Формирование детского коллектива
консультация ( класс) на тему

Тунгусова Ольга Николаевна

В материале представлена методическая учеба для педагогов дополнительного образования по формированию детского коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskogo_kollektivard.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

города Нижневартовска «Центр детского творчества»

Формирование и сплочение детского коллектива

Методическая учеба

Дата проведения: 20.09.2012

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования

Цель: дать понятие «коллектив», познакомить педагогов с играми на знакомство и сплочение коллектива

Подготовила: Тунгусова О.Н.

г. Нижневартовск

 «Формирование детского коллектива на начальном этапе развития»

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

– педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;

– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

   При формировании детского коллектива могут помочь следующие приемы.

    Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

   Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

   Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.

Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.

     Главным средством  формирования детского коллектива является игра Игра-важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию. Мы предлагаем  перечень игр, направленных на знакомство и сплочение детского коллектива на начальном этапе его развития.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО:

«Летающие имена». Игроки перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто ловит, произносит свое имя («Я Маша!»). Когда каждый получит мяч хотя бы по одному разу, игроки произносят имя того, кому кидают мяч («Саша, лови!), а поймавший благодарит его, называя по имени («Спасибо, Маша!»). Можно ввести в игру второй мяч.

«Необычные приветствия». Каждый должен за определенное время (2 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Формы приветствия  могут меняться, а время сокращаться по нарастающей. Например: поздороваться с максимальным количеством людей спиной за 1 минуту, коленями за 50 секунд, носами за 40 секунд и др.  По завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?"  Выявляются несколько лучших.

«5 важных вещей». Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

    «Сиамские близнецы». Два человека стоят, упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения - группа из нескольких человек, стоящих в кольце.

     «Лабиринт». Ведущий заранее чертит 10 квадратов, нумерует их, придумывает маршрут передвижения – набор цифр, например 1.4.8.3.0 и т.д. Команде предстоит пройти именно по маршруту ведущего, т.е. угадать его за минимальное количество времени. Если кто-то из членов команды ошибается, то он возвращается на старт далее делает попытку следующий участник команды. Главное  условие – команда не имеет права разговаривать. Если это условие нарушается, то добавляются штрафные баллы или прибавляется дополнительное время.

«Посчитать до…». Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

«Монолит». Все встают так, чтобы носки упирались в пятки, на счет 1-3 команда должна выполнить синхронно 10 шагов.  Команда должна продумать тактику и выбрать человека, который будет руководить процессом, т.к. именно этот человек имеет право разговаривать, остальные должны передвигаться молча. Если какие-либо из условий не выполняются (кто-то разговаривает или  делает шаги не синхронно, выбивается из общей шеренги) команда возвращается на исходную позицию.

«Веревочка». Все участники становятся лицом в круг и вытягивают руки вперед. При этом каждый участник должен взять в каждую свою руку по одной руке другого участника. Нельзя брать за руку соседей справа и слева.

После этого все стараются распутать образовавшуюся «веревочную путаницу». Отпускать руки нельзя. Должны получиться один или несколько кругов.

«Слепой и поводырь».  Участники упражнения встают в общую шеренгу друг за другом, положив руки на плечи соседа спереди и закрыв глаза. В течение минуты команда выбирает тактику прохождения испытания и поводыря, который имеет право видеть и говорить, в отличие от остальных участников. Поводырь ведет команду на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.  По окончании задания предложите обсудить сложности выполнения испытания и моменты, которые удались, как справился со совей ролью поводырь. Данное упражнение направлено на создание доверительной и дружеской атмосферы в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....

Формирование детского коллектива

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения.  В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива обучающихся, одну из важнейших ролей в которой игр...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...