классный час
классный час (9 класс) на тему

Классный час, посвященный снятию блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл silnye_duhom._blokada_leningrada.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный классный час, посвященный 70-летию окончательного освобождения Ленинграда от блокады

Тема: Сильные духом. Блокада Ленинграда 08.09.1941 – 27.01.1944 гг.    

Эпиграф: «Победу решает военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость отечеству». (Петр Великий)

                                                                        К  плеяде  столь  прославленных  имён,

Как Измаил, Полтава, Севастополь,

Прибавится  теперь  ещё  и он,

Град  Ленина, о чей  гранитный  цоколь

Разбилась  боевая  мощь  врага,

Зарывшегося  в русские  снега…

Ответственные лица:

  • Геворкян Л.Г., учитель истории и обществознания
  • Колесник М.Б., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 «А» класса
  • 9 «А» класс

Целевая аудитория: учащиеся 9 А и Б, 8 А

Время проведения:  27.01.2014

Пояснительная записка:

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город  –  символ нашего Отечества, кто 70 лет назад освободил город от практически 900-дневного окружения.

     Иногда кажется, что это было давно, три поколения сменилось с тех пор, но чем дальше уходят эти дни, тем меньше у нас остается права забывать, как был достигнут мир, уже почти 70 лет без войны. Всю свою многовековую историю наш народ воевал за свое право жить на земле отцов, мирно растить своих детей и не бояться за их будущее.

Тем, кто родился после войны сложно иногда понять, что пережило военное поколение. Поэтому тем значимее для нас рассказы тех, кто пережил ее, кто выжил назло всем врагам, и постараться осознать, прочувствовать, какой ценой досталась нам победа, и сохранить это в вечной памяти... Сегодня мы отдаем дань жертвам той страшной войны, выражаем им глубокую и вечную благодарность.  

    Мы не имеем права забывать о тех жертвах, которые принес наш народ, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в новом ХХI веке надо стойко отстаивать мир, за который заплачено миллионами человеческих жизней.

Цель: Воспитание патриотизма, силы духа и стойкости на примере героизма людей времен Великой Отечественной войны.

Задачи: 

  • Познакомить ребят с понятием блокада, особенностями блокады Ленинграда;
  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений, поэтической литературы, фрагментов кинохроники
  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как верность присяге, самоотверженность, мужество, доблесть, патриотизм, героизм, самопожертвования во имя своего народа;
  • Воспитывать уважение к героическим страницам истории своей страны.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя  
  2. Значение понятия «блокада», какие города в истории взяты блокадой?  

     3.  «Тарас Бульба»

Эпизод из  повести «Тарас Бульба»

     4.  Работа с презентацией, сообщения читают дети

  1. Вступительное слово учителя

Особое место в летописи Великой Отечественной войны  занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу,  на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», «Ладога», «Дорога жизни»… Победа нашему народу досталась  дорогой ценой.  В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся в 1924 – 1926 гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы  Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва, как и Ленинград выстоял, потому что Москва отразила удар врага, показав, что его можно победить.

Что такое блокада? Блокада – это особая форма ведения военных действий, направленная на изолирование неприятельского объекта и нарушение его внешних связей по всем видам коммуникаций. Проще говоря, когда окруженный населенный пункт не имеет связи с другими пунктами. Многие ленинградцы стали называть так «блок ада», подразумевая страшные, нечеловеческие условия существования в эти годы.

Мы уже знаем о блокаде из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», «Сказание о белгородском киселе» (небольшая сценка)

Сегодня мы постараемся восстановить картину тех страшных дней, узнать некоторые факты из жизни блокадного города

Звучит музыка «Священная война»

Слайд 1.«Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой».

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.  Предлагаю  блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы: более  40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.

Но этому не суждено было сбыться, ни Гитлер, ни фашисты вообще даже не знали, что их ждет на российской земле.

В начале июля 1941 г., имея превосходство в силах, противник вторгся в пределы Ленинградской области. Сотни тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных рубежей. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дзотов, 35 км баррикад. До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Население расставалось с городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинград.

8 сентября в 18 часов 55 минут – на город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. (Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных  бомб.) Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу.  Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… К 8 сентября немцы захватили Петропавловскую крепость, и тем самым перерезали все сухопутные магистрали, связывавшие Ленинград со страной. Оставался только один путь – через Ладожское озеро. Ленинград готовил врагу отпор. На стенах домов появились плакаты: «Родина – мать зовет!», «Защитим город Ленина». Все военнообязанные ушли на фронт с начала войны, а в городе создавались батальоны ополченцев, которые сразу же уезжали на Лужский рубеж обороны.

слайд №2.Блокадные пайки. 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения.

Не было муки, она была,

Более легендою, чем былью.

С лебедою смешанною пылью,

Черная, и все-таки бела.

Чем еще ей было нас кормить

матери, спасавшей нас от смерти?

Это было мужеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить.

                  (В.Гордейчев)

Слайд №3. Дорога жизни. Для  подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру.  30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец  пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".

С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация  закончилась, по Ладоге удалось доставить 24097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд  вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА., а 26 ноября 1941 года всю дорогу из-за усталости льда пришлось переносить на новую трассу.

Слайд №4.Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. 

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.

Сколько человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!.. Эвакуация из города началась еще в конце ноября 1941 года, но массовый характер он приняла лишь в январе 1942 года, когда окреп лёд. Из блокадного Ленинграда уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи. Из города было эвакуировано 1 миллион 376 человек, вывезено 3700 вагонов промышленного оборудования, ценностей культуры и другого имущества.
    Каждая четвертая машина погибла на Ладоге!

   Она пролегла  ледяными  полями,

«Дорогою Жизни»  назвали её.

И жизнь  пробивалась сквозь  холод и пламя,

Бомбёжки,  метели  и взломанный  лёд.

И с суши, и с неба её  охраняли,

Подходы  по  льду  день  и ночь  стерегли.

Дорожники трассу  чинили,  меняли,

Как  пульс  Ленинграда  её  берегли.

 Она – как  легенда, как  песня, как  знамя.

У этой  дороги  не  будет  конца –

Она  навсегда пролегла  через  память,

Навеки  прошла  через  наши  сердца

                                                                        А. Молчанов


слайд №5.
Морозы. Еще одним страшным бедствием были морозы. Они ударили в ноябре. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.    

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. За годы блокады в городе,  несмотря на нехватку топлива,  не было срублено ни одного дерева! К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.    

В первой декаде февраля умерло 36606 человек , во второй - 34852. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года - за один месяц умерло 96751 человек.

(Звучит отрывок из «Героической симфонии» Д.Д.Шостаковича. Симфония № 7, Ленинградская)

Слайд №6.Промышленность. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре - декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. За 6 военных месяцев 1941 года ленинградцы выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10000 пулеметов, изготовили свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов.

Слад №7.Дети Ленинграда.  Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Таню, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится
очень скромный

дневничок 
Его писала

Савичева Таня.

 Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

                В школе  № 35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Слайд №8.Радио. Всю блокаду работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. Когда радио замолчало, то в радиокомитет стали приходить люди с вопросами: "Что нам нужно сделать, чтобы снова включили радио? Без него невыносимо". Перед микрофоном в Доме радио была сделана деревянная подставка - на нее опирались выступавшие по радио поэты, писатели, дикторы.

Ленинградские поэты. Известный поэт Ольга Берггольц,   оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами.

…Товарищи, мы в огненном кольце!

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, – к вечеру добраться б...

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин.

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,

чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

ко мне взывает братская могила

на охтинском, на правом берегу.

Слад №9  Прорыв блокады. 18 января 1943 года удалось объединить два фронта: Ленинградский и Волховский,  у станции Подгорной.  Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. 17 км свободной земли! Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 18 января 1943 года - прорыв блокады. 27 января 1944 года – блокада Ленинграда была снята. В честь выигранного сражения  над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Подвиг ленинградцев. Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы несли огромные жертвы,  ни минуты не сомневаясь в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших. Блокада оставила страшную память о себе множеством братских могил, главной из которых стало Пискарёвское кладбище.

Многие ленинградцы, чьи имена не удалось узнать, похоронены в братских могилах. Но были и такие, чьи имена остались и останутся в памяти людей навсегда. Только на одном этом кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев.

Когда в январе 1944г. полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей из 2 млн. 544 тыс.

    Здесь лежат ленинградцы

    Здесь горожане-мужчины, женщины, дети

    Рядом с ними- солдаты-красноармейцы

    Всею жизнью своею они защищали тебя , Ленинград,

    Колыбель революции.

    Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем

    Так их много под вечной охраной гранита,    

    Но знай, внимающий этим камням,

    Никто не забыт и ничто не забыто!»

Учитель: Прошу всех встать и почтить минутой молчания память погибших во время Великой Отечественной войны

(Минута  молчания. Звучит метроном.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...