программа НИиХТ
рабочая программа на тему

Гильманова Лариса Ивановна

Пилотная площадка. Проект программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество" (автор Банников В.Н.) составитель Гильманова Л.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_programmy.docx43.27 КБ
Файл zashchita_niiht.pptx930.35 КБ
Файл predstavlenie_programmy.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008;

 Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;

 Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс»). Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов.

Направленность программы: духовно-нравственная, художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.

Новизна программы и ее отличительная особенность. Программа реализуется в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного искусства и технологии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия способствуют накоплению у обучающихся более полных знаний об основах народного искусства и художественного творчества.

Актуальность программы. Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и актуальным. Актуальным также становится применение разнообразных инновационных форм учебной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучающихся овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы обучающиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев.

        Цель работы: формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Задачи: - расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

Срок реализации программы: 2 года.

        Программа построена на следующих принципах:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

 *Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

 *Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

* Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д. Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

            3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7.Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов). Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

- для каждой категории детей предназначена программа, учитывающая степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

- программа адресована среднему возрасту детей (7-9 лет);

- наполняемость групп-12-15 человек;

- предполагаемый состав групп – желательно разделение на группы мальчиков и девочек, возможен разновозрастный коллектив.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

- программа рассчитана на 2 года, с учетом реализации в дальнейшем, в соответствии с базовой программой внеурочной деятельности;

- образовательный процесс соответствует  временным срокам, совпадает с графиком общего образования, разделен на 4 блока, в соответствии с четвертным этапам и уровням образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе 2 месяца;

- количество часов на каждый год - .

9.Формы и режим занятий:

   Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год.

     Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу.

    Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная, индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, конкурс,…

10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития,  воспитания.

11.Способы определения результативности:

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов,  участия, участия воспитанников в мероприятиях.

- мониторинг, для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы. Мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, зачетные книжки, творческие дневники, оформление фото отчетов).


Тематическое планирование

С определением основных видов деятельности и его результатов

№ пп

Тематическое планирование

Основные характеристики деятельности

Прогнозируемый результат

1

Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».

1.Беседа «Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры».

2. Познакомить с русским фольклором.

3. Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения;

2

Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».  Орнамент.

1.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

 2.Научить пользоваться шаблонами.

3.  Выделить цветовую гамму.

4.  Объединить элементы костюма в целостный образ.

Намечать орнаментальные полосы.

5.Разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

6.Выполнить геометрический орнамент по образцу.

7.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;   2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;                                                         3.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных  и дизайне;

3

 Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуня сарафан». Вышивка крестом.

1.Сообщение «Вышивка крестом»

2.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Научатся организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4.  Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств декоративно-прикладных, дизайне;  

4

 Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».Вышивка гладью или тамбурным швом. Композиция «Древо жизни»

1.Сообщение «Вышивка тамбурным швом»

2.Пониматьпроизведения народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества

3. Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древожизни»

4.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

5. Выполнить   композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

6.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Научатся организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4.  Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных, дизайне;

5

Рукотворная кукла  в культуре народов России

Кукла соломенная.

Кукла из лыка

1.Познакомить с рукотворными  куклами из лыка и соломы в культуре разных народов России.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления рукотворной куклы.

3. Познакомить с материалами изготовления кукол.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения;

6

Кукла соломенная

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить куклу из соломы

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами .

7

Кукла из лыка

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить куклу из лыка.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

8

Проектная деятельность «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России»

Подготовить сообщение по теме: «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России»

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

9

Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. Вводный.

1.Познакомить с морозными кружевами Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления морозных кружев Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок.

3. Познакомить с материалами изготовления морозных кружев и вырезанок.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;

10

Морозные кружева Вологодских коклюшек  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

11

Морозные кружева   Ивановских вырезанок.  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры из бумаги для оконных наличников.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

12

Проектная деятельность «Морозные кружева   Вологодских коклюшек  и Ивановских вырезанок».  

Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего города. Рассказать о проделанной работе в классе.

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.                                                                                           2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;                                                      3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

13

Путешествие «Матрешки» по России.  Вводный.

1.Познакомить с  народной игрушкой – матрешкой.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления матрешек.

3. Познакомить с материалами изготовления матрешек.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;

14

Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две её дочери (сестры) Доля и Недоля.  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить шаблон матрешки.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить шаблон матрешки.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

15

Путешествие «Матрешки» по России. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2. Расписать белье матрешки в национальных костюмах разных народов России.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

16

Проектная деятельность. Путешествие«Матрешки» по России.

Подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.                                                                                           2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;                                                      3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

17

Календарные праздники на Руси Осенины.

18

Календарные праздники на Руси Коляда

19

Календарные праздники на Руси Масленица. День Жаворонка.

20

Календарные праздники на Руси Красная Горка, Сабантуй, Ивана Купала и другие

21

Проектная деятельность. Календарные праздники на Руси.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» для начального общего образования (1-2 классы) Гильманова Лариса Ивановна, п едагог дополнительного образования МБОУ «СШ №25» Подлинную историю народу нельзя знать, не зная … народного творчества… ( М.Горький )

Слайд 2

Нормативное обеспечение Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации "; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008; Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного гос. санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189; Устав МБОУ « СШ № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения , на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс »).

Слайд 3

Уровни результатов Единство трех уровней результатов Социальный опыт Ценностный опыт Коллективный опыт

Слайд 4

Задачи: расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности; формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства; развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

Слайд 5

Направления: 1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность; 2. Познавательно-проектная деятельность; 3 . Проблемно-ценностное общение и взаимодействие; 4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие; 5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность; 6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность; 7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность; 8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность; 9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Слайд 6

Программа построена на следующих принципах: 1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; 2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов; 3 . Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

Слайд 7

НОВИЗНА Расширение культурно-исторической деятельности Формирование социального опыта – опыта нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества Тесная междисциплинарная интеграция

Слайд 8

АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 9

Учебно-методическое обеспечение

Слайд 10

Организация деятельности

Слайд 11

Тематическое планирование № Виды и направления деятельности Содержание темы Коли-чество часов 1 Художественное творчество 1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. 2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи. 4). Хлебушко – Батюшко . Каравай. Калач. Русская печка. 5 4 4 4 2 Экспедиция. Проект 1. Деревянное зодчество моего села, города, края. 2. Музеи моего села, города, края. 3. Народные мастера моего села, города, края. 4. Мой школьный историко-этнографический музей. 4 4 4 4 Итого: 33 ч.

Слайд 12

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности:

Слайд 13

Универсальные учебные действия Регулятивные УУД Познаватель-ные УУД Коммуникатив-ные УУД Личностные УУД Сравнение; Анализ; Систематизация ; Мыслительный эксперимент; Усвоение информации с помощью компьютера; Работа со справочной литературой; Работа с дополнительной литературой. Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. Умение выделять главное из прочитанного; Слушать и слышать собеседника, учителя; Задавать вопросы на понимание, обобщение. Самопознание ; Самооценка; Личная отвественность ; Адекватное реагирование на трудности. Принятие учебной цели; Выбор способов деятельности; Планирование организации контроля труда; Организация рабочего места; Выполнение правил гигиены учебного труда.

Слайд 14

Индивидуальная карта развития обучающегося № Ф.И. Возраст Год обуч . Мотивация Самооценка Коммуникабельность ЗУН Творческая активность Доостижения Примечание 1 н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г . к.г. н.г . с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. 2

Слайд 15

Методическая школа «Истоки» 8 октября 2015г. Издательский до «Истоки» провел первое занятие в Межрегиональной методической школе «Истоки» для дошкольного образования. Вы может воспользоваться записью методического сопровождения занятия 1 по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=H3jBOuZhrdE&feature=youtu.be Адрес электронной почты: istoky1@yandex.ru olgaabramova56@mail.ru



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008;

 Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;

 Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс»). Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов.

Направленность программы: духовно-нравственная, художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.

Новизна программы и ее отличительная особенность. Программа реализуется в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного искусства и технологии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия способствуют накоплению у обучающихся более полных знаний об основах народного искусства и художественного творчества.

Актуальность программы. Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и актуальным. Актуальным также становится применение разнообразных инновационных форм учебной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучающихся овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы обучающиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев.

        Цель работы: формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Задачи: - расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

Срок реализации программы: 2 года.

        Программа построена на следующих принципах:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

 *Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

 *Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

* Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д. Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

            3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7.Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов). Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

- для каждой категории детей предназначена программа, учитывающая степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

- программа адресована среднему возрасту детей (7-9 лет);

- наполняемость групп-12-15 человек;

- предполагаемый состав групп – желательно разделение на группы мальчиков и девочек, возможен разновозрастный коллектив.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

- программа рассчитана на 2 года, с учетом реализации в дальнейшем, в соответствии с базовой программой внеурочной деятельности;

- образовательный процесс соответствует  временным срокам, совпадает с графиком общего образования, разделен на 4 блока, в соответствии с четвертным этапам и уровням образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе 2 месяца;

- количество часов на каждый год - .

9.Формы и режим занятий:

   Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год.

     Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу.

    Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная, индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, конкурс,…

10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития,  воспитания.

11.Способы определения результативности:

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов,  участия, участия воспитанников в мероприятиях.

- мониторинг, для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы. Мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, зачетные книжки, творческие дневники, оформление фото отчетов).


Тематическое планирование

С определением основных видов деятельности и его результатов

№ пп

Тематическое планирование

Основные характеристики деятельности

Прогнозируемый результат

1

Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».

1.Беседа «Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры».

2. Познакомить с русским фольклором.

3. Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения;

2

Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».  Орнамент.

1.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

 2.Научить пользоваться шаблонами.

3.  Выделить цветовую гамму.

4.  Объединить элементы костюма в целостный образ.

Намечать орнаментальные полосы.

5.Разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

6.Выполнить геометрический орнамент по образцу.

7.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;   2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;                                                         3.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных  и дизайне;

3

 Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуня сарафан». Вышивка крестом.

1.Сообщение «Вышивка крестом»

2.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Научатся организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4.  Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств декоративно-прикладных, дизайне;  

4

 Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».Вышивка гладью или тамбурным швом. Композиция «Древо жизни»

1.Сообщение «Вышивка тамбурным швом»

2.Пониматьпроизведения народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества

3. Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древожизни»

4.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

5. Выполнить   композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

6.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Научатся организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

4.  Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных, дизайне;

5

Рукотворная кукла  в культуре народов России

Кукла соломенная.

Кукла из лыка

1.Познакомить с рукотворными  куклами из лыка и соломы в культуре разных народов России.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления рукотворной куклы.

3. Познакомить с материалами изготовления кукол.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения;

6

Кукла соломенная

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить куклу из соломы

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами .

7

Кукла из лыка

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить куклу из лыка.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

8

Проектная деятельность «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России»

Подготовить сообщение по теме: «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России»

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

9

Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. Вводный.

1.Познакомить с морозными кружевами Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления морозных кружев Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок.

3. Познакомить с материалами изготовления морозных кружев и вырезанок.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;

10

Морозные кружева Вологодских коклюшек  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

11

Морозные кружева   Ивановских вырезанок.  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить кружевные узоры из бумаги для оконных наличников.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

12

Проектная деятельность «Морозные кружева   Вологодских коклюшек  и Ивановских вырезанок».  

Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего города. Рассказать о проделанной работе в классе.

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.                                                                                           2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;                                                      3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

13

Путешествие «Матрешки» по России.  Вводный.

1.Познакомить с  народной игрушкой – матрешкой.

2. Познакомить с традициями технологии изготовления матрешек.

3. Познакомить с материалами изготовления матрешек.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения;

14

Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две её дочери (сестры) Доля и Недоля.  

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить шаблон матрешки.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2.Изготовить шаблон матрешки.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

15

Путешествие «Матрешки» по России. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки.

1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам.

2. Расписать белье матрешки в национальных костюмах разных народов России.

3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

4.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами.

16

Проектная деятельность. Путешествие«Матрешки» по России.

Подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.                                                                                           2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;                                                      3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения;

17

Календарные праздники на Руси Осенины.

18

Календарные праздники на Руси Коляда

19

Календарные праздники на Руси Масленица. День Жаворонка.

20

Календарные праздники на Руси Красная Горка, Сабантуй, Ивана Купала и другие

21

Проектная деятельность. Календарные праздники на Руси.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...