Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционной техник изобразительной деятельности
статья ( класс) на тему
В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования средств и методов изобразительной деятельности, способствующих формированию важных качеств совершенствования человеческой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 371.4:74.744
Е. В. Ледовских
МКУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алиса»
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
У наших детей в современном, быстро меняющемся обществе много проблем. Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.
Мы хотим видеть своих детей свободными, здоровыми, сильными, разумными, способными состояться в жизни и быть успешными. Перед нами стоит не простая задача воспитания сегодняшнего поколения. В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования средств и методов изобразительной деятельности, способствующих формированию важных качеств совершенствования человеческой природы.
Постановка проблемы.
В последние годы отмечается резкий рост агрессивности и жестокости среди молодого поколения. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов её становления большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения.
Недостаточность профилактики девиантного поведения ведет к рискованным формам поведения: употреблению алкогольных и психотропных веществ, бродяжничеству, деструктивным формам свободного времяпрепровождения.
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание. В подростковом возрасте происходит заострение черт личности, иногда они приобретают патологический дезадаптирующий характер. В таких случаях говорят о формировании психопатических черт характера. Если же в характере появляется что-то качественно новое (например, ребёнок был ответственным, аккуратным, а в подростковом возрасте стал неряшливым и беспечным), то это может свидетельствовать о болезненной природе этих изменений [4, с.11-22].
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
Следствием нарушения процесса социализации является девиантное поведение подростков, коррекция которого возможна через вовлечение подростков в сферу социально-культурной деятельности, так как в ней подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Наблюдения показывают, что для этих детей характерны, обесценивание моральных норм и правил, потребность в ярких эмоциональных впечатлениях, предрасположенность к риску. Зачастую это проявляется в поведении асоциального характера, бродяжничестве.
Особое значение в профилактики девиантного поведения приобретает ориентация на приоритет эстетического воспитания, оно рассматривается как универсальный механизм развития личности. Вовлечение подростков в социально-культурную деятельность позволяет не только сформировать необходимые жизненные навыки и умения, но и развивать личностные качества; помочь раскрыть творческие способности и стимулировать социальную активность; воспитать уважение, доброжелательность, гуманизм; дать возможность развивать коммуникативные качества; способствовать выбору достойного поведения. Эстетическое воспитание – одно из важных педагогических ценностей.
Дети одарены ко многим видам художественного творчества. Но самое широкое и прочное признание они получили в области изобразительного искусства. И неудивительно: ведь оно оставляет «продукт», рисунок, который можно хранить, изучать, экспонировать как свидетельство талантливости автора. Даже впоследствии не собираясь быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания. При проведении занятий учитываются психолого-педагогические особенности подростков, а именно то, что в этом возрасте у детей часто пропадает интерес к рисованию из-за возрастающей самокритичности. Чтобы этого не произошло, предполагается создание ситуации успеха для каждого ребенка, которая внесёт в его творчество это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но всё же, чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника.
Художественно-творческое развитие представляет собой, прежде всего целенаправленное формирование дарований детей в той или иной области искусства, в данном случае – изобразительного[1, с.23-26]. Данное направление рассчитано на особую категорию подростков из группы риска. Мотивы поведения любого подростка являются относительно устойчивыми, и этим объясняется устойчивость его личности. Смена же ведущих мотивов внесёт за собой смену позиций, интересов и ценностей личности. В связи с этим была определена цель направления:
Формирование плодотворной жизненной ориентации и нравственному самосовершенствованию подростков, посредством приобщения к ценностям художественной культуры.
Задачи:
Обучающие.
- Формировать специальные знания по направлению (основы жанровой композиции, основные законы перспективы, основные законы компоновки предметов на плоскости, основы цветоведения, художественные термины);
- Развивать умения и навыки, необходимые для творческих процессов в изобразительной деятельности.
Воспитывающие.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
- Формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию;
- Расширять представления об окружающем мире.
Развивающие.
- Развивать творческие способности ребенка, его познавательно-творческую активность;
- Развивать творческое мышление;
- Развивать умения анализировать произведения искусства давать оценку своей работе.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня разностороннего и гармоничного развития личности ребенка, решение задач трудового, нравственного и эстетического воспитания;
- повышение уровня развития эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение;
- отказ от ПАВ;
- сплочение подросткового коллектива, развитие взаимопомощи и взаимоподдержки.
Данное направление позволяет детям усвоить простые, но исключительно важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показала, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна [3, с.7].
Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации этого направления является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
Список литературы
1. Т.Н. Назарова Художественно – эстетическое воспитание в школе: структура, программы, опыт работы ∕ авт. сост. – Т.Н. Назарова. - Волгоград: Учитель, 2009. 205с.
2. М.А. Павлова Моделирование воспитательной системы в 5-9 классах: планирование, диагностика, досуговая деятельность ∕ авт. сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
3. О.Н. Маркелова Технология. Организация кружковой работы в школе. Конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика» ∕ авт. сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 184с.
4. А. А. Портнова Е.Д., Худенко И.В., Кальянов Программа диагностики психических расстройств у подростков правонарушителей ∕ - Москва: Коррекционные технологии, 2008. – 196с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них изобразительных навыков...
"«Развитие потенциальных художественных способностей школьников через использование нетрадиционных средств изобразительной деятельности».
обобщение педагогического опыта...
"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...
Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития
Сообщение о применении нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьтми с нарушениями умственного развития....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Весенние цветы»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Весенние цветы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"
Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми»
Изобразительная деятельность - как средство активизации творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. ...