Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
статья на тему

Абросимова Галина Анатольевна

Организация дополнительного образования в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Нормативно-правовые документы системы образования РФ, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» таким образом определяют целеполагание воспитывающей деятельности комфортной образовательной среды образовательного учреждения: «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в нашем образовательном  учреждении обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей способствует повышению качества их жизни в дальнейшем. В частности, положительно влияет на уровень образованности и общей культуры обучающихся, влияет на  их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Дополнительное образование  обеспечивает формирование и развитие знаний, умений, способностей, черт характера и иных качеств, необходимых для воспитания всесторонне развитой, социально-активной личности.

Дополнительное образование в нашей школе включает в себя целый спектр разнообразных направлений:

1. Спортивно-оздоровительное (спортивные кружки и секции, «Шахматы» ЛФК);

2. Художественно-эстетическое (ИЗО студия «Акварелька», музыкально- хореографическая студия «Вот и мы»,  «Оберёжное рукоделие»);

3. Театральное (театральная студия «Фламинго»);

4. Социально- педагогическое  (представлено творческими объединениями : «Тестопластика», «Фотомастер» , «Квиллинг» , «Волшебный клубок»,

5. Техническое («ПервоЛого»)

Данные направления представлены в свою очередь проектами и программами, как авторскими, так и адаптированными.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса в школе и обеспечивает единство обучения и воспитания.

Цель. Развитие системы дополнительного образования в интересах формирования социально активной творческой личности, обладающей широким кругозором и стремящейся к постоянному самосовершенствованию.

Ценностные приоритеты ДО:

Развитие детского творчества;

Воспитание культуры здорового образа жизни;

Раскрытие творческого потенциала личности с его последующей реализацией;

Создание условий для педагогического творчества;

Демократизация образовательного процесса;

Ориентация образовательного процесса на потребителя;

Социализация образовательного процесса.

В процессе реализации ДО  решаются следующие задачи:

Раскрытие творческих способностей;

Развитие коммуникативной культуры и способностей к адаптации в современном мире;

Формирование условий для создания комфортной образовательной среды в рамках единого образовательного пространства школы;

Создание условий для интеллектуального, духовного и нравственного развития личности;

Социальная адаптация и профессиональная ориентация учащихся;

Формирование культуры интеллектуального и социально-значимого досуга.

Организационно-педагогические условия

Режим работы

В школе шестидневная рабочая неделя для учащихся 2-12 классов. Дополнительное образование проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятий зависит от возраста учащихся и определяется программой. Между занятиями предусмотрен перерыв.

Организация процесса

Учебный год в школе разделен на четверти. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе, это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали.

Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, помещении школьного музея, в актовом зале, спортивном зале и за пределами школы (музеи, театры, Центры дополнительного образования и т.д.)

Основные формы освоения программ обучения: путешествие, мастерская, интерактивное занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция, защита проектов.

Условия выбора и готовность учащихся к освоению предлагаемых программ

Ученики школы могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса, направленный на выявление:

Ø интересов учащихся в области дополнительного образования;

Ø возможных проблем при прохождении конкретных программ;

Ø направлений востребованных потребителем;

Ø возможностей педагогического коллектива по созданию большей вариативности в сфере дополнительного образования.

Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать учащихся в сфере дополнительного образования. Психологическая служба школы может предоставлять помощь учащимся в выборе программы наиболее для них подходящей.

Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в школе.

Ресурсная база для реализации программ по дополнительному образованию.

Материально-техническое обеспечение

Группы дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, актовом и спортивном зале, тренажерном зале, помещении школьного музея. Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Кадровое обеспечение.

        Качество дополнительного образования детей обеспечивают        педагогические кадры.  Из 9  руководителей детских объединений,  имеют высшее педагогическое образование 70% и  высшую квалификационную категорию 40 % . Руководители детских объединений  имеют педагогический стаж работы более 10лет-80%, 20% педагогов - молодые специалисты.

Методическое обеспечение

ДО предусматривает следующее методическое обеспечение:

-программы и проекты;

- примерное тематическое планирование;

- творческие мастерские, «открытое пространство образования»;

-дополнительная литература, используемая педагогами для осуществления качественной работы по различным направлениям;

- примерная тематика исследовательских, проектных, творческих работ учащихся, осваивающих и реализующих программы ФГОС.

Результативность освоения программ по направлениям

Открытые мастерские, тематические выставки работ, участие в олимпиадных практикумах, конкурсах, оформительская работа школьных мероприятий, открытые спортивные мероприятия, участие в спортивных соревнованиях, показательные выступления. Отчеты перед родителями, интерактивное занятие для детей, размещение на сайте школы информационных материалов и фото отчетов о реализации ДО, участие в школьных и районных и областных  праздниках.

Показатели эффективности ДО

- охвата учащихся дополнительным образованием 100%

-удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной деятельности в ОУ

-увеличение доли обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом

-рост числа участвующих в мероприятиях, обозначенных календарным планом проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

-создание партнерского взаимодействия при реализации программ ДО

-удовлетворенность родителей качеством реализации программ дополнительного образования

-активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр дополнительного образования представленного в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....