, привести к опорной ноге в выворотное положение на cou de pied спереди. Голова поворачивается в центр зала.
2 такт
«Раз» - сохраняя положение опорной ноги на средних полупальцах, работающую ногу с акцентом открыть в сторону на 30гр., вытягивая ее в коленном суставе.
«И» - одновременно на опорной ноге исполнить скачок, а
работающую ногу, сгибая в коленном суставе, привести к опорной ноге в выворотное положение на cou de pied спереди.
«Два» - «и» - пауза, положение сохраняется.
Движение повторяется несколько раз в комбинации.
Battement devleppe с прыжком из 3-й позиции
Этот вид devleppe исполняется по принципу grand sissonne ouverte на 90 гр. Развивает силу и эластичность ног, выворотность, шаг, координацию и прыжок.
Исполняется на 1 такт 4/4, в украинском характере.
Preparation: работающая рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю позицию и в обратном направлении закрывается на талию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
«Затакт» - исполнить demi-plie в 3 позиции.
«Раз» - выполнить tour en dehors (опорная нога поднимается на высокие полупальцы, а работающая нога в положение «высокое passé» спереди). Рука, находящаяся на станке через 1-ю позицию закрывается на талию и по окончанию полного поворота опускается ладонью на станок.
«И» - одновременно работающей ногой исполнить developpe на 90 гр и выше в заданном направлении (вперед), опорная нога опускается с полупальцев – исполняется demi- plie.
«Два» - одновременно работающую ногу опустить вытянутой стопой на пол (исполняется вперед – по направлению в 4-ю позицию), опорную ногу выпрямить в коленном суставе.
«И» - работающую ногу закрыть в 3-ю позицию через battment tendu (вперед и назад) и исполнить demi-plie на обеих ногах («затактное» положение).
Элемент исполняется по всем направлениям. Для выполнения движения обратно (devleppe назад или в сторону) исполняется tour en dedans с работающей ногой в 3-й позиции сзади.
Grand battement jete balancoir
В основе элемента – классическая форма исполнения grand battement jete balancoir. Движение тренировочное. Развивает силу ног, выворотность, шах и мах работающей ноги. Исполняется в цыганском характере).
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: 1-я позиция ног.
Исполняется на один такт 2/4.
Preparation:работающая нога выносится в сторону 4-й позиции через battement tendu назад, носком в пол. Работающая рука через первую позицию открывается во 2-ю позицию, голова, сопровождая движение руки, переводится в центр зала.
«Затакт» - работающей ногой исполнить grand battement jete вперед на 90 гр. и выше через 1-ю позицию.
«Раз» - работающей ногой исполнить grand battement jete назад на 90 гр. и выше через 1-ю позицию.
«И» - работающей ногой исполнить grand battement jete вперед на 90 гр. выше через 1-ю позицию.
«Два» - исполнить растяжку назад через 1-ю позицию (работающая нога выносится в сторону 4-й позиции назад,
через battement tendu (носком в пол), опорная нога исполняет demi-plie или grand-plie.
«И» - «раз» - «и» - «два» - комбинация исполняется обратно – из растяжки.
При обратном исполнении работающая нога заканчивает свое движение в положении на 90 гр. и выше вперед или в растяжку вперед.
Перегибы корпуса
Наклоны корпуса развивают гибкость, пластичность корпуса, координацию, танцевальность и выразительность исполняемого элемента, что позволяет свободно владеть своим телом.
Перекаты корпуса вдоль станка в восточном характере.
Музыкальный размер: 3/4
Исходное положение: лицом к станку по 2-й невыворотной позиции ног, голова в положении en face.
Preparation: руки положить ладонями на станок. Исполнить наклон корпуса вперед от талии (точно двумя плечами en face).
1 такт
«Раз» - исполнить в наклонном положении поворот на 90 гр. налево (наклон в сторону через правый бок), одновременно отделяя левую ногу от пола, а левую руку снимая со станка. Голова поворачивается в сторону правого плеча.
«Два» - исполнить в наклонном положении разворот на 90 гр. налево (перегиб от талии назад). Положение головы сохраняется.
«Три» - одновременно левую ногу поставить на пол во 2-ю невыворотную позицию, а левую руку положить ладонью на станок (корпус в сильном перегибе назад от талии спиной к станку, колени присогнуты). Голова через положение en face поворачивается в сторону левого плеча.
2 такт
«Раз» - исполнить в наклонном положении поворот на 90 гр. налево (наклон в сторону через левый бок), одновременно отделяя правую ногу от пола, а правую руку снимая со станка.
«Два» - исполнить в наклонном положении поворот на 90 гр.(в корпусе наклон вперед от талии к станку). Голова поворачивается в положение en face.
«Три» - одновременно правую ногу поставить на пол во 2-ю невыворотную позицию, а правую руку положить ладонью на станок.
Движение повторяется еще раз в том же направлении.
4. Танцевальные комбинации из репертуара хореографического класса на середине зала (25 мин.)
Танцевальные комбинации на материале русского танца.
- Дробная комбинация 1.
- Дробная комбинация 2.
- Комбинация из танца «Топотуха»
- Комбинация из танца «Порушка паранья»
Танцевальная комбинация на материале венгерского танца.
- Женская комбинация (положение корпуса, рук, ключ).
- Танцевальная комбинация в паре 1.
- Танцевальная комбинация в паре 2.
Танцевальная комбинация на материале цыганского танца.
- Основной шаг с flic-flac, движения в паре.
- Перегибы корпуса.
- Движения рук.
- Вращения девочки (на беге, на прыжке, на дробях, на полупальцах)
- Мужские вращениея и повороты
- Шаги с хлопушками в русском характере
5. Заключительная часть
Преподаватель подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников. Поклон в русском характере.
III Подведение итогов.
Обсуждение проделанной работы у станка и на середине класса ( выявление недочетов и положительных качеств).
Выставление оценок.
Домашнее задание: повторить пройденный материал.
Методы преподавания: наглядно-объяснительный, частично-поисковый.
Оборудование:
для учителя: аудиоаппаратура (магнитофон), персональный компьютер, мультимедийная презентация.
для учащихся: светлый просторный зал, зеркальная стена, станки, специальная форма одежды (купальник, трико, танцевальная обувь).
Использованная литература:
1. Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца.
2. К.С Зацепина, Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К. « Народно-сценический танец» Часть 1
3. [Электронный ресурс] http//www.dancehelp.ru: ( дата обращения 05.05.2011 г.)
4. [Электронный ресурс] http//www.ru.wikipedia.org Википедия
4. Васильева Е.Д. Танец – М.: искусство, 1968
5. Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской Русские народные танцы – М.: Искусство, 1957
6. Климов А. Основы русского народного танца - М. :Искусство, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия танцевальной студии "Ритм" История развития танца""
Данное мероприятие проводилось для педагогического коллектива, родителей танцевальной студии, как показательное. Сценарий можно использовать в школе как мероприятие, посвященное "Дню Танца", как класс...
Презентация танцевального салона, посвященного Международному дню танца.
В данной презентации имеется информация о старинных танцах, которую можно использовать на занятиях и досугово-развивающих мероприятиях....
Методическое пособие по народно - характерному танцу «Музыкальная раскладка движений русского танца»
В помощь педагогам-хореографам...
План организации и проведения отчетных танцевальных соревнований в студии современного танца
Цели мероприятия :1. Развитие импровизационных навыков2. Развитие умения работать в команде, умения быстро ориентироваться в музыкальном материале.3....
План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"
Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" на тему : Развитие танцевальности у станка и на середине зала на основе элементов движений русского и белорусского танцев"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств №7» г. Курска ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока по предмету «Народно-...
Учебное пособие «Танцевальные движения для детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка.«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин, быть учителем»Конфуций.Работать с детьми – значит, ежечасно, ежедневно, из года в год отдават...