Применение нейродидактических исследований в проектной деятельности
занимательные факты ( класс) на тему
Как учителю сподвигнуть одаренного ученика на написание творческой работы, участию в проекте? Что, кроме методических находок, спрятано в тайнике успешного учителя?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyro_3.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ в проектной деятельности
Едва есть ли высшее из наслаждений,
как наслаждение творить. (Н.Гоголь)
Внедрение современных воспитательных технологий в учебный процесс обязывает учителей, воспитателей систематизировать свою деятельность, учитывать планирование и решение поставленных задач во взаимодействии различных подразделений. Вышеизложенному отвечает популярный сегодня метод проектов. В данной технологии действенно-практические задачи, которые ставит перед собой воспитанник при создании и реализации проекта смыкаются с педагогическими задачами создания условий для социального становления и развития личности и задачами самовоспитания. Роль педагога при этой технологии – руководство и консультирование. Руководитель проекта постоянно совершенствует свои программы и методики, стараясь применять на практике эффективные инновационные методы обучения. Дети, занимающиеся проектом, должны проявлять в процессе любознательность, ответственность и скурпулезность. Однако на практике новые формы работ не всегда порождают готовность учиться и трудиться.
Необходимо учитывать Влияние стресса на мыслительную деятельность. Известно, что стресс блокирует мыслительную деятельность человека, следовательно, перед интеллектуальной учебной деятельностью обучаемым важно освободиться от гормонов стресса. Помогут музыка, движение, черный шоколад, горячие напитки, смех! Неплохо в перерывах устраивать танцы.
Обучение новому невозможно без ошибок. Выговор за ошибку сохраняет ошибку в памяти. Подчеркивание ошибок не помогает их исправить. Необходимо создать новый информационный блок, например, переписать или произнести несколько раз правильно, желательно вызывая при этом эмоции.
Если вы оказываете давление на участников проекта, говоря им, что их достижения недостаточны, угрожая, что мы не достигнем успеха, - дети будут нейрохимически блокированы. Если вы снова и снова повторяете обучаемым, что у них есть способности к исследованиям, вы будете вызывать у них выделение нейронных передатчиков; и даже те, кто испытывал трудности, начнут успевать. Если вы критикуете ваших юных исследователей, вы консолидируете участки их нейронов, отвечающих за критикуемое поведение, одновременно практикуя осуждаемое вами поведение в своем собственном мозге, то есть воспроизводите именно то, что считаете нежелательным. Это способствует запоминанию критикуемого поведения.
Если вы озвучиваете неудачи и слабости, выражая презрение, угрозы и запреты, «жесткий диск» выйдет из строя, так как человек получит стресс.
Нужно ли критиковать? Делайте вывод! Это также объясняет известный факт: постоянные жалобы на чьи-то определенные привычки делают нас самих предрасположенными к выработке этого нежелательного поведения. Наша постоянная борьба с ними одновременно блокирует другие участки нашего мозга, которые могут содержать более желательное поведение. Если сказать вкратце, постоянные жалобы создают все больше и больше причин для жалоб. Лучше использовать этот эффект наоборот и сконцентрироваться на сильных сторонах людей, вызывая позитивные изменения вместо описанного порочного круга.
Угроза, обещание или поощрение? Противоположный эффект - вознаграждения различных видов Угрозы подавляют функции, необходимые для размышления «Паника разрушает нейроны» Очевидно, что это совершенно не подходит для стимулирования интеллектуальных усилий.
Подкуп и посулы будущей награды не являются самыми эффективными способами стимулирования в нейрохимическом смысле, так как сама работа становится препятствием для получения обещанного. А что же действует лучше? Только позитивная последовательная поддержка выполняемой работы, постоянное поощрение являются правильным видом стимулирования, который поддерживает интеллектуальные процессы.
Обещание награды для поощрения образовательных усилий — один из наиболее часто используемых методов. Однако на неврологическом уровне он производит эффект, обратный ожидаемому. Стимулирование гормонов вознаграждения было связано с наградой, а не с работой. Плохие отношения устанавливаются на долговременной основе. Обещание награды не вызвало внутреннего удовольствия от выполнения работы.
В то же время обязательное поощрение оказывает поддерживающий эффект: выражение признания и восхищения каждым маленьким достижением связывает нейроны, отвечающие за работу, с центром подкрепления. Это улучшает связи внутри коры головного мозга путем выделения нейронных передатчиков, что вызывает хорошие чувства при упоминании о данном виде работы. Вот почему нужно поздравлять ученика с каждым крошечным достижением — это побуждает его сделать следующий шаг. От одного достижения к другому внутренняя мотивация успешно усиливает выделение нейронных передатчиков и мотивацию к учению даже у неуспешных учеников. В заключение можно отметить, что, в отличие от вознаграждения в будущем, поощрение во время работы связывает нейронные передатчики с нейронами, соответствующими выполняемой работе. Следовательно, например, смайлики или тихое музыкальное сопровождение вызывают выделение допамина и усиливают связи внутри коры головного мозга, а также удовольствие от выполнения работы. Это выработка классического условного рефлекса Павлова, согласно которому сама работа становится побудителем выделения допамина спустя некоторое время.
Более того, положительные сигналы или дружеский жест до начала работы, даже не связанные с ней, на самом деле также имеют значительное позитивное влияние.
9.Итак, с чего надо начинать?
С улыбки! Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.
Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но, не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент. Поэтому учитель должен обращать внимание на то, КАК он говорит. Слишком тихий заставляет учеников переспрашивать друг друга, шуметь, отвлекаться. Слишком громкий голос очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью. И все же голосом мы демонстрируем на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность. Речевой портрет учителя – очень интересная тема. Учитель использует 11 словесных воздействий:
а)звать (т. е. привлекать внимание : «друзья», «ребята», иногда «эй», «Алё Гараж»
б)объяснять, утверждать, упрекать, ободрять, удивлять, предупреждать, просить,приказывать. Наряду с общеупотребительными словами учителя употребляют лексемы, выражающие отношение учебе: тормоз, косишь, шаришь, сачкуешь, гасятся, чухнули, рубятся. кабан, сачок.
10.Инвектива — это способ проявления вербальной агрессии, языковые средства, используемые с целью нанесения оскорбления адресату: тупица, урод. Инвектива — это словесный “наезд”, вербальная атака, есть одной из форм языкового насилия над личностью» (Шарифуллин 2004).
Обращение к словам, находящимся за пределами общественной нормы, служит понижению социального статуса личности в целом, общество хуже оценивает педагога, позволяющего себе подобные высказывания, Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности. В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Немаловажное значение имеет и наш образ жизни. Имидж нашего образа жизни –это то, как люди воспринимают нашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, наши моральные принципы, достоинство, поведение, характер.
Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж. Практика классного руководителя, учителя предметника , допобразования дает много возможностей: участие в конкурсах в различных ролях – в качестве режиссера детского коллектива, в качестве конкурсанта в проф . конкурсах, в качестве тьютора, научного руководителя, члена жюри.
Создание инновационного климата в коллективе, а также поддержка коллег на всех этапах деятельности являются неотъемлемым условием успешности самореализации любого учителя. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование имиджа. А имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней. Если нет учителей-новаторов, то исчезает возможность развития. Застою в школе способствуют и радикальные интеллектуалы с непомерной амбициозностью.
Есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны:
злорадство,
склонность к тирании,
эмоциональная глухота.
Исследования показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
Что же думают об имидже учителя мои ученики? Социологические выводы делаются на основе опросов. Об этом я спросила 11-а на одном из классных часов. И вот как они ответили на мои вопросы:
1. На что вы обращаете внимание в первую очередь при встрече с учителем?
63% - на отношение к ученикам;
58% - на манеру общения с учениками;
33% - на характер;
21% - на одежду;
17% - на причёску;
13% - на возраст;
8% - на лицо;
4% - на макияж.
В строке "Свой ответ" 4% написали: на всё.
2. Какие качества учителя вы цените больше всего?
79% - умение объяснять учебный материал;
50% - чувство юмора;
38% - доброжелательность;
33% - общительность;
4% - принципиальность.
В строке "Свой ответ"
4% написали: красота.
Пункт "строгость" не выбрал никто.
3. Важно ли для вас то, как выглядит учитель?
46% считают, что внешность - это не главное;
29% утверждают, что внешний облик учителя имеет для них большое значение;
13% всё равно
В строке "Свой ответ" 4% написали, что главное для них, чтобы учитель был аккуратным и опрятным.
. 4.Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
50% считают, что учитель должен быть одет современно, но по-деловому;
50% заявили, что учитель имеет право одеваться так, как хочет.
Пункт "учитель должен выглядеть красиво и молодёжно" не выбрал никто.
5. Что, по-вашему, недопустимо в облике учителя?
58% - неряшливость;
50% - очень короткая юбка;
46% - яркий макияж;
42% - глубокое декольте;
13 % - джинсы.
Пункт "отсутствие маникюра" не выбрал никто.
6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?
50% считают, что личная жизнь учителя не должна интересовать учеников;
33% интересуются семьей учителя;
21% ответили, что им всё равно;
8% не прочь побывать у учителя дома.
7. Влияет ли имидж учителя на ваше отношение к проекту?
58% ответили положительно;
38% ответили отрицательно;
4% затрудняются ответить на этот вопрос.
Исследователями выявлено противоречие в значимости имиджа педагога для учеников и учителей. В списке десяти профессионально значимых качеств учителя в начале столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей - и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей
Итак, под элементами имиджа следует понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Имидж учителя - своеобразный инструмент, помогающий ему выстраивать отношения с окружающими: учениками, родителями, коллегами. Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...
Инновационный проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пол женский
В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают т...
Применение информационных технологий в проектной деятельности
Применение инфоримационных технологий в проектной деятельности. Этапы работы над проектом....
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
Русанова Ирина Сергеевнаучитель немецкого языкаИнформатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы уче...
Рекомендации к элективному курсу «Применение информационных технологий в проектной деятельности по физике»
Методические рекомендации к элективному курсу «Применение информационных технологий в проектной деятельности по физике»...
Применение интеллект- карт в проектной деятельности
Концептуальность – применение техники радиантного мышления по системе Тони Бьюзена. Целевые ориентиры: Формирование представления о целостной структуре проектной деятельности, посредством создания инт...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...