авторская программа "Пирография или стильные штучки из дерева" для 7-8 классов
материал по технологии (7 класс) по теме

Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немного фантазии, эта работа под силу любому учащемуся.

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды.

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с назначением вещей. Это во многом определяло способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, так и в оформлении домашней утвари.

Учитывая особенности художественной обработки древесины, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с художественной обработкой древесины (пирография), привить любовь к этому ремеслу, продолжить обучение практическим навыкам точения на токарном станке по дереву, пирографии. Умению создавать собственные творческие композиции.

Данная программа характерна тем, что учащиеся имеют свободный выбор того или иного изделия. Заложенные в программу виды изделий не являются обязательными, а только примерными. Поэтому учащиеся могут выбирать изделие по своему усмотрению с учётом своих способностей, умений, навыков, или разработать своё творческое изделие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pirografiya_ili_stilnye_shtuchki_iz_dereva.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании МС

МБОУ «СОШ№13»

Протокол №1

от 5 сентября 2013 года

_______Грибанова Н.А,

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от    10     сентября 2013 г

Директор МБОУ «СОШ№13»

_______ Чайко В.И.

Рабочая программа-факультатив

«Пирография или стильные штучки из дерева»

для учащихся         7-8        классов

Образовательная область: технология

Разработал: Суворов А.А. -

учитель технологии,

          І      квалификационной категории.

2013-2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе авторской программы «Пирография или стильные штучки из дерева» и предназначена для учащихся 7 - 8 классов. Состав группы – постоянный. Программа рассчитана на два года изучения, по 1 часу в неделю, 32 часа в год.

Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немного фантазии, эта работа под силу любому учащемуся.

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды.

Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с назначением вещей. Это во многом определяло способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, так и в оформлении домашней утвари.

Учитывая особенности художественной обработки древесины, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с художественной обработкой древесины (пирография), привить любовь к этому ремеслу, продолжить обучение практическим навыкам точения на токарном станке по дереву, пирографии. Умению создавать собственные творческие композиции.

Данная программа характерна тем, что учащиеся имеют свободный выбор того или иного изделия. Заложенные в программу виды изделий не являются обязательными, а только примерными. Поэтому учащиеся могут выбирать изделие по своему усмотрению с учётом своих способностей, умений, навыков, или разработать своё творческое изделие.

              Задачи программы:

  • Формирование технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений учащихся.
  • Приобретение умений в творческой деятельности «пирография».
  • Развитие навыков и умений при изготовлении чаш, блюд, шкатулок и т.п. на токарном станке по дереву.
  • Привитие любви к ремеслу «пирография».
  • Формирование умения самостоятельно создавать свои творческие композиции и воплощать их в жизнь.

Программа предусматривает освоение техники и приёмов выполнения пирографии любой сложности: от простых, незатейливых узоров до сложных пейзажных композиций. А также освоение техники и приёмов точения блюд, чаш, чашек и т.п. на токарном станке по дереву.

Важной составной частью этой программы является знакомство с оригинальными узорами и шаблонами, изготовление учащимися точёных изделий на токарном станке по дереву, копирование и нанесение узоров на изделие, выполнение пирографии.

В содержание обучения входит ознакомление учащихся с основами композиции для художественных работ «пирография», технологией художественной обработки древесины, точению изделий на токарном станке по дереву.

На уроках практического обучения учащиеся выполняют и декорируют художественные изделия по эскизу, составленному на занятиях по композициям и шаблонам. Осваивают технику пирографии и точения изделий на токарном станке: чаши, блюда, шкатулки и т.п.                                                                                                                                                                    Особое внимание уделяется вопросам технологии изготовления и декорирования изделий, формированию у учащихся основных умений и навыков по художественной обработке древесины, выполнении художественных изделий.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно.

Формирование знаний, умений и навыков работы учащихся осуществляется с изучением таких предметов, как изобразительное искусство и технология деревообработки.

Данная программа составлена на основе практических руководств: Нейл Б. «Стильные штучки из дерева» АСТ-Пресс, 2006г.; Норма Грегори «Выжигание по дереву»; А.В. Большаков «Резьба по дереву» Москва Народное творчество, 2007г.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

  • Учащиеся должны получить следующие знания:

История возникновения художественной отделки древесины «пирография»;

О характерных особенностях художественной отделки древесины;

Строение и характеристика пород древесины;

Технологические и декоративные свойства древесины;

О полном процессе изготовления художественных изделий из древесины;

Правила безопасности при изготовлении и отделке художественных изделий;

О видах и ассортименте художественных изделий;

  • Учащиеся должны научиться:

Определять требования к создаваемому изделию;

Подбирать виды пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учётом основных технологических и декоративных свойств;

Разрабатывать эскизы изделий и их декоративного оформления;

Определять последовательность изготовления деталей изделия и последующей отделкой пирографией;

Владеть инструментом для точения на токарном станке, прибором для выжигания;

владеть приёмами заточки, наладки и настройки инструментов для художественной обработки древесины;

Выполнять все стадии художественной обработки древесины, включая операции отделки готовых изделий;

Соблюдать правила безопасности труда;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс

       Тема  1. Вводное занятие (1 час).

Беседа о художественной обработке древесины – пирография и её видах.

Показ цветных слайдов, композиций, иллюстраций и фотографий с изображением видов декоративно-прикладного творчества с помощью мультимедийного проектора или монитора компьютера. Рассказ об истории развития художественной обработки древесины – пирографии.

       Тема  2. Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины (1 час)

Подготовка рабочего места для художественной отделки изделий из древесины пирографией в зависимости от характера выполняемых работ. Подготовка приборов и приспособлений для выжигания.

Практические работы: ознакомление с рабочим местом и его оснащением.

Изучение правил по технике безопасности.

        Тема  3. Инструменты и приспособления для точения древесины на токарном станке (1 час)

Демонстрация инструментов и приспособлений для точения древесины, ознакомление с правилами их использования.

Практические работы: выбор инструмента и приспособлений в зависимости от характера выполняемых работ. Краткая характеристика каждого инструмента и приспособления. Правила безопасности при работе с инструментами.

         Тема  4. Измерительные инструменты для художественной обработки древесины (1 час)

Значение измерительных инструментов: метра, линейки, угольника, циркуля, лекала, шила, рейсмуса в работе по художественной обработке древесины.

Практические работы: зарисовки учащимися основных видов измерительных инструментов с краткой характеристикой каждого из них. Изучение правил пользования измерительными инструментами.

         Тема  5. Подготовка инструментов для художественной обработки древесины (1 час)

Практические работы: освоение учащимися навыков заточки инструментов на точиле, правка их на брусках и оселках. Правила безопасности при заточке и правке инструментов.

         Тема  6.  Изготовление заготовок на токарном станке для последующего точения с применением патрона (3 часа)

Подготовка режущих инструментов. Показ приёмов работ по изготовлению заготовок на токарном станке по дереву.

Практические работы: правила техники безопасности при точении деталей на токарном станке. Точение заготовок.

         Тема 7. Точение изделий на токарном станке по дереву с применением патрона (6 часов)

Подготовка режущих инструментов. Показ приёмов точения изделий с применением патрона.

Практические работы: правила техники безопасности при точении изделий с применением патрона. Закрепление заготовок в патроне. Способы точения и обработки наружной стороны изделия, сверление отверстий в заготовке. Точение внутренней части изделия (стаканчики, кружки и т.п.)

         Тема  8.  Выбор композиции и нанесение рисунка на изделие (2 часа)

Демонстрация элементов рисунка, подбор рисунка для изделия. Способы нанесения рисунка на изделие.

Практические работы: подбор рисунка для изделия (с учётом вида изделия). Демонстрация способов нанесения рисунка на изделие. Самостоятельное нанесение рисунка на изделие с учётом размеров и длины окружности изделия.  

         Тема  9.  Художественное выжигание по дереву (4 часа)

Демонстрация способов художественного выжигания по дереву, типы композиций, ассортимент изделий. Изучение правил безопасности при пользовании прибором для выжигания по дереву.

Практические работы: приёмы работ с прибором для выжигания по дереву. Приёмы и способы декорирования изделий выжиганием. Безопасность труда в процессе выжигания.

         Тема  10. Отделка готовых изделий (2 часа)

Демонстрация способов шлифовки изделия мелкой наждачной бумагой. Корректировка рисунка на изделии. Покрытие изделия лаком.

Практические работы: шлифовка готовых изделий мелкой наждачной бумагой. При необходимости производится корректировка рисунка. Покрытие изделия масляным лаком.

         Тема  11. Изготовление заготовок для точения на токарном станке с применением планшайбы (4 часа)

Демонстрация способов изготовления заготовок большого диаметра путём сплачивания из отдельных делянок. Изготовление заготовок из цельного куска древесины (чураков).

Практические работы: изготовление заготовок большого диаметра из отдельных делянок и чураков. Изучение правил безопасности при изготовлении заготовок.

          Тема  12. Точение изделий большого диаметра на токарном станке с применением планшайбы (6 часов)

Демонстрация способов закрепления заготовок на планшайбе. Установка планшайбы с заготовкой на шпиндель станка. Демонстрация способов точения заготовок. Правила безопасности.

Практические работы: закрепление заготовок на планшайбе. Установка планшайбы на станке. Подготовка режущих инструментов. Точение заготовок большого диаметра (чаши, тарелки и т.п.)

8 класс

         Тема  1. Вводное занятие (1 час)

Продолжение знакомства с художественной обработкой древесины, добавление приёмов художественной обработки древесины (точение более сложных изделий из древесины декоративно-прикладного творчества на токарном станке по дереву: шкатулки, вазы, глубокие чаши и т.п.)

Показ цветных слайдов, иллюстраций, фотографий.

         Тема  2. Знакомство с художественными и техническими приёмами точения сложных изделий на токарном станке по дереву (1 час)

Художественные и технические особенности приёмов точения шкатулок на токарном станке по дереву. Инструменты, необходимые для изготовления шкатулок на токарном станке.

Практические работы: последовательность выполнения технических приёмов точения на токарном станке по дереву. Правила техники безопасности при работе с инструментами и работе на токарном станке по дереву.

         Тема  3. Создание и перевод композиций для выполнения пирографии (4 часа)

Обсуждение с учащимися созданных ими зарисовок для пирографии на ранее выполненных изделиях. Выполнение на основе зарисовок технических приёмов пирографии на ранее изготовленных изделиях.

Практические работы: На основе собственных зарисовок учащиеся создают композиции орнаментов в пирографии. Эскизы композиции пирографии разрабатываются с учётом выполнения их в материале на различных заготовках. Эскизы рисуются карандашами или копируются с ранее изготовленных эскизов с помощью копировальной бумаги. Выбранные эскизы композиции изготавливаются в материале с соблюдением правил безопасности.

         Тема  4. Отделка готовых изделий (2 часа)

Способы шлифовки изделий мелкой наждачной бумагой. Корректировка рисунка, выполненного пирографией. Покрытие готового изделия масляным лаком.

Практические работы: шлифование изделия мелкой наждачной бумагой. Корректировка выполненного рисунка пирографией. Покрытие готового изделия масляным лаком.

         Тема  5. Выполнение сложных токарных форм изделий на токарном станке по дереву (12 часов)

Беседа об искусстве объёмной пластики токарных форм изделий. Показ токарных форм изделий с сохранением и выделением текстуры древесиной, декорированных выжиганием. Способы изготовления шкатулок и ваз на токарном станке по дереву. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

Практические работы: подготовка режущих инструментов и приспособлений (планшайба, патрон) для работы на токарном станке по дереву. Изготовление сложной токарной формы на станке (вазы, вазы многоярусные, шкатулки и т.п.). Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

          Тема  6. Подбор и выполнение рисунка на подготовленных изделиях (4 часа)

Показ фрагментов рисунков для нанесения на изделия. Выбор рисунка или создание собственной композиции. Способы нанесения рисунка или композиции на подготовленное изделие и отдельные детали.

Практические работы: выбор рисунка из предложенной литературы. Создание собственной композиции. Нанесение рисунка на изделие и отдельные детали.

          Тема  7. Выполнение пирографии на подготовленных изделиях и отдельных деталях (5 часов)

Демонстрация способов выполнения пирографии. Подготовка рабочего места. Изучение правил техники безопасности.

Практические работы: подготовка рабочего места для выполнения пирографии. Выполнение пирографии на подготовленных изделиях.

           Тема  8. Сборка изделий из подготовленных деталей (1 час)

Способы сборки изделия из подготовленных деталей с учётом расположения рисунка.

Практические работы: сборка изделий из подготовленных деталей.

           Тема  9. Отделка готовых изделий (2 часа)

Способы шлифовки изделий мелкой наждачной бумагой. Корректировка рисунка, выполненного пирографией. Покрытие готового изделия масляным лаком.

Практические работы: шлифование изделия мелкой наждачной бумагой. Корректировка выполненного рисунка пирографией. Покрытие готового изделия масляным лаком.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс (1 год)

Номер занятий

Тема занятий

Кол-во часов

1

2

3

1

Вводное занятие

1 час

2

Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины.

1 час

3

Инструменты и приспособления для точения древесины на токарном станке.

1 час

4

Измерительные инструменты для художественной обработки древесины.

1 час

5

Подготовка инструмента для художественной обработки древесины.

1 час

Изготовление заготовок на токарном станке (3часа)

6

Знакомство со способами изготовления заготовок на токарном станке

1 час

7-8

Точение заготовок на токарном станке по дереву

2 часа

Точение изделий на токарном станке с применением патрона (6 часов)

9

Закрепление заготовок в патроне. Установка патрона на шпинделе станка. Способы точения заготовок

1 час

10-11

Точение наружных контуров заготовок на токарном станке по дереву.

2 часа

12-14

 Сверление отверстий в заготовках и точение внутренних контуров заготовки на токарном станке по дереву

3 часа

Выбор композиции и нанесение рисунка на изделие (2 часа)

15

Выбор рисунка или создание композиции для изделия

1 час

16

Нанесение рисунка или композиции на изделие

1 час

Художественное выжигание по дереву (4 часа)

17

Способы выполнения пирографии

1 час

18-20

Выжигание скопированного рисунка или композиции на заготовке

3 часа

Отделка готовых изделий (2 часа)

21

Шлифование изделия с готовым рисунком с последующей корректировкой рисунка

1 час

22

Покрытие изделия масляным лаком

1 час

Изготовление заготовок для точения на токарном станке с применением планшайбы (4 часа)

23

способы изготовления заготовок из чураков и путём сплачивания из отдельных делянок

1 час

24

Изготовление заготовок из чураков

1 час

25-26

Сплачивание щитов для заготовок из делянок

2 часа

Точение изделий большого диаметра с применением планшайбы (6 часов)

27

Способы точения заготовок большого диаметра на станке

1 час

28

Закрепление заготовок на планшайбе. Установка планшайбы на шпинделе станка. Подготовка режущего инструмента

1 час

29-32

Точение заготовок большого диаметра на токарном станке по дереву

4 часа

ИТОГО

32 часа

  

8 класс (2 год)

Номер занятий

Тема занятий

Кол-во часов

1

2

3

1

Вводное занятие

1 час

2

Знакомство с художественными и техническими приёмами точения сложных изделий на токарном станке по дереву

1 час

Создание и перевод композиций для выполнения пирографии (4 часа)

3-4

Создание рисунков на ранее выполненных изделиях

2 часа

5-6

Выполнение пирографии на изделиях

2 часа

. Отделка готовых изделий (2 часа)

7

 Шлифование изделия с готовым рисунком с последующей корректировкой рисунка

1 час

8

Отделка изделий масляным лаком

1 час

. Выполнение сложных токарных форм изделий на токарном станке по дереву    (12 часов)

9

Искусство объемной пластики токарных форм изделия (беседа)

1 час

10

Способы изготовления сложных изделий на токарном станке по дереву

1 час

11-20

Изготовление сложных токарных форм на станке (шкатулки, вазы, вазы многоярусные и т.п.)

10 часов

Подбор и выполнение рисунка на подготовленных изделиях и деталях (4 часа)

21

Выбор рисунка из предложенной литературы или создание собственной композиции

1 час

22

Способы нанесения рисунков и композиций на изделия и детали

1 час

23-24

Создание собственной композиции или рисунка на изделиях или деталях

2 часа

. Выполнение пирографии на подготовленных изделиях и отдельных деталях (5 часов)

25

Способы выполнения пирографии на готовых изделиях или деталях

1 час

26-29

Выполнение пирографии на изделиях или деталях

4 часа

Сборка изделий (1 час)

30

Сборка изделий из подготовленных деталей

1 час

Отделка готовых изделий (2 часа)

31

Шлифовка собранных изделий

1 час

32

Покрытие изделия масляным лаком

1 час

ИТОГО

32 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

         По этой программе используются следующие методы обучения: беседа с учащимися, демонстрация цветных слайдов с помощью мультимедийного проектора, просмотр иллюстрированных журналов, демонстрация способов художественной обработки материалов. Практические работы.

         Тип уроков: интегрированный (технология – изобразительное искусство).

         По данным разделам программы планируется  индивидуальный подход к каждому учащемуся. Это нужно для того, чтобы каждый учащийся смог раскрыть свои творческие возможности при создании своих художественных композиций, изготовлении их в материале. Поэтому для осуществления возможностей каждого учащегося большая часть часов (около 80-90%), отведённых на изучение данной программы, отдаётся на практические работы.

         Для того чтобы каждый учащийся смог представить себе, какую работу он хотел бы сделать, используются иллюстрированные журналы, книги с изображением различных изделий прикладного искусства, художественных изделий.

Для данной программы используется иллюстрированный журнал: А. С. Хворостов Основы художественного ремесла «Мастерим вместе с папой» Москва «Просвещение» 1991.;  Нейл Б. «Стильные штучки из дерева» АСТ-Пресс, 2006г.; Норма Грегори «Выжигание по дереву»; А.В. Большаков «Резьба по дереву» Москва Народное творчество, 2007г.

         По мере использования дидактические материалы будут обновляться, использоваться другие иллюстрированные альбомы, постепенное пополнение банка творческих работ для дальнейшей работы с учащимися.

         Для реализации данной программы используются мастерские на базе МОУ СОШ № 13. В мастерских используются верстаки, приспособления для крепления обрабатываемых деталей, сверлильный станок, токарные станки по дереву (3 шт.). Для художественной обработки изделий используются инструменты: напильники, надфили, приборы для выжигания, инструменты для токарной обработки древесины, копировальная бумага, наждачная бумага, малярные кисти, лак бесцветный алкидный.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. С. Хворостов Основы художественного ремесла «Мастерим вместе с папой» Москва «Просвещение» 1991.
  2.  Нейл Б. «Стильные штучки из дерева» АСТ-Пресс, 2006г.
  3.  Норма Грегори «Выжигание по дереву»; НИОЛА-ПРЕСС 2010г.
  4.  А.В. Большаков «Резьба по дереву» Москва Народное творчество, 2007г.
  5. В.И. Рыженко «Полная энциклопедия художественных работ по дереву» Москва ОНИКС 2010г.
  6. А.В. Большаков «Резьба по дереву» Москва издательство «Народное творчество» 2007г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Стильные штучки"

Представляю вашему вниманию уникальную идею (которую подсмотрела в интернете) необычного и запоминающегося подарка для детей и подростков (который вы можете сделать и для себя) – куклы “в п...

Описание педагогического опыта по теме: Изучение техники «Шерстяная акварель» в объединении декоративно – прикладного направления: дизайн-студия «Стильные штучки».

В данной работе представлено описание педагогического опыта, с целью выступления на районном конкурсе "Воспитать человека". Структура работы: данная работа  имеет введение, проблемный анализ ситу...

Рабочая программа "Стильная штучка"

рабочая программа разработана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений....

Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" (проект)

Проект "Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" является методическим обеспечением к программе "Художественная обработка ткани и мате...

Мастер-класс для родителей "Стильные штучки"

Изготовлние кулона из натуральной кожи с природным камнем...

Методическая разработка занятия Кружка «Стильные штучки» «Декупаж» 6 - 9 класс

Занятие по обучению   декорирования деревянной заготовки, используя технику "декупаж"....

Мастер класс "Стильные штучки" Изготовление гламурной броши

Пошаговая технология научит вас, как с помощью доступных и несложных в работе материалов создать оригинальные штучки, способные украсить и разнообразить ваш гардероб....