Письмо огнём (пирография)
статья ( класс) на тему
Выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обозжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., но ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. Надеюсь, всем читателям будет интересно окунуться в историю этого искусства...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_ognyom_pirografiya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо огнём
В студии «Творческая мозаика» ЦВР «Ровесник» Соболевского района Камчатского края организована работа по обучению детей пирографии (выжигванию по дереву). Ребята с увлечением осваивают одну из древних техник декоративной обработки древесины. И хотя выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не даёт таких широких возможностей для пирографии, как дерево. Надеюсь всем читателям будет интересно окунуться в историю этого искусства.
Выжиганием по дереву, или пирографией, люди занимаются уже не одну сотню лет. Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого pyr, что означает «огонь», и graphos, что означает «письмо».
Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась пирография.
В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространенным в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позже стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.
Однако выжиганием по дереву занимались больше для своего удовольствия. Отчасти причиной этому было отсутствие специальных инструментов, позволяющих мастеру работать быстро. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерег. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскаленном древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заострённый наконечник. Обычно у мастера было несколько таких наконечников различной формы. Рукоятку кочерги пиромастера покрывали асбестом, чтобы её можно было держать, не обжигаясь.
К концу Викторианской эпохи на помощь пиромастеру пришли газовые и электрические печи и горелки, а также кочерги с платиновыми наконечниками.
В ХХ веке на смену всем перечисленным инструментам пришёл новый пирографический прибор, в основу которого была положена конструкция паяльника. Это был колоссальный шаг вперёд. Но при продолжительной работе его ручка разогревается до такой степени, что её становится навозможно держать.
Прогресс между тем не останавливался и в 1962 году пятнадцатилетний мальчик, сын токаря по дереву Рой Чайлд разработал новую конструкцию выжигающей части прибора. К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографов, выжигающих раскалённой проволокой. В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки.
Интересно, что, несмотря на все усовершенствования, и в современном мире осталось место для древнейших техник пирографии. На Мадагаскаре, например, до сих пор практикуется обжиг древесины раскалённой до красна металлической «лопаткой», после чего мастер ножом удаляет тонкий слой обугленной древесины, рисуя узоры и орнаменты.
Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи.
Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Его рабочая часть - перо (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) - закреплена в пластмассовой ручке.
Техника выжигания. Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине.
Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.
При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания. После выжигания можно раскрасить рисунок на дереве карандашами или красками.
Кратко о способах выжигания. Контурное – самый простой способ выжигания, подходит для новичка, напоминает рисование простым карандашом, движения иглы должны быть плавными и равномерными, старайтесь не задерживаться на одном месте.
Силуэтное – вы двигаетесь по рисунку, словно по силуэту. Рисунок получается очень красивым, кроме этого выжженная линия получается разных оттенков.
Живописное – это прием выжигания, который базируется на контурном и силуэтном выжигании. Один из самых сложных способов выжигания.
Пирографией может заниматься любой желающий, даже не имеющий художественного образования. Она может стать не только увлечением, но и способом зарабатывать деньги. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена. Если вы терпеливы, готовы учиться и не лишены фантазии, выжигание по дереву вам под силу!
Выжигание – процесс, который поможет вам раскрыть в себе скрытые таланты. Помните, кто не пытается у того ничего не получается.
Растворова Н.Л.,
педагог дополнительного образования МКОУ ДО ЦВР «Ровесник» Соболевского района Камчатского края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...
Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...
авторская программа "Пирография или стильные штучки из дерева" для 7-8 классов
Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немно...
Пирография – прием декорирования пенала из натуральной кожи: особенности, хитрости, безопасность
В презентации дан алгоритм изготовления пенала из небольшого лоскута натуральной кожи. Декорировать пенал предлагаю приемом ПИРОГРАФИИ - или выжигания. Несколько маленьких хитростей - увидите, посмотр...
«Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».
laquo;Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины»....
Конспект занятия по пожарной безопасности «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!» (старшая группа)
Конспект занятия по пожарной безопасности «С огнём не играйте! С огнём не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!»(старшая группа)...
Конспект занятия по пожарной безопасности «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!» (старшая группа)
Конспект занятия по пожарной безопасности «С огнём не играйте! С огнём не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!» (старшая группа)...