Статья. «К вопросу о развитии учебной автономии учащихся 9-11классов в иноязычной учебной деятельности.»
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Статья посвящена вопросу автономии в старших классах средней школы., а также в ней упоминаются различные виды заданий направленных на развитие навыков и умений автономии в 9-11классах средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchebnoy_avtonomii_uchashchihsya_9.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«К вопросу о развитии учебной автономии учащихся 9-11классов в иноязычной учебной деятельности.»
Подписав 19 сентября 2003г. в Берлине Болонскую декларацию, Россия вошла в единое европейское образовательное пространство. Это событие повлекло за собой значительные изменения в российской системе образования.
Современная концепция обучения иностранному языку (ИЯ) развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения. Другими словами, речь идет о повышении ответственности ученика за ход и результаты своей учебной деятельности.
Каждому человеку свойственна способность и желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать собственные решения. Сформированность навыков и умений автономии может способствовать повышению эффективности иноязычного обучения в старших классах средней школы. Не случайно проблемам автономности в овладении ИЯ посвящен ряд международных семинаров, проведенных Советом по культурному сотрудничеству при Совете Европы в Австрии и Голландии. В проекте пакета документов под названием «Европейский Языковой Портфолио» («European Language Portfolio»), отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации европейское общество становится более интерактивным и мобильным: европейцы путешествуют с целью обогащения своего профессионального, образовательного и личностного опыта. В материалах данного проекта сделан акцент на автономной работе при изучении ИЯ. В связи с этим выделяются необходимые качества человека, такие способность к самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверенность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью и т.д.
В традиционной модели обучения хорошим учеником считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя в срок, следующий предложенным инструкциям и правилам. Но условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность личности, которая скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различных проблем. Очевидно, что инициативность надо целенаправленно и последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за результаты своих решений есть звенья единой цепи, и усилия школы и семьи в этом направлении трудно переоценить. С этой целью применяются различные педагогические подходы к обучению..Безусловным достижением новых стандартов общего среднего образования для России можно считать введение единых подходов к определению минимальных требований к уровню обученности учащихся по различным предметам школьного цикла. В них выделяются три компонента:
• Знания;
• Умения применять полученные знания в учебной и реальной деятельности;
• Владение способами познавательной деятельности
Такая постановка задач для учителей по всем учебным предметам способна обеспечить переход от механического запоминания учебной информации к активным действиям по их усвоению, а значит и к творческому, духовному развитию личности. Именно в таком контексте обучения становится возможным формирование всех базовых компетенций, включая самообразовательную компетенцию, для формирования которой можно использовать технологию автономного изучения иностранного языка.
Понятие, обозначаемое словом «автономия /самообучение/ самообразование», рассматривается как альтернатива традиционному обучению ИЯ. Исходное определение автономии в области ИЯ было предложено в 1979 году Х. Холеком. Основные его положения сводятся к следующему: автономия учащегося понимается, как умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность, включая все компоненты этой деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, оценка полученного результата. Сказанное выше относится к автономии как образовательной цели, которая ставится и достигается в школе. Вместе с тем автономия может рассматриваться и как метод учения, при котором учащиеся ответственны за все решения, связанные с процессом учения и сами реализуют свои решения.
В МБОУСОШ №134 процесс обучения английскому языку осуществляется на основе УМК «Английский в фокусе» со 2-9 классы. Данный учебник направлен на активизацию иноязычной УД учащихся, а также способствует развитию навыков и умений автономии.
Деятельностный подход к организации образовательного процесса – одна из главных особенностей данного УМК.
Основными методологическими принципами УМК является коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Формированию навыков самооценки и самоконтроля уделяется серьёзное внимание. И не случайно в структуре образовательной компетенции выделен оценочный компонент, что связано с необходимостью формирования способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности как механизма саморазвития. Здесь эффективен новая современная технология «языковой портфель». В данном УМК языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся используют во время прохождения всего курса. Его цель – помочь учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идёт изучение английского языка, и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. Языковой портфель включает в себя проекты или письменные работы, всё то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка.
На уроках в школе мы объясняем, что существуют очень важные средства самостоятельного овладения иностранным языком, такие как двуязычный словарь, грамматический справочник, страноведческий комментарий, учебные диски, компьютерные программы и пр.
Для более эффективного формирования навыков автономии я использую технологию автономного изучения английского языка. И в рамках данной технологии мною разработана система заданий, направленных на развитие автономии учащихся.
Речь идёт о заданиях репродуктивного, репродуктивно-продуктивного типа, заданиях творческого характера, а также упражнениях, направленных на работу со словарём.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на заданиях творческого характера которые я применяю чтобы активизировать учащихся в учебном процессе и развить у них навыки и умения автономии. ,
Задания творческого характера позволяют сконцентрировать внимание учащихся на содержании высказывания и играют важную роль в процессе обучения, т.к. имеют продуктивный характер и способствуют развитию критического мышления. Например:
1.Make a presentation on the topic «Celebrations.”
Follow the plan:
-what is it and where it takes place
- What people do
- Food and music
- How people feel about it
- Your own attitude to it
2. Comment on the presentation using “Hats of thinking”. Work in 3 groups.
“The yellow hat” states positive points of the presentation.
“The black hat” states negative points of the presentation.
“The blue hat” generalizes the points of view of all the hats.
3.1.6. Read the quotation. What does it mean to you? Discuss.
«War does not determine who is right – only who is left”. -
Bertrand Russel, philosopher, 1820-1970
3. Make a «sinkwein» on the topic « Celebrations».
Например:
Life and living
Beautiful, interesting
Live, feel, act.
People should always be happy.
Life is happiness.
4. Make a project on the topic: wildlife in danger».
Collect information about habitats in your country.
- What animals live there?
- What problems do they face?
5. Read the quotation. What does it mean to you?
« War does not determine who is right - only who is left».
Мы считаем что, вышеназванные типы заданий действительно способствуют развитию автономии учащихся и их необходимо включать в учебный процесс для дальнейшего развития коммуникативной компетенции учащихся и повышении ответственности школьника за ход и результаты процесса овладения ИЯ.
Таким образом, языковой портфель и вышеназванная система заданий направлены на эффективное формирование навыков и умений автономии, и способствуют развитию самообразовательной компетенции, обеспечивающей способность к самообразованию, ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкость применения знаний, умений и навыков, постоянный самоанализ и контроль своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»
В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...
Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."
В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....
Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности
Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью ...
Статья «Формирование и развитие ИКТ - компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика - сама по себе, м...
Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка
Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....
статья.«Развитие и воспитание учебной автономии учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием учебной автономии у обучающихся средней школы в процессе иноязычной деятельности. Основными условиями для успешного осуществления автономии учен...