Дополнительное образование в системе коррекционно-развивающего обучения.
учебно-методический материал на тему

Кушнер Мария Николаевна

Дополнительное образование в ТО "Переделкино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:  Дополнительное образование в системе коррекционно-развивающего обучения  

Выступающий педагог дополнительного образования Кушнер Мария Николаевна    

        Под «дополнительным образованием» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи  дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

        Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

    Территориальное отделение «Переделкино» имеет большой опыт и богатую историю работы педагогов дополнительного образования. В стенах Центра на протяжении более 10 лет успешно реализуется ряд программ педагогов дополнительного образования. Программы прошли успешную проверку временем и высоким положительным результатам по итогам работы. В настоящее время в ТО «Переделкино» реализуются следующие программы:

1.  Программа педагога Дука О.И.: Коррекция крупной моторики через обучение плаванию (в системе программы «Здоровый образ жизни»)»

2.  Программа педагога Дука О.И: «Коррекция крупной моторики ЛФК у детей 5-14 лет (в системе программы «Здоровый образ жизни»)».

3. Программа педагога Коробовой Н.В. «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО».

4.   Программа педагога Кушнер М.Н. «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-10 лет средствами нетрадиционных художественных техник».

5. Программа педагога Чухлеб Н.С. «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей  и подростков 5-18 лет средствами театрализованной деятельности. Клуб ролевого фехтования».

 Представленные программы имеют социально-педагогическую и физкультурно-спортивную направленность.

 Каждая из представленных программ  хорошо себя зарекомендовала и не теряет актуальность в настоящее время. Педагоги дополнительного образования следят за меняющимися требованиями и новыми стандартами образования.

     Программа курса «ЛЕГО - конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.  Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями,    формируются  умения сотрудничать с партнером,   работать в коллективе.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей за счет активного взаимодействия детей  в ходе групповой проектной деятельности.

Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию системы наборов ЛЕГО, которая нашла широкое  применение  во всем мире. ЛЕГО – конструктор обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов прежде всего большим диапазоном возможностей.

Методика обучения ЛЕГО-конструированию разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев). Основу процесса составляют чередование практических и умственных действий самого ребенка с обязательным учетом особенностей его конструктивно- игровой деятельности.

 Под конструированием будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеем в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления.

Имеется достаточно большая группа детей с особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения и выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства.  Дети этих категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что конструкторская деятельность с использованием ярких деталей конструктора ЛЕГО является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с задержкой психического развития.  

Выбор конструктора ЛЕГО неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием конструкторских умений и навыков. Работа с конструктором ЛЕГО  позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными яркими формами конструктора.

ЛЕГО-конструирование  выступает и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство тревожности, так как позволяет выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. ЛЕГО-конструирование не требует высокого уровня речевой, поэтому подходит для работы со слабослышащими детьми и детьми имеющими различные нарушения звукопроизношения и речи. ЛЕГО-конструирование подразумевает как групповую, так и индивидуальную работу, развивает в игре все ВПФ(высшие психические функции), ЭВС (эмоционально-волевая сфера)и коммуникативные навыки. Яркость и привлекательность материала заключает в себе большие возможности, так как создает атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат конструирования из ЛЕГО не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу.

Таким образом, данная программа, кроме общеобразовательного имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании и построении ориентируется на качественные особенности развития конструкторской деятельности у детей с ЗПР.

   Актуальность программы по развитию эмоционально-волевой сферы средствами нетрадиционных художественных техник заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с задержкой психического развития.

      Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для детей с ЗПР эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как незрелость ЭВС, низкая работоспособность, сниженная произвольность психических функций и познавательной активности, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-двигательной координации на практике неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.

       Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках.

     Таким образом, данная программа, кроме общеобразовательного имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании и построении ориентируется на качественные особенности развития изобразительной деятельности у детей с ЗПР.

   Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

В процессе реализации данной программы  ожидаемыми результатами являются:

•        Расширение представлений об окружающем мире,  предметах и явлениях.

•        Развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов.

•        Обогащение эмоционального спектра, умение выражать свои эмоции.

•        Снижение тревожности.

•        Формирование адекватной самооценки.

•        Обогащение сенсорного опыта.

•        Развитие интереса к изобразительной деятельности, творчеству.

•        Повышение самооценки, уверенности в своих возможностях.

•        Развитие активности и самостоятельности.

•        Формирование графических образов и представлений.

•        Развитие общей ручной умелости, «тонкой» моторики.

     Структурной особенностью программы является принцип последовательности, и строится  на основе знакомого содержания с последующим углублением, детализацией  и расширением темы. Темы в каждом блоке проставлены с учетом общей дидактики и педагог сам определяет последовательность их прохождения, опираясь на возможности выбранной  художественной техники ее выразительных особенностей, времени проведения занятия, а также учитывая  возраст и уровень развития детей.

       Программа «Клуб ролевого фехтования имеет социально-педагогическую направленность.     Деятельность Клуба направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений на основе совместной театрализованной деятельности. На занятиях в Клубе можно развить свои способности и двигательные качества, научиться устанавливать контакт с окружающими, снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, понять свои личностные особенности, свойства характера.

      Занятия по ролевому фехтованию для детей и подростков, направленные на спортивно-патриотическую и театрально-творческую деятельность, востребованы не только родителями, но и в первую очередь детьми. Детям нравятся состязания, проявление своей силы и активности, опыт победы и преодоления себя.

     Занятия в «Клубе ролевого фехтования» пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают чувство  патриотизма, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению национальных традиций, укреплению командного духа, формированию навыков общения и взаимодействия.

      Сегодня существует немало программ и тренингов для детей и подростков. Анализируя содержание различных программ  для младших подростков, мы пришли к выводу, что в них недостаточное внимание уделяется вопросам культуры, истории предков, общению и выработке элементарных правил вежливости - повседневному этикету. Очень важно чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей общей культуры.

      Занятия по ролевому фехтованию являются продолжением в современных условиях информационного общества традиций военно-патриотического  и нравственного воспитания детей и подростков через интересные для современных детей формы взаимодействия с привлечением сюжетов компьютерных игр, мира «фэнтэзи», театрализованных состязаний и турниров.

        Актуальность программы по коррекции крупной моторики через плавание и ЛФК

    Регулярная и дозируемая физическая тренировка стимулирует функциональную  деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации детей к возрастающим физическим и психическим нагрузкам с повышением резервов их жизнеспособности и работоспособности. Существует связь скелетной мускулатуры  человека со всеми внутренними органами, осуществляемая через центральную нервную систему. От нервных окончаний, заложенных в мышцах, связках, сухожилиях, в мозг, а оттуда во внутренние органы поступают импульсы определенной частоты. Если мышечная система хорошо развита, тонус мышц на должном уровне и человек достаточно двигается, то с проприорецепторов передаются на внутренние органы импульсы оптимальной частоты. Это обуславливает нормальную деятельность мозга и внутренних органов. Если же мышцы слабо развиты и  уровень двигательной активности низок, то передаются импульсы более низкой частоты. Из-за этого ухудшается деятельность мозга и внутренних органов. Поэтому  на сегодня нет более эффективного средства улучшения работы различных систем организма, чем мышечная деятельность. Известный врач Тиссо писал: ,,Движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья. Движения могут заменить лекарства, между тем как лекарства, вместе взятые не могут заменить движения’’.

       При низкой двигательной активности отмечается снижение энергетических запасов нервных клеток. Недаром у людей сильных физически при прочих равных условиях зафиксирована  и более высокая умственная работоспособность, чем у слабых физически нетренированных лиц.  У последних также отмечается повышенная раздражительность, неустойчивость в стрессовых ситуациях.

      Как видно, для поддержания нормального состояния здоровья детей и подростков необходим определенный уровень двигательной активности. Наиболее благоприятный для человека способ его оптимизации – регулярное выполнение физических упражнений.

        Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет активное формирование двигательных умений и навыков.

       Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

       Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.

 Таким образом, мы видим, что каждая из программ педагогов дополнительного образования призвана решать достаточно широкий круг задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Учебно-методическое пособие для педагогов "Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения"

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обученияспособствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направл...

Работа в системе коррекционно - развивающего обучения

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого - педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. В данной презентации ...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...