План - конспект занятия:« Скульптурный портрет».
план-конспект по теме
План - конспект занятия:« Скульптурный портрет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_vo_vneurochnoe_vremya_na_kruzhke.doc | 342 КБ |
skulptury.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект
Тема: « Скульптурный портрет».
Форма занятия: Комбинированное занятие с элементами исследовательской деятельности учащихся.
Цели занятия:
а) эстетическая : развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, понимания прекрасного;
б) воспитательная: формирование творческого подхода, умение организовать свой труд;
в) познавательная: закрепление понятий о выразительных средствах скульптурного изображения: объем, пропорция, форма, фактура.
Задачи:
развивающая: развитие чувства формы, пропорций, зрительной памяти, наблюдательности.;
техническая: совершенствование навыков работы пластическим материалом (глиной)
Материалы: глина, стеки, пластиковые баночки.
Задание: лепка портрета литературного персонажа.
Зрительный ряд: Презентация « История скульптурного портрета»,Работы учащихся, таблицы, фотографии.
Литературный ряд: стихи Б.Заходера.
Новые понятия(словарная работа) бюст, статуя, скульптурная группа.
Предварительная работа: создание поисковых групп для подбора материала по теме занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы, целей и задач занятия.
2. Вступительное слово учителя. Актуализация новой темы.
Скульптура- один из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева. У народов древнего Египта, древнего Востока, древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.
Скульптура - латинское слово, и его можно понимать как вырезать, высекать, ваяние, пластика.
В отличие от живописи и графики, где объемная форма живет на картинной плоскости в воображаемом или иллюзорном пространстве, скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, будучи его частью. Обход скульптуры , рассматривание со всех сторон, сопоставление частей позволяет представить все ее пластические качества и выявить смысл произведения.
Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в различных формах.
Бюст- изображение человека по грудь.
Статуя- изображение человека в рост.
Скульптурная группа- изображение нескольких фигур.
(выступление поисковых групп, слайд с изображением скульптуры Нефертити)
3.Ученик. История возникновения скульптурного портрета начинается с Древнего Египта. Почти тридцать три венка отделяют нас от эпохи, когда жила древнеегипетская царица Нефертити. Она была женой фараона Аманхотепа IV, вошедшего в историю как царь- реформатор, сломавший каноны в культе и искусстве. Именно поэтому портрет царицы так непохож на традиционные изображения фараонов с отрешенным взглядом в «замороженных» позах.
Современники с восхищением говорят о Нефертити, называя ее «прекрасным ликом, умиротворяющим солнце сладким голосом». Многочисленные изображения дают представление о наружности царицы. Она была невысокого роста, стройного сложения, отличалась красивой посадкой головы на длинной шее. Полуприкрытые веки, большие глаза продолговатого разреза, мягкий меланхоличный оттенок. «Описывать бесцельно- смотреть, выражая благоговейное преклонение перед красотой и совершенством портрета Нефертити»- так говорил немецкий ученый-египетолог Л.Борхардт.
Предполагается, что бюст царица- творение рук древнеегитского скульптора Тутмоса. Он был создателем и портрета Аменхотепа, его дочерей и многих портретов царицы в разное время.
Подобно тому как меняется все живое, так и в скульптурных изображениях Нефертити «становится старше», но ее прекрасный образ остается на века воплощением женственности и любви.
(выступление второй поисковой группы, слайд скульптура Рима)
Ученик. Удивительную галерею психологических портретов великих людей оставил нам Рим. Ни в одной экспозиции мы не увидим портретов Спартака, народного трибуна - Клодия, римского полководца Гойя Мария и других. Для изготовления портрета нужно было специальное разрешение и постановление Сената, а римский патрициат зорко следил за соблюдением «права оставить свое изображение потомству». Портреты борцов за республиканские свободы при режиме империи уничтожались, их хранение было сопряжено с опасностью для владельца. Император Август в специальном послании упрекал, горд Милан в том, что тот «укрывал в своих стенах врага отечества». Речь шла о бронзовой статуе Марка Юния Брита, одного из убийц Цезаря. Одним из таких чудом уцелевших портретов является бронзовый бюст одного из последних республиканцев Секста Помпея. (Показ слайда)
Итальянский скульптор 30-х годов I века до н.э. создал образ, поражающий трагической экспрессией. Горькие раздумья избороздили лицо Помпея глубокими складками, залегли в устало опущенных углах рта.
Подобно многим республиканцам, он поклялся мстить за поруганную свободу и носить траур до тех пор, пока не будет восстановлена республика. С опасностью для себя кто-то из родственников или родных Помпея сохранил его портрет после гибели героя-республиканца.
К эпохе так называемых «солдатских императоров» III в.н.э. относится интереснейший портрет Филиппа Старшего или, как его чаще называют, Аравитянин.
Будучи префектом телохранителей юного императора, свергнул его и занял место императора. Энергичное лицо императора-солдата испещрено морщинами, напряженный недобрый взгляд усиливает выражение энергии и грубоватой силы, простоты и настороженности.
Можно по-разному относиться к этим политическим деятелям. Остается неизменным лишь то. Что изображенные- смелые, незаурядные личности, чьи дерзания в глазах их современников получали героическую окраску, и образы, запечатленные в мраморе и бронзе, остались жить в веках.
4.Слово учителя. Вывод.
Итак, мы узнали, где и когда впервые появился вид искусства скульптура и скульптурный портрет.
Самым важным периодом в развитии скульптуры является период античности. Именно в Древней Греции художники впервые передали всю красоту и величие человека. Образ человека – героя, спортсмена - атлета воспевали великие скульпторы Поликлет, Пракситель, Лисипп, Мирон. (Показ слайдов).
Достижением средневековой скульптуры явилась передача духовного, внутреннего, эмоционального состояния человека.
В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к реальному человеку как прекрасному созданию природы. Скульпторы: Донателло, Вероккио, Микеланджело. (Показ слайдов).
Далее, на протяжении всех веков скульптурный портрет развивался, появлялись новые великие скульпторы, вырабатывающие новые приемы и технологии. Современные скульпторы прославляют великие дела и героизм людей; изображают простого человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую. Великие скульпторы современности – Г. Мур, М. Марини, О.Цадкин, Э.Неизвестный, А. Голубкина, В. Мухина, И. Шадр.
5. Практическая работа
Лепка головы литературного персонажа, поэтапный инструктаж:
- Показ по таблицам, на муляже, на детских работах.
Обратите внимание на форму головы. Каким образом соединяются между собой голова, шея, плечевой пояс. В виде каких общих простых форм мы можем представить эту конструкцию?
- Практический показ учителем приемов работы.
Лепка общих форм с соблюдением основных пропорций, моделирование из одного куска.
Соберем общие формы согласно направлению осей. Разметим пропорции: волосяной покров, положение глаз, носа, скул, рта, ушей. У людей бывают разные овалы лица, от чего это зависит: соотношение высоты лба, ширины скул. Изменяя пропорции и форму частей лица, можно придать ему характерные очертания (изменяя форму носа, положение глаз и т.д.)
- Чтение стихотворения Б. Заходера «Считалочка».
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: – Нет!
Не пойду к тебе, сосед:
На обед попасть не худо, но отнюдь
Не в виде
Блюда.
- Обсуждение с дополнением по представлениям (например, какой формы нос, лоб и т.д.)
- Вылепить портрет литературного героя. Моделировка общей формы - выполняется всеми вместе, с инструктажем учителя. Далее работа задается самостоятельно. Обратить внимание на фактуру.
6.Подведение итогов.
Выставка работ, обсуждение:
- Кому удалось передать характер персонажа?
- Какая работа кажется наиболее интересной, выразительной?
Критерии оценки:
Использование выразительных средств скульптуры для создания характерного образа.
Умение передать характерные детали при соблюдении основных пропорций и конструкции большой формы.
7.Задание на дом поисковым группам:
Найти портретные изображения в скульптуре и графике, оформить в тетрадь с указанием автора, материала, техники исполнения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока
Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....
План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия
laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...
План-конспект занятия "Мамин портрет"
Данная работа содержит подробный план и рекомендации для проведения занятия по изготовлению портрета мам в технике аппликация....
Конспект урока "Скульптурный портрет планеты"
Урок-практикум для 5 класса. УМК "Полярная звезда"....
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....