Проект "ЗДОРОВЫМ БЫТЬ - ЗДОРОВО!"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

  Образ жизни в максимальной степени влияет на состояние здоровья человека, следовательно, необходимо обучать детей и подростков ведению здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_apolinskoy_zdorovo.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: 

                                          «ЗДОРОВЫМ  - БЫТЬ  ЗДОРОВО!»

НОМИНАЦИЯ:   ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ:  сентябрь 2015 — август  2016 года

МЕСТО  РЕАЛИЗАЦИИ:

                                      МБУДО «ЦДТ ТАНКОДРОМ»,

                                      МБОУ Советского района г. Казани

                                      (базы объединений ЦДТ Танкодром)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ЦДТ Танкодром»

РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА:

Аполинская Г.Ш. - заведующая отделом, педагог дополнительного образования

Краткое описание инновационного проекта  "ЗДОРОВЫМ -БЫТЬ ЗДОРОВО! "

Направление  инновационной  деятельности в сфере образования    

Здоровый  образ  жизни

Наименование инновационного  проекта (программы)                        

  Формирование  у учащихся потребности в здоровом образе жизни посредством внедрения в деятельность ЦДТ Танкодром проекта «Здоровым быть – здорово!»

Основная идея (идеи)  инновационного проекта (программы)

«Здоровым быть – здорово!»

Осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивации к ЗОЖу

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)                

      Образ жизни в максимальной степени влияет на состояние здоровья человека, следовательно, необходимо обучать детей и подростков ведению здорового образа жизни, а также повышать их мотивацию.

    Проект «Здоровым быть – здорово!» подтверждают следующие аспекты:

  • негативная статистика по образу жизни детей и подростков (сниженная двигательная активность, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска);
  • противоречие между  требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью условий подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения.
  • низкая мотивация к ведению здорового образа жизни, значимости культуры здоровья.

Обоснование  значимости   реализации инновационного  проекта  (программы) для развития системы  образования  в Республике Татарстан                

Повышение эффективности формирования у воспитанников и обучающихся понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих педагогов и родителей обучающихся.

    По следующим направлениям:

  • Сохранение физического здоровья;
  • Сохранение психического здоровья;
  • Нравственное (социальное здоровье);
  • Охрана жизни и здоровья;
  • Валеологическая грамотность.

Использование:  

здоровьесберегающих образовательных технологий.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)                        

ЦЕЛЬ:

Разработка и реализация комплексной системы мероприятий, направленных на обучение сохранению, укреплению, формированию здорового образа жизни педагогов и обучающихся. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

ЗАДАЧИ:

  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных навыков;
  • организация оздоровительной работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;
  • ранняя профилактика всех форм зависимости, правонарушений, детского травматизма;
  • формирование доброй связи между родителями и ЦДТ.

Сроки   реализации  инновационного проекта (программы)                

Сентябрь 2015 — август  2016 года

Основные    результаты    реализации инновационного проекта (программы)  

  • Восприятие здоровья как осознанной ценности;
  • Соблюдение принципов здорового образа жизни;
  • Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни;
  • Снижение заболеваний и риска развития болезней;
  • Поддержка родителями деятельности ЦДТ

Танкодром по воспитанию здоровых детей

Планируемая продукция в результате реализации проекта

  • Просветительские и пропагандические материалы по культуре здоровья: плакаты, буклеты, листовки
  • Презентации по здоровому образу жизни, по профилактике детского травматизма

Предложения  по  распространению   и внедрению результатов инновационного проекта (программы)                

Внедрение данного проекта распространится на образовательный процесс в целом.

Результаты будут важны для решения общих вопросов обучения и воспитания в системе дополнительного образования.

  • Стажерская площадка для курсов повышения квалификации;
  • проведение мероприятий различного уровня;
  • проведение консультаций, мастер-классов, конференций, семинаров и т.д.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: 

                                          «ЗДОРОВЫМ  - БЫТЬ  ЗДОРОВО!»

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
  • МИССИЯ ПРОЕКТА
  • ЦЕЛЬ
  • ЗАДАЧИ
  • ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
  • ОСНОВНЫЕ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ПРОЕКТА 
  • ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
  • РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА  (направления деятельности)
  • РЕЖИМ РАБОТЫ
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. В то же время оно является одним из ведущих условий успешного социального и экономического развития общества. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния детей и подростков. Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем  растет число детей, которым необходима здоровьесберегающая помощь, правильная организация учебно-воспитательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна, рождаемость падает, смертность растет, что в итоге может привести

Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшаюшейся экологической обстановкой, гиподинамией в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов. Возросло влияние таких факторов как алкоголизм, курение, наркомания, суицид, дорожно-транспортные происшествия. Большинство детей и подростков мало знают о здоровье как о главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний о здоровом образе жизни дети и подростки совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях.

Учреждения дополнительного образования  пропагандируют  здоровый образ жизни,  культуру здоровья. Личный пример педагогов дополнительного образования поможет воспитать здоровое поколение.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня одним из основных понятий здоровья является понятие культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается осознанное восприятия здоровья как  ценности и самомотивации к здоровому образу жизни. При этом здоровье рассматривается в единстве физического, психологического, нравственного аспектов.

Физическое здоровье – это здоровье организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное (социальное  здоровье) определяется теми нравственными о своем здоровье (моральными) принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни человека в определенном качественном сообществе.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, именно образ жизни в максимальной степени влияет на состояние здоровья человека, следовательно, необходимо обучать детей и подростков ведению здорового образа жизни, а также повышать их мотивацию. Чем раньше сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый  конкретный человек и общество в целом.

Таким образом, актуальность проекта «Здоровым быть – здорово!» подтверждают следующие аспекты:

  • негативная статистика по образу жизни детей и подростков (сниженная двигательная активность, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска);
  • низкая мотивация к ведению здорового образа жизни, значимости культуры здоровья.

МИССИЯ ПРОЕКТА:

Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей в воспитании здорового образа жизни.

ЦЕЛЬ:

Разработка и реализация комплексной системы мероприятий, направленных на обучение сохранению, укреплению, формированию здорового образа жизни педагогов и обучающихся. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

ЗАДАЧИ:

  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных навыков;
  • организация оздоровительной работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;
  • ранняя профилактика всех форм зависимости, правонарушений, детского травматизма;
  • формирование доброй связи между родителями и ЦДТ.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

Общие принципы:

  • Принцип комплексности: единовременный охват широкого круга показателей, методик и технологий; реализация целого спектра мероприятий.
  • Принцип динамичности: регулярность мероприятий и анализа результатов
  • Принцип целостности: обеспечение понимания здоровья как комплексной характеристики, включающей физическое, психологическое, нравственное (социальное) и интеллектуальное здоровье; единство образовательного и воспитательного процессов; непрерывность образовательной и воспитательной деятельности для формирования личности учащегося.

Здоровьесберегающие принципы:

  • Валеологический принцип: формирование условий для усвоения школьниками определенных медико-биологических знаний и умений, соответствующих физиологическим особенностям возраста.

Образовательные принципы: (реализуются в рамках мероприятий)

  • Принцип развивающего образования: активизация деятельности воспитанника, направленной на «добывание» знаний и открытие нового (реализуется в рамках мероприятий); актуализация личностно значимых мотивов, побуждающих к деятельности.
  • Принцип психологической комфортности: формирование атмосферы доброжелательности, готовности к работе и проявлению творчества
  • Принцип творчества: развитие творческих способностей с учетом вохрастных особенностей познавательной деятельности детей, а также индивидуальных качеств личности.
  • Принцип многообразия методов и форм обучения: применение в образовательно-воспитательном процессе методов интерактивного обучения, основ проектной и исследовательской деятельности.

Внутриорганизационные принципы:

  • Принцип совместной профессиональной деятельности: построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды как коллективного продукта деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса; командное взаимодействие специалистов.
  • Принцип сетевого взаимодействия: выстраивание взаимосвязей между всеми участниками проекта; создание единого информационно- коммуникационного пространства.
  • Принцип социального партнерства: усиление общественно-государственного сотрудничества.

При составлении проекта разработчик проекта руководствовалась возможностями и материально-технической базой ЦДТ Танкодром.

ОСНОВНЫМИ  СОСТАВЛЯЮЩИМИ  ПРОЕКТА стали следующие:

1. Административный (координационный) совет.

Цель его работы - организация системы и создание условий для реализации проекта.

Основные задачи:

  • управленческая (определение стратегии действия)
  • диагностическая (организация мониторинга)
  • аналитическая (оценка хода выполнения проекта)
  • осуществление контроля за соблюдением САНПИН

2. Работа педагогов дополнительного образования.

Цель их работы — формирование у детей преставления о здоровье и ЗОЖе, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, потребности быть здоровым.

Основные задачи:

  • формирование у воспитанников и обучающихся знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и здоровью;
  • построение учебного - воспитательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

3. Работа с родителями

Цель: организация взаимодействия коллектива ЦДТ Танкодром и родителей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Основные задачи:

  • организация просветительской работы среди родителей;
  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
  • привлечение родителей к осуществлению совместной деятельности по оздоровительной работе в ЦДТ.

Также у ЦДТ Танкодром установлены связи с социальными организациями и сотрудничество с ними, с такими как:

  • Республиканский центр «СПИД и ИЗ»;
  • Министерство экологии и природных ресурсов РТ;
  • Институт проблем экологи и  недропользования АН РТ;
  • ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека»;
  • ОП № 15 УВД МВД по Республике Татарстан;
  • Отдел по делам молодежи и спорту Советского района города Казани
  • ОГИБДД  УМВД РТ по г. Кахани
  • КФ  ГКУД БДД РТ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

  1. Подготовительный
  2. Планирование работы
  3. Реализация проекта
  4. Рефлексия

1 ЭТАП    СЕНТЯБРЬ 2015 года

  • Исследовать причины, возможные варианты решения проблемы низкой мотивация к ведению здорового образа жизни, значимости культуры здоровья.
  • Определить источники информации (беседа с родителями, педагогами,  представителями социальных институтов, интернет, справочная литература).

2 ЭТАП  СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2015 года

  • Составление  и согласование организационного плана совместных действий по повышению компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся.
  • Сплочение единомышленников из числа педагогов, воспитанников , родителей для реализации проекта.

3 ЭТАП  ОКТЯБРЬ 2015 года – ИЮЛЬ  2016 года

  • Реализация проекта в соответствии с разработанным планом.

4 ЭТАП    АВГУСТ  2016

  • Оценка результатов, выводы и опубликование в доступных формах.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ВКЛЮЧИЛА В СЕБЯ следующие направления деятельности:

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ

Задачи:

  • Формирование культуры здорового образа жизни;
  • Активная пропаганда здорового образа жизни;
  • Улучшение здоровья учащихся и педагогов;
  • Повышение мотивации подростков к выбору поведения, не наносящего вреда здоровью.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

Задачи:

  • Организация экологической деятельности воспитанников и обучающихся;
  • Формирование экологической культуры воспитанников и обучающихся.

СОХРАНЕНИЕ  ФИЗИЧЕСКОГО  ЗДОРОВЬЯ

Задачи:

  • Привлечение воспитанников и обучающихся к систематическим занятием спортом и физкультурой;
  • Совершенствование уровня физической подготовкиучащихся;
  • Активная пропаганда достижений отечественного и мирового спорта;
  • Знакомство с историей спорта и встречи с ветеранами спорта.

ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Задачи:

  • Формировать у воспитанников и обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • Научить детей и подростков своевременно распознавать опасности, обходить их стороной, сдерживать и уменьшать, определять способы защиты от них, формирование у детей и подростков потребности в инстинкте самосохранения;
  • Информационно-просветительская работа по вопросу профилактики правонарушений, наркомании, табакокурения у детей и подростков;
  • Повышение уровня знаний по правилам дорожного движения у воспитанников и обучающихся;
  • Улучшение работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей и подросков.

СОХРАНЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Задачи:

  • Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам обучения и общения с детьми;
  • Психологическое просвещение педагогов, родителей и воспитанников объединений.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Внеурочное время

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

  • Ресурсы Интернет — сети
  • Библиотечные фонды
  • Компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат
  • Наглядные пособия
  • Спортивный инвентарь

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Восприятие здоровья как осознанной ценности
  • Соблюдение принципов здорового образа жизни
  • Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
  • Снижение заболеваний и риска развития болезней
  • Поддержка родителями деятельности ЦДТ Танкодром по воспитанию здоровых детей

Планируемая продукция в результате реализации проекта

  • Методические рекомендации по здоровому образу жизни
  • Просветительские и пропагандические материалы по культуре здоровья: плакаты, буклеты, листовки и т.д.
  • Презентации по здоровому образу жизни, по профилактике детского травматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ, АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2006
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:      индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья,№2, 2000.
  3. «Внешкольник», периодическая печать, Москва
  4. «Воспитание школьников», периодическая печать, Москва
  5. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Изд.2-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  6. Воронова Е. А. Клуб внеклассных дел. Интеллектуальные вечера и викторины. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  7. Гогулан М. Попрощайтесь с болезнями. - М., 1998.
  8. Дегтерёв Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Педагогика здоровья.  - Ростов н /Д: «Учитель», 2005.
  9. «Здоровье дошкольника», научно-практический журнал, Москва.
  10. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Сфера, М. 2005
  11. Карташев Н. Н. Методические рекомендации по физиолого- гигиеническому исследованию режима дня.- Волгоград, 1997.
  12. Ковалева Е. Л. Учиться легко и весело.- Волгоград, 1996.
  13. Научное образование и нравственное воспитание. Психологические проблемы нравственного воспитания детей./ Под ред. Арсеньева А.С.- М., 1992.
  14. Педагогика здоровья./ Под ред. Амонашвили Ш. А.- М., 1992.
  15. Программа формирования здорового жизненного стиля./ Сост. Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский - М., 2000.
  16. «Физическая культура», периодическая печать, Москва
  17. Форостенко Ю. Защити себя сам. Санкт-Петербург, 1999
  18. Чепик С.В., Уралов В. Д.  Физкультурно-оздоровительная работа в комплексе мер социальной поддержки молодежи// «Дополнительное образование», №4, 2003.
  19. Этинген Л. "Как же вы устроены, господин тело?", М, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»

Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...

Общешкольное открытое мероприятие на тему: «Чистым быть – здоровым быть»

Цели данного мероприятия: закрепить навыки личной гигиены;  развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;  воспитывать аккуратность, опрятность; работать над формированием и ...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Сценарий Дня Здоровья "Здоровым быть здорово!"

Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:·        рефлексия собственного отношения к здоровью;·        расширить п...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...