Учебное занятие "Интервью. Вопросы- крючочки"
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Занятие направлено на проверку качества усвоенного материала по теме и закрепление полученных знаний (проведение интервью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu._voprosy-kryuchochki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по программе «Журналистика»
Педагог дополнительного образования Тунгусова О.Н
Тема: «ИНТЕРВЬЮ. ВОПРОСЫ - КРЮЧОЧКИ»
Тип занятия: повторение и закрепление знаний, умений и навыков обучающихся по журналистике.
Форма занятия: деловая игра
Цель: Закрепить знания обучающихся в интервьюировании
Задачи:
- Закрепить знания обучающихся по информационным жанрам (интервью).
- Научить внимательно слушать собеседника, определять «ключевые», «опорные» слова в разговоре, быстро ориентироваться в ходе разговора.
- Прививать навыки в постановке вопросов и проигрывании ситуаций.
Ход занятия:
- Организационный этап. Приветствие, постановки цели и задач занятия. – 2 мин.
- «Разминка для ума» - 5 мин. (пословицы).
- Этап повторения пройденного материала (информационный жанр, виды интервью) – 5 мин.
- Этап закрепления знаний. Практикум (пресс – конференция) – 20 мин.
- Подведение итогов.
Необходимый материал: карточки-задания.
Ход занятия
1. Организационный этап. Приветствие педагога. Постановка цели и задач.
Сегодня мы с вами повторим и закрепим ваши знания по одному из информационных жанров. А начнем мы наше занятие как обычно с разминки для ума.
2. «Разминка для ума» Пословицы
Разгадайте пословицу, поговорку во фразах, изложенных почти научным языком:
1. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин, проглоченного им продукта животноводства (знает кошка, чье мясо съела).
2. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния (комар носа не подточит).
3. Сильная боязнь имеет большие органы зрения (у страха глаза велики).
4. Скорость движения обратно пропорциональна пройденному расстоянию (тише едешь – дальше будешь)
5. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна (отольются кошке мышкины слезки)
3. Повторение.
Как вы думаете, исходя из вашего опыта, какой из информационных жанров самый используемый? (интервью)
Какие виды интервью вы знаете? (приложение 1)
Интервью является одним из самых распространенных способов получения информации. Но это и самый уязвимый жанр, так как он предполагает общение, то есть разговор с конкретным человеком. А это значит — необходимо учитывать:
- настроение, темперамент, степень осведомленности собеседника;
- качество, количество вопросов;
- психологическую подготовленность к разговору самого корреспондента, его внешний вид, поведение, отношение к собеседнику.
Для начинающего корреспондента важно хорошо подготовить вопросы и научиться их проговаривать (можно даже выучить наизусть).
Для опытного корреспондента задачу можно усложнить и тем самым рассчитывать на получение качественной, объемной информации. Как? С помощью так называемых «вопросов-крючочков».
«Вопрос-крючочек» - это вопрос, плавно, логически вытекающий из текущего разговора корреспондента с собеседником. Подчас рассказчик, отвечая на заготовленный вопрос, дает интересную, многообещающую информацию. И вот здесь очень важно корреспонденту, внимательно следящему за ходом беседы, подхватить ее, детализировать, углубить. Здесь на помощь и приходят вопросы-крючочки. Они цепляются за интересную или последнюю мысль собеседника и «раскручивают» ее.
«Вопросы-крючочки» хороши, когда собеседник не очень разговорчив и требует «разогрева» - беседы не по теме; беседы, затрагивающей его личные или общие темы.
«Вопросы-крючочки» нужны в экспресс-опросе или экспромтном (заранее не подготовленном) интервью.
Безусловно, все это требует определенной подготовки и тренинга.
4. Закрепление.
Вы уже имеете небольшой навык интервьюирования (проведение экспресс- опроса, работа в парах)
Сегодня мы апробируем метод «вопросов –крючочков» на занятии. Для работы нам необходимы два аналитика (Лера, Рома, Диана). Остальные участники делятся на две подгруппы, каждая из которых будет в роли и корреспондента, и собеседника.
Работа в подгруппах (приложение 2)
Каждая подгруппа получает задание: подготовиться к интервью (продумать по 1 - 2 вопроса, отличные друг от друга); придумать название журнала или газеты (корреспонденты не забывают назвать себя, представить журнал).
Обе подгруппы готовятся одновременно.
15-20 секунд для вхождения в образ собеседника (приложение 3).
Далее идет экспромтное интервью. Потом подгруппы меняются местами и ролями.
Педагог и оставшиеся пары — аналитики.
Работа аналитиков. Аналитики оценивают:
- качество «вопросов-крючочков»;
- степень ориентированности той и другой стороны;
- качество ответов;
- уместность использования «опорных», «ключевых» слов журналистами.
- Подведение итогов.
Какую форму интервью мы использовали? (пресс-конференция)
Что было труднее: быть собеседником («вжиться в образ» и отвечать на вопросы) или корреспондентом (находить в «зацепку» в ответах собеседника и задавать «вопросы – крючочки»)?
Почему?
Такой метод опроса вам пригодится в дальнейшем при подготовке не только очередного выпуска стенгазеты, но и в реализации проекта «Радиоздоровье»
Не забывайте, что на следующее занятие вы приносите материалы по проекту. Всего доброго. Встречаемся в пятницу.
Приложение 1.
Виды интервью
ИНТЕРВЬЮ – это беседа корреспондента с собеседником. Корреспондент прибегает к интервью, когда ему надо подтвердить добытые факты чужим мнением.
У этого жанра несколько форм:
- Интервью-монолог – самый простой – один вопрос и один ответ. Корреспондент использует его, когда собеседника никак не уговоришь написать в газету самого, а пояснения требуются срочно. Например, почему, с точки зрения медицины, нельзя купаться в первые дни заезда в лагерь.
- Интервью – диалог - здесь корреспондент и собеседник равны. Вопросы корреспондента не остаются за кадром. И по ним читатели видят, как «выспрашивалась», как добывалась информация.
- Пресс-конференция - здесь может быть один (или два-три) собеседника, зато - много корреспондентов. Тот самый случай, когда приехала знаменитость, и вопросы к ней есть у всех средств информации.
- Диалог – в этом случае корреспондент задает одинаковые вопросы двум собеседникам. Обычно у них противоположные взгляды на предмет разговора. Например, корреспондент может свести в диалоге двух вожатых с разными подходами к поощрению или наказанию детей. Или - вожатого и родителя. Но у собеседников могут быть и мнения, дополняющие друг друга.
- «Круглый стол» - форма, похожая на диалог, только здесь собеседников больше: три. четыре, пять. И на обсуждение выносится проблема, по которой много мнений. Важно, чтобы сам корреспондент хорошо в ней ориентировался и мог вести беседу.
- Анкета – то же, что и «круглый стол», только собеседников не нужно собирать вместе. Им предлагается ответить на вопросы письменно. Важно, чтобы это были не случайные люли, а действительно авторитетные. Но пригласить их на "круглый стол" - на прямой диалог – не получается. Например, они не могут приехать в лагерь (руководитель предприятия или организации, который финансирует смену, руководители города, на территории которого находится лагерь и пр.). С ними можно связаться по факсу, электронной почте, задать вопросы через секретаря или телеграммой.
Иногда корреспонденты используют и такую форму, как ЭКСПРЕСС-ОПРОС. Но это не интервью, а жанр, близкий к репортажу. Потому что он отражает не авторитетное мнение, а просто делает срез настроения очень разных, случайных людей.
Приложение 2
Работа в подгруппах.
В процессе работы состав аналитической группы меняется (одни пары сменяют другие).
Используя разные издания, меняя роли, можно научить детей слушать и слышать собеседника, опираться в разговоре на сказанные последним, исключить волнение, страх, чувство неловкости.
Правила:
- После работы первой пары — короткая пауза, во время которой дети
педагог анализируют прошедшее интервью, разбирают допущенные ошибки, чтобы впоследствии их избежать. - Разговор может быть закончен по инициативе педагога, из-за несамостоятельности пары, или если исчерпана тема.
- В течение занятия каждая пара побывает в роли респондента, журналиста аналитика.
Приложение 3.
ЗОЛУШКА | ВОЛК («Красная шапочка») | ВОЛК («Три поросенка») | ВОЛК («Про 7 козлят») | КРАСНАЯ ШАПОЧКА | 3 ПОРОСЕНКА |
КАРЛСОН (из м/ф) | ВИННИ-ПУХ (из м/ф) | СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА | ШРЕК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).
Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов....
Учебная игра "Знак вопроса" по теме "Театр"
Интеллектуальная игра по теме "Театр"...
Тематическое планирование учебного курс для 7 класса"Избранные вопросы математики"
Тематическое планирование учебного курса для 7 класса...
Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфер...
«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...
Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)
Программа элективного учебного предмета по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по мат...
Статья. «К вопросу о развитии учебной автономии учащихся 9-11классов в иноязычной учебной деятельности.»
Статья посвящена вопросу автономии в старших классах средней школы., а также в ней упоминаются различные виды заданий направленных на развитие навыков и умений автономии в 9-11классах средней школы....