Современные педагогические технологии
методическая разработка на тему
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ped.tehnologii.docx | 55.65 КБ |
sovremennye_ped.teh_.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение системы дополнительного образования «Вичугский районный Дом детского творчества»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Через поиск, творчество, успех – к вершинам мастерства»
Содоклад на тему: «Современные педагогические технологии
в дополнительном образовании детей
Подготовила:
Методист Садова С.В.
февраль, 2015г.
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД.
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
• обновление содержания образования;
• внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Избежать подобной ошибки поможет использование современных педагогических технологий.
Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М. Монахов).
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,
индивидуализация обучения, метод проектов);
- Коллективный способ обучения;
- Технология КТД;
- Технология ТРИЗ;
- Проблемное обучение;
- Технология программированного обучения;
- Игровые технологии;
- Технология креативного мышления «Шесть шляп» Эдвард де Боно.
- Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) -
сочетание обучения (нормативно-сообразная деятельность общества) и учения (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей образовательной системы является индивидуальность детской личности. Следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
- комплектование учебных групп однородного состава;
- внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
- профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
- Технология индивидуализации обучения (адаптивная)
технология, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.
- Групповые технологии
Предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий:
- групповой опрос;
- общественный смотр знаний;
- учебная встреча;
- дискуссия;
- диспут;
- нетрадиционные занятия (конференция, путешествие,
интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике.
Можно выделить уровни групповой деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
- планирование работы в группах;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение результатов;
- сообщение о результатах;
- подведение итогов, общий вывод о достижениях.
- Технология коллективной творческой деятельности (КТД)
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности и организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.
Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Технологическая цепочка коллективного творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):
- Подготовительный этап: предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес.
- Психологический настрой: определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.
- Коллективное планирование: можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: Для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
- Коллективная подготовка дела: выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
- Собственно деятельность - высокий культурный уровень.
- Осуществление разработанного плана.
- Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
- Результаты коллективного дела.
- Технология «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач)
Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
- умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
- умение обобщать, делать выводы;
- умение оригинально и гибко мыслить;
- умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:
- эвристическая игра,
- мозговой штурм,
- коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.
- Технология исследовательского (проблемного) обучения
Организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование дидактических алгоритмизированных задач.
- Технология программированного обучения
Возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:
- линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
- разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
- адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
- комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоенного материала);
- коррекционно-информационный блок;
- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
- блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П.Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний, которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон.
Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми обучающимися. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить.
Именно выход на конечные результаты, определение «эталона» обучения придает дополнительному образованию осмысленность, а обучающийся знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.
Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формой оценки реализуемых образовательных программ может проводиться в следующих формах: викторины, олимпиады, конкурсы, концерты, открытые занятия собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем обучающимся, так как:
- задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;
- успехи каждого обучающегося сравниваются с установленным эталоном;
- каждый обучающийся получает необходимую помощь;
- диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.
- Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.)
Технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Основные принципы игровых технологий:
- природо – и культуросообразность;
- умение моделировать, драматизировать;
- свобода деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии, применяемые педагогами в работе с учащимися различного возраста и используемы при организации занятий по всем направлениям деятельности, помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Знание всегда имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника увлекательным и жизненным. Учитывать эмоциональный аспект обучения значит - пробуждать интерес к изучаемой теме или вопросу и создавать в классе безопасную, доверительную атмосферу, которая позволяет обучающимся как можно полнее использовать свой потенциал.
Такую атмосферу создают на занятии «энергизаторы» - короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности:
- телесно-кинестетические;
- музыкально-ритмические;
- визуально-пространственные;
- межличностного общения.
Игры - энергизаторы подходят для работы с детьми любого возраста. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам на занятии создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
Педагоги, которые решат использовать энергизаторы в своей работе, сразу заметят их преимущества:
- Создание положительной психологической атмосферы в учебной группе.
- Восстановление энергии группы.
- Привлечение внимания участников.
- Объединение нескольких методов обучения в целое.
- Включение в обучение всех учащихся.
- Вовлечение различных индивидуальных стилей обучения в единый процесс.
- Получение удовольствия от учебы.
Игры - энергизаторы делятся на следующие группы:
- Упражнения, использующиеся для знакомства участников, получения информации об участниках, применяющиеся в начале занятия («Снежный ком», «3 правды 1 ложь», «Что изменилось?», «Пожелание», «Комплимент»).
- Упражнения, использующиеся для деления группы на пары / малые группы («Что у нас общего», «Поездки на такси», «Фруктовый салат»).
- Упражнения, применяющиеся для сплочения группы («Построиться по...», «Имя и определение», «Я собираюсь в путешествие»).
- Упражнения для тренировки невербальных навыков общения («Выражение чувств», «Пишем телом», «Зеркало»).
- Упражнения для тренировки внимания («Хлопки», «А» и «Б», «Слоны, Буйволы, Желе»).
- Упражнения для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы («Третий лишний», «Хвост дракона», «Путаница»).
- Упражнения для завершения занятия («Передай энергию», «Ты мне нравишься потому что...», «Дождь»).
- Технология креативного мышления «Шесть шляп» Эдвард де Боно
«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно.
Что такое «Шесть шля мышления»?
Это – 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в той или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту, бизнесе или педагогической деятельности, чтобы направить ее развитие в лучшую сторону.
Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления. Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира.
Э.Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латерального).
Что понимается под параллельным мышлением?
Это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а существуют.
Эмоции – часто мы склонны опираться на чутье, эмоции, предрассудки.
Беспомощность – я не знаю, что делать, с чего начать.
Путаница – мы пытаемся удержать в уме все сразу.
Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями.
Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение.
Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
Почему «Шесть шляп»?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций;
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.
Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний.
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для от реагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обучаемых: творческое, критическое мышление, толерантность.
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Поэтому цель внедрения инновационных технологий — дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
- проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
- научить детей новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Рефлексия
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология - (от греч. techno – искусство , мастерство , умение и logos – наука, закон) - наука о мастерстве. Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации, проведению учебного процесса.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода : - Личностно-ориентированное обучение - Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов ) - Групповые технологии - Технология КТД - Технология ТРИЗ - Технология проблемного обучения - Технология программированного обучения - Игровые технологии
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Цель – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности . Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого обучающегося.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - технология , при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков ). Главное достоинство индивидуального обучения - позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Элементы групповой технологии: - постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; - планирование работы в группах; - индивидуальное выполнение задания; - обсуждение результатов; - сообщение о результатах; - подведение итогов, общий вывод о достижениях.
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КТД) Цели технологии: - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.); - воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ» ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Технология ТРИЗ формирует: - умение анализировать, рассуждать, обосновывать; - умение обобщать, делать выводы; - умение оригинально и гибко мыслить; - умение активно использовать воображение.
Занятия предполагают создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО (ПРОБЛЕМНОГО) ОБУЧЕНИЯ
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др .). Блочное обучение : - информационный блок; - тестово -информационный блок (проверка усвоенного материала ); - коррекционно-информационный блок; - проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний ); - блок проверки и коррекции. Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Технология позволяет достичь хороших результатов всем обучающимся, так как: - задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала; - успехи каждого обучающегося сравниваются с установленным эталоном; - каждый обучающийся получает необходимую помощь; - диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ШЕСТЬ ШЛЯП» Э двард де Боно
Концепция «Шести шляп» Параллельное мышление - это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а существуют. Эмоции – часто склонны опираться на чутье, эмоции, предрассудки. Беспомощность – не знаю, что делать, с чего начать. Путаница – пытаемся удержать в уме все сразу.
Подробная и необходимая информация. Только факты. Фиксирование точек зрения. Чувства, догадки и интуитивные прозрения. Фиксирование всех эмоций. Фиксирование рисков, трудностей, «минусов». Выработка рекомендаций. ШЕСТЬ РЕЖИМОВ МЕТОДА
Фиксация возможных выводов и положительных сторон. Фокусировка на альтернативах, новых возможностях и идеях. Управление мыслительными процессами. Обобщение, фиксация смыслов, выводы.
«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя » Антуан де Сент Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...